БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Информационное право » Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ

Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ

1. Понятие СМИ
2. организация деятельности СМИ
3. распространение СМИ
4. отношение СМИ с гражданами и организациями
5. профессиональный статус журналиста

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В настоящее время СМИ рассматриваются как своеобразный выразитель мнений и инструмент для получения и распространения общественно-значимых сведений. Базовым является закон «о печати и других СМИ». Согласно ст.1 под СМИ понимают:
1) периодические печатные издания
2) теле- радиоорганизации
3) радио
4) телевидение
и другие формы распространения СМИ.

Перечень основных форм распространения информации:
1) периодические печатные издания (газеты, журналы, брошюры, бюллетени)
2) радио и телевидение, кинохроникальные программы, аудиовизуальные сообщения и материалы.
Основным принципом использования СМИ является принцип свободы информации, не запрещенной законодательством (ст.3 закона «о печати и СМИ»). Данный принцип позволяет осуществлять поиск, распространение массовой информации, а также учреждения СМИ, владение, пользование и распоряжение ими.
Изготовление, приобретение и хранение технических устройств и оборудования, предназначенного для производства и распространение продуктов СМИ.

Законодательством признается тезис о недопустимости злоупотребления СМИ. Данный тезис означает запрет использования СМИ в следующих целях:
1) совершение уголовно-наказуемых деяний
2) раскрытия сведений, составляющих государственную или иную тайны
3) в целях защиты национальной, расовой дискриминации, войны; с целью распространения порнографической продукции, призывов к захвату власти.
Важнейшей гарантией СМИ выступает правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст.4 цензура в массовой информации – требование от редакции со стороны государственных организаций, организаций, учреждений, общественных объединений и их должностных лиц согласовывать сообщения и материалы, а также требовать снять с печати тот или иной материал или сообщение.

2.Деятельность СМИ осуществляется после приобретения ими соответствующего правового статуса. Прежде чем начать свою деятельность по распространению продукции СМИ обязаны пройти стадию учреждения и регистрации, а в необходимых случаях и процедуру лицензирования.

1) учреждение СМИ
Правом на учреждение СМИ обладают граждане, политические партии, иные общественные объединения, учреждения и организации, а также государственные органы. Не может выступать в качестве учредителя:
• гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы
• недееспособный гражданин, политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону
• граждане другого государства, либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории РБ
• физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя СМИ, деятельность которого запрещена (на 2 года)
Учредитель наделен правом утверждать устав редакции и заключать договоры с редакциями СМИ. Учредитель вправе выступать в качестве издателя, распространителя и собственника имущества.

2) регистрация СМИ
Процедура регистрации определена в ст.9-17. Процедура регистрации начинается с момента подачи заявления о регистрации. Согласно ст.10 в заявлении должны быть указаны учредитель, название и вид СМИ, язык, на котором печатается, адрес редакции, форма периодизации распространения, предполагаемая территория распространения, тематика, источники финансирования и т.д.
К заявлению прилагается устав, решение о ее создании, документы об уплате регистрационного сбора, а также документы о согласовании размещения СМИ с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещено. Отказ в регистрации СМИ возможен только с исчерпывающей степенью обстоятельств:
• заявление подано от имени гражданина, политической партии, общественного объединения, которые не обладают правом на учреждение СМИ
• указанные в заявлении сведения не являются действительными
• название и тематика противоречат требованиям законодательства
• государственные органы уже зарегистрировали СМИ с аналогичным названием
• заявление подано до истечения 2 лет со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности данного СМИ.

Извещение об отказе в регистрации СМИ должно быть направлено в письменной форме при обязательном обосновании отказа. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Это влечет за собой следующие юридические последствия:
1) редакция СМИ может начинать свою деятельность
2) в течение 1 года со дня регистрации учредитель имеет право приступить к производству продукции СМИ
3) налагается запрет на повторную регистрацию СМИ.
Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным в следующих случаях:
1) получено обманным путем
2) имело место повторная регистрация
Деятельность СМИ может быть прекращена только по решению учредителя или судом.

3.Распространение массовой информации законодательством связано с распространением продукции СМИ. Под распространением продукции понимается продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- видеозаписей, трансляция и ретрансляция телепрограмм, а также кинохроникальные фильмы. Распространение считается коммерческим, если за него взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения должна иметь пометку – бесплатно. Под выходными данными печатного периодического издания закон предусматривает следующее: название, учредитель, ФИО редактора или его заместителя, порядковый номер выпуска, дата выхода в свет, цена, тираж, индекс, полные адреса типографии и редакции, регистрационный номер. Обязательные бесплатные экземпляры периодического печатного издания сразу после напечатывания рассылаются учредителю, регистрационному органу, национальной книжной палате, национальной библиотеке, библиотеке академии наук и президентской библиотеке.

4.Отношения СМИ строятся на основных предписаниях. Важнейшее право редакции – право запрашивать информацию о деятельности госорганов, организаций, общественных объединений, а также должностных лиц. Допускается устный и письменный запрос. Предоставление информации обязанность данных органов либо уполномоченного на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только в том случае, если эта информация содержит государственную, коммерческую и иную тайну. Отказ оформляется в 10дневный срок со дня получения запроса. Редакция обязана:
1) сохранить в тайне источник информации
2) обязательно скрывать лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени (исключение – необходимость в судебном порядке)
3) соблюдать права на использование произведений, включая авторские, издательские права.
4) важнейшим правом граждан является право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности госорганов, общественных объединений и т.д.
Физические лица либо их представители имеют право требовать от редакции СМИ опровержения опубликованных сведений, если они не соответствуют действительности. Если редакция не докажет, что сведения соответствуют действительности, то она обязана опубликовать опровержение, поправку или уточнение. Опровержение должно содержать информацию о том, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были опубликованы в СМИ. Периодические печатные издания обязаны разместить опровержение в специальных рубриках, либо на том же месте полосы, что и опровергаемый материал, тем же шрифтом и в том же объеме. Таким образом достигается принцип восстановления репутации в глазах того же круга лиц, которые ознакомились с лживыми и порочащими сведениями. Редакция СМИ может отказать в опубликовании опровержения в следующих случаях:
1) если это нарушит принцип свободы массовой информации, или является анонимным или ранее опровергнутым
2) если спорные сообщения присутствуют в обязательном (официальном) сообщении
3) если они были получены от информационных агентств или получены в ответ на запрос
4) если они содержаться в материалах пресс-служб или являются дословным воспроизведением каких-либо выступлений, сообщений и текстов

5.Журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором, подготовкой сообщений, материалов и позитивных новостей для редакции СМИ, и связанное с ней трудовыми обязательствами, и занимается такой деятельностью для редакции. Профессиональный статус журналиста предполагает наличие у него ряда прав, предоставленных ему законом, а также рядом возложенных на него обязанностей. Журналист имеет право:
1) собирать, запрашивать, получать, распространять информацию
2) Обращаться в госорганы и организации, предприятия, учреждения либо их пресс-службы
3) присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий, катастроф, военных действий, местах, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и иных общественно значимых местах
4) получать доступ к документам и материалам, за исключение тех, что содержат государственные, коммерческие или иные тайны
5) делать записи с использованием средств аудио- визуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом
6) высказывать свое мнение, свои оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения под его подписью
7) распространять подготовленные им сообщения, материалы за своей подписью или под псевдонимом, либо же без подписи, если это оговорено по необходимости сохранения тайны авторства.

Журналист обязан:
1) соблюдать требования редакции
2) проверять достоверность полученных им сведений
3) указывать по желанию лиц, предоставляющих информацию их авторства
4) сохранять конфиденциальную информацию и ее источники и т.д.

Гарантии социальной защиты журналиста:
В случае гибели журналиста при осуществлении служебной деятельности, когда одним из учредителей данного СМИ является государственный орган, семье погибшего либо его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания погибшего лица из средств соответствующего бюджета. В случае причинения журналисту менее тяжких, тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере 3летнего денежного содержания, а также разница между размером его должностного оклада и пенсии (в случае ее установления на период ее выплаты).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии