БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Макроэкономика » МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

13.1 Анализ экономики с использованием модели IS-LM-BP

Проблемы макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической теории. В условиях превращения большинства стран в открытые экономики макроэкономическое равновесие предполагает не только «полную занятость» при минимальном уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних расчетов. Неравновесное состояние баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность могут крайне неблагоприятным образом отразиться на внутреннем состоянии экономики, вызывая экономические спады, финансовые и валютные кризисы, потрясения во всей системе международных экономических отношений.
В открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием подразумевается равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции.
Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого или заданного сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.
Для достижения поставленных целей в открытой экономике, наряду с традиционными видами макроэкономической политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной — могут использоваться и такие виды политики, как внешнеторговая, валютная и политика управления внешней задолженностью.
Так, в условиях современной открытой экономики от режима и динамики валютного курса во многом зависят и выбор инструментов макроэкономической политики, ее эффективность. Вместе с тем, все большее влияние на внутреннюю экономику и макроэкономическую политику оказывает такой фактор, как международная мобильность капиталов. Как показывает практика, крупные потоки краткосрочных капиталов в состоянии быстро дестабилизировать экономику, подрывая эффективность мер макроэкономического регулирования.
Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в условиях открытой экономики часто оказываются неэффективными. В открытой экономике усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, так как теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требуя учета возрастающего числа факторов.
Для анализа влияния макроэкономической политики в условиях открытой экономики модель макроэкономического равновесия IS-LM расширяют, введя в нее кривую платежного баланса ВР.
Модель IS-LM-BP может быть использована для анализа последствий макроэкономической политики при разной степени
мобильности капитала и при различных системах валютного курса.
Кривая ВР — кривая, описывающая взаимосвязь между доходом и ставкой процента при внешнем равновесии, т. е. при равенстве баланса официальных расчетов нулю (рис. 13.1).

Рисунок 13.1 — Кривая ВР

Уравнение кривой ВР следующее:
,
где (i – i*) разница между внутренней и мировой ставкой процента.
Выведем кривую ВР. Пусть экономика находится в состоянии внешнего равновесия в точке А. Проведение стимулирующей макроэкономической политики увеличения государственных расходов,
увеличит доход, объем импорта, сократит чистый экспорт и сформирует отрицательное сальдо счета текущих операций. Для восстановления внешнего равновесия необходимо отрицательное сальдо счета текущих операций уравновесить положительным сальдо счета движения капитала, увеличив ставку процента. Экономика переместится в точку В, где платежный баланс вернется в состояние равновесия. Таким образом, кривая ВР имеет положительный наклон.
В модели предполагается, что ставка процента зависит от мировой, т. е. модель строится для малой открытой экономики, которая может предоставлять и получать на международных финансовых рынках кредиты любых размеров, не влияя при этом на мировой уровень ставки процента.
Предпосылками модели являются следующие условия:
– самым важным фактором, влияющим на международные потоки капитала, является доход, который страны обеспечивают на свои активы;
– ставки дохода на все активы в стране одинаковы и могут быть представлены единой номинальной процентной ставкой i;
– разница между национальной и мировой процентной ставкой — единственный фактор, определяющий приток или отток капитала;
– состояние экономики всегда соответствует пересечению кривых IS и LM, т. е. на товарном и денежном рынке ситуация внутреннего равновесия;
– первоначальная ситуация в экономике соответствует точке, где сальдо платежного баланса равно нулю, поэтому все три кривые пересекаются в одной точке;
– рассматриваются лишь два крайних варианта режима валютного курса — жестко фиксированный и свободно плавающий, хотя в реальной жизни чаще используются смешанные валютные курсы;
– в ходе анализа макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе предполагается, что Центральный банк не использует политику стерилизации и существует жесткая зависимость между изменениями объема валютных резервов и величиной денежной базы и предложения денег;
– полученные результаты представляют краткосрочные последствия макроэкономической политики при предположении, что уровень цен остается неизменным.
Кривая ВР (рис. 13.2) имеет положительный наклон, так как рост дохода ведет к росту импорта и, при прочих равных условиях, к дефициту счета текущих операций. Восстановление равновесия платежного баланса возможно лишь при наличии достаточного по размеру активного сальдо по счету капитала. Значит, при заданном доходе необходимо увеличить ставку процента для привлечения иностранного капитала.
Кривая ВР перемещается под влиянием факторов, меняющих чистый экспорт (валютный курс, внешнеторговая политика и др.), и определяющих сдвиги в потоках капитала.
На наклон ВР влияет уровень мобильности капитала (отрицательная зависимость) и величина предельной склонности к импортированию (положительная зависимость).

Рисунок 13.2 — Модель IS-LM-ВР

При низкой мобильности кривая ВР крутая, круче кривой LM, так как чем менее мобилен капитал, тем больше должно быть увеличение внутренней процентной ставки, позволяющей обеспечить необходимый для восстановления внешнего равновесия приток иностранного капитала.
В случае высокой мобильности капитала кривая ВР относительно пологая, более пологая, чем LM, и для обеспечения необходимого притока иностранного капитала достаточно небольшого увеличения процентной ставки. На практике степень мобильности капитала зависит от развитости финансового рынка в данной стране, наличия валютных ограничений, законодательства, др.
Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS, LM, и ВР.

13.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала

Бюджетно-налоговая политика. Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.3). Увеличение государственных расходов способствует росту совокупного спроса. Кривая IS перемещается к IS1. Доход увеличивается с Y до Y1, это увеличивает импорт, снижает чистый экспорт и создает отрицательное сальдо счета текущих операций. Ставка процента возрастает с i до i1, так как увеличение дохода увеличивает спрос на деньги. Рост ставки процента привлекает иностранный капитал и формируется положительное сальдо счета финансовых операций. В целом сальдо платежного баланса из-за низкой мобильности капитала является величиной отрицательной. Точка А внутреннего равновесия перемещается в точку В, которая находится справа или ниже линии ВР, что также указывает на наличие дефицита платежного баланса.
При дефиците платежного баланса возникает тенденция к падению курса национальной валюты, и Центральный банк проводит интервенцию на валютном рынке, которая состоит в скупке национальной валюты и продаже иностранной по курсу. Это приводит к сокращению денежной массы, кривая LM перемещается к LM1, процентная ставка растет, сокращаются инвестиции, совокупный спрос, доход, импорт. Процесс продолжается, пока не будет достигнуто внутреннее и внешнее равновесие.

Рисунок 13.3 — Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при фиксированном валютном курсе и низкой мобильности капитала

Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса стимулирующая бюджетно-налоговая политика в значительной мере компенсируется вынужденным сокращением денежной массы, и уровень дохода увеличивается, незначительно, до Y2.
Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 13.4).

Рисунок 13.4 — Стимулирующая денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе и низкой мобильности капитала

Пусть экономика находится в точке А в состоянии внутреннего и внешнего равновесия. Увеличение предложения денег при стимулирующей денежно-кредитной политике сдвинет кривую LM к LM1. Экономика переместится в точку В.
В точке В доход увеличился с Y до Y1, что увеличивает импорт, сокращает чистый экспорт и способствует формированию отрицательного сальдо счета текущих операций. Сокращение ставки процента с i до i1 способствует оттоку капитала и формирует отрицательное сальдо счета движения капитала. Общее сальдо платежного баланса становится отрицательным, курс национальной валюты снижается.
Если страна сталкивается с дефицитом платежного баланса и при этом стремится поддерживать фиксированный валютный курс, она проводит интервенции на валютном рынке, скупая национальную валюту и продавая иностранную. Денежное предложение сокращается, ставка процента повышается, инвестиции и доход сокращаются, и экономика возвращается в исходную ситуацию.
Таким образом, денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной, так как попытки изменить денежную массу нейтрализуются необходимыми интервенциями на валютном рынке. Выходом из этой ситуации может быть либо проведение политики стерилизации, либо изменение курса национальной валюты путем ее девальвации или ревальвации.
Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 13.5).
Пусть экономика находится в точке А. Повышение таможенных пошлин приводит к снижению импорта, росту чистого экспорта. Формируется активное сальдо счета текущих операций. Кривая IS перемещается к IS1, а кривая ВР к ВР1. Доход возрастает с Y до Y1, ставка процента увеличивается с i до i1, приток капитала увеличивается, формируется положительное сальдо счета финансовых операций и платежного баланса в целом. Экономика переходит в точку В. В таком состоянии курс национальной валюты повышается, и Центральный банк скупает иностранную валюту, увеличивает в обращении массу национальной валюты. Ставка процента падает, платежный баланс и внешнее равновесие выравнивается в точке С при увеличении дохода до Y2.

Рисунок 13.5 — Политика усиления протекционизма при фиксированном валютном курсе и низкой мобильности капитала

13.3 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала

Бюджетно-налоговая политика. Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.6). Увеличение государственных расходов, снижение налогов увеличит уровень дохода в экономике с Y до Y1, кривая IS переместится к IS1. Импорт увеличится, чистый экспорт сократится, сформируется отрицательное сальдо счета текущих операций. Однако при высокой мобильности капитала повышение процентной ставки в результате роста доходов и спроса на деньги, основное влияние на состояние платежного баланса будет иметь приток капитала, который сформирует не только активное сальдо счета финансовых операций, но и платежного баланса в целом. Курс национальной валюты в таком состоянии имеет тенденцию к повышению, и Национальный банк проводит валютную интервенцию, продавая национальную валюту и скупая иностранную. Если политика стерилизации не проводится, денежная масса увеличивается, кривая LM перемещается к LM1, ставка процента понизится, это увеличит инвестиции в экономику и доход до Y2. Интервенции на валютном рынке будут продолжаться, пока сохраняется дефицит платежного баланса.

Рисунок 13.6 — Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при фиксированном валютном курсе и высокой мобильности капитала

Денежно-кредитная политика. Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.7). Увеличение денежного предложения переместит кривую LM к LM1, ставка процента снизится с i до i1, что будет способствовать формированию отрицательного сальдо счета движения капитала из-за резкого сокращения притока капитала.

Рисунок 13.7 — Стимулирующая денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе и высокой мобильности капитала

В результате увеличения денежной массы доход возрастет до Y1, импорт увеличится, чистый экспорт сократится и начнет формироваться отрицательное сальдо счета текущих операций и платежного баланса в целом. Курс национальной валюты будет иметь тенденцию к понижению, и Национальный банк должен проводить валютную интервенцию по продаже иностранной валюты, скупая национальную. Денежное предложение сократится, процентная ставка увеличится, и состояние платежного баланса выровняется.
Внешнеторговая политика. Результаты внешнеторговой политики в случае высокой мобильности капитала почти такие же, как и при низкой мобильности. Из-за высокой мобильности капитала активное сальдо счета финансовых операций будет выше, чем при низкой, соответственно выше будет и активное сальдо платежного баланса в целом. Все это приведет к тому, что масштабы валютной интервенции Центрального банка будут больше, как и прирост денежной массы, и прирост дохода (рис. 13.8).
Пусть экономика находится в точке А. Повышение таможенных пошлин приводит к снижению импорта, росту чистого экспорта. Формируется активное сальдо счета текущих операций. Кривая IS перемещается к IS1, а кривая ВР к ВР1. Доход возрастает с Y до Y1, ставка процента увеличивается с i до i1, приток капитала увеличивается, формируется положительное сальдо счета

Рисунок 13.8 — Политика усиления протекционизма при фиксированном валютном курсе и высокой мобильности капитала

финансовых операций и платежного баланса в целом. Экономика переходит в точку В. В таком состоянии национальная валюта крепнет и Центральный банк для предотвращения роста обменного курса национальной валюты скупает иностранную валюту, увеличивает в обращении массу национальной валюты. Ставка процента падает, платежный баланс и внешнее равновесие выравнивается в точке С при увеличении дохода до Y1.

13.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала

При фиксированном валютном курсе достижение внутреннего равновесия оборачивается чрезмерным положительным или отрицательным сальдо платежного баланса, а интервенции на валютном рынке при дефиците платежного баланса сокращают валютные резервы и денежную массу.
Альтернативой изменению предложения денег в экономике может служить отказ от поддержания фиксированного обменного курса. Если в стране применяется свободно плавающий валютный курс, выравнивание платежного баланса будет происходить автоматически, обменный курс национальной валюты будет изменяться до тех пор, пока неуравновешенность платежного баланса сойдет на нет. Графически это означает, что точка внутреннего равновесия пересечения кривых IS и LM должна всегда находиться на кривой ВР. Если меры внутриэкономической политики изменят это равновесие, обменный курс автоматически изменяется и кривая ВР сдвигается до новой точки внутреннего равновесия.
Обесценение национальной валюты приводит к увеличению чистого экспорта и кривая ВР сдвигается вправо, и наоборот. Сальдо платежного баланса при плавающем обменном курсе всегда равно нулю, однако, это не означает, что счета платежного баланса также уравновешены.
Бюджетно-налоговая политика. Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.9). Повышение государственных расходов, снижение налогов увеличит доход, увеличит импорт, снизит чистый экспорт начнет формировать отрицательное сальдо счета текущих операций.

Рисунок 13.9 — Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при плавающем валютном курсе и низкой мобильности капитала

Кривая IS переместится к IS1. Ставка процента увеличится, что будет способствовать притоку капитала, формированию положительного сальдо счета финансовых операций. Из-за низкой мобильности капитала сальдо платежного баланса формируется отрицательным. Такая ситуация ослабляет национальную валюту, кривая ВР перемещается к ВР1, экспорт увеличивается, сальдо счета текущих операций выравнивается, увеличение дохода от роста экспорта увеличит ставку процента и продолжит приток капитала из-за рубежа, восстанавливая равновесие платежного баланса.
Денежно-кредитная политика. Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.10). Стимулирующая денежно-кредитная политика, увеличение предложения денег перемещает кривую LM к LM1, доход увеличивается до Y1, ставка процента сокращается до i1. Более высокий уровень дохода увеличивает расходы на импорт, снижает чистый экспорт, формирует отрицательное сальдо счета текущих операций. Снижение процентной ставки способствует формированию отрицательного сальдо счета финансовых операций и платежного баланса в целом. Курс национальной валюты начинает снижаться, кривая ВР перемещается к ВР1, экспорт увеличивается, кривая IS перемещается к IS1, общий уровень дохода возрастает до Y2.

Рисунок 13.10 — Стимулирующая денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе и низкой мобильности капитала 

Таким образом, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной в отличии от данной политики при фиксированном обменном курсе. Увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов совокупного спроса, чувствительных к динамике ставки процента. Стимулирующая ДКП также поощряет и внешний спрос.
Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
Пусть экономика находится в точке А (рис. 13. 11). Увеличение мер протекционизма снижает импорт, увеличивает чистый экспорт, доход и формирует положительное сальдо счета текущих операций. Кривая IS перемещается к IS1, a кривая ВР к ВР1. Ставка процента повышается, формируется активное сальдо счета финансовых операций, и общее сальдо платежного баланса также формируется активным. Такая ситуация увеличивает обменный курс национальной валюты, кривая ВР возвращается в исходную ситуацию. Экспорт сокращается, доход сокращается, кривая IS также перемещается в исходное состояние.
Таким образом, тенденция роста чистого экспорта от снижения импорта нейтрализуется снижением чистого экспорта от роста обменного курса национальной валюты.

Рисунок 13.11 — Результаты усиление мер протекционизма при плавающем валютном курсе и низкой мобильности капитала 

13.5 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала

Бюджетно-налоговая политика. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (рис. 13.12) увеличивает совокупный спрос (кривая IS перемещается к IS1) и уровень дохода до Y1, импорт, снижает чистый экспорт и формирует пассивное сальдо счета текущих операций. Одновременно увеличивается ставка процента до i1, что способствует формированию активного сальдо счета движения капитала и финансовых операций. Благодаря высокой мобильности капитала общее сальдо платежного баланса формируется активным. Это повышает курс национальной валюты, снижает экспорт и чистый экспорт (кривая IS1перемещается к IS2), а также доход до Y2.
Таким образом, в экономике с высокой мобильностью капитала плавающий валютный курс работает против проводимой бюджетно-налоговой политики не усиливая, а ослабляя ее эффективность.
Денежно-кредитная политика. Рассмотрим результаты денежно-кредитной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала.

Рисунок 13.12 — Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала

Пусть экономика находится в точке А (рис. 13.13). Стимулирующая денежно-кредитная политика, увеличение предложения денег перемещает кривую LM к LM1, доход увеличивается до Y1, ставка процента сокращается до i1. Более высокий уровень дохода

Рисунок 13.13 — Стимулирующая денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала 

увеличивает расходы на импорт, снижает чистый экспорт, формирует отрицательное сальдо счета текущих операций. Снижение процентной ставки способствует формированию отрицательного сальдо счета финансовых операций и платежного баланса в целом. Курс национальной валюты начинает снижаться, кривая ВР перемещается к ВР1, экспорт увеличивается, кривая IS перемещается к IS1, общий уровень дохода возрастает до Y2.
Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 13.14).
Пусть экономика находится в точке А. Увеличение мер протекционизма снижает импорт, увеличивает чистый экспорт, доход и формирует положительное сальдо счета текущих операций. Кривая IS перемещается к IS1, a кривая ВР к ВР1. Ставка процента повышается, формируется активное сальдо счета финансовых операций, и общее сальдо платежного баланса также становится активным. Такая ситуация увеличивает обменный курс национальной валюты, кривая ВР возвращается в исходную ситуацию. Экспорт сокращается, доход сокращается, кривая IS перемещается в исходное состояние.
Таким образом, тенденция роста чистого экспорта от снижения импорта нейтрализуется снижением чистого экспорта от роста обменного курса национальной валюты.

Рисунок 13.14 — Результаты усиление мер протекционизма при плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала 

13.6 Диаграмма Т. Свона

Диаграмма Т. Свона (рис. 13.15) показывает, как можно достичь внешнего и внутреннего краткосрочного равновесия при фиксированном валютном курсе в условиях ограниченной мобильности капитала, т. е. при наличии валютного контроля, контроля за движением капитала, ограничений на конвертируемость валюты при активном вмешательстве государства в экономику.
Внешнее равновесие (устранение дефицита баланса текущих операций) можно обеспечить мерами бюджетно-налоговой политики по сокращению расходов в экономике, ростом чистого экспорта, переключением расходов с импортных товаров и услуг на отечественные девальвацией валюты и (или) введением внешнеторговых ограничений.
Уравнение кривой имеет вид:
,
где Х — объем экспорта;
е — валютный курс;
Y*, Y — объем совокупных расходов за рубежом и в стране;
М — объем импорта.

Рисунок 13.15 — Диаграмма Т. Свона

Внутреннее равновесие обеспечивается достижением совокупного выпуска уровня полной занятости ресурсов при отсутствии инфляции, выражается кривой равновесия и имеет вид:
.
При прочих равных условиях увеличение государственных расходов G или снижение налогов T приводит к росту дохода Y, но одновременно увеличивает импорт M, а обесценение национальной валюты улучшает чистый экспорт Xп и увеличивает доход. Чтобы достичь одновременно внешнего и внутреннего равновесия, необходимо скоординировать бюджетно-налоговую и валютную политику.
Вопрос достижения равновесий заключается в распределении ролей: какой из официальных органов — Центральный банк, ответственный за поддержание валютного курса, или Министерство финансов, контролирующее величину государственных расходов — должен отвечать за достижение внешнего, а какой — внутреннего равновесия.
«Распределение ролей» (рис. 13.16) должно основываться на относительном наклоне кривых IB и EB.
В случае, когда объем выпуска относительно чувствителен к динамике государственных расходов (кривая IB более крутая, чем

Рисунок 13.16 — «Распределение ролей» в диаграмме Т. Свона

кривая ЕВ), Центральному банку вменяется в обязанности воздействовать на внешнее равновесие через валютный курс, а Министерству финансов — на внутреннее через уровень государственных расходов. Тогда значительный рост выпуска под увеличением государственных расходов будет сопровождаться незначительным падением чистого экспорта, так как при относительно закрытой экономике, предельная склонность к импортированию мала. При ином раскладе экономика равновесной точки достичь не сможет.
В случае, когда степень открытости экономики велика и рост госрасходов не приводит к значительному увеличению выпуска (кривая IB более пологая, чем кривая EB) для достижения равновесия Центральному банку следует воздействовать на валютный курс с целью достижения внутреннего равновесия, а Министерству финансов — на государственные расходы для достижения внешнего равновесия. (Центральный банк «работает» на более чувствительное равновесие, т. е. более пологую кривую).

13.7 Модель Р. Манделла

Одновременное достижение экономикой внутреннего и внешнего равновесия при фиксированном валютном курсе в условиях международной мобильности капитала может быть описано с помощью модели Р. Манделла, когда в качестве инструментов экономической политики используется уровень государственных расходов как инструмент бюджетно-налоговой политики и уровень процентной ставки как инструмент денежно-кредитной политики.
В данной модели «распределение ролей» определяется по правилу сравнительного преимущества: достижение конкретной цели поручается тому органу, инструменты экономической политики которого имеют относительно большее воздействие на данную цель (кредитно-денежная политика имеет сравнительное преимущество в достижении внешнего равновесия, а Министерству финансов поручается восстановление внутреннего равновесия) (рис. 13.17).
Решение проблемы достижения внешнего и внутреннего равновесия осложняется рядом объективных и субъективных причин:
– совместные действия Центрального банка и Министерства финансов затрудняются наличием различных для бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики временных лагов;

Рисунок 13.17 — Модель Р. Манделла

– трудно верно определить место расположения точки, в которой находится экономика, и такие поведенческие параметры, как предельные склонность к сбережению, импортированию, реакцию потоков капитала на динамику ставки процента;
– сложно прогнозировать возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе на национальные товары со стороны внешнего мира;
– эффективность и целесообразность использования мер макроэкономической политики зависит от степени доверия правительству и ожиданий экономических субъектов;
– конкретные ситуации не всегда можно достоверно описать с помощью модели при значительном увеличении мобильности капитала и других изменениях;
– в долговременном периоде уровень совокупного выпуска в стране, в большей мере, определяется развитием технологий, ростом квалификации рабочей силы, конкурентоспособности на мировых рынках, а не мерами макроэкономической политики по увеличению совокупного спроса.

13.8 Выбор моделей макроэкономической политики

Проблема осуществления макроэкономической политики заключается в существовании временных лагов фискальной и монетарной политики, в непредсказуемости многих экономических событий, осложняющих проведение стабилизационной политики, в изменчивости экономических ожиданий, неоднозначности исторических аналогий.
Существует два варианта макроэкономической политики: 1) произвольная макроэкономическая политика; 2) политика «твердого курса».
Произвольная макроэкономическая политика означает, что правительство и Центральный банк дают оценку экономическим проблемам в каждом конкретном случае по мере их возникновения и дискреционно подбирают подходящий тип политики. При этом отсутствуют количественные рамки изменения государственных расходов, налогов, денежной массы, других параметров экономики.
Политика «твердого курса» («игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер для конкретной ситуации, которые предопределяют практические шаги Правительства и Центрального банка. Изменения государственных расходов, налогов, денежной массы ограничиваются количественными рамками целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой (свобода действий ограничена «правилами игры»).
Такая политика имеет следующие преимущества: а) снижается риск принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или «популярных программ», из-за несовершенства информации; б) снижается влияние политического бизнес-цикла на динамику уровня выпуска, занятости, инфляции; в) укрепляется доверие экономических агентов к политике Правительства и Центрального банка. Такая политика делает ожидания более рациональными и создает более благоприятную обстановку, с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.
Возможны следующие «твердые курсы» макроэкономической политики: а) ежегодное балансирование государственного бюджета или балансирование в более долгосрочном периоде; б) снижение общего объема государственного долга; в) стабилизация отношения долг / ВВП; г) выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП; д) равенство или превышение чистых инвестиций над чистым объемом государственного долга;
е) поддержание стабильного темпа роста денежной массы, его согласование с темпом роста ВВП; ж) стабилизация рыночной ставки процента; и) поддержание определенного уровня курса национальной валюты; к) стабилизация номинального объема ВВП и др.

Список рекомендуемых источников

1. Агапова, Т. Д. Макроэкономика : учебник / Т. Д. Агапова, С. Ф. Серегина ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — 2-е изд. — М. : ДИС, 1997. — Гл. 17. — С. 152—166.
2. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике : учеб. пособие / В. Д. Бычинская. — Барановичи : БарГУ, 2005. — Гл. 12. — С. 150—164.
3. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. — 2-е изд. — М. : Дело, 2002. — Гл. 13—14. — С. 331—362.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии