БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Семейное право » Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Охрана детства (2)

Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Охрана детства (2)

Автор: Maxvel 1-05-2012, 22:13

Министерство образования Республики Беларусь
УО «Барановичский государственный университет»

УСРС

по дисциплине «Семейное право»
На тему: «Опека, попечительство и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Охрана детства.»

Выполнил: студент 2 курса
факультета экономики и права
группы ПХ – 2

Проверил: преподаватель
Кафедры гражданского права и процесса

Барановичи, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………….…...3
1. Приёмная семья. Правовое регулирование............................................5
2. Социальные права детей ……………...…………………..…………....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………..……...20

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

Дети - один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле: 100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества; 50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу; 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению; в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности; миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.
Таким образом, сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.
Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени приобретает движение за права детей.
Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:
Права детей на жизнь;
Защита прав детей;
Ребенок и семья
Права и обязанности детей;
Правовая культура детей.
Основной целью исследования являются социальные права ребенка, приемная семья, ее правовое регулирование.
Основные задачи:
1) Анализ теоретических аспектов правового регулирования приемной семьи, ее характеристики, особенности;
2) Изучение социальных прав детей в Республике Беларусь.
Объектом исследования является правовые отношения касательно приёмной семьи и социальных прав ребенка.
Предмет исследования законодательство Республики Беларусь, монографии, учебно-методическая литература.
Методы исследования: теоретический анализ правовой, научно-методической литературы по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей[1, с. 11]:
- дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны[1, с. 17]:
- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.
Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).
Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы:
- Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
- Характеристика с места работы;
- Автобиография;
- Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
- Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
- Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.
Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.
В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Законодательством закреплены следующие социальные права детей:
1) Право детей на жизнь, достойное условия жизни и охрану здоровья (ст. 184 КоБС Республики Беларусь).
2) Право на жизнь в семье (ст. 185 КоБС Республики Беларусь).
3) Право на образование и труд (ст. 186 КоБС Республики Беларусь).
4) Право на отдых и досуг (ст. 187 КоБС Республики Беларусь).
5) Право на свободу личности (ст. 188 КоБС Республики Беларусь).
6) Право на защиту (ст. 189 КоБС Республики Беларусь).
Статья 6 Конвенции о правах ребенка 1989 года и статья 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 года предусматривает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка [3, с.165].
Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка и статье 8 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», государства-участники, а именно Республика Беларусь, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем [1, с.240].
Семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям» [3, с.166].
Право на жизнь в семье закреплено в ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 года, согласно которой каждый ребенок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей, право на заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями для совместного проживания дается ребенку по достижению им десяти лет. Аналогичные нормы содержаться в статье 185 КоБС Республики Беларусь.
Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери о отца являются равными независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.
В настоящее время немало детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в детских интернатных учреждениях. Наше государство стремится избавится от социального сиротства, ужесточая меры ответственности родителей за детей, проводя среди них воспитательную работу, а также ищет наилучшие формы устройства детей на воспитание в семью. Проживание ребенка в семье является основным условием его гармоничного воспитания, которое не могут заменить никакие другие формы воспитания.
В соответствии со ст. 25 Закона «О здравоохранении» при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте :
–– до пяти лет одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним предоставляет возможность находится с ним в этой организации здравоохранения;
–– от пяти до четырнадцати лет и детям инвалидам в возрасте от пяти до восемнадцати лет, нуждающимся по заключении врача в дополнительной уходе, одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним, ребенком инвалидом, предоставляется возможность находится с ними в этой организации здравоохранения;
–– в возрасте от трех лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним и питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
–– в возрасте от трех до пяти лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним [3, с.166].
Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 23 Закона Республики Беларусь « О правах ребенка» и др. НПА. Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право на:
1) равные возможности доступа к национальной системе образования;
2) получение бесплатного образования в том числе на родном языке;
3) получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;
4) выбор учреждения образования и получения образования;
5) получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями; [1, с.243].
Право на труд закреплено в ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ст.41 Конституции Республики Беларусь, в ст. 272-282 Трудового кодекса Республики Беларусь. Основные положения этих нормативных актов сводится к следующему:
1) по достижению шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность;
2) с письменного согласия родителя или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим 14 лет;
3) несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем ежегодно проходят медицинские осмотры в рабочее время с сохранением среднего заработка;
4) несовершеннолетним предоставляется отпуска в летнее время, а по их желанию – в любой другое время;
5) и др. права.
Право на отдых и досуг закреплен в ст. 31 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции Республики Беларусь, ст. 25 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
1) право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
2) право каждого ребенка на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями здорового и гармоничного развития;
3) государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Беларуси и достижениям мировой культуры;
Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, ст. 188 КоБС Республики Беларусь. Оно выражается в следующем:
1) государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений;
2) дети имеют право на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути;
3) каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; имеет право за защиту чести, достоинства, право на защиту от незаконного вмешательства в свою личную жизнь;[1, с.245].
Право ребенка и их защита обеспечивается родителями или лицами, их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными органами. Государственные органы поддерживают деятельность общественных и иных некоммерческих организаций, содействующий защите реализации прав и законных интересов детей.
Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 КоБС Республики Беларусь предусматривает право на защиту. Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, физических, духовных, политических, моральных. Ребенок вправе обратится за защитой своих прав и законных интересов в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, прокуратуру, а с 14 лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей. Ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод.[3, с.172].
В ст.7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 КоБС Республики Беларусь, в ст.20 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя. Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен, первое имя является основным. Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей – присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца [3, с.173].
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке: фамилия ребенку присваивается по фамилии матери; запись об отце ребенка производится от фамилии матери; собственное имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери и соответственно отчество ребенку присваивается по указанию имени отца.
По решению органа опеки и попечительства в интересах ребенка возможно изменение фамилии несовершеннолетнего в случае прекращение брака между родителями, признания брака недействительным или вступления в новый брак на фамилию родителя, с которым ребенок остался проживать. Изменение фамилии ребенка, достигшего десяти лет, производится с его согласия, которое выявляется органом опеки и попечительства. Фамилия ребенка может быть изменена при установлении отцовства (материнства) и усыновления. Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет [3, с.173].
Ребенок имеет право на гражданство. Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает, что никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Приобретение или утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.
Ряд нормативных актов закрепляет право каждого ребенка с момента рождения на гражданство:
1) Статья 7 Конвенции о правах ребенка, принятая ООН 20 ноября 1989 года;
2) Статья 68 КоБС Республики Беларусь;
3) Статья 7 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».[1, с.248].
По общему правилу гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению. К иным основаниям приобретения гражданства относятся: прием в гражданство, приобретение гражданства в порядке регистрации и др.
Ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» устанавливает, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
–– родители (родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
–– хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
–– родители (родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства , гражданам которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства;
–– находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь [3, с.174].
В соответствии с ч.2 ст.15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации:
1) дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
2) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства, дети, находящиеся на территории Республики Беларусь.
По действующему законодательству утрачивается гражданство Республики Беларусь по заявлению родителей в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного[3, с.175].
В случае изменения гражданства родителями соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет. Изменение гражданства детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в случае изменения гражданства их родителями, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
По желанию родителей в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до шестнадцати лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
В ст. 27 Закона определяется гражданство ребенка при усыновлении. Если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляется гражданином Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. При усыновлении ребенка иностранца либо не имеющего гражданства супругами, один из которых является гражданин Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, гражданство приобретается по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
1) супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином;
2) супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
3) супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства[3, с.176].
Т.о. поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития, социальные права, являются одними из важнейших прав ребенка. Эти права закреплены в Кодексе о браке и семье, а также в Законе «О правах ребенка».
Основными личными не имущественными правами ребенка являются: право на жизнь, достаточные условия жизни и охрану здоровья; право на жизнь в семье; право на образование и труд; право на отдых и досуг; право на свободу личности; право на защиту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая политика в области прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Интеграция Республики Беларусь в международное сообщество идет через ратификацию большого пакета международных правовых документов, регламентирующих, в том числе и права детей. Законотворческий процесс в этой сфере и целевые правительственные программы помощи детям учитывают международные подходы.
Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.
Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Андрияшко, М. В. Семейное право : учеб.- метод. пособие для студентов и слушателей юрид. специальностей / М. В. Андрияшко. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 422 с.
2) Брак. Семья. Дети :Юрид. словарь-справочник / В. В. Подгруша ; под ред. В. Г. Голованова. –– Минск :Светочь, 2002. –– 592 с.
3) Бруй, М. Г. Семейное право : ответы на экзаменац. вопр. / М. Г. Бруй. – 3-е изд., перераб. и доп. –– Минск :ТетраСистемс, 2011. –– 288 с.
4) Гражданский кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998г.,№ 218-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 3 июля 2011 г., № 285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2011. –– № 78. –– 2/1837.
5) Жилищный кодекс Республики Беларусь : ЗаконРесп. Беларусь, 22 марта 1999 г., № 278-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 1999. –– № 28. –– 2/238.
6) Карташкин, В. А. Конвенция о правах ребенка / В. А. Карташкин // Международные акты о правах человека : сборник документов / Е. А. Лукашева; сост. и науч. ред. В. А. Карташкин. – 2-е изд., доп. –– М.: НОРМА, 2002. –– С. 306–323.
7) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 278¬-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 7 января 2012 г., № 342-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2012. –– № 9. –– 2/1894.
8) Комментарии к кодексу Республики Беларусь о браке и семье / В. Г. Тихиня[и др.] ; под. ред. В. Г. Тихини. –– Минск : Светоч, 2000. –– 304 с.
9) Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г. и от 17 октября 2004 г.). –Минск: Амалфея, 2005. – 45 с.
10) Круглов, В. А. Семейное право Республики Беларусь : краткое изложение курса / В. А. Круглов, Е. В. Шейпак, В. С. Шейпак. –– Минск :Дикта, 2004. –– 208 с.
11) О Национальной комиссии по правам ребенка : Указ ПрезидентаРесп. Беларусь, 16 нояб. 2006 г., № 675 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2006. –– №189. –– 1/8082.
12) О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей : Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г., № 1898-XІІ ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 329-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2011. –– № 2. –– 2/1881.
13) О гражданстве Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь, 1 августа 2002 г., № 136-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 4 янв. 2010 г., № 105-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2010. –– № 15. –– 2/1657.
14) О правах ребенка : Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 10 нояб. 2008 г., № 451-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2008. –– № 277. –– 2/1547.
15) Пенкрат, В. И. Семейное право Республики Беларусь :практ. Пособие. –– Минск : «Молодежное научное сообщество», 2001. –– 180 с.
16) Погорелова, О. А. Основы охраны детства : курс лекций для студентов педагогического факультета, слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров / О. А. Погорелова, И. Р. Дзик. –– Барановичи : РИО БарГУ, 2008. –– 228 с.
17) Погорелова, О. А. Права человека : курс лекций для студентов высших учеб.заведений / О. А. Погорелова, Д. С. Артюх, А. М. Могилевец. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 152 с.
18) Права ребенка : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. Специальностей, слушателей повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере экономики и образования / О. А Погорелова, И. Р. Дзик. –– Барановичи : РИО БарГУ, 2008. –– 246 с.
19) Старовойтов, О. М. Международная защита прав ребенка : учеб. пособие / О. М. Старовойтов. –– Минск : БГУ, 2007. –– 132 с.
20) Трудовой кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 29 июля 1999 г., № 296-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 30 декабря 2010 г., № 225-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2010. –– № 4. –– 2/1777.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии