БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Макроэкономика » МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Автор: Maxvel 4-05-2012, 10:43

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

3.1 Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) — это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода, способ упорядочения информации об экономических операциях в общественном производстве.
Методология СНС построена на принципах двойной записи, бухгалтерского баланса.
Основная задача СНС — системное отображение движения добавленной стоимости со стадии производства до потребления. СНС выступает методом исследования экономической деятельности в рамках системной структуры и согласованности движения материальных и финансовых потоков.
Особенности СНС:
 учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и услуг;
 содержит показатели, описывающие все экономические операции, стадии экономического процесса.
Функции СНС:
 изучает и фиксирует процесс создания, распределения, перераспределения ВНП и НД в стране;
 определяет макроэкономические показатели состояния экономики для определения ее макроэкономической политики;
 проводит сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.
Отрасли экономики в СНС классифицированы по четырем категориям:
1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги;
2) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений;
3) отрасли, производящие нерыночные услуги частными некоммерческими организациями;
4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.
Для анализа потока доходов и расходов в национальной экономике все ее экономические субъекты разбиты на секторы:
1. Нефинансовые предприятия — экономические субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг;
2. Финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие банки, страховые компании и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов);
3. Государственные учреждения — институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и национального богатства. Их услуги не являются объектом купли-продажи. Такие учреждения представлены:
 органами государственного управления (парламент, суд, министерства и др.);
 государственными кредитно-финансовыми организациями (ЦБ, налоговые инспекции и др.).
4. Общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства в социальной сфере, сфере образования, здравоохранения. Это деятельность политических партий, профсоюзов, общественных фондов, религиозных организаций и др.;
5. Домашние хозяйства;
6. Остальной мир.
В процессе экономической деятельности субъекты экономики осуществляют экономические операции.
Экономические операции — это действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования, уничтожения собственности, прав.
По характеру они делятся на:
 операции, реализуемые на компенсационной основе, когда поток товаров и услуг имеет встречный, денежный характер;
 трансферты, имеющие одностороннюю направленность (налоги, субсидии и др.).
По характеру связи экономических субъектов операции делятся на:
1) операции с продуктами и услугами, относящиеся к производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг в различных секторах экономики;
2) распределительные операции как деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве (начисление заработной платы, процентов, дивидендов и др.);
3) финансовые операции как деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики, включая операции с ценными бумагами, валютой.
Различают также операции между институциональными единицами и внутри институциональных единиц.
Институциональная единица — это единица хозяйствования, которая владеет активами, обладает правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет ответственность по своим обязательствам.
Существуют следующие разновидности институциональных единиц:
 корпорации — предприятия с коллективной формой собственности держателей акций;
 органы государственного управления, представленные центральным правительством, местными органами управления и осуществляющие три категории расходов на: а) общественные услуги (оборона, наука образование, здравоохранение, управление); б) социально значимые товары (хлеб, молочные продукты, жилищно-коммунальные услуги и др.); в) трансферты гражданам и институциональным единицам;
 домашние хозяйства;
 некоммерческие учреждения — субъекты экономической деятельности по производству товаров и услуг без извлечения дохода.
Национальная экономика в СНС есть деятельность резидентов независимо от их местонахождения.
Резидент — это институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на территории государства.
Внутренняя экономика — это деятельность резидентов и нерезидентов на экономической территории государства.
Нерезидент — институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на экономической территории других стран.
Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по двум признакам:
 наличием на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, которые используются в экономических интересах данной институциональной единицы;
 ведением производственной деятельности и операций в значительных масштабах и времени.
Экономическая территория — это пространство, административно-управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Оно также включает водное и воздушное пространство, «территориальные анклавы» за рубежом (территории посольств и др.).
Производство в рамках СНС — это создание материальных благ и услуг в результате использования имеющихся факторов производства, которые удовлетворяют определенные потребности, обладают стоимостью и ценой.
Производство в рамках СНС включает в себя:

1) рыночное производство, предполагающее производство и реализацию товаров и услуг на рынок, производимых и обмениваемых по бартеру, предоставляемых как натуральная оплата труда и любые движения товаров и услуг между звеньями одного предприятия;

2) незаконное производство как запрещенная законом деятельность или легальная деятельность без лицензии;
3) скрытое производство и теневая экономика;

4) незавершенное производство;

5) производство товаров домашними хозяйствами;

6) услуги наемной домашней прислуги;

7) капитальный ремонт жилищ;

8) арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими учреждениями.
Из понятия «производство» исключаются:
 деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение окружающей среды и ее воспроизводство);
 домашние услуги;
 аренда предприятиями собственных зданий и др.
Рассмотрим принципы построения СНС. В масштабах внутренней экономики общественное воспроизводство моделируется тремя фазами: производство, потребление, накопление, и в основу национального счетоводства положены три счета: «Производство», «Потребление» и «Накопление» (капиталообразование). В масштабах открытой экономики добавление внешнеэкономической деятельности формирует четвертый счет «Остальные страны мира».
Счет «Производство»

Дебет Кредит
1. Выплаты валовых доходов (ДС) (9)
2. Импортные закупки (18) 3. Выручка от реализации потребительских товаров (6)
4. Выручка от реализации средств производства для накопления (12)
5. Экспортная выручка (16)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Потребление»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
6. Закупки потребительских товаров (3)
7. Сбережения (15)
8. Чистые текущие трансферты за границу (19) 9. Валовые поступления доходов от отечественного производства (1)
10. Минус потребление основных фондов (13)
11. Чистые факторные доходы из-за границы (17)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Накопление»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
12. Закупки средств производства (4)
13. Минус потребление основных фондов (10)
14. Превышение потребления финансовых активов над совокупностью принятых обязательств (20) 15. Сбережения (7)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Остальные страны мира»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
16. Экспортные закупки ( 5)
17. Выплаты чистых факторных доходов из-за рубежа (11) 18. Импортные продажи (2)
19. Чистые текущие трансферты за границу (8)
20. Превышение приобретений финансовых активов над совокупностью обязательств (14)
ИТОГО ИТОГО

Примечание. В скобках указаны корреспондирующие статьи других счетов.

Для проверки взаимной сбалансированности показателей, рекомендуется разработка сводной балансирующей таблицы четырех основных счетов. Четыре основных счета страны могут быть также представлены в матрично-аналитической и графической форме.
В то же время целесообразно по каждому из экономических субъектов и народному хозяйству в целом составление системы функциональных счетов, отражающих производство материальных благ и услуг, образование дохода, его распределение, перераспределение, использование, изменение имущества, кредитования и финансирования.

3.2 Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период используются такие агрегаты, как:
 валовой национальный продукт (ВНП);
 валовой внутренний продукт (ВВП);
 чистый национальный продукт (ЧНП);
 национальный доход (НД);
 личный доход граждан (ЛД).
Всеобъемлющим индикатором экономического развития и наилучшим показателем состояния экономики являются ВНП и ВВП, составляющие основу СНС.
Валовой национальный продукт (ВНП) — это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени на территории данной страны вне зависимости от национальной принадлежности экономических ресурсов, используемых в производстве.
Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ВНП, уменьшенный на величину амортизационных отчислений, т. е.

ЧНП = ВНП – Амортизация.

Разница между продажей товара потребителю и продажной ценой товара фирмы равна косвенным налогам на бизнес. Такими налогами являются налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и др.
Чистые косвенные налоги на бизнес равняются косвенным налогам на бизнес за вычетом субсидий бизнесу.
ЧНП, уменьшенный на чистые косвенные налоги на бизнес, составляет величину национального дохода (НД):

НД = ЧНП – Чистые косвенные налоги на бизнес,

т. е. внутренний доход отражает часть стоимости ВВП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства: владельцы земли — в виде ренты, капитала – в виде процента на капитал, прибыли фирм, рабочей силы — в виде заработной платы.
Но не все средства, заработанные владельцами факторов производства, идут на личное потребление и сбережение. Для определения личного дохода (ЛД) из величины НД необходимо вычесть: а) взносы на социальное страхование; б) налоги на прибыль государственных предприятий и частных фирм; в) нераспределенную прибыль предприятий и частных фирм; и прибавить: а) дивиденды; б) трансфертные платежи; в) чистые проценты.
Личный располагаемый доход (ЛРД), идущий на потребление и сбережение, отличается от личного дохода (ЛД) на сумму индивидуальных налогов и обязательных платежей.
Существует три способа измерения величины национального продукта: по расходам (метод конечного использования), производственный и по доходам (распределительный).
При расчете ВВП методом конечного использования (по расходам) ВВП представляет собой совокупность потребительских расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги С, расходов частного предпринимательского сектора на инвестиционные товары I, расходов государства на закупку товаров и услуг G, расходов заграницы на закупку отечественных товаров и услуг, за вычетом импортных товаров и услуг (экспорт за вычетом импорта, т. е. чистого экспорта) Х , значит

Потребление домашних хозяйств — важнейшая и самая значительная составляющая часть ВВП. Изменения ВВП и изменения потребления в долгосрочном периоде одинаковы. В краткосрочном периоде изменения ВВП значительнее, чем изменения потребления, так как потребление зависит от располагаемого дохода, которое не совпадает с ВВП по величине и такими компонентами, как налоги, трансферты, являющиеся автоматическими стабилизаторами экономики.
При расчете ВВП производственным методом суммируется добавленная стоимость на каждой стадии производства конечного продукта. Это позволяет учесть вклад всех фирм и отраслей в создание ВВП и избежать двойного счета. Под добавленной стоимостью подразумевается стоимость проданной производителем продукции за минусом расходов на изделия, ресурсы, купленные и использованные для производства.
В соответствии с распределительным способом (по доходам) ВВП есть общая сумма доходов всех хозяйственных единиц и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационных отчислений и чистых косвенных налогов на бизнес. Таким образом, ВВП есть поток доходов владельцев факторов производства (заработная плата, процент, прибыль рента), государства в виде косвенных налогов, доходов предпринимательского сектора с учетом амортизационных отчислений, идущих на покупку инвестиционных товаров.
Валовой национальный продукт отличается от валового внутреннего продукта на величину чистых факторных расходов из-за рубежа (ЧФД):

Чистые факторные доходы есть разность между совокупными доходами граждан за рубежом и совокупными доходами иностранцев в стране. Совокупные доходы предполагают доходы собственников факторов производства.
При расчете ВВП чаще используют метод конечного использования и производственный.
Валовой национальный располагаемый доход есть ВНП и чистые трансферты из-за рубежа. Он распределяется на конечное потребление и национальное сбережение.
В экономической теории и практике выделяют номинальные и реальные макроэкономические показатели. Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года. Реальный ВВП — это ВВП в неизменных, сопоставимых ценах, скорректированных с учетом инфляции. Это дает возможность оценить изменения ВВП за определенное время в физическом объеме. Корректировка осуществляется по формуле:

Индексы цен используют для оценки темпов инфляции, динамики стоимости жизни. Различают индекс потребительских цен, показывающий изменение среднего уровня цен потребительской корзины товаров и услуг, и индекс цен производителя. Индекс потребительских цен играет ключевую роль в экономике, так как широко используется при индексации заработной платы, трансфертных платежей и других выплат.
Индекс цен — неявный дефлятор ВВП, т. е.

Индекс потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса P , где в качестве весов используется набор благ базисного года, т. е.
P = ,
где P , P — цена i-го блага в базисном и текущем году;
Q Q — количество i-го блага в базисном и текущем году.
Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше, где в качестве весов используется набор благ текущего года т. е.
P = .
Недостатки индексов Ласпейреса и Пааше устраняет индекс Фишера PF:
PF = .
Сложности подсчета показателей ВВП и НД состоят в том, что: товары, созданные в данном году, но не поступившие на рынок, не имеют рыночной цены, а учитываются по условно начисленной цене; услуги государственных служащих не имеют рыночной цены; в показателях ВВП не учитываются товары, производимые и употребляемые в домашнем хозяйстве; существуют проблемы учета ВВП из-за потерь от загрязнения окружающей среды, наличия теневой экономики, систематических ошибок в исчислении индекса цен, не учитывающего эффекта замещения и изменения качества товаров и услуг; имеет место несовершенство учета деятельности быстро растущего числа мелких производителей в переходной экономике.
Внутренний валовый продукт не является истинным показателем благосостояния нации, его можно использовать лишь при сопоставлении уровня материального благосостояния в различные периоды и для различных регионов. При оценке благосостояния нации, кроме величины национального продукта, следует также учитывать нематериальные источники благосостояния: состояние окружающей среды, уровень образования и здоровья нации, удовлетворенность работой, политический и социальный климат в стране.

3.3 Основные макроэкономические тождества


Основное макроэкономическое тождество отражает равенство доходов Y и расходов:
Y = C + I + G + X .
где C — спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги;
I — спрос на инвестиционные товары предпринимательским сектором;
G — спрос на товары и услуги со стороны государства;
Xn — спрос на отечественный экспорт со стороны внешнего мира с учетом импорта.
В закрытой экономике без государственных расходов расходы на ВВП равны сумме расходов на потребление и инвестиционные товары. Если ВВП — измеренный по доходам, то сумма доходов от производства будет распределена на сбережение и потребление. Имеем: , или , а значит
Введем в анализ показателей государства и внешнего мира. Отметим, что совокупные сбережения делятся на частные сбережения Sp, сбережения государства Sg и сбережения остального мира S , т. е.

В свою очередь, частные сбережения Sp определяются уровнем дохода Y, трансфертов TR, процента по государственному долгу N, налогов T, потребления С, т. е.

Государственные сбережения Sg определяются уровнем налогов, трансфертов, процента по государственному долгу и величиной государственных расходов:

Отсюда, если государственные сбережения отрицательны, имеет место бюджетный дефицит BD:

Сбережения остального мира S составляют разницу между величиной импорта М и экспорта Х: , т.е.
Преобразовав равенство, имеем , откуда .

Список рекомендуемых источников

1. Агапова, Т. Д. Макроэкономика : учебник / Т. Д. Агапова, С. Ф. Серегина ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — 2-е изд. — М. : ДИС, 1997. — Гл. 2. — С. 15—22.
2. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике : учеб. пособие /
В. Д. Бычинская. — Барановичи : БарГУ, 2005. — Гл. 2. — С. 13—22.
3. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей ; пер. с англ. В. Лукашевича [и др. ] ; под общ. ред. Б. Лисовика. — СПб. : С.-петерб. оркестр : Литера плюс, 1999. — Гл. 3. — С. 53—73.
4. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. —
2-е изд. — М. : Дело, 2002. — Гл. 1. — С. 18—24.
5. Макроэкономика : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.] ; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск : БГЭУ, 1998. — Гл. 2. — С. 28—45.
6. Макроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. — 3-е изд. — СПб. : Изд-во С.-петерб. ГЭФ, 2000. — Гл. 2. — С. 24—45.
7. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие / В. Н. Шимов
[и др.] ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — Гл. 1. — С. 5—18.
8. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь // Белорусский эконом. журн. — 2007. — №3. —
С. 130—142.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии