БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Макроэкономика » Сущность, основные направления социальной политики и показатели социального развития общества

Сущность, основные направления социальной политики и показатели социального развития общества

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


7.1 Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика (СП) — это согласованная деятельность экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Данная политика корректируется государством.
Взаимосвязь социальной политики с экономическим ростом обусловлена тем, что она становится целью экономического роста и его фактором, поскольку усиливает мотивацию к труду, способствует повышению эффективности производства. Сам же экономический рост предъявляет все более высокие требования к уровню развития личности.
Социальная политика осуществляется как на микроуровне (социальная политика фирм, организаций, корпораций), так и на макроуровне (социальная политика государства).
Функции социальной политики:
– содействие развитию отношений справедливости в обществе;
– формирование системы социальной защиты, условий для роста благосостояния;
– проведение политики доходов;
– стабилизация социального мира, экономических отношений и социального положения;
– стимулирование экономической активности населения;
– гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни, адресная поддержка граждан.
Задачи социальной политики:
– подготовка и реализация программ занятости;
– помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
– обеспечение доступности к ценностям культуры;
– развитие образования, медицины, социального страхования.
Основные принципы социальной политики государства: 1) равенство перед законом всех членов общества; 2) социальная солидарность; 3) социальная справедливость.
Основные цели социальной политики государства: а) обеспечение полной и рациональной занятости населения; б) регулирование доходов населения; в) социальные гарантии и социальная защита; г) социальное партнерство; д) защита здоровья населения; е) экологическая безопасность.
Основные направления социальной политики: а) мобилизация социальных факторов экономического развития (СП — фактор совокупного спроса); б) совершенствование социальной защиты; в) развитие базовых отраслей (образование, наука, здравоохранение, ЖКХ и др.).
Различают следующие виды социальной политики:
1. Либеральный вариант делает ставку на «экономического человека» (обеспечивается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения в человеческий, физический и денежный капитал).
2. Социал-демократический вариант ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на государство, которое обязано обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допуская чрезмерной дифференциации. Особое внимание уделяется достижению социальной устойчивости экономического развития.
Социальная устойчивость — способность общества постоянно сохранять и поддерживать свое стабильное социальное положение.
Социальная устойчивость предполагает:
– наличие соответствующих институциональных предпосылок (эффективной «культурной сети» экономических отношений, здоровой национальной идеи);
– повышение ответственности людей за свое материальное положение;
– рациональные экономические основы (не должен возникать разрыв между уровне потребления и уровнем эффективного национального производства, эксплуатируемая окружающая среда должна восстанавливаться, а не уничтожаться).
Социальная справедливость в экономической сфере предполагает:
1) материальное благополучие каждого члена общества и его социальный статус должен соответствовать личному вкладу в благополучие страны;
2) каждому члену общества должен гарантироваться некий минимум средств существования;
3) ни для кого не должно существовать тупиковой ситуации. Каждый человек всегда должен иметь возможность изменить (улучшить) сложившийся социальный статус.
Существует 10 основных позиций, по которым экономическая политика воспринимается обществом, как социально несправедливая:
– недооценка труда как фактора распределения доходов;
– наличие нечестных доходов;
– чрезмерная имущественная дифференциация и концентрация собственности в руках узкой социальной группы;
– доминирование экономических показателей в ущерб социальным;
– невыполнение работодателем взятых на себя обязательств;
– инфляционное обесценение заработной платы, товарный дефицит, рост налогов, сокращение возможности к сбережениям, рост цен на коммунальные и другие услуги;
– отсутствие равных возможностей в получении базовых социальных услуг (лечение, образование детей, отдых и др.);
– наличие в обществе расовых, религиозных, национальных и других ограничений;
– отсутствие в стране полноценной системы социальной защиты населения;
– наличие разных стандартов при оценке поведения человека в обществе.
Присутствие социальной несправедливости чревато обострением противоречий и опасно политически. Обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, основными критериями которого принято считать доход, власть и престиж.
Обеспечение социальной справедливости предполагает: а) совершенствование действующих систем оплаты труда; б) стимулирование наращивания человеческого капитала; в) полное сохранение воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества; г) развитие подсистем экономического самоуправления и др.

7.2 Основные показатели социального развития общества

Результаты социальной политики оценивают по уровню и качеству жизни
Уровень жизни определяется степенью удовлетворения потребностей.
Принято выделять 4 основных компонента уровня жизни:
1) непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие);
2) условия труда (его охрана, травматизм и профзаболевания, санитарно-гигиенические условия);
3) условия развития человека (права человека, уровень и структура доходов, развитие социальной сферы, отдых, рождаемость и др.);
4) экологическая безопасность (состояние окружающей среды, расходы на экологию).
Степень обеспеченности потребностей следует определять не только через сравнение со вчерашним днем, соседними странами, но и с научно-обоснованными нормами, законом возвышения потребностей.
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает: а) демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность и другие характеристики); б) санитарно-гигиенические условия жизни; в) потребление продовольственных товаров; г) жилищные условия; д) образование и культура; е) условия труда и занятость; ж) доходы и расходы населения; и) стоимость жизни и потребительские цены; к) наличие транспортных средств; л) организация отдыха; м) социальное обеспечение; н) права человека.
Наиболее распространенный показатель уровня жизни — среднедушевой доход (ВВП на душу населения).
Качество жизни — интегративная оценка, совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие человека. Его показателями являются:
1) условия и безопасность труда; 2) наличие и использование свободного времени; 3) состояние экологии; 4) здоровье и физическое развитие населения и др.
Факторами результативности социальной политики являются: 1) состояние национальной экономики; 2) политическая ситуация; 3) природно-климатические условия, географическое положение;
4) традиции, культура и др.
Для получения реальной картины уровня жизни необходим определенный стандарт. Им является «потребительская корзина» — научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени с учетом конкретных условий, складывающихся в стране и реальных возможностей экономики.
«Потребительская корзинка» формируется по основным статьям: а) питание; б) одежда, белье, обувь, котоые можно найти на home-line.in.ua; в) предметы санитарии, гигиены, лекарства; г) мебель, предметы санитарно-бытового и хозяйственного назначения; д) жилище и коммунальные услуги; е) культурно-просветительные мероприятия и отдых; ж) бытовые услуги, транспорт, связь; и) содержание детей в дошкольных учреждениях; к) налоги, обязательные платежи, накопления; л) прочие расходы. 
Различают рациональную и минимальную потребительскую корзину.
«Рациональная потребительская корзинка» отражает наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.
«Минимальная потребительская корзинка» (минимальный потребительский бюджет, МПБ) — набор товаров и услуг, обеспечивающий минимально нормальный уровень потребления, снижение которого социально неприемлемо. Минимальный потребительский бюджет рассчитывается для стандартной семьи из двух взрослых и двух детей школьного возраста. Определяется МПБ и по отдельным социально-демографическим группам.
Среднедушевой, среднемесячный минимальный потребительский бюджет в РБ равен 1/4 от МПБ для семьи из четырех человек.
Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, удовлетворяющий минимально допустимые потребности. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности» (менее 60% среднедушевого, среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) для семьи из четырех человек за предшествующий квартал).
Бедность — состояние постоянного отсутствия средств для обеспечения удовлетворительного уровня жизни. При определении удельного веса «бедного населения» используются следующие расчеты по: 1) норме потребления они находятся ниже черты физиологического прожиточного минимума. Их денежные ресурсы ниже стоимостной оценки потребностей, которые должны быть удовлетворены; 2) относительному доходу, когда определяется пороговое значение располагаемого личного дохода; 3) статистическому приему, децильному коэффициенту; 4) стратификационному приему, когда к бедным относят априори те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и др.); 5) субъективной концепция бедности, когда люди определяют свое состояние как бедность.
Проблемой преодоления бедности считается то, что сложно определить критерий бедности из-за подвижности границ. Ее усугубляет непродуманная экономическая политика и инфляция, безработица, дефицит бюджета, неблагоприятная динамика курса валюты. Существует также зависимость между уровнем личных доходов и жизненным циклом. Уровень жизни следует определять не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых во всем жизненном цикле. Следует учитывать, что финансовые возможности общества всегда ограничены, что обязывает прибегать к адресной помощи. Во всяком случае, поддержка населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду.

7.2.1 Доходы и проблемы их распределения

Доходы — сумма денежных средств, получаемая за определенный период времени для личного потребления.
Различают доход номинальный, располагаемый и реальный.
Номинальный доход — сумма денежного дохода.
Располагаемый доход — номинальный доход после вычета налогов.
Реальный доход — количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход, т. е. располагаемый доход с учетом уровня цен.
Основные каналы поступления доходов: 1) трудовые доходы; 2) предпринимательский доход — доход, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью после возмещения материальных затрат и выплаты процентов; 3) доходы от собственности (процент по вкладам, дивиденды, ренты и др.); 4) социализированные доходы (трансферты); 5) доходы от теневой экономики.
Таким образом, все доходы можно подразделить на трудовые (1—2) и нетрудовые (3—5). Последние быстро растут.
Важной социальной проблемой является распределение доходов. Оно подразделяется на функциональное и персональное.
Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведенного совокупного дохода общества между факторами производства (труд, земля, капитал, т. е. распределение совокупного дохода на заработную плату, ренту, процент, прибыль). Поскольку, в современных условиях в системе факторов производства главное место занимают труд и капитал, то для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Вместе с тем, владельцы собственности также имеют трудовой доход, а наемные работники одновременно являются собственниками капитала в виде ценных бумаг. В развитых странах доход по труду в составе национального дохода составляет 75—80%, остальное — доход от собственности.
Персональное распределение дохода — распределение дохода по его величине между семьями. Оно характеризуется значительной неравномерностью. Неравенство доходов носит как объективный, так и субъективный характер. Причинами неравенства являются:
а) различия в способностях; б) уровень образования; в) профессиональные вкусы, место работы и жительства; г) владение собственностью; д) степень рыночной власти; е) удача, везение, личные связи, несчастья, дискриминация и др.
Различия в уровне доходов могут не зависеть от самого работника и качества его труда, поскольку имеет значение размер семьи, соотношение работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, природные условия и др.
Для анализа степени дифференциации доходов используется показатели на основе методологии Парето—Лоренца—Джини.
«Закон Парето» гласит, что 80% ВВП достается 20% населения, а оставшиеся 20% ВВП распределяется среди 80% населения. Однако конкретные пропорции в распределении национального дохода в разных странах различные, поэтому количественную степень неравенства в распределении доходов рассчитывают с помощью коэффициента Джини. Графически степень неравенства в распределении доходов иллюстрирует кривая Лоренца (рис. 7.1), с помощью которой определяют, какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения, начиная от беднейших и заканчивая наиболее состоятельными. Кроме того, она позволяет проанализировать различия в степени неравномерности во времени, а также между странами. Чем дальше от линии абсолютного равенства расположена кривая Лоренца, тем менее равномерно персональное распределение дохода.

Рисунок 7.1 — Кривая Лоренца

Коэффициент Джини определяется как отношение площади М к площади треугольника ОАВ, и чем больше неравенство, тем больше величина коэффициента Джини.
Неравенство можно определить с использованием децильного коэффициента, который показывает соотношение среднего дохода 10% наиболее высокодоходных групп населения и среднего дохода 10% групп населения, имеющих наименьшие доходы.
Усиление неравенства в распределении доходов может наступить под воздействием:
– роста спроса на высококвалифицированную рабочую силу вслед за развитием отдельных отраслей национальной экономики;
– структурных сдвигов национальной экономики, вытеснения низко квалифицированного труда и повышения удельного веса высокооплачиваемого;
– инвестиций в человеческий капитал и повышения общего уровня образования и профессиональной подготовки.
С точки зрения обеспечения социальной устойчивости национальной экономики справедливым распределением признается такое, когда повышение благосостояния осуществляется в меру роста эффективности производства.

7.2.2 Система социальной защиты населения

В реальной жизни могут произойти неблагоприятные события: несчастные случаи, потеря работы, необратимые физиологические изменения, болезнь и потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость, беспомощность и др. Классическими приемами самозащиты от неблагоприятных событий в жизни являются высокопроизводительный труд и получение стабильного текущего дохода, накопление имущества и сбережений, поддержка со стороны других членов семьи, система социальной защиты со стороны общества.
Социальная защита — система мер, осуществляемая обществом и государством по обеспечению устойчивого, нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
По формам, социальная защита бывает: материальная, социальная и правовая. Материальная защита выступает в виде материальных выплат, индексации доходов, натуральной помощи, льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Объектами социальной защиты являются: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получение образования; в) жилищные условия.
Основные направления системы социальной защиты:
а) социальное обеспечение, предполагающее социальное страхование и социальную помощь;
б) социальные гарантии (минимум базовых социальных услуг).
Социальное страхование предназначено для материального обеспечения в случае наступления социального риска (наступления нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая и др.). Оно должно носить обязательный характер.
Основные статьи расходов социального страхования:
– выплата трудовых пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальных пенсий, где используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
– выплаты по временной нетрудоспособности (по беременности, родам, на оздоровление), где используются средства фонда социального страхования;
– пособия по безработице.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное.
Источниками средств являются страховые взносы застрахованных, взносы предпринимателей, субсидии государства.
Социальная помощь — оказание адресной поддержки в связи с ухудшением материального, семейного положения, состояния здоровья, а также в связи с возрастом. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат и осуществляется деньгами, услугами, товарами. Она имеет адресный и категориальный характер. Для социальной помощи используются средства бюджета, центральных бюджетных и внебюджетных фондов, кредитные ресурсы национальной банковской системы.
Минимальные социальные гарантии обеспечивают равный доступ всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих гарантий государства. Для этого устанавливаются минимальные нормативы обеспечения граждан социальными благами, осуществляется финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и др.), устанавливаются минимальные размеры оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий по безработице.
Направления реформирования системы социальной защиты:
1) реформирование пенсионной системы, переход к 3-уровневой системе пенсионного обеспечения, что предполагает предоставление базовых трудовых и социальных пенсий, обязательное пенсионное страхование за счет обязательных страховых взносов, дополнительное пенсионное страхование за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц;
2) реформирование социальной помощи (обоснованность льгот, адресная направленность);
3) реформирование подсистемы базовых социальных услуг (улучшение функционирования отраслей социальной сферы, например, здравоохранения, гарантия минимума услуг со стороны государства). Создание нового механизма функционирования сферы здравоохранения, образования, ЖКХ.

Список рекомендуемых источников

1. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский —
2-е изд. — М. : Дело, 2002. — Гл. 17. — С. 422—444.
2. Макроэкономика : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.] ; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск : БГЭУ, 1998. — Гл. 7. — С. 176—191.
3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие /
В. Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — 844с.
4. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии