БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Макроэкономика » Национальная экономика

Национальная экономика

Автор: Maxvel 2-05-2012, 12:21

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


2.1 Национальная экономика: структура, система пропорций

Национальная экономика — это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей, видов производства.
Национальная экономика определяется типом экономической системы страны, ее географическим положением, участием в международном разделении труда, культурными, историческими и другими факторами.
Существует два подхода в определении понятия «Национальная экономика»: технологический и социально-экономический.
Технологический подход определяет национальную экономику как совокупность отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое объемом произведенной продукции или услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров.
В национальной экономике выделяют:
1) материальное производство, включающее промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, связанные с доведением продукта до потребителя;
2) нематериальное производство, предполагающее предоставление труда в форме услуги, создание продукта нематериальной формы.
Социально-экономический подход определяет национальную экономику как совокупность экономических отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил.
Национальная экономика — это сложное системное явление, предполагающее наличие отдельных самостоятельных элементов, определяющих ее структуру. В зависимости от критерия классификации можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуру и инфраструктуру экономики.
Воспроизводственная структура подразделяет субъекты макроэкономики по виду их экономической активности на домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государство.
Характеристику социальной структуры определяет отношение собственности. В соответствии с данным критерием можно выделить два сектора: государственный и частный.
Отраслевая структура представляет собой совокупность отраслей. Отрасль — это совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда; это группа предприятий, характеризующихся единством назначения производимой продукции, однородностью используемых ресурсов и технологий.
Территориальная структура определяет деление национальной экономики на экономические районы.
Инфраструктура — это совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих функции, способствующие эффективной деятельности субъектов экономики.
Каждая экономическая система обладает специфической структурой, которая зависит от экономических, исторических, социальных и культурных факторов.
Система макроэкономических пропорций представлена общеэкономическими, межотраслевыми, внутриотраслевыми, территориальными и межгосударственными пропорциями.
Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующимися однотипными видами производства. В основе выделения элементов таких пропорций лежат разнообразные критерии. По способу участия в создании продукта выделяют материальное и нематериальное производство. По группам отраслей, обеспечивающих создание, перемещение продукта, его потребление анализируют соотношение между производством, обращением и потреблением, сферой производства товаров и услуг, базовыми и инфраструктурными отраслями и т. д.
Межотраслевые пропорции — пропорции между различными отраслями экономики.
Внутриотраслевые пропорции характеризуют соотношение между видами производств в рамках одной отрасли.
Территориальные пропорции — это количественное соотношение между сферами, отраслями, предприятиями в рамках территориальной единицы.
Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами в рамках международного разделения труда.
Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные (между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении) и стоимостные пропорции, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВВП.
Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированного развития экономической системы. О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в случае, когда величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения. С точки зрения производства это предусматривает соответствующее распределение ресурсов между всеми отраслями производства.
Проблемы макроэкономической пропорциональности и сбалансированности длительное время занимали и до сих пор занимают внимание экономистов. Было сформулировано множество теорий, однако наибольшую известность приобрели три модели: «таблица Кенэ», теория воспроизводства К. Маркса и межотраслевой баланс В. Леонтьева.
Ф. Кенэ описал процесс воспроизводства ВВП, представив экономику как результат взаимодействия трех хозяйствующих субъектов. Заслугой К. Маркса было выведение условий простого и расширенного воспроизводства.
Дальнейшим развитием проблем сбалансированности и пропорциональности явилась модель межотраслевого баланса В. Леонтьева. В ней имелись показатели и таблицы, характеризующие межотраслевые связи в хозяйстве. В настоящее время МОБ широко используется в практических расчетах затрат производства, цен, ресурсоемкости продукции, структуры совокупного общественного продукта. Исследование межотраслевых связей на основе баланса позволяет перейти от общей характеристики проблем к конкретному количественному анализу межотраслевых пропорций, взаимосвязи произведенного и использованного национального дохода.

2.2 Планирование и прогнозирование национальной экономики

Планирование — это организованная деятельность по подготовке решений и мероприятий, подлежащих реализации в рамках экономической системы, осуществляемая центральными органами, руководствующимися в своей деятельности определенными задачами экономического развития.
Состояние экономики определяется проводимой экономической политикой и влиянием экзогенных факторов. Централизованные плановые органы имеют набор инструментов макроэкономической политики.
Этапы разработки плана предполагают: выявление структуры экономики и механизма ее функционирования; разработку системы приоритетов развития; прогноз экзогенных параметров; определение инструментов экономической политики; выбор наилучшего инструмента экономической политики для достижения цели из набора приоритетов.
Существуют две крайности в планировании:
1) децентрализованное планирование предполагает использование рыночного механизма. Деньги здесь являются преимущественно средством обмена, цены — средством соизмерения товаров и услуг при обмене. Функции государства ограничены защитой жизни граждан, собственности, соблюдением договорных услуг, обеспечением нормального функционирования денежной системы.
2) централизованное планирование предполагает принятие всех решений центральными органами, которые также контролируют выполнение решений.
Для определения степени централизации или децентрализации в планировании используется ряд критериев:
предпочтения центрального планирующего органа, степень согласованности централизованных и индивидуальных предпочтений, их соотношение. Степень централизации повышается в той мере, в какой централизованные предпочтения отклоняются от принципа суверенитета потребителя;
содержание плана. Степень централизации плана возрастает при расширении включаемых в план мероприятий и при более детализированном их описании, а также через взаимосвязи локальных планов с централизованными;
характер процесса разработки плана и организации потока информации, соотношение вертикальных и горизонтальных потоков информации в процессе разработки и реализации плана, контроля его выполнения;
соотношение форм собственности на средства производства;
компетенция в сфере принятия решений, соотношение прав принятия решений между центральными органами и нижестоящими звеньями.
Существуют следующие типы планирования:
директивное, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению. Такое планирование предполагает использование командно-административных рычагов для претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих указов, приказов, распоряжений. Содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации. Нацеленность на решение важнейших народно-хозяйственных задач, возможность концентрации, маневрирования ресурсами в больших масштабах, наличие соответствующей методологической базы, организационно-правовой основы обусловили относительно высокое его применение в отдельных государствах мира. Директивное планирование отдельных направлений развития используется и в государствах с рыночной экономикой (при осуществлении некоторых стратегических программ, исполнении бюджетных статей и др.). Ряд экономистов считает такое планирование наиболее эффективным инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных этому планированию: органы государственного управления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики из-за снижения мотивации к принятию напряженных планов.
индикативное, при котором плановые нормативы содержат лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать и более четкие ориентиры в области государственных расходов, налогообложения и др. Главная их задача — координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Предусматривается регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Индикативное планирование носит преимущественно рекомендательный характер, в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы ориентировать частный сектор на достижение возможного объема производства, уровня цен на продукцию, дают возможность учитывать объем спроса на товары. Симбиоз плана и рынка возможен в определенных пределах. Индикативный план выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный период;
стратегическое, решающее задачи экономических преобразований, устойчивости экономики, обороноспособности страны, обеспечения оптимального уровня жизни населения. Конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства. Его назначение — сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с позиции сложившийся конъюктуры, но, в первую очередь, с позиции завтрашнего дня. Период упреждения по времени стратегических планов составляет 20—25 лет.
Таким образом, на практике могут применяться все три формы планирования. Директивная форма может использоваться при планировании республиканских и местных бюджетов, на решение тех или иных хозяйственных задач, а также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях и в случаях, если страна оказывается в сложной ситуации, когда необходимо принятие целенаправленных усилий всего общества по устранению дестабилизирующих воздействий. Во всех других случаях планирование имеет форму индикативного. Стратегическое планирование целесообразно применять на всех уровнях управления экономикой.

2.3 Государственное регулирование рыночной экономики

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Место и роль государства во много определяется функциями, отражающими основные направления его деятельности:
1) правовая (регулирование наиболее важных отношений между субъектами хозяйствования, требующими государственной охраны);
2) воспроизводственно-технологическая (обеспечение нормального хода воспроизводственного процесса, создание условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворение людей материальными и духовными благами);
3) защита конкуренции;
4) стабилизационная (деятельность правительства по обеспечению экономического роста, полной занятости ресурсов и стабилизации цен);
5) прогностическая (определение приоритетных ориентиров экономического развития);
6) регулирующая (использование прямых и косвенных методов формирования инфраструктуры, обеспечение сбалансированности экономики и др.).
Методы регулирования экономики государством представляют собой административный и (или) экономический метод воздействия на объект регулирования.
Административными методами являются: контроль выполнения антимонопольного законодательства; регулирование внешних эффектов; обеспечение стандартов благосостояния нации (МЗП, МПБ, МБВ и др.).
Экономические методы включают меры бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, внешнеторговой, валютной политики, а также политики доходов и др.

 

При строительстве не обойтись без металлопроката. Компания ООО «НЕОТЕХ» предлагает всем жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области качественный металлопрокат, в числе которого стальной http://www.specprommet.ru/list, незаменимый при строительстве и производстве.  

Список рекомендуемых источников

1. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике : учеб. пособие / В. Д. Бычинская. — Барановичи : БарГУ, 2005. — Гл. 2. — С. 8—13.
2. Макроэкономика : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.] ; под общ. ред. Н. И. Базылева. — Минск : БГЭУ, 1998. — Гл. 1. — С. 9—28.
3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие / В. Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — Гл. 1. — С. 5—18.
4. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь // Белорусский эконом. журн. — 2007. — № 3. — С. 130—142.
5. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии