РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Рыночный механизм:сущность, элементы рыночного механизма

Любой рынок подчиняется стихийному порядку, при котором субъекты рынка координируют свои действия в соответствии со сложившимися условиями. Механизм формирования рынка — это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.
Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя, влияет на выбор технологии, определяет группу потребителей данного товара.
Рыночный спрос — это представленная на рынке платежеспособная потребность в тех или иных товарах, которые потребители могут приобрести в единицу времени при данных экономических условиях.
Функция спроса (Q ) показывает зависимость объема спроса на i-й товар от всех определяющих его факторов. В общем виде такая функция может быть представлена

где P — цена i-го товара;
Р — цена комплементарного (взаимодополняемого) блага;
Р — цена блага-субститута (взаимоисключающего);
Y — доход потребителя, выделяемый для приобретения данного блага;
W — накопленное богатство;
E — ожидания покупателя (в том числе и инфляционные);
N — объективные, внешние условия потребления
Z — вкусы и предпочтения потребителя.
Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены объем спроса уменьшается.
Функция спроса от цены, отражающая эту зависимость, имеет вид: , при линейной зависимости
где Р — цена блага,
a — автономный спрос, не зависящий от цены,
b — эластичность спроса по цене.
Зависимость называется обратной функцией спроса. Она отражает зависимость максимальной цены, которую готов заплатить покупатель, от объема приобретаемого блага. При линейной зависимости Графически закон спроса отражается кривой спроса (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 — Линия спроса

Существует понятие изменение величины спроса, когда точка, отражающая зависимость спроса от цены, перемещается по кривой спроса, и понятие изменение спроса, когда спрос изменяется от неценовых факторов. На графике такая ситуация отражается перемещением кривой спроса при его увеличении вправо к D , и при снижении влево (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 — Изменение спроса и сдвиг линии спроса

Известны исключения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью. Такими исключениями являются:
• парадокс Гиффена (при снижении дохода домашних хозяйств повышение цен на низкокачественные товары увеличивают спрос на них);
• ассиметричная информация (низкие цены «сигнализируют покупателю о низком качестве товара, и наоборот);
• эффект Веблена («престижный» товар покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену как показатель «статуса» потребителя);
• эффект ожидаемой инфляции может привести к росту объема покупок при росте цен на них.
Кривая спроса, выпуклая к началу координат, отражает уменьшение предельной полезности при увеличении потребляемого блага. Прямая линия спроса означает равную оценку потребителем любой единицы блага, независимо от объема потребления. Пересечение кривой спроса с осью объема спроса означает, что блага находятся в количестве, при котором потребитель не готов платить и минимальной цены. «Отрицательная» цена свидетельствует о ситуации «утилизации излишков» (потребитель готов платить за то, чтобы избавиться от блага). Нулевой объем спроса означает, что за благо назначена столь высокая цена, что потребитель вообще откажется от покупок. Отрицательный объем спроса характеризует ситуацию, когда цена столь высока, что потребитель готов продать уже имеющееся у него благо.
Таким образом, наклон линии спроса определяется оценкой блага потребителем и его платежеспособностью. Объем выручки от реализации товара определится площадью прямоугольника со сторонами объема спроса и цены. Если цена растет или снижается, то изменяется и выручка. Значит, объем и динамика выручки от реализации непосредственно зависит от формы кривой спроса.
Рыночное предложение — это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.
Функция предложения (Q ) показывает зависимость объема предложения от влияющих на него факторов:
,
где P — цена i-того блага;
P — цена комплементарного блага;
P — цена взаимозаменяемого блага;
C — издержки производства;
T — налоги и субсидии;
N — внешние условия производства: применяемая технология, доступность ресурсов, количество производителей, и др.;
E — ожидания производителей.
Считая прочие факторы неизменными, получаем функцию предложения от цены:
При линейной зависимости функция предложения от цены имеет вид:
,
где m — автономное предложение
n — эластичность предложения по цене.
Связь между прямой и обратной функциями предложения можно наглядно продемонстрировать на примере линейной зависимости, т. е. , откуда
.
Таким образом, цена предложения — это минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар.
Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объем предложения также увеличивается. Этот факт можно объяснить тем, что производство каждого объема продукции сопровождается определенного уровня издержками, которые должны быть покрыты ценой. Отсюда увеличение объема производства продукции увеличивает уровень издержек производства и необходима более высокая цена для их покрытия. Таким образом, кривая предложения имеет восходящий характер (рис. 2.3).

Рисунок 2.3 — Кривая предложения

Каждая точка кривой предложения соответствует тому количеству товара, которое производители желают и могут продать при каждой данной цене.
Существует три временных периода, характеризующих способность производителей отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.
В мгновенный период производитель реализует уже произведенный товар по существующей цене. Кривая предложения — вертикальная линия с нулевой эластичностью, и изменение спроса лишь изменяет цену товара.
Краткосрочный период — это период, в течение которого объем производства данного товара можно увеличить за счет более интенсивного использования применяемых производственных факторов. Увеличивается объем предложения, но количество производителей данного товара не меняется. Кривая отражает низкую эластичность предложения.
Долгосрочный период — это период, в течение которого увеличение объема производства и предложения данного товара обеспечивается вовлечением в производство дополнительных факторов производства, ростом числа производителей данного блага. Кривая предложения характеризуется относительно высокой эластичностью.
Рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешивается на определенном уровне цены.
Графическое изображение рыночного равновесия — пересечение кривых спроса и предложения. Точка пересечения — точка равновесия, в которой спрос равен предложению, а цена спроса равна цене предложения (рис. 2.4).
Алгебраически, при линейной зависимости, равновесные спрос, предложение и цена определяются из функций:
,
откуда , или ,
где Q — объем спроса;
Q — объем предложения;
a и m — автономные величины спроса и предложения соответственно;
b и n — эластичности спроса и предложения по цене соответственно.

Рисунок 2.4 — Модель рыночного равновесия

Изменение рыночного спроса или предложения приводят к изменению равновесия. Если, например, рыночный спрос растет, то линия спроса сдвигается вправо к D , тогда равновесный объем и цена растут до Q и Р соответственно (рис. 2.4).
Различают «равновесие по Маршаллу», когда из соотношения цен спроса и предложения выводится их равновесные объемы, и «равновесие по Вальрасу», когда из соотношения объемов спроса и предложения выводится равновесная цена.
Равновесие также различают частичное, отражающее сбалансированность рынка одного товара и общее экономическое, характеризующее равновесие экономической системы как целого.
С учетом временных периодов, отражающих способность производителей изменять объем предложения, равновесие различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное (рис. 2.5а, 2.5б, 2.5в соответственно).

Рисунок 2.5 Мгновенное краткосрочное и долгосрочное рыночное равновесие

Существуют особые случаи состояния рынка, когда равновесие отсутствует и кривые спроса и предложения не пересекаются. Это характерно для случаев, когда объем спроса всегда меньше объема предложения (рис. 2.6,а) и цена спроса всегда меньше цены предложения (рис. 2.6,б).

Рисунок 2.6 — Случаи отсутствия рыночного равновесия

К особым случаям относится и наличие нескольких точек рыночного равновесия, когда у кривых спроса и предложения существует некоторый общий вертикальный отрезок и равновесному объему производства соответствует несколько равновесных цен или общий горизонтальный отрезок, когда равновесная цена возможна для различных объемов спроса и предложения (рис.2.7).

Рисунок 2.7 Случай множества точек рыночного равновесия

Нарушение рыночного равновесия происходит от изменения неценовых факторов спроса и предложения. Равновесие является устойчивым, когда рынок возвращается в утраченное состояние равновесия от изменения спроса и предложения.
Динамические («паутинообразные») модели равновесия отражают состояние рыночного равновесия в динамике. Предположим, что производители не могут корректировать ранее принятые решения об объемах производства, не могут формировать товарные запасы, не подвержены каким-либо случайным явлениям, а будущую цену на свою продукцию прогнозируют по цене предшествующего периода, т. е. имеет место выражение ,
где Q — объем предложения товара в период времени t;
P — фактическая цена товара в период времени t-1.
Что касается потребителей, то им нет необходимости определять объем покупок заранее, так как они не обладают точной информацией о будущих ценах. Объем спроса будет зависеть от цены товара в данном периоде, т. е. ,
где Q — объем спроса на товар в период t;
P — цена товара в период t.
Представим эту ситуацию графически (рис.2.8). Допустим, что в начальный период времени (t=0) объем предложения товара на рынке составил Q . Потребители готовы купить этот товар по цене Р . Планируя объем производства на следующий период (t = 1), производители будут ориентироваться на цену Р и произведут Q . Однако потребители объем Q готовы купить по цене Р . В следующем периоде производители, ориентируясь на цену Р , предложат количество товаров объемом Q . Продолжая и далее подобные рассуждения, увидим, что движение предложения и спроса будут происходить по паутинообразной линии, которая стремится, в данном случае, к положению равновесия с координатами Р и Q .

Рисунок 2.8 — «Паутинообразная» модель стабильного рыночного равновесия и затухающие колебания цены

В данном случае эластичность спроса по цене меньше, чем аналогичная эластичность предложения. Именно тогда колебания цены затухают и устанавливается стабильное рыночное равновесие. При более высокой эластичности предложения, чем эластичность спроса (кривая предложения более полога, чем кривая спроса), состояние рынка не приближается к равновесию, а отдаляется от него. Для цены характерны взрывные колебания (рис. 2.9). В подобной ситуации необходимо государственное вмешательство в экономику

Рисунок 2.9 — «Паутинообразная» модель нестабильного равновесия и взрывные колебания цены

Если эластичности спроса и предложения равны и кривые имеют одинаковый наклон, равновесие является нестабильным, цена совершает постоянные регулярные колебания вокруг положения равновесия (рис. 2.10).

Рисунок 2.10 — «Паутинообразная» модель нестабильного равновесия с постоянным колебанием цены



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии