Шпоры по псих и пед

Автор: Maxvel 4-06-2012, 09:59

Автор: Студент БарГУ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Становление и развитие педагогики как науки
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".
Категориальный аппарат педагогики

1. Воспитание.В широком смысле воспитание – все воздействия общества на личность. В узком смысле воспитание – целенаправленная деятельность, направленная на формирование качеств личности.С содержательной точки зрения можно выделить восптание: нравственное, гражданское, умственное, физическое и т.д.По институционному признаку можно выделить воспитание: семейное, общественное, школьное, религиозное и т.д.По стилю взаимоотношений педагога и воспитанника: авторитарное, демократическое.
2. Обучение.Это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащегося, в ходе которой осуществляется развитие личности, образование, воспитание, учение и преподавание.
3. Самовоспитание.Это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодоление отрицательных.
4. Социализация.Это развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни.
5. Педагогическое взаимодействие.Это процесс взаимодействия педагога с воспитанником, которое направлено на развитие личности.

2. Становление и развитие педагогики как науки. Категориальный аппарат педагогики.
1.Педагогика – с греческого «детоводство». В древней Греции называли педагогом раба, который отводил ребенка в школу, в школе раб-ученый. Слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни, т.е. воспитывать и обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание сохранилось до середины 20в., и только позднее возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются и взрослые. Сегодня термином «педагогика» принято обозначать 2 области специфической человеческой деятельности, направленные на социальное воспроизведение поколений людей, образование человека: педагогическая наука и педагогическая практика.
Объектом педагогики выступает процесс развития личности, т.е. те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название образование. Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика.
Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности.
Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.
Задачи педагогики:
1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания
2) определение целей и содержания воспитания
3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы
Значение педагогики:
1) бытовое
2) практическое
3) отрасли человековедения (используются знания о развитии личности, которые добываются психологией, историей и другими науками о человеке)
4) учебная дисциплина (наука для изучения педагогических и непедагогических элементов образования)
5) отрасль гуманитарного знания (имеет культурное значение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного образования, уровнем образовательной сферы в обществе)
Исторический аспект развития педагогики. Этапы становления педагогики:
1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место – семейное воспитание. Основные воспитательные системы – спартанская, афинская, римская.
2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд – Великая дидактика – одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Разработка основных принципов дидактики.Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение – педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского.
3) Современный (с 20в.). Данный этап был ознаменован основным разделением педагогики:
• Основные принципы дидактики
• Теория воспитания – условия, функции, принципы воспитания личности
• Общие основы педагогики – руководство учебно-воспитательным процессом
• Школоведение – система управления учреждениями образования, структура административного корпуса

3. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Педагогика взаимосвязана с методологией философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов; взаимодействует с целью поиска оптимальных путей формирования и развития личности с такими областями философии, как теория познания, философия образования.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.
Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Формы и типы связей педагогики с другими науками:
1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;
2) применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
3) использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология);
4) объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем, например, переходу к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний; внедрению бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием;
5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др.
Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, социологии остается доминирующим.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, формах и технологиях обучения и воспитания человека.

4. Методы изучения педагогической действительности.
Методология является учением о системе принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. Это учение о научном методе познания, совокупности разнообразных методов и приемов осуществления исследования.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования — объекта и предмета, цели и задач, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также определяет последовательность действий в процессе решения исследовательских задач.
Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.
Методы организации исследования
♦ Комплексный (педагогический объект как система).
♦ Сравнительный (изучение педагогических условий,факторов для последующего сравнения).
♦ Лонгитюдный (выявление изменений в течении длительного времени).
Методы сбора данных
♦ Педагогическое наблюдение, самонаблюдение, самоанализ.
♦ Беседа интервьюирование.
♦ Педагогический эксперимент.
♦ Педагогическое тестирование.
♦ Анализ педагогической документации.
♦ Педагогический анализ ситуаций и фактов.
♦ Экспертные оценки.
♦ Анкетирование.
♦ Педагогический консилиум
♦ Сравнительно-педагогический метод.
Метод обработки данных
♦ Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование).
♦ Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологиизация, синтез, обобщение).
Методы интерпретации и оценки данных
♦ Теоретические (на основе существующей теории, концепции).
♦ Сравнительные (оценка материала в сравнении с ранее полученными или другими результатами исследования).
♦ Системный (выявление взаимосвязи элементов).
♦ Генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций).
♦ Факторный (определение факторов ,их роли и влияний).
♦ Структурный (выявление структурных элементов).
♦ Саузальный (констатация и объяснение причин сил, педагогических процессов).
♦ Апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов).

5. Мировые социокультурные тенденции.
Тенденции социокультуры:
1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать.
2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе
3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности
4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка.
5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется:
• В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования
• В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС.
• В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией.

6. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества.
Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствие как задач, которые будут способствовать разрешению, можно разделить на 3 группы:
1) интерсоциальные – сдерживание распространение ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого мирового экономического порядка, гармонизация отношений между развитыми и отсталыми государствами, предотвращение терроризма
2) проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы: предотвращение деградации природной среды, причины опасного загрязнения воздуха, воды и почвы, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов, обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты
3) проблемы взаимоотношения человека и общества: преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическим факторами, так и социокультурными. Снижение роста количества физически и психологически неполноценных людей
Причиной перечисленных проблем является прежде всего сам человек, с его недостаточным уровнем знаний, неустойчивости мировоззрения и духовно-нравственных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также ответственность включенных в их разрешение. Без объединенных усилий всех стран в сфере образования, без разработки образовательных программ воспитания высококультурных и ответственных граждан планеты, окончательное решение этих проблем представляется невозможным.

7. Мировые образовательные тенденции.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. В мировой системе образования в начале XXI века выделяют определенные глобальные тенденции:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
5) разрастание рынка образовательных услуг;
6) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
7) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
8) постоянное обновление и корректировка образовательных программ;
9) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо¬собностей в процессе и средствами образования;
10)поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

8.Образование: сущность, свойства, виды.
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Виды образования:
• дошкольное
• общее базовое
• общее среднее
• профессионально-техническое
• среднее-специальное
• высшее• послевузовское
Единство и непрерывность основного образования обеспечивает преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.
3.Образование в буквальном смысле –
• создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной взрослой степенью
• процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.
Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.
Национальная система образования включает:
1) участников образовательного процесса
2) образовательные стандарты
3) учебные планы
4) учебные программы
5) учреждения образования и другие организации
6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО.
Современное образование развивается в различных направлениях.
Свойства образования:
1) гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала
2) гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д.
3) дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса
4) диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов
5) стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом
6) многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся
7) многоуровневость
8) индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания
9) информационность – широкое использование техники и технологий
10) непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники

8.Национальная система образования в Республики Беларусь.
Национальная система образования в РБ включает образовательные учреждения, которые осуществляют:
 Дошкольное воспитание
 Общее среднее образование
 Профессионально-техническое образование
 Среднее специальное
 Высшее образование
 Подготовку научных и научно-педагогических кадров
 Повышение квалификации и переподготовку кадров
Современную развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации РБ.
Основные принципы реформирования национальной системы образования:
• Доступность образования
• Равенство прав граждан на получение образования
• Единство образовательных и воспитательных задач
• Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений
• Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
• Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования
• Поэтапность проведения преобразований и их корректировка
• Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективность.

10.Направления реформирования системы среднего и высшего образования в Республике Беларусь
Стратегич. целями реформир-я с-мы высшего образования в нашей стране выступают:1.повышение кач-ва высшего образ-ия в условиях его массовости;2. форм-ие проф. мобильности спец-в, способ. адаптации вып-ов вуза к постоянно измен-ся условиями проф. деят-ти;3. воспит дух-но, интел-но и физ. развитой л-сти, способной активно уч-ть в экон. и соц-культ. жизни общ.;Осн. напр-я разв. высшей школы явл. разработка и внедрение в образ-ый процесс вузов:-стр-но-орг-ых изменений;-содерж-но-технологич.инноваций; -создание рес-го обеспеч. подг-ки спец-в.
Ступени высшего обр-я:-спец-й;-магистр; Виды деят-ти_первичные долж-ти вып-ов:-спец-ст;-магистр

11.Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.
Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:
• гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
• вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);
• разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
• дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;
• переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
• разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
• использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.
Негативные тенденции в образовании
Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:
• неспособность детей справиться с учебной программой;
• усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;
• чрезмерная учебная нагрузка учащихся
• Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы.

12.Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности.
Развитие – целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости.
Основные составляющие развития:
1) духовное развитие – осмысление человеком своего места в обществе, появление ответственности перед людьми и обществом, стремление к нравственному самосовершенствованию
2) социальное развитие – вхождение человека в экономические, производственные, правовые, идеологические общественные отношения
3) психическое развитие – усложнение психических процессов и психических образований
4) физиологическое образование – изменение функций организма человека в области сердечно-сосудистой, нервной системы, пищеварительной, деторождения и т.д.
5) физическое развитие – изменение веса, роста, пропорций человека
Движущей силой развития личности является борьба противоречий между потребностями человека и возможностью их удовлетворения.
Теории развития личности:
1) реформистская – личность человека формируется по заранее определенной программе. Качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому
2) теологическая – внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека
3) этзистенциалистическая (крайний индивидуализм) – общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства, т.е. он сам и природа определяют развитие личности
4) биологизаторская – развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития
5) самопроизвольное развитие – человек развивается опираясь на наследственные факторы
6) психоаналитическая – либидо определяет развитие человека.
Направления развития личности:
1) биолагизаторское: личность – природное существо, все поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и подавлять естественные потребности
2) социологизаторские – человек рождается как биологическое существо, но в процессе жизни постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче резче проявляется в нем биологические черты (инстинкты обладать, разрушать, половые инстинкты)
3) биосоциальные – психические процессы имеют биологическую природу, в направленность, интересы, способность личности формироваться как явление социальное
Факторы развития личности:
1) внутренние
• наследственность – врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека
• активность – ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития
2) внешние
• среда – окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека
• воспитание – деятельность по развитию и формированию личности

13.Роль обучения в развитии личности
среда – окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека
• воспитание – деятельность по развитию и формированию личности
2.Обучение – взаимодействие между учащимися и обучающимися, это способ осуществления педагогического процесса по развитию личности через организованное усвоение обучающимся знаний, способов, действий.
Развитие – 2 разных и взаимосвязанных явления:
• биологическое органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур
• психическое развитие как умственное созревание
Точки зрения на соотношение обучения и развитие:
1) 2 независимых процесса, но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, а нужно терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения
2) Не разделение обучения и развития, а отождествление.
3) Объединение 1 и 2. Обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди развития, продвигая его дольше и вызывая в нем новообразования.
Уровни развития (Выгодский):
1) актуальное – ребенком самостоятельно
2) солоближение
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности, т.е. вне обучения не может быть полноценного развития «Я». Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, опирается на него.
Основные характеристики учебной деятельности (Жук А.И.):
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение задач
2) в ней осваиваются общие способы действия и научные понятия
3) общие способы действия предшествуют решению задач
4) учебная деятельность ведет к изменению в самом человеке
5) происходят изменения поведения и психических свойств обучающегося, которые зависят от результатов своих собственных действий
Внешняя структура учебной деятельности (Жук А.И.):
1) мотивация
2) учебные задачи
3) учебные действия
4) контроль, самоконтроль
5) анализ, оценка
Критерии эффективности учебного процесса:
1) пространственное и временное единство участников
2) наличие общей цели
3) возникновение межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью
4) рациональное распределение функций между участниками учебного процесса
5) поведение субъектов должно строго соответствовать выполнению их роли

14.Воспитание и формирование личности
Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Целью воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 1.выработку понимания жизненной важности морали; 2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть); 3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития; 4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований; 5.милосердие и любовь к людям.
Долгое время цели и задачи воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания.
Цели воспитания: Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus — человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности. Конечная цель воспитания с позиции гуманизма — человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.

15.Сущность, содержание, составляющие процесса социализации личности.
Сущ-сть, сод-ие, составляющие пр-са соц-ции личности.Сущность: 1)приспосоление*(-пр-с и рез-т встречной акт-сти субъекта и соц.среды;2)обособлени*(-пр-с и рез.становл-ия челов.инд-сти.Сущн.соц-ции раскр-ся на пересеч-ии таких её пр-ов, как адаптация,интегр-ия,саморазв.,самореал-ия.;Сод-ие:пр-сс формир-ия личн. В опр. усл.,пр-сс усв-ия чел-м соц. опыта.; предст.соб.сов.всех соц пр-ов,благ-ря кот-ым инд-д сув-ет опр.сист.норм и ценностей,позв-их ему функц-ть в кач-ве члена общества.Составляющие пр-са соц-ции:воспитание,самосоверш-ие,самостр-ство,саморазрушение,минимум образ-ия,сроки службы в армии.

16.Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы.
(это действ-щие на чел. усл-ия):1.мегаф-ы (космос,планета,мир,кот. в той или иной мере через др. гр-ы фак-в влияют на соц-ию всех жителей земли; 2.макроф-ы: страна,общество,гос-во,кот. влияют на соц-цию всех живущих в опр.странах);3.мезаф-ы: ( усл-ия соц-ции больших гр.людей выд-мых: по местности и типу поселения,по пренадл-сти к тем или иным субкультурам; 4.микроф-ы: (ф-ы,кот.непоср-но влияют на конкр.людей,кот.с ними взаимод:семья.дом.очаг).Агенты(люди,кот.игр.важн.роль в том,каким вырасти чел,как пройдёт его становление,в непоср-ом взаимод-ии,кот.-ых протекает его жизнь):1) агенты первичн.соц-ции*: близкие,дальние родств-ки,друзья семьи,учителя,сверстники,врачи;2) агентывторичн.соц-ции*:предст-ли адм-ции школы,универа,п/я,армии,церкви,гос-ва. Ср-ва:(это набор универс-ых ср-в,сод-е кот.специфично для того или ин.общества) : вскармливание младенца и цход за ним,формир-ие быт.и гигиен.умений, эл-ты дух.культуры(скказки),стиль и сод-ие общенияметоды поощрения и наказания в семье. Этапы:1)дотудовой этап( охв.весь пер.жизни чел. до нач.труд.деят.); 2)тру.этап весьпер.труд.деят.чел.);3)послетрудовой этап.

17.Механизмы процесса социализации.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

18.Понятие социального пространства.
Воспитательный процесс конструируется, разворачивается или реализуется в социуме. Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием в образе слов, действий, поступков, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, включая достижения общечеловеческих ценностей. Это все создает социальную ситуацию развития человека. Для каждого человеческого социума ситуация имеет свой индивидуальный вариант. В социуме, предназначенном для жизненного пространства, человек утверждает свое «Я». Функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Социум оказывает формирование и развивает влияние на человека, через слагаемые социального пространства. Слагаемыми социального пространства можно назвать семью, детский суд, школу и т.д.
Малыш – семейное пространство
Дошкольник – детский сад
Школьник – школа, секции
Ранняя юность – жизненная позиция, человек видит себя, выявляет свои положительные и отрицательные качества, либидо.
Социальное пространство разворачивает широкий спектр социальных отношений через присутствие ребенка в различных социальных группах (улица, транспорт, образовательные учреждения, радио, телевидение, кино, книги). Социальное пространство ребенка расширяется за счет путешествий.

19.Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи.
Семья- это основ-ое на браке и/или в кровн.родстве малая соц гр-пы,члены кот.объед-ы совм-ым прожив-ем,ведением д/х,эмоц.связью и вазаимн.обяз-ми др.к др. Сем.восп-ие- взаимод.дет.и род-ей,основ-ая на родстой,интимно-эмоц.близости,любви,заботе,уважении, и защ-сти реб-ка,содейств.для созд.благопр.усл.его полож-го развития. Функции семьи:1)репродукт-ая:(ф-я продолж-ия чел.рода); 2)хоз.-эк.:(ведение общ.хоз-ва,бюджета,орг-ия матер.-быт.усл-ий на основе распр-ия ролей);3)орг-ия досуга: (рекриацион.и псих. ф-я.Семья-это опора, убежище,где можно отдахнуть,удовл.дух.и физ. потребн.);4)первичн.соц-ции:(семья-самый 1 институт,в кот.попадает ребёнок);5)воспит-ая: (созд.усл.для созд.формир-ия личности,усвоение и воспр-ие соц. и трудов.опыта нравств.норм,и дух.цен-ей.

20.Типы и виды семей.
Признаки:
1) по количеству детей:
• Бездетные• Однодетные• Малодетные• Многодетные
2) по числу поколений
• Однопоколенные• Двухпоколенные• Межпоколенные
3) по признакам полноты
• Полные• Неполные• Внебрачные
4) по характеру взаимоотношений
• идеальные• средние• негативные
5) по устойчивости семейных отношений
• гармоничные• распадающиеся• распавшиеся• неполные
6) по уровню благополучия
• благополучные• неблагополучные
7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей:
• семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях
• отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям
• материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо
• враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи
• антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.
Особенности, характеризующие современную семью:
1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание
2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи
3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей
4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот

21.Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка.
Практически в любой семье, независимо от ее типа, могут наблюдаться ошибки в воспитании детей, В семейной педагогике вслед за детским психиатром М. И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье. Коротко их охарактеризуем.
1. Безнадзорность, бесконтрольностькак тип (дефект) воспитания встречается при излишней занятости родителей своими делами.
2. Гиперопекакак тип воспитания характеризуется тем, что вся жизнь ребёнка находится под неустанным надзором, Ребенок ограничен запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказы родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность.
3. Воспитание по типу «Золушки»реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия.!
4. «Жесткое воспитание»характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.
5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности.
в практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений. Авторитарный стильотношений родителей к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные атрибуты этого стиляПопустительский (либеральный) стильпредполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. Демократичный стильхарактеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков

21.Правовые основы семейного воспитания.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, -наш сегодняшний мир, а уж затем - наше будущееВ Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

23.Деятельность как доминирующая сфера жизни личности.
Деятельность - это специфически человеческая, предметно направленная активность личности. Игра в жизни детей постепенно переходит в занятия, учение и, наконец, а труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение чему-либо, но целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат: приспособление объекта для удовлетворения человеческих потребностей.Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. В структуру деятельности обычно включаются следующие элементы: предмет деятельности (то, что планируется изменить), цель (что должно получиться в результате воздействия на предмет), средства деятельности (то, что будет использовано в процессе деятельности), сама деятельность по достижению цели.В качестве субъекта физического труда ребенок начинает выступать примерно в 3-4 года.

24.Общение как фактор развития личности.
Общение-сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потр-тью в совместной деят-ти и вкл.в себя обмен информацией, выработку совм.стратегаии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Типы:материально-практический тип хар-т субъектов, объедин.общей целью в совм.деят-ти. Духовно-информац. тип удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о другом в процессе взаимного субъектного взаимодействия. Духовно-практич.тип удовлетворяет потребность ч-ка в повед., выводящем его из мира повседневности, обыденности. Доминир. компонентом явл. взаимоприятие реакций на происход., следование опред.нормам и правилам поведения. Сущ. лингвистические технологии, кот.позволяют людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотн. с окруж-ми, ввести самоконтроль в процессе общения с др.людьми. Освоив особый язык, человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них. В основе таких продукт.технологий лежит прием использ.образов «Волка» и « Жирафа», олицетворяющих противопол.жизн.стратегии.Язык «Волка» — это язык агрессии, насилия, принуждения, требования. «Жираф» же, напротив, всегда имеет свою точку зрения. Он отвергает насилие над другими. Его способ самоутверждения—ненасильств.убеждение, предполаг.глубокое пон-ие собес-ка.

25.Игра как специфическая форма жизни и развития человека. Игра — это своб. проявление челов. деят-ти.Функции игры в жизнедеят-ти человека разнообразны:-игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревноват-ти;-создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;-сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;-выявл. личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми);-игра создает простор для фантазии, импровизации, хотя и осуществляется в рамках выработанных правил. Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. Игры соревноват. хар-ра — это те, которые основаны на борьбе, столкновении, конкурентности.Игровая деят-ть стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценкуИгра —вид деят-ти в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

26.Акмеологические основы самосовершенствования личности
В концеп. воспитания детей и учащейся молодежи в РБ определено, что осн. целью воспитания явл формирование социально, духовно и морально зрелой творч. личности, субъекта своей жизнед-ти.Творч. л-ть – это личность с высоким уровнем к-ры, облад. творч. потенциалом, спос. к саморазвитию и саморегуляции.
В жизнед-ти л-ти творчество вып. след. функции:- выражает активно-преобразовательное отн. к миру;-вкл. личность в значимые для нее сферы деят-ти и общ. отн.;-выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;-определяет собственную индивидуальность для другого;-реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;-защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений. Личностные качества творческой л-ти позволяют отличаться этой личности от др. людей. К ним можно отнести:•продуктивное самосознание;• интеллектуальная творческая инициатива;•жажда познания и преобразования;•чувствительность к проблеме, новизне;•потребность в нестандартном решении задач;•критичностьума;•самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем
1.Развитие творч. потенциала обуч-ся в образоват. процессе может эф-но осущ-ся, если учебно-познават. деят-ть организуется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения.2.Необх.условием орг-ии учебно-творческой деят-ти обуч-ся выступает созд. развивающей, или культурно-образовательной, среды школы (вуза). Принципами создания такой среды являются: адаптивности, развития, психол. комфортности, смыслового отн. к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности, креативность.

27. Пути и способы самосоверш-ия личности
У людей есть возм-ть заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания. Развитые личности хар-ся след.чертами:удовл. свои нужды без ущерба для других людей;достигают значительного успеха в той деят-ти, кот.служит для них объектом самовыражения;берут на себя отв-ть за свои действия и собственное развитие;активно наслаждаются жизнью;энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности;открыты переменам и новому жизненному опыту. Ограничения на пути достижения акмеологических вершин:влияние семьи; Собств.инерция;Недостаток поддержки;Неадекв. обратная связь и враждебность других Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту. Личный план работы по самосоверш-ию сост.из след. этапов: Выявление собственных ограничений;оценка и обсуждение их с другими;преодоление препятствий в работе по саморазвитию;приобретение новых умений;анализ своего продвижения вперед;вернуться к первому этапу.
Т.о., всегда можно быть более плодотворным, более успешным, более общительным, более богатым, более устойчивым, более энергичным, более сильным, более искренним, более жизнерадостным, более живым.

28. Особ-ти воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех.В теории воспитания в подходах к опред. понятия «воспитание» можно выделить два направления:1)взгляд на чел-ка как на объект пед. процесса, т. е. важн. факторами развития человека признаются внешние воздействия, формир.л-ть. Этому направлению соответствуют след. оп¬ределения: воспитание-деят-ть, напр.на развитие и формирование определённых установок, принципов, ценностных ориентаций.2)связ. с развитием гуманистических идей, рассм.ч-ка как субъект воспитания.Ценности воспитания-это значимые для ч-ка и об-ва прир., мат. и нравственно-духовные объекты или явления, выступ. социокульт. образцами жизни, на кот. сориентированы теории, технологии и способы социально-педаг. деят-ти.Воспитательная среда-это такая орг-ия соц. среды, когда все многообразие челов. взаимоотн.и мат. объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспит.функции.Вос процесс — целесообразно организ.процесс взаимодействия, напр.на удовлетворение потр-тей его участников. Важнейшие общие закономерности воспитания:воспитание детерминировано культурой общества;•воспитание и обучение-2 взаимопроникающих, взаимозав.процесса с опред. ролью воспитания;•эф-ть воспитания обусл. акт-тью ч-ка, включенностью его в самовоспитание;•воспит. процесс–пост.преобразование внешних воздействий во внутр. процессы л-ти;•результаты воспитания зав. от понимания и учета влияния на л-ть объект.и субъект. факторов.Цель воспитания-формир.социально, духовно и морально зрелой творч. личности, субъекта своей жизнедеят-ти.Приорит.принципами воспит.в совр. услов. явл.:•принцип научности-опора в воспит. процессе на психол.и половозрастные особ-ти детей и учащейся молодежи, использ.воспитателем достижений пед.,психол.и др.наук о ч-ке;•принцип природосообразности-определяемый не только проявлением прир.задатков индивида, но и психофизиол. возможностями ч-ка и их обусловленностью информ.и соц. явлениями;•принцип ненасилия и толерантности-предпол.терпимость воспит-ля к воспитаннику, его индив-ти, отказ от любых форм психол.и физ.насилия;•принцип связи воспитания с жизнью-проявл.в учете воспит-ем экон., соц., эколог.,демогр. и др.условий жизнед-ти воспитанников;•принцип вариативности деят-ти-предпол.соотв-ие содержания воспит.деят-ти измен.потребностям, интересам, возм. л-ти;•принцип эстетизации детской (молодежной) жизнед-ти.К методам самовоспитания относятся:- самопознание(вкл.:самонаблюд., самоанализ,самооценку,самосравнение).-самооблад. (опир. на самоубежд., самокон-ль, самоприказ, самовнуш., самоподкр, самоисповедь, самопринужд). - самостимул.

29.Карьера ч-ка как усл. и уровень его самореал.
Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902г. Это стремление ч-ка соверш-ся, выражать, проявлять себя в значимом для него деле с одной стороны, для актуал-ии и реал-ии высших потенциалов л-ти необходимы «хорошие условия» Такие усл. работодатель может созд. через орг-ию труд. деят-ти и обеспечение возм-ти успешной реализации професс. планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализ.связ. с удовлетв-тью трудом в целом и таким параметрам, как удовлетворенность видом труд. деят-ти, орг-ией труда.Есть другая категория раб-в, кот. стремятся к реализации себя, к росту. Они нах.возм-ть построения своей карьеры, к примеру, в коммерч.структурах, не всегда дающих необх. уровень защищ-ти и не всегда удовлетворяющих потр-ть в уважении и признании. Но именно в них стремление к проф.самореализации, к достижениям, готов-ть к риску и сверхнормативной акт-ти не являются редкостью. Т.о, очев-на важность детерминации процесса самореализ. еще и внутр.потр-тью самой л-ти.

30.Творческий потенциал, акт-ть и иниц-ть л-ти.
Творч.л-ть– л-ть с высоким уровнем к-ры, облад. творч.потенциалом,спос. к саморазвитию и саморегуляции.В жизнед-ти л-ти творчество выполняет след. функции:•выражает активно-преобразовательное отн. к миру;• вкл.л-ть в значимые для нее сферы деят-ти и общ.отн.;•выступ.механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизв-ен;•опред.собств. индив-ть для др-го;•реализует право л-ти на свободу, выход за пределы обязательного;•защ-т л-ть от стрессов, уныния, жизненных потрясений.Творческий потенциал-проявление заложенной природой соц-ти, духовности человека, его уник-ти и неповтор-сти, кот.присущи ему как представ-лю HomoSapiens.Творч. акт-ть личности-деятельное отн. ч-ка к миру, его спос-ть производить общ-но значимые преобраз.мат. и духовной среды на основе освоения общ.-истор. опыта чел-ва;проявляется в творч.деят-ти, волевых актах, общении. Инициативность-творч.спос-ть,закл.в пост. стремлении к самост. действиям, акт.жизн.позиции личности.Объект.творчество-оригин.,новые общ.значим. продукты (новые теории, научные открытия). Субъективное творчество – новые для данной л-ти способы познав. деят-ти, открытие новых смыслов прежней деят-ти.Креативность–готовность к пост.в теч.всей жизни личностному и профессиональному развитию

31.Личност.кач-ва творч.л-ти, мотивация творч-ва.
Личн.кач-ва творч.л-ти это те, кот.позволяют отличаться этой личности от других людей. К ним можно отнести:•продукт.самосозн.;•интелл.творч.иниц-ва; •жажда познания и преобразования;• чувств-ть к проблеме, новизне;•потр-ть в нестандар. решении задач;•крит-ть ума;•сам-ть в поиске путей и способов реш.проблем.Для психол.творч.мотивация поиска-одна из центр.проблем. Ее разр-ка важна для правил.трактовки коренных вопр.формир.людей науки, техники и иск-ва и для рацион.орг-ии их труда. С целью лучшей ориен-ии в иерархии раз.мотивац.уровней психологи разд.мотивацию на внешнюю и внутр.Под «внешн.» мот-ией они обычно поним. мотивацию,исход. от форм его цен.ориентации: честолюбие;карьеризм;любовь к ж-не,м-не;неудовл-ть своим полож;скука;зависть.Внутр. мотивация:интел.чувства:любознат-ть,удивление, чувство нового,ч-во юмора,стремл.ч-ка умен.свое незнание;инс-тпозн.;эстетич.ч-ва:удовл.,насл.самим процессом тв-ва;музыка, худ.лит-ра.

32.Условия и технол.разв. творч.потенциала л-ти.
Пр-сс обуч., ориент.на развитие творч. спос-тей обучающихся, должен обесп.освоение уч-ся новых сп-ов мышл.и опыта уч-творч.деят-ти.Осн.ми составл-ми опыта уч.-творч.деят-ти,формир.в процессе образов.и напр.на разв.нестанд.мышления уч-ся, явл.:1) самост. осущ-ие переноса знаний и умений в новую ситуацию;2)обнаруж.новой проблемы в станд.ситуации;3) установл. целостной стр-ры объекта;4)видение новой ф-ии объекта;5)разр-ка и учет альтернатив при решении проблемы;6)комбинир.и преобраз.ранее известных способов деят-ти при решении новой проблемы.Личн.-ориентир.технол, напр.на творч.разв. уч-ся, реализ. с опорой на такие психол.мех-мы, как:•ассоциации, т.е. актив.режних знаний, усвоенных в прошлом опыте;• анаксиоматизация, т.е.отбрасывание каких-либо несуществ.признаков для достижения.Сущ-ть метода «мозгового штурма» сост.в активизации творч. потенциала учащихся при коллективном генерир.идей.Метод эврист.вопросов использ.для сбора доп. инф-ии или для системат-ии уже имеющ.в процессе реш.творч. задачи Метод синектики предл.избегать преждеврем. четкой формул-ки проблемы, т.к. это сковывает дальн.поиск ее решения. Т.о.,1.Развитие творч.потенц.обуч-ся в образоват.процессе может эффективно осущ., если учебно-познават.деят-ть орг-ся как учебно-творч.с использ.личностно-ориент., или развивающих, технологий обуч.Получ.опыт учебно-творч.деят-ти поможет личности решать нестанд.жизн.и проф. задачи, предвид. и предупр. неудачи и ошибки, тем самым обесп.эф-ть люб.вида деят-ти.2.Необх.усл.орг-ии уч.-творч.деят-ти обуч-ся выступ.создание развив.,или культ.-образоват., среды школы (вуза). Принц.созд.такой среды являются: адапт-ти, развития, психол. комф-ти,смысл.отн.к миру, ориен.ф-ии знаний, обуч.деят-ти, креат-ть.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии