БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Юридическая психология » ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет и задачи исправительной психологии.
2. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.
3. Психологический анализ коллектива осужденных.
4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная (пенитенциарная; от лат. «роеnitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качествличности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива исправительного учреждения [28, с. 326].
Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации [18, с. 656].
Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.
В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
– психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
– разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
– осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;
– разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
– всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;
– формирование социально-положительных жизненных перспектив[18, с. 656].
Основное значение в ИУ приобретает воспитательная деятельность.
Воспитательная работа в ИУ складывается из следующих компонентов:
1) изучение каждой конкретной личности;
2) создание отдельных групп осужденных, из которых впоследствии будет складываться коллектив;
3) режимное, трудовое воздействие на группы осужденных и на каждого отдельного осужденного для ликвидации дефектов психических свойств, качеств, для выработки положительного опыта, навыков, привычек;
4) применение методов воспитательного воздействия на личность и группы осужденных для выработки положительных качеств;
5) постоянная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого отдельного осужденного;
6) подготовка осужденных к жизни на свободе, включая поиск работы на сайте http://irr.ru/ [16, с. 419].
Вся направленность воспитательной работы должна последовательно создавать отрицательное отношение к прошлому; чувство виновности за совершенные действия, за ущерб, причиненный государству или отдельным лицам; интерес к трудовой и общественной жизни ИУ; желание изменить в себе качества, свойства, которые привели к действиям, нанесшим этот ущерб; перспективу жизни после отбытия наказания.
Конструктивная деятельность призвана обеспечивать процесс перевоспитания осужденных и выражается прежде всего в прогнозировании и планировании системы действий, направленных на изучение отдельных осужденных, группы осужденных, мер воспитательного воздействия, применяемых к ним.
Вся воспитательная деятельность, а тем более перевоспитание лиц, совершивших преступление, может проходить только при глубоком знании всех психических особенностей каждой личности.
Познавательная деятельность по изучению личности осужденных осуществляется путем применения целой совокупности специальных методов познания (собирание и изучение документов, проведение беседы, наблюдение, анализ результатов труда осужденного, психолого-педагогические эксперименты).

10.2. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации

В проблеме исправления и перевоспитания осужденных, отбывающих наказание в ИУ, наряду с правовым и педагогическим аспектом важное значение имеют психологический и социально-психологический аспекты. Их значение объясняется своеобразием личности осужденного к лишению свободы, существенными внутренними изменениями, влияющими на процесс ее исправления и перевоспитания, а также последующую реадаптацию. Среди лишенных свободы немало лиц, оказывающих внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям, что снижает эффективность процесса их перевоспитания; значительна доля тех, кто совершает повторные преступления в реадаптационный период.
Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. И то, и другое характеризуется повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, которое вызывает апатию, пассивность во всех действиях.
Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь.
Определенная закономерность наблюдается в динамике психических состояний лишенных свободы. Обращают на себя внимание поворотные пункты (критические точки), в которых с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типических психических состояний: арест, предъявление обвинения, судебное разбирательство, объявление приговора, решение кассационной инстанции, отправление в колонию, прибытие в колонию, первые 3 – 5 месяцев пребывания в колонии (период адаптации), изменение условий содержания в последние месяцы перед освобождением, освобождение, приспособление к жизни на свободе. Психические состояния могут изменяться и в промежутках между критическими точками. Ни одного осужденного, например, не могут оставить равнодушным факты предоставления свидания, расконвоирования, избрания в совет коллектива.
Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы. Здесь можно определить несколько групп.
1. Лица, которые еще на предварительном следствии, в суде полностью раскаялись в совершенном преступлении, осознали вред, нанесенный обществу. Особенность подхода к данной группе правонарушителей определяется наличием у них сознания, что они совершили преступление и общество имеет моральное право их наказать. Это позволяет (при правильном воспитательном воздействии) обеспечивать их положительное влияние и на остальных осужденных.
Такая категория осужденных в основном довольно быстро приспосабливается к условиям жизни в ИУ, активно принимает участие в производственных, учебных, воспитательных процессах.
2. Лица, которые считают свое осуждение неправильным либо чрезмерно суровым, не рассматривают совершенные действия как преступление (ошибка или вполне нормальное поведение). Подобное отношение к наказанию может приводить к озлобленности, активному отрицанию правил режима, воспитательного воздействия. Может развиваться и определенная отрешенность от условий жизни и труда в ИУ, углубленность в свои переживания, что приводит к пассивности в деятельности, в восприятии воспитательного воздействия.
Работа с такими лицами требует убеждения их в правильности наказания, что облегчает привлечение их к активной жизни и деятельности.
3. Лица, имеющие в основном установку на определенный преступный образ жизни (например, расхитители). Ни о каком перевоспитании эти осужденные первоначально не думают, рассчитывая после освобождения вновь вести прежний образ жизни, учтя «ошибки», в силу которых, по их мнению, они оказались разоблаченными. Это определяет и их отношение к лишению свободы, которое для них только неприятный этап жизни («риск профессии»), не меняющий их общих взглядов на жизнь, их мировоззрения.
Главное для них – любыми средствами сократить время отбытия наказания. Этим определяется их отношение к режиму, воспитателю и к другим осужденным. Именно у этой группы осуждение вызывает мысль о необходимости быть осторожнее и хитрее, в том числе и в месте отбывания наказания. Это обстоятельство делает таких осужденных наиболее трудно поддающимися воспитанию.
Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Криминальная субкультура блокирует или извращает воспитательные воздействия педагогов на учащегося, разрушает внутри-коллективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм – клановостью, товарищество –лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни .
Криминальная субкультура, как и любая культура, по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику.
Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и взрослые .
При этом криминальные группы «втягивают» несовершеннолетних в преступную деятельность, прежде всего:
1) спекулируя на чувствах клановой принадлежности, ложного героизма, ложного товарищества, «воровской чести и благородства» – свыше35 % всех случаев;
2) путем поощрения и эксплуатации низменных инстинктов (жадности и скупости, примитивных влечений, создания доступа к азартным играм и запретным развлечениям) – 27 %;
3) демонстрацией ложной психологической защищенности, мнимого уважения и доверия, ложного покровительства – 15,5 %;
4) открытым психологическим (угроза компрометации, шантаж, запугивание) и физическим (избиения, телесные повреждения) насилием –12,95 %;
5) просьбами, советами, юмором, насмешками, заданиями, поручениями – 4,7 %.
Кроме того, используются и такие способы, как добровольное присоединение к группе, определение статуса доверенного лица лидера, подражание (заодно с близким другом), а также своеобразное «ослепление» личности, не отдающей отчета в своих действиях в результате группового аффекта [187, с. 327].
Все большее значение приобретает использование таких способов втягивания несовершеннолетних в преступную группу, как вовлечение в занятия престижными видами спорта, овладение компьютером, насаждение здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя, оказание материальной помощи семье и т.п.
Семья для женщин играет роль сдерживающего от правонарушений фактора; семейные же конфликты несут в себе криминогенное значение.
Это в особенности характерно для тех осужденных женщин, социальные роли которых непосредственно связаны с жизнью семьи и воспитанием детей. Они более остро переживают утрату свободы, чем те, у которых нет семьи и детей. Огромное значение в таких случаях приобретает сохранение социальных связей осужденных женщин: свидания с родственниками, получение посылок и бандеролей, денежных переводов. Женщина неотделима от семьи. Женщина, лишившаяся семьи, заставляет себя страдать. Для тех, кто оказался в колонии, одна из самых главных и трудных задач – не потерять свою семью, не стать чужой собственным детям, родителям, мужу, а если уж это случилось, то найти в себе силы как-то преодолеть данный барьер.
Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Особенности их психофизиологической организации обусловливают повышенную возбудимость, восприимчивость к отрицательному влиянию ближайшего окружения, плаксивость, раздражительность. У них чаще, чем у мужчин, происходят нервно-психическиесрывы, возникают стрессовые ситуации. Осужденная, семья которой сохранилась, испытывает меньше затруднений, связанных с вопросами устройства своей жизни на свободе. Эти женщины реже совершают правонарушения, чем те, у которых семья распалась за время отбывания наказания.
Чтобы ни один из осужденных в коллективе колонии не чувствовал себя обособленным и беззащитным, необходимо убедить всех в том, что в данной колонии никто не имеет права безнаказанно издеваться над другими и всякие попытки насилия сильных над слабыми здесь подавляются. Вызову нужных состояний способствует и установление воспитателем психологического контакта с лишенным свободы, умение расположить его к себе.

10.3. Психологический анализ коллектива осужденных

Создание коллектива осужденных является важным фактором в воспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив.
В соответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек –личностей, которые, в свою очередь, образуют разнообразные группы и группировк. При создании групп учитываются вид и интенсивность прошлой преступной деятельности, вид отбывания наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, к труду, к режиму.
Этот принцип соблюдается применительно к различным группам осужденных, находящихся в ИУ разного режима. В ИУ каждого типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь учитываются личные симпатии и антипатии, личные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает сам режим ИУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении. А это, в свою очередь, способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив.
Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из членов группы, продолжением отбора и изменением этих групп.
Коллектив осужденных как довольно большая социальная общность характеризуется рядом признаков.
Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа: он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.
Во-вторых, коллективу осужденных присущ такой признак, как строгая регламентация совместной трудовой деятельности, учебы, досуга ит.п. В целях развития навыков коллективизма у осужденных, поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, работающих под руководством администрации этих учреждений.
В-третьих, коллектив осужденных характеризуется большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности [28, с. 334].
Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
Коллектив осужденных отличается сложностью и противоречивостью взаимоотношений. Это объясняется условиями существования (снижением уровня потребностей) и наличием у многих членов социально-психологических дефектов, что может постоянно приводить к конфликтам во взаимоотношениях. Конфликты могут возникать как во взаимоотношениях вне коллектива (с охраной, производственным персоналом), так и внутри коллектива (с бригадиром, с другими осужденными). Конфликты возникают и между различными группами осужденных. Конфликты иногда становятся доминирующей формой воздействия одной группы осужденных на другую. Воспитателю всегда необходимо знать все особенности жизни коллектива осужденных, видеть, кто из них оказывает наибольшее влияние на всех остальных.
В коллективе, в микрогруппе всегда находится лидер – человек, в значительной степени определяющий поведение, состояние, даже интересы всей группы. Различают формальных (наделенных определенными правомочиями – бригадир и т.д.) и неформальных лидеров. Лидер всегда характеризуется повышенной активностью, наибольшей способностью выполнять определенную социальную роль в данной группе.
Отличительной особенностью жизни осужденных в ИУ является то, что они объединяются в так называемые малые группы, которые возникают стихийно. Малые группы имеются в любом коллективе, на всех стадиях его развития. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них особой силой действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных.
Лишение свободы разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с другими людьми, в его общении возникает вакуум. Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной привязанности. Малым группам осужденных присущи следующие особенности :а) как правило, они создаются стихийно, а не по воле и желанию администрации; б) микрогруппы взаимодействуют друг с другом по-разному (от дружбы до прямой вражды); в) в них существует иерархическая структура отношений и зависимостей («система ролей»); г) члены группы обычно совместно питаются, делят между собой получаемые посылки, продукты, купленные в ларьке; д) в группах хорошо поставлена информация; е) для них характерно избирательное отношение к «своим» и «чужим»; ж) в каждой группе действуют свои ценности и ориентации, имеет место групповая убежденность.
Малые группы осужденных имеют разную численность, устойчивость и направленность. Их деятельность может отвечать требованиям коллектива и задачам ИУ, не соответствовать и даже противоречить им.
Особое место в ИУ занимает такая малая группа, которая получила в специальной литературе название «семья». Под «семьей» в местах лишения свободы понимается стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная общей системой взглядов, интересов и традиций, определяющих их поведение и направленность действий.
Деятельность малой группы немыслима без лидера. Основными факторами, предопределяющими выдвижение осужденного в лидеры, являются высокий интеллект, организаторские способности, высокий уровень общительности и активности, богатый прошлый, как правило, преступный опыт, физическая сила и т.д. Большое значение для лидера имеют также такие факты из его биографии, как длительность срока наказания, число прежних судимостей, совершение группового преступления.
В функции лидера «семьи» входит планирование деятельности микрогруппы, координация всех ее действий, представительство «семьи» в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, ихпоощрение и наказание, осуществление функции «арбитража».
В зависимости от ценностной ориентации неформальных групп, их идейной и нравственной направленности различаются: а) группы с положительной направленностью, отличающиеся различной степенью социально-позитивной активности (активные и пассивные); б) группы с неопределенной (нейтральной) направленностью, неустоявшимися ценностями и несформировавшимся внутригрупповым «кодексом»; в) группы с отрицательной направленностью, которая может быть как открытой, так и скрытой.
Коллектив осужденных характеризуется и значительным проявлением единого настроения. Психологическая индукция – передача настроения всему коллективу – явление, довольно распространенное, однако условия лишения свободы делают осужденных наиболее возбудимыми к восприятию групповых настроений. Нигде так не проявляется стремление к подражанию, как в коллективе осужденных. Под влиянием положительного примера весь коллектив может совершать подобные действия, но отрицательный пример также может стать достоянием многих. Такая особенность психологии коллектива осужденных обязательно должна учитываться при организации воспитательной работы.
По мнению В.Л. Васильева, перспективным является исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы социальной адаптации .

10.4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их исправления

В соответствии со ст. 7 УИК основной из задач в деятельности исправительных учреждений выступает исправление осужденных. Однако ее реализация будет зависеть от ряда факторов, а именно: снижение или рост преступности в местах лишения свободы, уменьшение или рост количества грубых нарушений порядка отбывания наказания, проявление конфликтных ситуаций среди осужденных или между осужденными и администрацией учреждения и т.д.
В исправительных учреждениях не исключен риск совершения преступлений различного характера. Осложняют криминогенную обстановку такие традиционные явления, как конфликтные отношения между враждующими группировками осужденных, распространение азартных игр, наличие у отдельных лиц возможности приобретать деньги, спиртные напитки, наркотики, существование неконтролируемых администрацией связей осужденных с криминалитетом, находящимся вне зоны. Беспокоят администрацию и преступления, требующие длительного разбирательства, терроризирование осужденных, ставших на путь исправления, совершение противоправных деяний в процессе борьбы за лидерство группировок осужденных отрицательной направленности, распространенность воровских традиций, открытое неприязненное отношение к законным требованиям по исполнению и отбыванию наказания. Доходит нередко дело и до противодействия администрации, сопровождаемого неповиновениями различных видов (массовые невыходы контингента на работу, голодовки).
На руководителя, специалиста системы исполнения наказаний, возложен широкий круг функциональных обязанностей. Реализуя их, он должен сочетать принципиальность, высокую требовательность к осужденным с доверием и уважением к ним, постоянной заботой, помощью в затруднительных ситуациях. Современные условия требуют от сотрудников исправительного учреждения (ИУ) овладения конструктивными подходами и продуктивными методами психолого-педагогической подготовки. В настоящее время специфика труда работников пенитенциарного учреждения заключается в усложнении условий их деятельности. Контингент осужденных стал более криминогенным, чем раньше. В сочетании с рядом экономических и социальных проблем исполнения уголовных наказаний это требует постоянного поддержания у сотрудника психических и физических ресурсов, обеспечивающих сдерживание отрицательного влияния на психику, которое может привести к неадекватности поведения и психическим срывам, нередко – к профессиональной непригодности.
Психологическая подготовка сотрудников ИУ к служебной деятельности предполагает формирование у них профессионально значимых качеств, навыков общения в служебном коллективе, выработку психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Деятельность воспитателя направляется на оказание воздействия н каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Она должна обеспечить оптимальное использование самого коллектива осужденных в целях как воспитания отдельных осужденных, так и всей группы(отряда).
Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИУ.
В работе с осужденными приоритет отдается психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными. Психолог должен использовать свое мастерство и в беседе с осужденным ориентировать его на психокоррекцию или психотерапию в зависимости от прогнозируемых негативных способов поведения. Причем уже в ходе самой беседы опытный психолог может незаметно перейти к этим методам (НЛП-консультирование, эриксонианский гипноз.
Психологическая практика как вспомогательное направление при реализации методов уголовно-исполнительного права включает следующие элементы: императивный метод (принятие психологом социального заказа, учет профессиональных и этических требований); диспозитивный метод (предоставление выбора диагностических и психокоррекционных методик); метод поощрения (составление рекомендаций с использованием специфических методик).
Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на отдельную личность не исключает и целенаправленного личного воздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного.
Для этого применяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Чаще всего он реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в себе цели изучения личности и воздействия на нее. Во время бесед разъясняется сущность и конечная цель действий администрации, чтобы осужденные поняли, что цели администрации полностью совпадают с их собственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе граждан. Эти знания будут способствовать направленности их деятельности, развитию волевых и интеллектуальных способностей, достижению промежуточных целей. Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести.
Метод регулирования межличностных отношений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал, и т.д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах осужденный видит, что хотя и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердого решения исправиться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.
Метод внушения. Как и метод воспитания, он всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод.
Метод внушения (суггестии) с его основным средством воздействия – словом – может помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, – это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя.
Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи – психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное – путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
При определенных условиях и качестве воздействия применяется метод «взрыва», т.е. мгновенное воздействие, переворачивающее все желания, стремления человека. Этому методу должна предшествовать длительная работа по накоплению определенных предпосылок для достижения результатов «взрыва», или непосредственно за «взрывом» должна следовать длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувства. Сам по себе отдельно примененный метод «взрыва» не может достигнуть целей перевоспитания.
Для того чтобы определить наиболее правильные пути воздействия на конкретного осужденного, рекомендуется широко применять в отношении его психолого-педагогический эксперимент. Такой эксперимент позволяет наиболее полно вскрыть все свойства личности осужденного, помогает формировать его интеллектуальные и волевые качества. Тщательно организованные психолого-педагогические эксперименты, наблюдения позволяют создать правильное представление об отношении данного осужденного к мерам воспитательного воздействия.
Возбуждение стремления к самовоспитанию у осужденного – процесс очень сложный. Для этого воспитательное воздействие предполагает создание таких условий, при которых у осужденного возникает желание добиться каких-либо навыков и знаний. Перед осужденным надо открывать какие-то горизонты, которые он реально может достичь. В процессе работы осужденного по достижению поставленной перед ним цели надо акцентировать его внимание на уже достигнутых результатах, поощрять его, что укрепляет его желание добиться еще больших результатов. Укрепление и воспитание положительных качеств личности возможно только в том случае, если у осужденного постепенно создаются новые перспективы, идеалы, возможности, если у него вырабатывается понимание путей и целей достижения этих перспектив.
Изменению личности осужденного способствует реализация имеющегося у него стремления показать своим коллегам по работе, своей семье, как изменилось его отношение к ним, к своему прошлому поведению. Это желание еще более укрепляется сообщениями в письмах, при личных свиданиях о том, что его стремления правильно поняты, что его ждут, верят в изменение его отношения к прежним условиям жизни, в изменение его интересов. Практика работы ИУ показывает, что именно в подобных ситуациях осужденные начинают активнее трудиться, их труд становится более производительным, сознательным.
Применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, обучения должно учитывать и конкретные особенности личности осужденного, что обеспечивает действенность процесса исправления.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии