БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Макроэкономика » ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. Спрос и предложение на деньги

ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. Спрос и предложение на деньги

ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

9.1 Денежный рынок

Денежный рынок — это совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства — деньги, и небанковскими экономическими субъектами.
Деньги — это то, что общество признает деньгами. Деньгам традиционно приписываются три функции: средства платежа, средства счета, средства сохранения ценности.
Денежная масса по выполняемым деньгами функциям, степени ликвидности ее компонентов, структурируется на агрегаты. Чаще всего в денежной массе выделяют четыре агрегата:
– М1 — банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги), депозиты «до востребования», дорожные чеки;
– М2 = М1 + нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады до 100 тыс долл. США;
– М3 = М2 + срочные вклады более 100 тыс долл., депозитные сертификаты;
– L = М3 + казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства.
В макроэкономическом анализе используются агрегаты М1 и М2. Иногда выделяют наличность М0 как часть М1 и показатель «квази-деньги» («почти-деньги»), как разность М2-М1.
Динамика денежных агрегатов зависит от движения процентной ставки.
Денежный рынок включает финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений.
Элементами механизма функционирования денежного рынка являются: спрос на деньги, предложение денег, цена денег.
Спрос на деньги определяется величиной национального продукта, уровнем цен и процентной ставкой.
Предложение денег — это общее количество денег в стране, определяемое объемом наличной денежной массы и депозитов, которые экономические агенты, при необходимости, могут использовать для сделок, т. е. агрегат М1.
Равновесие на денежном рынке устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента i (рис. 9.1).

9.1.1 Теории спроса на деньги

Спрос на деньги — это то количество денег, которое домашние хозяйства, предприниматели, правительство желают иметь в данный момент. Существуют разные концепции спроса на деньги.
Классические концепции спроса на деньги основаны на определенных теориях.
Количественная теория денег И. Фишера предполагает:
,
где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег, которая определяется плотностью населения, коммерческими традициями, качеством транспортных средств, другими техническими условиями, и не зависит от количества находящихся в обращении денег и уровня цен. Скорость обращения денег И. Фишер считал величиной постоянной;

Рисунок 9.1 — Равновесие на денежном рынке

Р — уровень цен вэкономике;
Y — реальный объем национального производства, определяемый ресурсами общества, уровнем эффективности производства, применяемой технологией и является величиной стабильной.
Откуда и количество денег в обращении прямо пропорционально уровню цен.
Рассмотрим теорию денег А. Маршалла и А. Пигу.
Представители кембриджской школы рассматривали спрос на деньги с точки зрения портфельного анализа, где деньги лишь один из видов финансового актива и объем денежных средств в портфеле определяется двумя факторами: 1) деньги — ликвидный актив, что облегчает деловые операции; 2) деньги не приносят доход как ценные бумаги.
Если k — часть активов, которую экономические субъекты предпочитают держать в форме денег, то уравнение кембриджской школы имеет вид:
,
где k — показатель ликвидности, обратно пропорционален скорости денежного обращения, т. е., чем меньше ликвидности (меньше наличных денег), тем больше скорость денежного обращения, т. е. .
Величины V и k связаны движением процентной ставки. Величины k и Y являются постоянными и не зависят от денежного предложения и уровня цен.
Рассмотрим теорию М. Фридмена, который считал деньги одним из видов активов. Альтернативными активами являются облигации, акции, предметы длительного пользования, ликвидные капиталовложения.
Одна из моделей спроса на деньги имеет вид:
,
где M — планируемый спрос на номинальные кассовые остатки;
Р — уровень цен в экономике;
r , r — доход на облигации, акции;
— темп инфляции;
Y — перманентный доход, т. е. постоянный доход длительного времени как средневзвешенная величина доходов от всех видов имущества, которые планирует получить субъект за ряд будущих лет;
r — средняя отдача от имущества;
— совокупное имущество.
Таким образом, количество денег в обращении находится в прямой зависимости от уровня цен Р, дохода Y , темпа инфляции, доходности ценных бумаг, величины совокупного имущества.
Кейнсианская теория спроса на деньги является также одной из портфельных теорий. Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из активов и утверждал, что спрос на деньги зависит от того, насколько высоко экономические субъекты ценят свойство ликвидности и какую долю своих активов предпочитают иметь в виде высоколиквидных денег. Теорию спроса на деньги Дж. М. Кейнс назвал теорией предпочтения ликвидности. Он различал три мотива этого предпочтения:
1) трансакционный мотив, связанный с тем, что часть денег необходима экономическим субъектам для покупок и платежей,
т. е. торговых сделок;
2) мотив предосторожности, объясняемый возможностью возникновения непредвиденных покупок и расходов. Этот запас денег позволяет застраховаться от неплатежеспособности;
3) спекулятивный мотив как возможность выгодного вложения денег в ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. При высокой рыночной ставке процента спрос на облигации увеличивается и уменьшается спрос на деньги.
Если рыночная процентная ставка достигнет некоторого минимального уровня, при котором доход от облигаций как финансового актива будет недостаточным, чтобы компенсировать риск вложения в них денег, наступит «абсолютное предпочтение ликвидности», т. е. все будут предпочитать облигациям деньги.
Таким образом, спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен, национального дохода и в обратной, от ставки процента.
Современная теория спроса на деньги Баумоля—Тобина рассматривает их с трансакционных позиций. Трансакционные теории считают, что деньги хранятся экономическими субъектами только как средства платежа, и субъект решает, какой запас денег следует сохранить, чтобы обеспечить определенную платежеспособность.
Если номинальный доход субъекта за месяц равен Y, то при равномерном расходовании его в течение месяца среднее количество денег составит Y / 2. Но, будучи положены на сберегательный счет в банке, эти деньги принесли бы доход, равный проценту. Так как экономическому субъекту необходимо ежедневно совершать покупки, ему придется каждый раз для получения наличных денег ездить в банк и снимать их со счета. При этом теряется время, затрачиваются деньги на покупку бензина и др., т. е. он будет нести определенные потери. Проблема состоит в том, чтобы определить тот запас наличных денег, который позволит субъекту минимизировать общие потери.
Если за месяц число посещений банка равно n, то каждый раз он снимет со счета Y / п денег. Среднее число сохраняемых им в течение месяца наличных денег будет равно Y / 2п. Зная его и ставку процента i, можно определить потери, связанные с отказом от услуг банка. Они будут равны .
Если издержки одного изъятия денег из банка равны Pb
(b-реальные издержки, P-уровень цен), а так как число посещений банка — n, то общие потери, связанные с его посещением в течение месяца составят bPn. Тогда общие издержки экономического субъекта ТС:
.
Алгебраические преобразования позволили У. Баумолю и
Дж. Тобину получить следующую формулу спроса на деньги:
.
Анализ теорий спроса на деньги показал, что несмотря на свою специфику, все они выделяют три основных фактора, определяющих величину номинального спроса на деньги:
а) спрос на деньги находится в прямой зависимости от абсолютного уровня цен;
б) он прямо пропорционален реальному объему производства (дохода);
в) спрос на деньги находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.
Каждому объему национального производства соответствует своя кривая спроса на деньги.
Номинальный спрос на деньги — это спрос на их определенную денежную стоимость. Реальный спрос на деньги — это спрос, выраженный в терминах количества единиц товаров, которые за эти деньги можно купить, т. е. спрос на реальные балансы L, а именно:
.
Функцию спроса на реальные денежные остатки можно представить в виде:
Если предположить линейную зависимость, получим:
,
где k — чувствительность спроса на деньги к доходу Y,
h — чувствительность спроса на деньги к ставке процента i.
В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка процента отражает реальную покупательную способность дохода. Связь номинальной i и реальной ставки процента r описывается уравнением:
,
где — уровень инфляции.
Исходя из кейнсианской теории спроса на деньги, его структура состоит из трех частей:
1. Трансакционный спрос на деньги (спрос на деньги для сделок). Данный элемент спроса на деньги определяется величиной валового национального продукта и связан с тем, что часть денег необходима экономическим субъектам для покупок и платежей. Функция спроса на деньги для сделок имеет вид:
Если предположить линейную зависимость, получим:
,
Спрос на деньги для сделок отражается графиком (рис. 9.2);
2. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Данный запас денег позволяет застраховаться от неплатежеспособности в случае возникновения непредвиденных покупок и расходов.
Оба эти мотива определяют прямую зависимость спроса на деньги от уровня национального дохода и их функции аналогичны.
Функция спроса на деньги по мотиву предосторожности имеет вид:

Рисунок 9.2 — Спрос на деньги для сделок

Если предположить линейную зависимость, получим:
Спрос на деньги по мотиву предосторожности отражается графиком на рисунке 9.3;
3. Спрос на деньги как имущество (спекулятивный спрос) — спрос для выгодного вложения денег в ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. Спекулятивный спрос на деньги отражает обратную его зависимость от ставки процента. Функция спроса имеет вид:
Если предположить линейную зависимость, получим:
.
График спроса на деньги, как имущество, представлен на рисунке 9.4.
Общий спрос на деньги состоит из трех видов спроса и выражается функцией:

Рисунок 9.3 — Спрос на деньги по мотиву предосторожности

Рисунок 9.4 — Спрос на деньги как имущество

Если предположить линейную зависимость, получим:
,
График общего спроса на деньги представлен на рисунке 9.5.
Таким образом, спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня национального дохода и в обратной от ставки процента.
Спрос на деньги связан и с уровнем цен: изменение уровня цен меняет реальную ценность денег и спрос на деньги для сделок. Чем больше темп прироста уровня цен, тем меньше спрос на реальные кассовые остатки, т. е. изменение темпа роста цен воздействует на изменение ставки процента.

Рисунок 9.5 — Общий спрос на деньги

9.1.2 Предложение денег в экономике

Общее количество денег в стране называют предложением денег. Предложение денег M осуществляет государство, и его можно представить как сумму наличных денег С и депозитов до востребования D:
.
Процесс создания наличности Центральным банком (ЦБ) осуществляется тогда, когда он расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм, государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг, а также при предоставлении государству и коммерческим банкам кредитов банкнотами.
Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется, в дальнейшем, по двум направлениям: одна оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.
Таким образом, наличность создает ЦБ, депозиты — КБ.
Деньги, поступившие в КБ, могут использоваться ими для кредита, и тогда количество денег в экономике возрастет. При возвращении кредита объем денежной массы в экономике сокращается,
т. е. КБ могут как создавать, так и уничтожать денежную массу.
В отличии от ЦБ, возможности увеличения денег которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования, которые определяются денежно-кредитной политикой. Для этого Центральным банком устанавливается норма обязательных резервов в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в Центральном. Таким образом, наличность, поступившая в КБ (резервы) распределяется на обязательные резервы и избыточные резервы, используемые КБ для кредитования секторов экономики.
Общее количество денег, возникшее в результате появления нового депозита можно определить по формуле:
,
где D — максимальное количество новых денег, которое может быть создано банковской системой на основе любого количества избыточных резервов;
E — избыточные резервы коммерческого банка;
m — банковский мультипликатор, показывающий количество новых денег, которые может создать один рубль избыточных резервов при данной величине резервной нормы, т. е.
,
где rd — норма резервирования.
Таким образом, кредитная мультипликация — процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.
Наличность и обязательные резервы, созданные ЦБ, образуют базовые деньги, или денежную базу:
.
Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы С, непосредственная часть предложения денег МВ и резервы коммерческих банков R в Центральном банке, влияющие на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.
Отношение предложения денег к денежной базе образует денежный мультипликатор, т. е.
.
Денежный мультипликатор можно представить как отношение наличности к депозитам cd (коэффициент депонирования) и резервов к депозитам rd (коэффициент резервирования), т. е.
.
Величина коэффициента депонирования определяется поведением населения, а коэффициента резервирования — нормой обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком, и величиной избыточных резервов, которые коммерческие банки предпочитают держать сверх необходимых сумм, и предложение денег можно представить в виде:
.
Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора.
Предложение денег в стране изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков, решений небанковского сектора.
Центральный банк может контролировать предложение денег, воздействуя на денежную базу. Последующее изменение предложения денег определяется процессом мультипликации, и инструменты денежно-кредитной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор.
Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежной сферы: а) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); б) изменение нормы обязательных резервов;
в) операции на открытом рынке.
Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а, следовательно, и денежной базы.
Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как: а) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов; б) центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческими банками; в) коэффициент депонирования не связан с действиями Центрального банка.
Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков.
Таким образом, количество денег в стране увеличивается, если: 1) растет денежная база; 2) снижается норма минимального резервного покрытия; 3) уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков; 4) снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

9.1.3 Равновесие на денежном рынке

Механизм любого рынка — поиск равновесия. На денежном рынке достигается равновесие, если все созданное банковской системой количество денег добровольно держится «публикой» в виде наличных денег или бессрочных банковских вкладов. Равновесие возможно лишь при определенном сочетании значений ставки процента и реального национального дохода.
На денежном рынке возможно состояние краткосрочного и долгосрочного равновесия.
При краткосрочном равновесии исходим из того, что предложение денег контролируется ЦБ и зафиксировано на уровне , а уровень цен стабилен; реальное предложение денег зафиксировано на уровне и на графике представлено вертикальной прямой М (рис. 9.6).
В краткосрочном периоде изменение процентных ставок связано с изменением спроса на деньги и предложения денег. Это происходит в течение двух—трех месяцев.
Спрос на деньги рассматривается как спрос на реальные деньги, т. е. он меняется прямо пропорционально изменению уровня цен и представлен как убывающая функция процентной ставки для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению (см. рис. 9.6). Гибкая процентная ставка удерживает рынок в состоянии равновесия. Экономические агенты меняют

Рисунок 9.6 — Равновесие на денежном рынке

структуру своих активов в зависимости от изменения процентной ставки: если она будет выше равновесной, предложение денег превысит спрос на них, выгодным будет обратить наличность в различные виды финансовых активов, а банки и другие финансовые учреждения при превышении предложения денег над спросом на них, начнут снижать процентные ставки, равновесие на денежном рынке восстановится.
Если процентная ставка будет ниже равновесной, процессы пойдут в обратном направлении.
Колебания равновесных значений процентной ставки и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных параметров денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отразится сдвигом кривых спроса и предложения денег (рис. 9.7).

Рисунок 9.7 — Механизм денежного рынка

Политика систематического нарушения равновесия денежного рынка для оказания влияния на уровень процентной ставки, а через него на инвестиции и другие макроэкономические переменные, получила название кейнсианской денежно-кредитной политики. Это один из наиболее распространенных способов государственного воздействия на экономику. Регулирование процентных ставок через изменение предложения денег применялось во многих странах, но практически везде денежный рынок, в конечном счете, попадал в так называемую ликвидную ловушку, когда возрастающее предложение денег уже не в состоянии вызвать дальнейшего снижения процентных ставок. Это означает, что товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, импульсов от него. Денежный рынок не имеет механизмов выхода из ликвидной ловушки. Условием политики предупреждения ситуации ликвидной ловушки является контроль денежного предложения.
В долгосрочном плане процентные ставки денежного рынка утрачивают всякую связь со спросом на деньги и их предложением. Спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке М, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена, не включает процентных ставок, имеет вид:
,
где Y — долгосрочный среднегодовой темп изменения национального дохода;
Р — темп прогнозируемой инфляции.
Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государства является стабилизация инфляционного процесса, превращение текущей инфляции в ожидаемую, и проведение краткосрочной денежной политики, направленной на регулирование процентных ставок, допустимых только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении М. Фридмена.

9.2 Денежно-кредитная политика

9.2.1 Кредитная система и ее элементы

Рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.
В экономике возможна ситуация, когда одни экономические субъекты не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня спроса на них. В то же время другие — сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений. Для разрешения указанного противоречия и превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура — кредитная система, которую образуют банки, страховые компании и другие небанковские институты, обладающих правами коммерческой деятельности. Небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.
Банковская система — это совокупность банков, осуществляющих кредитные, расчетные и иные операции, регулируемые нормативными актами. Банки сосредоточивают в своем обращении значительное количество собственных и привлеченных денежных средств, предоставляют их во временное пользование в виде кредитов (займов и ссуд), посредничают во взаимных платежах и расчетах между экономическими субъектами, регулируют денежное обращение в стране, включая эмиссию новых денег и ценных бумаг.
Практика доказала, что наиболее эффективным является ее двухъярусное строение: первый ярус — Центральный банк, второй — коммерческие банки и небанковские финансово-кредитные институты.
Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны.
Существуют различные модели построения Центральных банков: 1) в форме государственных учреждений (Германия, Франция, Россия, Беларусь и др.); 2) в форме акционерных обществ (США, Швейцария и др. ).
Главная задача Центральных банков — управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью кредитной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Центральный Банка.
Центральный банк выполняет следующие основные функции:
а) разработка и реализация денежно-кредитной политики; б) эмиссия и изъятие из обращения денег; в) хранение золотовалютных резервов страны; г) выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; д) оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям.
Деятельность ЦБ отражается в их балансах, которые включают два раздела: активы и пассивы. Балансы фиксируют их состояние на определенный момент времени.
Активами ЦБ являются: 1) золотые и валютные резервы страны; 2) займы финансовым институтам; 3) ценные бумаги казначейства (казначейские векселя, правительственные облигации;
4) прочие активы.
Долговыми обязательствами (пассивами) ЦБ являются: а) банкноты ЦБ; б) депозиты финансовых институтов; в) депозиты казначейства; г) прочие пассивы.
Коммерческие банки (КБ) — это кредитные учреждения, осуществляющие операции в различных сферах коммерческой деятельности по привлечению и накоплению денежных средств, размещению их на условиях возвратности, платности и срочности. Благодаря КБ облегчается перелив капиталов между фирмами, отраслями, странами, ускоряется оборот денежных средств, снижаются издержки обращения. Коммерческий банк — это коммерческое предприятие, целью которого является максимизация прибыли, увеличивающая собственный капитал банка. Через коммерческие банки Центральный банк реализует денежно-кредитную политику.
Коммерческие банки могут быть государственными, частными предприятиями и организованы в форме акционерных обществ.
По видам сберегательных операций КБ подразделяются на универсальные, выполняющие все банковские операции, и специализированные, обслуживающие либо определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполняющих некоторое число операций (инвестиционный, инновационный банк и др.);
Основными функциями коммерческих банков являются: 1) мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал (прием и хранение депозитов вкладчиков); 2) кредитование предприятий, государства и населения; 3) выпуск кредитных денег; 4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
5) эмиссионно-учредительская функция; 6) консультирование, представление экономической и финансовой информации.
Соответственно операции банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств), посреднические (выполнение операций по поручению клиентов).
Активами КБ являются: а) кассовая наличность; б) вклады на счетах в Центральном банке; в) ссуды; г) ценные бумаги Правительства; д) векселя, облигации, акции корпораций; е) другие активы.
Пассивами КБ являются: а) сберегательные депозиты (в том числе до востребования); б) срочные вклады; в) прочие пассивы;
г) капитальный счет КБ.
Коммерческие банки могут действовать независимо, а могут объединяться в банковские группы, картели, концерны, консорциумы.
К специализированным кредитно-финансовым институтам относятся сберегательные учреждения, пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые, лизинговые компании и др.

9.2.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты

Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.
Промежуточные целевые ориентиры — определенная денежная масса, ставка процента, обменный курс национальной валюты.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляется в рыночной экономике с помощью, в основном, косвенных инструментов.
Инструментами денежно-кредитной политики при прямом регулировании являются лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента и др.
При косвенном регулировании используют: а) изменение нормы обязательных резервов; б) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); в) операции на открытом рынке.
Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов, а также от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег во всей экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки, так как характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения проходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком ценных государственных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит на наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует уровень денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставление взамен ценных бумаг денежных средств служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка.
Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 9.8).

Рисунок 9.8 — Гибкая монетарная политика

Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. 9.9).

Рисунок 9.9 — «Жесткая» денежно-кредитная политика

В долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег Центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, Центральный банк проводит эластичную ДКП. Она заключается в том, что Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее, по мере надобности (рис. 9.10).
Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанная непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег).

Рисунок 9.10 — Эластичная денежно-кредитная политика

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег.
Между процентными ставками в длительном периоде складываются определенные соотношения (в порядке их роста): наименьшая ставка процентов — по депозитам населения, выше — доходность казначейских векселей, далее — учетная ставка Центрального банка, несколько выше ее — межбанковская процентная ставка, доходность долгосрочных ценных бумаг и самая высокая — ставка по ссудам частному сектору.
Изменение учетной ставки ведет к изменению всех остальных ставок процента.
Стабилизационная денежно-кредитная политика на разных фазах экономического цикла использует соответствующие инструменты.
В состоянии экономического спада и безработицы Центральным банком проводится «политика дешевых денег». Центральный банк скупает облигации, понижает резервную ставку, снижает учетную ставку, денежное предложение возрастает. В данной ситуации увеличиваются инвестиции в экономику, безработица снижается, реальный ВВП возрастает.
В состоянии инфляционного подъема Центральный банк проводит «политику дорогих денег»: проводится продажа ценных бумаг, увеличивается резервная ставка, растет учетная ставка. Денежное предложение сокращается, инвестиционные расходы также уменьшаются, снижается совокупный спрос и уровень инфляции.

9.2.3 Эффективность денежно-кредитной политики

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность денежно-кредитной политики в целом.
Можно выделить четыре звена передаточного механизма ДКП: 1) изменение величины реального предложения денег (M/P)s в результате проведения Центральным банком соответствующей политики; 2) изменение ставки процента на денежном рынке; 3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента; 4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Изменение величины реального предложения денег по-разному изменит ставку процента в зависимости от того, какова чувствительность спроса на деньги к динамике ставки процента.
Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов. Если вследствие сдерживающей денежной политики Центрального банка, денег окажется меньше, чем им необходимо, ставка процента возрастет (рис. 9.11, а). Однако реакция денежного рынка зависит от чувствительности спроса на деньги к ставке процента, т. е. от крутизны кривой спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (кривая полога, рис. 9.11, б), то результатом снижения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая, рис. 9.11, в), то снижение предложения денег приведет к существенному росту процентной ставки.

Рисунок 9.11 — Динамика ставки процента от чувствительности спроса на деньги

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, доходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента (рис. 9.12). От этого, при прочих данных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.
При низкой чувствительности инвестиций к ставке процента (рис. 9.12, а) повышение ставки процента приведет к незначительному сокращению инвестиций, совокупного спроса и объема производства. При высокой чувствительности инвестиций к ставке процента (рис. 9.12, б) изменения будут значительными.
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Денежно-кредитная политика не будет влиять на величину совокупного предложения в состоянии инвестиционной ловушки.

Рисунок 9.12 — Влияние чувствительности инвестиций к динамике ставки процента на объем инвестиций в экономику

Эффективность ДКП при проведении операций на открытом рынке различна в зависимости от того, у кого ЦБ, например, скупает ценные бумаги. Если скупает у коммерческих банков, он увеличивает сумму резервов коммерческих банков на величину покупки, и способность КБ к кредитованию увеличивается на всю эту сумму, так как она становится избыточными резервами. Если скупаются ценные бумаги у организаций, населения, ЦБ оплачивает покупку чеком на себя, сумма депозита в КБ увеличивается и распределяется на обязательные и избыточные резервы. Таким образом, способность КБ к кредитованию возрастает на меньшую величину (меньше на величину обязательных резервов).
Соответственно продажа ценных бумаг коммерческому банку снижает величину его фактических и избыточных резервов на всю сумму продажи. При продаже ценных бумаг организациям, населению уменьшается сумма депозитов, и фактические, и избыточные резервы снижаются на меньшую сумму (с учетом обязательных резервов).
Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики, которые определяют ее эффективность. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, например, ставки процента, требует изменения другого, в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда сказывается благоприятно на экономике в целом. Так, Центральный банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций и их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создает дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.
В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшать предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.
Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении ДКП. Например, если Центральный банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начинается снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов депонирования и резервирования. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение C / D = cd увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение R / D = rd. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.
Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания ставки процента с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет проведение ДКП, так как запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.
Политика «дешевых денег» или экспансионистская политика, имеет эффект чистого экспорта, но направление его противоположно направлению экспансионистской фискальной политики. Снижение ставки процента сопровождается уменьшением притока иностранного капитала, спрос на национальную валюту падает, она дешевеет, экспорт национальных товаров возрастает, так как они становятся на мировом рынке дешевле; импорт сокращается, так как иностранные товары на национальном рынке дорожают, увеличивается чистый экспорт, совокупный спрос, совокупное предложение.
Политика «дорогих денег» также сопровождается эффектом чистого экспорта.
Эффективность ДКП в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частой смены руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка.
Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью стабилизационной политики, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:
– по сравнению с фискальной она может быстро меняться. ДКП не предполагает обсуждения в Правительстве, а решения о покупке-продаже ценных бумаг принимается почти ежедневно;
– изоляция от политического давления со стороны лобби — больше, ДКП — мягче и консервативнее, в политическом отношении, чем фискальная;
– монетаристы предполагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор динамики уровня экономической активности.
Однако денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом осложнений:
а) при проведении политики «дешевых денег» на фазе экономического спада нет гарантии, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится, а население не воспользуется деньгами, полученными при погашении облигаций, для погашения имеющихся у них ссуд;
б) скорость обращения денег также имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой: при увеличении предложения денег, снижении ставки процента, скорость их обращения замедляется; если же проводится политика дорогих денег, то скорость денежного обращения увеличивается.

Список рекомендуемых источников

1. Агапова, Т. Д. Макроэкономика : учебник / Т. Д. Агапова, С. Ф. Серегина ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. —2-е изд. — М. : ДИС, 1997. — Гл. 7—8. — С. 93—116.
2. Макроэкономика : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.] ; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск : БГЭУ, 1998. — Гл. 6. — С. 137—169.
3. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике : учеб. пособие /
В. Д. Бычинская. — Барановичи : БарГУ, 2005. — Гл. 8. — С. 92—115.
4. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей ; пер. с англ. В. Лукашевича [и др.] ; под общ. ред. Б. Лисовика. — СПб. : С.-петерб. оркестр : Литера плюс, 1999. — Гл. 8—11. — С. 171—275.
5. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. —
2-е изд. — М. : Дело, 2002. — Гл. 6—7. — С. 152—188.
6. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие /
В. Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — 844 с.
7. Макроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич [и др.] ; под общ. ред.
Л. С. Тарасевича. — 3-е изд. — СПб. : С.-петерб. ГУЭФ, 2000. — Гл. 4—5. — С. 83—165.
8. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь // Белорусский эконом. журн. — 2007. — № 3. — С. 130—142.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom