БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Семейное право » Опека, попечительство и иные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.Охрана детства

Опека, попечительство и иные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.Охрана детства

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

УСРС

по дисциплине «Семейное право»
на тему: «Опека, попечительство и иные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.Охрана детства»

Подготовил:
Студент второго курса факультета Экономики и права группы ПХ-2

Проверил:
Преподаватель
Кафедры Гражданского права
и процесса

Барановичи, 2012


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТЕЙ………………4
ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ……………………………………………. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 12

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст. 3 КоБС Республики Беларусь в сфере социальной политики государство считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства.
Согласно ст. 6 КоБСРеспублики Беларусь, защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений, осуществляется судом, органами опеки и попечительства, а также органами, регистрирующими акты гражданского состояния.
Исходя из содержания ст. 3 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», а также ст. 68 КоБСРеспублики Беларусь права ребенка и их защита обеспечиваются родителями или лицами, их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными и распорядительными органами (органами опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, администрацией детских домов), прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка [5].
В связи с тем, что для Республики Беларусь большое значение имеет своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в соответствии со ст. 117 КоБСРеспублики Беларусь данные возложены на органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, выявлять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Согласно п. 5 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от28 июля 2004 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», органами, осуществляющими выявление детей, нуждающихся в государственной защите являются:
1) органы опеки и попечительства
2) комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования и здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;
3) органы по труду и социальной защите;
4) органы внутренних дел;
5) отделы записи актов гражданского состояния.
Иные органы, учреждения и организации осуществляют выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. №1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь», органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Кроме того, в указанном постановлении отмечается наличие трех структурных подразделений органов опеки и попечительства:
1) управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов;
2) управлений (отделов) здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;
3) правлений (отделов) социальной защиты местных исполнительных и распорядительных органов [6].
В рамках своей компетенции органы опеки и попечительства исполняют следующие задачи:
1) выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
2) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;
3) оказание материальной и иной необходимой помощи детям;
4) осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) защита личных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите.
Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного учреждения образования в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего базового образования, а также на исключение таких лиц из любого учреждения образования;
2) устанавливают опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних;
3) обращаются в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, если эти несовершеннолетние не приобрели дееспособности в полном объеме;
4) осуществляют полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) осуществляют иные полномочия.
В связи с тем, что осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, а в случаях предусмотренных законодательными актами, ― на комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, представляется целесообразным анализ компетенции указанных органов.
На управления (отделы) образования областных, районных, городских исполнительных и распорядительных органов кроме осуществления функций по опеке и попечительству возлагается осуществление функций по охране детства. Для выполнения функции по охране детства в областных, районных, городских управлениях, отделах образования создаются отделы (секторы) охраны детства, в штат которых вводятся инспекторы по охране детства с юридическим образованием.
Кроме этих должностей для выполнения функций по охране детства в областных, районных, городских управлениях, отделах образования может быть введена должность инспектора (методиста) по направлениям деятельности охраны детства (социальная педагогика, психология, дефектология и др.).
Областное управления образования (его отдел по охране детства) выполняет следующие функции по охране детства:
1) координирует и контролирует деятельность районных, городских управлений, отделов образования по охране детства;
2) совместно с Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь создает банк данных о детях, которые имеют потребность в устройстве в семью, кандидатах в усыновители, родители-воспитатели.
Районные (городские) управления (отделы) образования через отдел (сектор) охраны детства и социальных педагогов учреждений системы образования выполняет следующие функции по охране детства:
1) выявляют детей, не достигших восемнадцати лет, которые остались без опеки (попечительства)родителей избирают форму их устройства;
2) в месячный срок представляют в Национальный центр усыновления оперативную информацию о детях, которые остались без опеки родителей и подлежат усыновлению;
3) ведут учет детей, переданных под опеку (попечительство);
4) готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, города, района в городе, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление(удочерение);
5) представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимый для назначения над несовершеннолетними опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, выдачи разрешения на вступление а брак лицам, не достигшим совершеннолетия, принятия решения об эмансипации;
6) оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, детской деревни (городка) постоянную помощь в воспитании и организации оздоровления детей;
7) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;
8) возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей от детей от родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
9) представляют Министерству образования Республики Беларусь, суду мотивированное предложение о целесообразности усыновления детей-граждан Республики Беларусь или установления опеки над ними зарубежными гражданами;
10) при наличии основании ходатайствуют перед судом о привлечении к ответственности лиц, организаций и учреждений, которые пропагандируют через средства массовой информации, литературу, другие мероприятия культ насилия, жесткости, порнографию, уничтожают человеческое достоинство, оказывают вредное воздействие на детей и способствуют совершению правонарушений.
Решения органов охраны детства по вопросам охраны прав детей, их социальной защиты являются обязательными для выполнения учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Например, управления (отделы) здравоохранения осуществляют функции по опеке и попечительству, т.е. выявляют несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в установлении опеки и принимают меры дляпередачи их под опеку или помещения в соответствующие лечебные учреждения, находящиеся в ведении органов здравоохранения[1, с.285-286].
Кроме того, управления (отделы) здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) организуют пропаганду санитарно-гигиенических правил и норм, а также пропаганду здорового образа жизни среди несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
2) способствуют развитию сети детских медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь;
3) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Непосредственно организации здравоохранения в соответствии с их уставами:
1) осуществляют круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
2) проводят медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, и готовят рекомендации по их устройству с учетом состояния здоровья;
3) осуществляют выхаживание и воспитание детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействуют органам опеки и попечительства в предоставлении необходимой помощи таким несовершеннолетним;
4) осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, для оказания им медицинской помощи;
5) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
В случае уклонения несовершеннолетнего от медицинского освидетельствования может проводиться его принудительное медицинское освидетельствование в соответствии законодательством.
В рамках исследуемой темы к компетенции управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите относится, например, функция по определению несовершеннолетних детей с особенностями психофизического развития, оставшихся без попечения родителей и не подлежащих по состоянию здоровья обучению в учреждениях образования, в соответствующие учреждения социального обслуживания[4, с.153].
Реализации права семьи детей на социальную защиту и материальную поддержку, установлению гармоничных внутрисемейных отношений призваны также оказывать содействие территориальные центры социального обслуживания семьи и детей.
Обращаясь к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, следует отметить, что указанный орган принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, отобрании ребенка у родителей (единственного родителя) и установлении ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение, устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или)транспортного средства.
Кроме того, в рамках компетенции комиссий по делам несовершеннолетних последняя:
1) уведомляет районного (городского, межрайонного) прокурора о принятом решении, об отобрании ребенка;
2) формирует комиссию по отобранию ребенка;
3) принимает соответствующие решения о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа или об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав;
4) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством [7].
В целом правовое регулирование организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних осуществляется на основании постановления по делам несовершеннолетних осуществляется на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. №308 «Об образовании Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь».
Например, органы государственной службы занятости населения в рамках избранной темы исследования и в пределах своей компетенции участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также обеспечивают их трудоустройство.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, проводимую на основании постановлений следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
1) инспекции по делам несовершеннолетних;
2) приемники-распределители для несовершеннолетних.
Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие а профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних.
Также к органам, осуществляющим защиту прав детей, относится прокуратура, которая:
1) осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами;
2) принимает сведения о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
Одним из наиболее значимых по составу полномочий в сфере защиты прав и детей и охране детства органом является суд.
Отделы записи актов гражданского состояния в пределах своей компетенции также осуществляют ряд полномочий, направленных на защиту прав детей.
Правильная и своевременная регистрация актов гражданского состояния обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних детей, и государства.
Отдельно следует отметить компетенцию адвокатуры в сфере защиты прав детей. В Республике Беларусь более 1600 адвокатов оказывают юридическую помощь. В целях обеспечения доступности юридической помощи для всех граждан республики, в тои числе и несовершеннолетних, образованы и действует 161 юридическая консультация.
Следует обратить внимание на тот факт, что внимание на тот факт, что в действующем отечественном законодательстве встречается формулировка «органы, учреждения и иные организации, осуществляющие защиту прав детей», к которым по смыслу относят органы, учреждения и иные организации культуры, досуга, спорта и туризма. Указанные органы и организации в пределах своей компетенции:
1) привлекают несовершеннолетних к занятиям в художественных, технических, спортивных и иных кружках, клубах, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры, способствуют формированию здорового образа жизни;
2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, специальным учебно-воспитательным и лечебно-воспитательным учреждениям и приемникам-распределителям для несовершеннолетних в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Государственные органы,в которых предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патронатное воспитание детей―это форма устройства воспитанников детских интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя, при этом происходит распределение обязанностей по защите законных прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и непосредственно учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание[2, с. 61].
Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за руководителями детских интернатных учреждений, в которых находились дети на момент передачи их на патронатное воспитание.
Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье.
Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.
Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Республики Беларусь.
Организации здравоохранения, организации системы образования и социальной защиты, а также учреждения, где на воспитании находятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, организуют поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая политика в области прав детей - это научно-обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства [8, с. 57].
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Интеграция Республики Беларусь в международное сообщество идет через ратификацию большого пакета международных правовых документов, регламентирующих, в том числе и права детей. Законотворческий процесс в этой сфере и целевые правительственные программы помощи детям учитывают международные подходы.
Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.
Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андрияшко, М.В. Семейное право : учеб.- метод. Пособие для студентов и слушателей юрид. специальностей / сост. М.В. Андрияшко. ― Барановичи : РИО БарГУ, 2010. ― 422 с.
2. Бадейко, Т.В. Семейное право: учеб.-метод. пособие / Т.В. Бадейко. ― Минск: БИП-С Плюс, 2006. ―61 с.
3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 278-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 17 января 2012 г., № 342-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. ―2012. ― № 9. ― 2/1894.
4. Комментарий к кодексу Республики Беларусь о браке и семье / В. Г. Тихиня [и др.] ; под. ред. В. Г. Тихини. –– Минск : Светоч, 2000. –– 304 с.
5. О правах ребенка : Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 10 нояб. 2008 г., № 451-З // Нац. Реестр правовых актовРесп. Беларусь. ― 2008. ― № 277. ― 2/1547.
6. Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 октября 1999 г. № 1676 ; в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 28 апр. 2010., № 624 // Нац. Реестр правовых актовРесп. Беларусь. ― 2010. ― № 106. ― 5/31731.
7. Об образовании Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 февр. 2006г., №308 ; в ред. Постановления Совета МинистровРесп. Беларусь от 7 авг. 2009 г., № 1047 // Нац. Реестр правовых актовРесп. Беларусь.― 2009. ― № 196.― №5/30297.
8. Старовойтов, О. М. Международная защита прав ребенка : учеб. пособие / О. М. Старовойтов. –– Минск : БГУ, 2007. –– 132 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии