БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Микроэкономика » ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей о потреблении конкретных благ.
Потребитель бывает индивидуальный, более или менее ассоциированный (домашнее хозяйство, социальная группа, и др.) и общественный (население города, региона, страны).
Цель потребления — воспроизводство своей полноценной жизнедеятельности на основе потребления определенной совокупности благ.
Основной мотив потребительского поведения в экономике — максимизация полезности от потребления благ. Полезность — положительный результат, извлекаемый потребителем из процесса потребления благ. Она трактуется субъективно.
В достижении своих предпочтений потребитель ограничен величиной располагаемых средств. Потребительский выбор — это решение о структуре и количестве приобретаемых благ по определенным ценам.
Выбор осуществляется в три этапа:
1. анализ потребительских предпочтений;
2. анализ наличных бюджетов;
3. собственно выбор как результат оптимизации.

1 Анализ потребительских предпочтений

Анализ потребительских предпочтений сталкивается с проблемой измерения полезности. Различают два подхода к измерению полезности:
• кардиналистский подход,
• ординалистский подход.
Кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности предполагает, что потребитель извлекает полезность из потребления определенной потребительской корзины и способен сравнивать блага и ранжировать их по уровню полезности. Целевая функция модели потребительского выбора представляет собой зависимость возможного уровня полезности от потребления определенного количества блага и имеет вид:
,
где x , x …..x — объем потребляемых благ 1,……n.
Различают общую полезность (U) — совокупную полезность всех составных частей потребляемого блага, и предельную полезность (MU) — полезность потребления дополнительной единицы данного блага, или дополнительная полезность, полученная за счет увеличения потребления данного блага на единицу (рис. 2.1).
.

 

 

Рисунок 2.1 — Графики общей (U) и предельной (MU) полезности

Предположим, что блага имеют рыночные цены Р , Р , … Р . Если потребитель располагает фиксированным бюджетом I (доходом в единицу времени), то задача оптимизации полезности сводится к такому распределению бюджета между благами, чтобы общая полезность от купленного набора благ была бы наибольшей.
Оптимум потребителя достигается, когда:
1. Средства распределены таким образом, что для всех купленных благ имеет место равенство:
,
где — величина предельной полезности денег.
Данное утверждение называют вторым законом Г. Госсена: «при оптимуме потребителя уровень полезности, получаемый от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых товаров».
2. Для всех не купленных товаров имеет место
.
Ординалистский подход к измерению полезности предполагает, что потребитель может ранжировать полезности и выбирать наборы благ по их индивидуальной предпочтительности.
Основные положения (аксиомы) порядкового подхода:
• предположение о сравнимости благ;
• предположения о транзитивности выбора (если благо А , а В , то и благо А );
• предположение о ненасыщаемости благ.
Первый этап исследований потребительского выбора состоит в анализе потребительских предпочтений с помощью кривой «безразличия». Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет собой набор благ, равноценных между собой с точки зрения потребителя и обеспечивающий определенный уровень полезности. Совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя, отражающая все его предпочтения, неограниченные бюджетом, называется картой кривых безразличия.
Свойства кривых безразличия:
• каждая кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительских благ;
• кривые выпуклы к началу координат, их наклон снижается по мере роста потребления какого-либо блага, что объясняется действием закона убывающей предельной полезности;
• кривая, лежащая правее и выше, содержит более предпочтительные наборы благ;
• кривые не пересекаются, так как один и тот же набор благ не может иметь разный уровень полезности;
• кривые имеют отрицательный наклон, отражающий величину предельной нормы замещения одного блага другим.
Предельная норма замещения (MRS) благом х блага у представляет собой объем блага у, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить потребление блага х на 1 единицу оставаясь на прежнем уровне полезности, т. е.
при U=const.
Геометрически при малых изменениях предельная норма замещения равна наклону касательной к кривой безразличия в любой ее точке. По мере роста потребления («насыщения») одного блага величина предельной нормы замещения убывает, а касательная становится все более пологой:
.

2 Анализ наличных бюджетов

Чтобы определить потребительский выбор, необходимо соотнести выясненные потребительские предпочтения с его бюджетными возможностями. Если доход в единицу времени I, то расходы не могут быть больше I, т. е. .
Бюджетное множество (область доступного потребления) это множество точек (наборов благ), удовлетворяющих неравенству и доступных потребителю. В двух продуктовой модели потребления бюджетное ограничение имеет вид: .
Линия бюджетных ограничений (ЛБО) пересекает оси координат в точках и , и показывает максимальное количество благ, которые можно купить на данный доход при данных ценах. Наклон ЛБО равен отношению цен соответствующих товаров, т. е. (рис. 2 2).

 

 

Рисунок 2.2 — Линия бюджетных ограничений

Изменение дохода перемещает ЛБО, изменение цен благ изменяет ее наклон.

3 Собственно выбор как результат оптимизации

Оптимум потребителя достигается в точке, где линия бюджетного ограничения касается кривой безразличия, т. е. имеет с ней одну общую точку. В этой точке наклон обеих линий совпадает, отсюда
.
Это соответствует эквимаржинальному принципу: потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на каждый товар, давала одну и ту же предельную полезность
Таким образом, в точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребительских благ (рис. 2.3).

 

 

Рисунок 2.3 — Оптимум потребителя

4 Рыночный спрос. Эффект замены и эффект дохода

Реакция потребителя на изменение доходов и цен позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления и построить кривую индивидуального и рыночного спроса.
Изменение дохода выявляет отношение потребителя к благам и делит последние на «нормальные», низкокачественные и блага, потребление которых не зависит от изменения дохода. К «нормальным» благам относятся блага, потребление которых увеличивается при увеличении дохода, потребление «низших» благ с ростом дохода сокращается (рис. 2.4). Кривая «доход—потребление» (кривая Энгеля) показывает, каким образом количество покупаемых данным потребителем благ связано с величиной дохода потребителя.

 

Рисунок 2. 4 — Кривые «доход-потребление» и Энгеля для разных благ: а) нормальное благо, б) благо, независимое от дохода, в) «низшее» благо

Немецкий экономист Э. Энгель (ХIXв.) обратил внимание на зависимость структуры потребления от уровня дохода семьи: по мере роста дохода потребителя доля продуктов питания среди его покупок сокращается, а удельный вес товаров для спорта, отдыха, предметов роскоши и длительного пользования возрастает. Такое изменение в структуре потребления, связанное с ростом благосостояния, стали называть законом Энгеля.
На равновесие потребителя влияет изменение цен. На основании кривой «цена — потребление» можно построить кривую спроса на товар (рис. 2.5).

 

Рисунок 2.5 Кривая «цена—потребление» и кривая спроса из линии «цена—потребление»

Изменение цены воздействует на объем потребления двояко:
• снижение цены определенного блага позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обоих благ (явление получило название «эффекта дохода»);
• снижение цены определенного блага может привести к изменению структуры потребления в пользу подешевевшего блага (явление получило название «эффекта замещения»).
Пусть цена блага Х снизилась, а, значит, общий уровень полезности для потребителя увеличился с U до U (оптимум потребителя переместился из точки А в точке С) и потребление возросло с Х до Х (рис. 2.6)

Рисунок 2.6 — «Эффект замены» и «эффект дохода»

Построим вспомогательную бюджетную линию в соответствии с новым соотношением цен. Она коснется полезности U в точке В. Движение от точки А к точке В вызвано тем, что потребитель увеличивает потребление подешевевшего товара, не изменяя полезности. Имеет место эффект замещения. Он представлен отрезком X X .
Снижение цены блага Х увеличивает реальный доход потребителя и общую полезность от потребления обоих благ до U .Оптимум потребителя перемещается в точку С, структура потребления изменяется. Движение из точки В к точке С характеризует эффект дохода. Он представлен отрезком X X .
Эффект замещения всегда отрицателен, когда кривые безразличия имеют отрицательный наклон. При снижении цены блага эффект дохода всегда положителен, и наоборот. Оба эффекта могут действовать в противоположных направлениях.
Реакция потребителя на изменение цены и разделение эффекта на эффект дохода и эффект замещения можно представить в алгебраической форме уравнением Слуцкого:
,
где — изменение потребления от изменения цены;
— эффект замещения (компенсационная реакция — такая реакция спроса на изменение цены, которая сопровождается компенсацией его дохода и потребитель остается на прежнем уровне полезности;
X — эффект дохода, который предполагает, что изменение цены данного товара изменит количество денег, которое потребитель может потратить на любой товар и с изменением цены изменяется покупательная способность единицы дохода.
Для оценки последствий государственного регулирования цен в сфере потребления рассмотрим компенсационные проблемы (рис. 2.7).

Рисунок 2.7 — Компенсирующие и эквивалентные изменения дохода

Пусть из-за роста цен оптимум потребителя сместился из А к В, на меньший уровень полезности с U до U . Компенсирующее изменение дохода — это денежная сумма, которая обеспечит потребителю прежний уровень полезности U , но без возвращения к прежней структуре потребления (дополнительная бюджетная линия нового соотношения цен касается полезности U ). Но из-за роста цен нарушена структура потребления. Эквивалентное изменение дохода — это такое изменение дохода, которое обеспечивает потребителю возвращение к прежней структуре потребления (оценка данной суммы получается смещением старой бюджетной линии до уровня полезности, соответствующей новому соотношению цен).

5 Благосостояние и выигрыш потребителя

В теории количественного измерения полезности для оценки влияния изменения цены блага на благосостояние потребителя используется понятие потребительского излишка или выигрыша потребителя.
Кривая рыночного спроса отражает максимальную цену, которую готов уплатить за товар потребитель при определенном его количестве на рынке. Разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за каждую дополнительную единицу продукта, и его рыночной ценой составляет выигрыш потребителя. Таким образом, потребительский излишек — это способ измерения динамики индивидуального и общественного благосостояния потребителей (рис. 2.8). Каждую единицу блага потребитель был готов купить за конкретную цену: благо 1 за цену Р , благо 2 — за цену Р , но все блага приобрел по рыночной цене P . Таким образом, площадь между уровнем цены и кривой спроса в ее верхней части является выигрышем потребителя.

Рисунок 2.8 — Потребительский излишек



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom