БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Судебная бухгалтерия » ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

1. Сущность и объекты ревизии.
2. Классификация ревизий и задачи, стоящие перед ними в современных условиях.
3. Правовое регулирование контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь.
4. Планирование контрольно-ревизионной работы.
5. Координация контрольно-ревизионной работы.
6. Права, обязанности и ответственность ревизора.
7. Обязанности, права и ответственность должностных лиц, деятельность которых проверяется.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТЫ РЕВИЗИИ
В настоящее время в экономической литературе существует ряд определений понятия «ревизия». Так, в Большом бухгалтерской словаре под ревизией понимается «проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей» [13, 390\. В то же время, И. Н. Белый определяет ревизию как «способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учетных и отчетных показателей» [1, 41-42]. На наш взгляд, в первом определении понятие «ревизия» отождествляется с понятием «проверка», хотя это две самостоятельные формы контроля, различающиеся глубиной охвата контролируемых объектов. Во втором определении «ревизия» представляется как «способ... контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью», несмотря на то что в процессе ее проведения используется ряд способов и приемов, рассмотренных нами ранее, а производственная деятельность организаций и предприятий исследуется лишь при проведении комплексной ревизии.
С учетом этого, ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов предпринимательской деятельности, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей.
Слово «revision» в переводе с латинского языка означает «пересмотр». Процесс ревизии представляет собой пересмотр реально выполненных финансовых операций и хозяйственных процессов, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности, в сопоставлении с установленными законодательными нормами, правилами, нормативами, инструкциями и т. д. для установления их законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности.
Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерского учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения.
Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта. В этот же период изучают возможности использования резервов, возникающих с развитием и совершенствованием технологического процесса производства.
Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕВИЗИЙ И ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД НИМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности классифицируются по ряду признаков. Так, в зависимости от субъекта ревизии или органа управления, осуществляющего ревизию, они подразделяются на вневедомственные, ведомственные и внутрихозяйственные (приложение 5).
Вневедомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного управления в пределах своей компетенции и имеющихся контрольных полномочий по отношению к предприятиям всех отраслей национальной экономики, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и видов деятельности
Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов управления и осуществляются в отношении финансово-хозяйственной деятельности прямо подчиненных им предприятий и организаций.
Внутрихозяйственные ревизии осуществляются штатными ревизорами данной организации, в процессе их контролируется финансово-хозяйственная деятельность входящих в состав этой организации предприятий и других структурных подразделений.
По организационному признаку ревизии могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего контролирующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки). В соответствии с действующим Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций плановые ревизии одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановые ревизии одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов, за исключением встречных проверок. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету с предложениями о необходимости проведения внеплановых ревизий. В зависимости от полноты проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности ревизии классифицируются на комплексные, документальные и тематические ревизии (проверки).
Комплексная ревизия - наиболее действенная форма контроля, сочетающая приемы документальной и фактической проверки и представляющая собой всестороннее и взаимосвязанное исследование всех участков деятельности контролируемого объекта группой специалистов, хорошо знающих экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством в области организации и проведении контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь у субъектов хозяйствования должны проводиться в основном комплексные ревизии.
Документальная ревизия- форма контроля, в процессе которого проверяются финансовые операции и хозяйственные процессы в организациях и на предприятиях путем исследования первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности на предмет установления законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности их совершения с одновременной проверкой наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей. Общими задачами документальной ревизии являются: проверка соблюдения финансовой, сметной и платежно-расчетной дисциплины; борьба с хищениями собственности и другими злоупотреблениями должностных и материально ответственных лиц; проверка выполнения плановых (прогнозных) заданий; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности показателей учета и отчетности; содействие режиму экономии и повышению конечных результатов хозяйствования. Как правило, документальная ревизия проводится одним специалистом - ревизором-документалистом. Документальные ревизии исследуют только одну сторону деятельности предприятия, что не позволяет в полной мере определить состояние производства, уровень внедрения достижений науки в технологические процессы, выявить все причины и факторы, оказывающие определенное влияние на конечные результаты хозяйствования контролируемых объектов. Все это делает их менее эффективными по сравнению с комплексными ревизиями.
Тематическая ревизия - представляет собой частичную проверку отдельной стороны деятельности ревизуемого объекта или ряда объектов по одной теме. В практике работы контрольно-ревизионных служб тематическая ревизия получила наименование «проверка». В отличие от документальной и комплексной ревизий количество тематических ревизий, проводимых в течение года, не регламентируется на законодательном уровне. Их количество и направления в отчетном периоде зависят от состояния дел с сохранностью средств у субъекта предпринимательской деятельности, наличия жалоб, сигналов от граждан и других субъективных факторов и статистической отчетности, другой документации.
В зависимости от полноты проверки первичных документов, учетных записей, бухгалтерской и статистической отчетности, другой документации ревизии подразделяются на сплошные, выборочные и комбинированные.
Сплошная ревизия представляет собой форму контроля, когда исследованию за весь ревизуемый период подвергаются все без исключения финансовые операции и хозяйственные процессы, отраженные в первичных документах, записи в учетных регистрах и отчетные показатели.
В процессе проведения выборочной ревизии изучению подвергается лишь часть финансовых операций и хозяйственных процессов, заранее намеченная ревизором. В основе этого вида ревизии лежит использование выборочного способа контроля.
При проведении комбинированных ревизий используются сплошной и выборочный способы исследования финансовых операций и хозяйственных процессов. Одни операции и процессы субъекта предпринимательской деятельности исследуются сплошным, а другие - выборочным способом.
Несмотря на многообразие видов ревизий, все они имеют общие задачи в современных условиях хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности. Задачи ревизии, как и контроля в целом, определяются содержанием предмета и экономической политикой государства на современно этапе развития национальной экономики. Основные задачи, разрешаемые в ходе проведения ревизий, определены Порядком организации и прове¬дения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. К их числу относятся:
- проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
- проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской Деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь;
- установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, хищениям, бесхозяйственности, а также виновных в этом должностных лиц;
- принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в период проведения ревизии, так и после нее;
- выявление неиспользованных резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В отличие от других форм контроля ревизия имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии, сроки ее проведения и ряд других аспектов организации контрольно-ревизионной работы.
В соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций проводятся, как правило, один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года. Этим же Положением установлено, что в отдельных случаях руководитель органа государственного управления вправе принять решение о проведении плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций один раз в два-три года.
Непосредственно сам процесс ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий - подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов - регламентирован Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Более детально процесс проведения ревизий регламентирован ведомственными инструкциями, разрабатываемыми органами государственного управления и другими контролирующими организациями в соответствии с утвержденным Порядком организации и проведения проверок (ревизий) и Положением о ведомственном контроле.
Вышеуказанные инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организации утверждаются приказом руководителя соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо его территориальными органами в областях и по г. Минску.
Наряду с этим четкой правовой регламентации подлежит и проведение внеплановых ревизий, в частности ревизий по требованию правоохранительных и судебных органов.
Действующим законодательством предусмотрено, что ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов. В то же время ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы, а также иных юридических лиц, кроме названных ранее, и индивидуальных предпринимателей по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Беларусь и его органами на местах (Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» от 25 мая 2000 г. № 293, п. 1).
В проведении такого вида ревизий принимает участие целый ряд контролирующих органов: Министерство финансов Республики Беларусь, таможенные, судебные, правоохранительные и на¬логовые органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы. Порядок взаимодействия этих органов при организации, проведении и реализации материалов ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден ной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства юстиции, Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 83/33/16/149/62/14/8/35.
Порядок проведения инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, оформления и рассмотрения результатов ревизий и проверок, организация их учета и представления отчетности о проводимой контрольно-ревизионной работе в органах государственного управления и иных контролирующих организациях также регламентирован соответствующими законодательными актами и инструктивными материалами. К числу их следует отнести Методические указания о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. (с соответствующими изменениями и дополнениями); постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 ноября 2002 г. № 199 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2 - ревизия «Отчет о контрольно-ревизионной работе и указания по ее заполнению»; Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248; Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 57 (изменениями и дополнениями) и ряд других.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
Содержание плана контрольно-ревизионной работы должно быть сориентировано на контроль максимально возможного числа предприятий при высоком качестве ревизий и проверок с наименьшими затратами, т. е. с соблюдением принципа экономичности контроля. Оно зависит от видов и объема намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков работников контролирующих органов. Наряду с этим при планировании контрольно-ревизионной работы следует учитывать ряд общих положений. Так, в план.должна включаться вся предстоящая работа, благодаря чему будет обеспечиваться его полнота. Поэтому в контролирующих органах составляется несколько планов: план работы контрольно-ревизионной службы на год (полугодие); план проведения комплексных ревизий на год (полугодие); план проведения тематических проверок. Кроме того, при планировании контрольно-ревизионной работы должен быть обеспечен комплексный подход. Это связано с тем, что в проведении комплексных ревизий принимают участие специалисты различных функциональных отделов и важно определить участки проверки и объем работ каждого из них, разграничить круг проверяемых вопросов, установить сроки представления материалов ревизий.
Правильно организованное планирование контрольно-ревизионной работы должно обеспечивать: сосредоточение усилий ревизоров на основных направлениях развития национальной экономики; создание условий для совершенствования деятельности ревизоров, обмена передовым опытом и повышения квалификации; эффективное использование рабочего времени работников контролирующих служб; ритмичное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности при высоком их качестве и действенности и др.
Для выполнения этих требований контрольно-ревизионная служба органа государственного управления и других контролирующих организаций составляет план работы на год (полугодие). План содержит следующие примерные разделы: организация и проведение комплексных ревизий; организация и проведение тематических проверок; подготовка и рассмотрение вопросов на коллегии министерства (другого органа государственного управления); организация ведомственного контроля в подведомственных организациях; проведение семинаров и других форм повышения квалификации работников контрольно-ревизионных служб; организация стажировки молодых специалистов; обобщение и распространение передового опыта организации и проведения контрольно-ревизионной работы в подведомственных организациях и на предприятиях и т. д.
Одновременно составляется план проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций и предприятий на год (полугодие) (приложение 6). С учетом того, что соответствующими органами государственного управления и иными контролирующими организациями до 1 января планируемого года в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь должен быть представлен утвержденный план проведения ревизий (проверок) подведомственных юридических лиц по установленной форме, утвержденной вышеуказанным Советом, в плане проведения комплексных ревизий предусматривается следующая обязательная информация: наименование объекта проверки; его учетный номер налогоплательщика; адрес объекта проверки (область, район, адрес); тема проверки; срок проведения проверки (месяц начала и окончания проверки); ответственный исполнитель (фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона); соисполнители (фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона).
План проведения комплексных ревизий на год (полугодие) конкретизируется путем составления плана проведения комплексных ревизий на квартал (приложение 7).
При составлении плана проведения ревизий необходимо предусмотреть, чтобы хозяйствующие субъекты были обревизованы не менее одного раза в год, а предприятия, финансируемые из бюджета, - не менее одного раза в два года. Кроме того, должен быть реализован принцип непрерывности контроля - ревизуемый период должен начинаться от даты окончания предыдущей ревизии и заканчиваться датой составления последнего баланса и выведения результатов инвентаризации, проверкой которых завершается ревизия. Ревизуемый период, как правило, определяется количеством календарных месяцев, а время проведения ревизии дней. При определении количества дней, необходимых для проведения ревизии, необходимо учитывать такие факторы, как объем документооборота, уровень автоматизации учета, способ проверки документов (сплошной или выборочный), ревизуемый период, условия работы ревизуемого объекта, вид деятельности и др. Наряду с этим общий срок проведения ревизии (проверки) также определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок организации и проведения ревизий, не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем.
При составлении плана проведения комплексных ревизий необходимо предусмотреть равномерную загрузку специалистов контрольно-ревизионных служб, а также выделение резерва времени для выполнения внеплановых проверок и заданий, контроля за выполнением решений, принятых по результатам ранее проведенных ревизий и проверок.
При планировании следует исходить из того; что каждый ревизор должен провести в течение года 6-8 ревизий, т. е. не менее двух третей своего рабочего времени занимается непосредственно проведением ревизий и проверок. Остальное рабочее время ревизора должно быть направлено на участие в работе семинаров по изучению передового опыта организации и проведения контрольно-ревизионной работы, ознакомление с новыми нормативными документами и инструктивными материалами, повышение квалификации и т. п.
Наряду с вышеуказанными планами в контролирующей организации может составляться план проведения тематических проверок (приложение 8). Для составления этого плана необходима следующая информация: наименование вопросов проверок (тем); наименование и местонахождение объектов проверок; сроки проведения; исполнители (фамилия, имя, отчество, должность). Вопросы проверки определяются руководителем контрольно-ревизионной службы совместно с руководителем контролирующей организации и зависят от целого ряда субъективных факторов, которые рассматривались нами ранее.
Планы контрольно-ревизионной работы должны быть конкретными и составляться таким образом, чтобы можно было осуществлять контроль за их исполнением. Необходимо также, чтобы планы работы обеспечивали нормальный режим труда и отдыха специалистов контрольно-ревизионных и функциональных служб, привлекаемых к осуществлению контрольных действий.
Планы контрольно-ревизионной работы составляются в контрольно-ревизионном подразделении и утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления или иной контролирующей организации. Планы проведения ревизий и проверок хранятся как документы, не подлежащие разглашению, в целях обеспечения внезапности контроля, - одного из общих принципов его осуществления.

5. КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
Многообразие видов ревизий обусловливает необ¬ходимость правильной их организации и планирования в целях исключения параллелизма и дублирования в контрольно-ревизионной работе. В последнее время получила развитие координация планов ревизий и проверок, проводимых органами ведомственного и вневедомственного контроля.
Координация контрольно-ревизионной работы позволяет решать следущие задачи: наметить для ревизий и проверок наиболее актуальные темы и вопросы; объединить усилия различных контрольных органов для совместной работы и тем самым создать условия для проведения комплексных ревизий и проверок; обеспечить выработку обоснованных и конкретных предложений и рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, ставших объектами ревизий и проверок; облегчить реализацию материалов ревизий и проверок; сократить их количество и др.
Вопросы координации деятельности органов ведомственного контроля стали наиболее актуальными в современных условиях. В настоящее время на законодательном уровне определено, что в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. С учетом этого возникает проблема: какая из функциональных служб должна организовывать и координировать проводимые проверки? На этот вопрос имеется однозначный ответ в Положении о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций - координирует деятельность структурных подразделений этого органа при осуществлении им ведомственного контроля контрольно-ревизионная служба органа государственного управления. Поэтому в отдельных контролирующих органах составляется План координации проверок, проводимых специалистами структурных подразделений на предстоящий год (полугодие) (приложение 9). В этом плане предусматривается следующая информация: наименование объектов ревизии (проверки), их местонахождение, время проведения ревизии (проверки), участвующие функциональные управления и отделы. Следует отметить, что в плане предусмотрена специальная графа «Согласовано», в которой должны стоять росписи в том, что содержание плана согласовано с руководителями тех функциональных управлений и отделов контролирующей организации, специалисты которых привлекаются к предстоящим комплексным ревизиям и проверкам. Эти планы, после утверждения их руководителем контролирующей организации, становятся обязательными к исполнению.
Координация ревизий и проверок, проводимых органами ведомственного контроля, может осуществляться и путем перечисления соответствующих функциональных управлений и отделов, предполагаемых для участия в планируемых ревизиях и проверках в предстоящем периоде, в Плане проведения комплексных ревизий и проверок на год (полугодие). Здесь же предусмотрена графа «Соисполнители», в которой можно перечислить необходимые функциональные службы, задействованные в планируемом периоде в контрольно-ревизионной работе.
В целях повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с действующим законодательством проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. В состав совета вошли представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. В состав совета могут быть включены представители и других государственных органов. Возглавляет Совет председатель, которым по должности является Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, утвержденного вышеуказанным указом, «координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:
обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...;
согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
организация обмена опытом контрольной работы;
обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов».
Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории.соответствующих административно-территориальных единиц, совет создает советы по координации контрольной деятельности в областях, персональный состав которых утверждается председателем совета.
Получив от министерств, иных республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, утвержденные планы проведения ревизий (проверок) юридических лиц, находящихся в ведении этих организационных структур управления (содержание этих планов нами рассмотрено ранее), Совет по координации контрольной деятельности составляет Единый координационный план проведения проверок (ревизий) на полугодие. В этом документе, дополнительно к информации, представленной в планах министерств и других органов государственного управления, указывается наименование ведомства.
Координация контрольно-ревизионной работы, проводимая в современных условиях, позволит повысить ее эффективность, действенность, результативность, устранить имеющиеся в ней параллелизм и дублирование.

6. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕВИЗОРА
Права, обязанности и ответственность ревизоров и других специалистов функциональных служб, привлекаемых к проведению ревизий и проверок (далее - работники контролирующих органов), определены действующим Порядком организации и проведения проверок и ревизий и разработанными на основе этого документа ведомственными инструкциями.
При проведении ревизий и проверок работники контролирующих органов имеют право:
проверять первичные документы, учетные регистры, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
требовать письменные объяснения от индивидуального предпринимателя, должностных лиц проверяемого юридического лица, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);
опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия в них ценностей, требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также осуществлять проверки правильности их проведения;
привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов строительно-монтажных и ремонтных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать, в необходимых случаях;
запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;
получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;
требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;
при выявлении фактов совершения подлога документов изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта;
передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законода¬тельства, регулирующего экономические отношения, в соответствии с действующими нормами права;
вносить в установленном порядке предложение об уплате сумм, взыскиваемых в порядке применения экономических санкций к проверяемым субъектам.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные права работников контролирующих органов при проведении проверок и ревизий. Вместе с тем работникам контролирующих органов не предоставлены административные права, они не могут давать обязательных распоряжений специалистам ревизуемой организации, требовать наказания за их неправильные действия.
При выполнении служебных функций работники контролирующих органов обязаны:
строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, действующими Порядком организации и проведения проверок и ревизий и ведомственными инструкциями, регламентирующими организацию и порядок проведения контрольно-ревизионной работы;
принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению ущерба, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций;
владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и использовать их в процессе практической деятельности;
перед тем как приступить к проведению проверки (ревизии), предъявить документ, подтверждающий контрольные полномочия, руководителю ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности и ознакомить его с задачами предстоящей проверки (ревизии), а также внести необходимые сведения в Книгу учета проверок (ревизий);
объективно освещать выявленные факты нарушений и злоупотреблений, случаи бесхозяйственности с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин некрытых недостатков в деятельности субъекта предпринимательской деятельности;
при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины устанавливать размер причиненного материального ущерба, причины нарушений и виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения;
оказывать помощь работникам ревизуемой организации в устранении вскрытых недостатков, разъяснять действующее законодательство в сфере экономических отношений, если ошибки допущены в результате его незнания;
оформить результаты проверки (ревизии) соответствующими документами и принять меры к их рассмотрению в установленные сроки;
проверить выполнение решений, принятых по результатам предыдущей проверки (ревизии) и отразить в акте (справке) его полноту и своевременность.
В процессе осуществления функций контроля работники контролирующих органов несут ответственность за:
несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимых ревизий и проверок;
необъективное освещение результатов ревизий и проверок;
полное или частичное сокрытие обнаруженных злоупотреблений;
неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизий и проверок, неполное установление материального ущерба;
использование служебного положения в корыстных целях;
досрочное разглашение результатов ревизий и проверок, которые впоследствии не подтвердились или их разглашение привело к уничтожению улик, а также к несвоевременному и некачественному исследованию финансовых операций и хозяйственных процессов.

7. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ ПРОВЕРЯЕТСЯ
В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим организацию и проведение контрольно-ревизионной работы, а также с ведомственными инструкциями о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, должностные лица, деятельность которых проверяется, обязаны:
предъявлять для проверки товарно-материальные ценности, денежные средства, бланки строгой отчетности и другие первичные документы финансово-хозяйственной деятельности;
давать объяснения в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой документальной ревизии (проверке);
не позднее двухнедельного срока рассмотреть результаты ревизии (проверки) и принять решение по устранению отмеченных нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц и обеспечить контроль за его выполнением;
разработать мероприятия по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений и совершенствованию работы служб предприятия по соблюдению действующего законодательства в области экономических отношений;
при необходимости направлять информацию о результатах ревизии (проверки) в другие органы для принятия решения в целях пресечения правонарушений.
Должностные лица ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности имеют право:
присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, при контрольных запусках материалов в производство, обмерах выполненных работ, осмотрах складов, а также при других контрольных действиях, проводимых ревизующими, с целью проверки касающейся деятельности этих должностных лиц;
знакомиться с содержанием промежуточных и основного актов ревизии (проверки), касающихся их служебной деятельности;
знакомиться с содержанием документов, послуживших основанием для записи в акте о допущенных нарушениях или злоупотреблениях, а также с расчетами подлежащего возмещению материального ущерба;
представлять в обоснование своих действий соответствующие подлинные документы или их копии, заверенные в установленном порядке.
Должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего контролирующим лицам не представилось возможным установить подлинное содержание финансовых операций и хозяйственных процессов, реальный размер причиненного субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба, а также за невыполнение требований ре визора о представлении для проверки первичных документов, учетных регистров, отчетных форм бухгалтерской и статистической отчетности, денежных средств и материальных ценностей, объяснений по выявленным нарушениям и злоупотреблениям, фактам бесхозяйственности.

ЛИТЕРАТУРА
1. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций»: Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 г. № 673 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 г. № 722 йот 12.11.2003 г. № 509).
2. «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь»: Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 г. № 293 (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2002 г. № 64).
3. «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь»: Приказ Министерства промышленности Республики Беларусь от 30.06.2000г. № 235 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 237).
4. Аудит и ревизия: Справ, пособие / А. Л. Бавдей, И. Н. Белый, Н. П. Дробышевский и др.; Под общ. ред. И. Н. Белого. Мн.: Мисанта, 1994. С. 41 71.
5. Пупко Г. М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2002. С 22-58.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии