БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Ревизия и аудит » РЕВИЗИЯ (АУДИТ) СОХРАННОСТИ И УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

РЕВИЗИЯ (АУДИТ) СОХРАННОСТИ И УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

РЕВИЗИЯ (АУДИТ) СОХРАННОСТИ И УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1. Цель, задачи, источники и последовательность проверки сохранности и учета материально-производственных запасов.
2. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.
3. Проверка полноты оприходования и правильность оценки материальных запасов.
4. Проверка операций по списанию материальных ценностей в расход.
5. Проверка операций по движению отдельных предметов в составе оборотных средств.
6. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций материальных запасов и отражения в учете их результатов.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Цель, задачи, источники и последовательность проверки сохранности и учета материально-производственных запасов
Ревизия (аудит) сохранности и учета материально-производственных запасов в организациях включает комплекс вопросов и мероприятий, цель которых предотвратить непроизводительные потери и расходы, недостачи и хищения, бесхозяйственное использование средств, подтвердить достоверность данных по наличию и движению материально-производственных запасов, а также установить соответствие применяемой в организации методики учета операций с материальными ценностями действующим в Республике Беларусь нормативным актам.
В процессе проверки операций с материальными ценностями решаются следующие задачи:
— изучение организации материально-технического снабжения и его планирование, увязка снабжения с производственным планом, нормами расхода и запасов;
— установление реальности наличия и существования материальных ценностей;
— изучение их состава и выявление излишних и неиспользуемых в производстве материальных ценностей;
— обследование состояния складского хозяйства и ознакомление с условиями хранения материальных запасов;
— установление правильности документального оформления движения материалов, формирования их учетной стоимости, полноты оприходования материальных ценностей, обоснованности и законности отпуска и списания материальных ценностей и правильности отражения в учете данных операций;
— проверка правильности учета отдельных предметов в составе оборотных средств;
— оценка полноты и качества проводимых инвентаризаций материальных ценностей.
Источниками информации при проверке материальных ценностей являются:
— плановые и нормативные данные органов материально-технического снабжения: заявки на потребность материальных ценностей, договоры с поставщиками, нормативы запасов, нормы и лимиты расходов, план материально-технического обеспечения;
— первичные документы по движению материальных ценностей: товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 и товарные накладные формы ТН-2, железнодорожные накладные, спецификации, сертификаты и другие документы, удостоверяющие качество материальных ценностей, счета-фактуры, приходные ордера формы М-4, акты о приемке материалов формы М-7, лимитно-заборные карты формы М-9, требования на отпуск материалов формы М-11;
— учетные регистры: карточки складского учета материалов, ведомости (машинограммы) аналитического и синтетического учета по счетам 10, 16, 60; инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей;
— бухгалтерская и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (форма 3-сн) и др.
Руководствуясь Инструкцией по бухгалтерскому учету материалов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 144, проверку операций по учету материально-производственных запасов рекомендуется проводить в следующей последовательности:
— проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей;
— проверка операций по поступлению материальных ценностей;
— проверка операций по списанию материальных ценностей в расход;
— проверка учета отдельных предметов в составе оборотных средств;
— проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций материально-производственных запасов и отражения в учете их результатов.

2. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей
В обеспечении сохранности и рационального использования материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении контроля за состоянием хранения и сохранности материальных ценностей, в первую очередь, уделяется внимание проверке состояния складского хозяйства в организации.
В процессе проверки проверяющий выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой. Проверку складских помещений и емкостей для хранения материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
В ходе проверки особое внимание уделяется изучению организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей (проверка наличия в личных делах договоров о материальной ответственности и должностных инструкций).
При осмотре мест хранения материальных ценностей по имеющимся у материально ответственных лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск материалов и делают записи в книги или карточки складского учета и устанавливают неучтенные излишки, причинами которых могут быть обвес, обсчет, обмер получателей сырья и материалов, необоснованное составление актов на потери при транспортировке или хранении на складах. Это можно установить по карточкам складского учета.
Для подтверждения реальности наличия материально-производственных запасов документально сверяют данные о запасах, указанные в разделе II баланса (стр. 211) с данными регистров аналитического и синтетического учета по счетам 10, 15, 16.
При осмотре складского хозяйства проверяющим может проводиться выборочная инвентаризация материальных ценностей для сверки фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. Подписанные ревизором, членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации. При обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, проверяющий может дать руководителю рекомендацию провести окончательную сплошную инвентаризацию материальных ценностей в организации.

3. Проверка полноты оприходования и правильности оценки материальных ценностей
Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ценностей в организации, проверяющий на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных и др.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей, ведомостей, машинограмм и пр.) устанавливает полноту оприходования материальных ценностей, правильность их классификации и оценки.
При проверке полноты оприходования материальных ценностей аудитору или ревизору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, принятый в учетной политике вариант оценки.
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материальных ценностей проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактура, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения и др.). В ходе проверки также выясняется соблюдение установленного порядка учета выдачи доверенностей и отчетности материально-ответственных лиц за их получение.
Общим способом проверки приходных операций на складе является сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
Объектом исследования является оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступления грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей и др. информацию.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, проверяющий устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей (ведомость движения материальных ценностей № 10), данным других учетных регистров (журналу-ордеру № 6 или соответствующей машинограмме по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).
Одновременно проверяя полноту оприходования материальных ценностей, проверяющий обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявления неучтенных счетов поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе документальной проверки операций по поступлению материальных ценностей устанавливают:
— соблюдение правил количественной и качественной приемки;
— правильность оформления актов приемки и коммерческих актов;
— своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортным организациям в случаях наличия недостач и порчи материальных ценностей при их приемке;
— своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.
В случае необходимости проверяющий проводит встречную сверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей.
Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучается правильность их оценки в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учета, руководствуясь при этом Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Конкретный вариант оценки материальных ценностей, принятый в организации, должен быть зафиксирован в его учетной политике. Соблюдение принятого в учетной политике метода оценки материальных ценностей устанавливается на основании анализа применяемых схем корреспонденции счетов по учету поступления материалов. Если материальные ценности учитываются по учетным ценам, то объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.
Но в любом случае материальные ценности включаются в затраты на производство продукции (работ, услуг) и отражаются в балансе по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).

4. Проверка операций по списанию материальных ценностей в расход
При проверке обоснованности списания материальных ценностей в расход на производственные нужды руководствуются Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами.
Обоснованность списания материальных ценностей в расход (отпуск в производство, реализация на сторону, безвозмездная передача и др.) выясняется по данным соответствующих первичных документов и учетных регистров (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт, накопительной ведомости по расходу и оборотной ведомости по движению материалов, журнала-ордера № 10 по кредиту счетов 10, 16 и др.).
Ревизору (аудитору) в ходе проверки операций по расходу материальных ценностей необходимо установить:
— правильность документального оформления операций по расходу материальных ценностей;
— обоснованность списания материальных ценностей на производственные нужды;
— правильность оценки при списании материальных ресурсов в расход;
— обоснованность списания отклонений в стоимости материальных ресурсов;
— законность отнесения на себестоимость недостачи и порчи ценностей;
— обоснованность списания в расход горюче-смазочных материалов;
— правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию материальных ресурсов.
Отпуск материалов со складов в производство оформляют лимитно-заборными картами или ведомостями отпуска, актами-требованиями на замену материалов или на дополнительный отпуск, комплектовочными ведомостями и другими документами в зависимости от специфики деятельности организации. Отпуск материалов в производство должен производиться в пределах лимита на выпуск определенного вида продукции.
Правильность списания материалов на производственные нужды по количеству и стоимости ревизор может проверить путем составления балансовых расчетов, уделяя при этом внимание обоснованности применяемых норм расхода материальных ценностей. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по норме).
Далее проверяющий должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов, проверить правильность их применения.
Если материальные ресурсы оцениваются по учетным ценам, то объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.
Правильность отражения в учете стоимости недостающих (излишних) ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, проверяется ревизором (аудитором) путем анализа инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, приказов руководителя, бухгалтерских справок, решений судебных органов и т. д. При этом необходимо помнить, что на издержки производства может быть списана сумма недостач и порчи ценностей только в пределах норм естественной убыли. Недостачи сверх норм должны относиться на виновных лиц, а при их отсутствии на финансовые результаты деятельности организации.
Особое внимание в ходе проверки операций по использованию материальных ценностей уделяется вопросам правильности учета и обоснованности списания в расход горюче-смазочных материалов. В связи с тем, что учет горючего в местах хранения ведется в килограммах, а выдача производится в литрах, необходимо проверить отчеты заправщиков о количестве поступившего и израсходованного топлива, правильность ведения учета топлива в баках автомобилей, правильность расчета нормативного расхода топлива на фактический пробег автотранспортных средств и определения размера экономии или перерасхода горючего отдельными водителями.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию материальных ценностей в расход устанавливается путем выборочного контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 23, 25, 26, 44, 91, 94 и сопоставления их с данными первичных расходных документов. Если в отчетном периоде материальные ценности реализовывались на сторону, то проверяю¬щий должен выяснить правильность исчисления НДС и определения финансового результата от их реализации.

5. Проверка операций по движению отдельных предметов в составе оборотных средств
Большое значение в деятельности организации занимают отдельные предметы в составе оборотных средств, к которым относятся: инструменты, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная одежда и обувь и др. предметы, стоимость которых на дату приобретения не превышает лимита, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 г. № 41.
При проверке операций по движению отдельных предметов в составе оборотных средств необходимо установить:
— правильность отнесения поступивших ценностей к отдельным предметам в составе оборотных средств;
— обеспечение сохранности, своевременного и полного их оприходования и правильность оценки данных предметов;
— правильность погашения стоимости отдельных предметов в составе оборотных средств;
— правильность ведения аналитического учета данных предметов;
— правильность отражения в учете операций по движению отдельных предметов в составе оборотных средств.
Предельный размер имущества, включаемого в состав средств в обороте должен быть зафиксирован в учетной политике организации.
Порядок проверки обеспечения сохранности, своевременного и полного оприходования и правильности оценки данных предметов аналогичен проверке материалов.
Проверяя правильность оприходования отдельных предметов в составе оборотных средств, ревизор (аудитор) обращает внимание на правильность документального оформления и формирования стоимости их приобретения. Особо тщательно он должен проверить операции по выбытию и движению данных предметов.
Передача отдельных предметов со склада в эксплуатацию должна быть документально оформлена, т. к. сам факт передачи их в эксплуатацию является основанием для погашения их стоимости. Порядок погашения стоимости этих предметов так же должен быть зафиксирован в учетной политике организации.
Надлежащая организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля предполагает раздельный аналитический учет движения отдельных предметов, находящихся в запасе (на складе) и в эксплуатации.
Тщательной проверке подлежат акты на списание отдельных предметов, которые должны быть составлены по установленной форме постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем организации.
Списание отдельных предметов по актам может проводиться лишь при наличии документов, подтверждающих сдачу их в металлолом или утильсырье. В случаях обнаружения фактов преждевременного списания по причине ломки и порчи выявляют виновных лиц и сумму причиненного ущерба (в ходе ревизии).
В завершение проверки операций с отдельными предметами проверяется правильность применяемых в организации схем корреспонденции счетов по учету операций с отдельными предметами в составе оборотных средств.

6. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций материально-производственных запасов и отражения в учете их результатов
Основным документом, регулирующим порядок проведения инвентаризации активов и финансовых обязательств, используемым в процессе контроля полноты и качества проведенных инвентаризаций материальных ценностей и отражения в учете их результатов является Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.11.2007 г. № 180 (далее— Инструкция № 180).
Изучение материалов инвентаризации начинается с проверки наличия в бухгалтерии необходимых документов.
В ходе контроля проверяющий должен:
— установить, имеется ли в организации приказ, в котором определены сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, а при большом объеме работ — состав рабочих инвентаризационных комиссий;
— проверить наличие инвентаризационных описей или актов, сличительных ведомостей, письменных объяснений материально-ответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколов, приказов и других документов по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.
В ходе такой документальной проверки проверяющим одновременно обращается внимание на компетентность состава инвентаризационных комиссий: включены ли в состав комиссии специалисты, хорошо знающие потребительские признаки ценностей, а в ситуациях, когда инвентаризация имущества проводится в случаях стихийного бедствия, в состав комиссии должен быть включен представитель местной исполнительной власти в качестве председателя комиссии.
Для установления качества проведенных инвентаризаций нужно проанализировать данные инвентаризационных описей и их оформление в соответствии с Инструкцией № 180, т.е. описи должны содержать следующие сведения: наименование организации; место, где проводилась инвентаризация; время ее проведения; перечень материальных ценностей с указанием их марки, сортности и других отличительных признаков; наличие на каждой странице описи показателя числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей прописью и общий итог количества всех единиц по странице в натуральном выражении, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, кг, метрах и т. д.) эти ценности показаны; подписи членов инвентаризационной комиссии и подпись материально ответственного лица, подтверждающая правильность проведения инвентаризации и принятия ценностей на ответственное хранение.
Для проверки полноты проведения инвентаризации материальных ценностей во всех местах их хранения инвентаризационные описи сверяются с ведомостью № 10 «Движение материалов в денежном выражении» по каждому материально ответственному лицу или с данными соответствующей машинограммы.
Затем следует изучить сличительные ведомости и установить, соответствуют ли показанные в них фактические количественные остатки материальных ценностей данным остаткам, приведенным в инвентаризационных описях, учитывая при этом, что сличительные ведомости составляются по материальным ценностям, по которым установлены отклонения от учетных данных.
При проверке сличительных ведомостей необходимо установить:
— правильно ли выведены остатки по данным складского и бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации;
— все ли ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных, записаны в сличительной ведомости;
— правильно ли произведены взаимные зачеты излишков и недостач в результате пересортицы;
— правильно ли отражены количественные и суммовые результаты по сличительным ведомостям и как они отражены в бухгалтерском учете;
— правильно ли составлены расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, имея при этом в виду, что списание потерь может быть произведено не свыше размеров выявленной недостачи по сличительной ведомости.
Потери от порчи, брака, боя во всех случаях комиссией оформляются отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периода образования по каждому виду ценностей, причин потерь и возможного их использования.
На завершающем этапе проверки ревизор (аудитор) должен проверить порядок отражения в учете инвентаризационных разниц, руководствуясь при этом статьей 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией № 180.
При проверке правильности списания недостач материальных ценностей сверх норм естественной убыли контролирующий орган должен определить причины их возникновения и установить, какие меры принимаются организацией для ликвидации таких потерь.
В процессе проверки необходимо установить: правильно ли определен размер ущерба, причиненного недостачами и порчей ценностей, руководствуясь при этом Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 г. № 39/69 с учетом изменений и дополнений.
На заключительном этапе проверки устанавливается правильность начисления НДС по недостачам, потерям материальных ценностей сверх норм естественной убыли и отражения в учете операций по регулированию инвентаризационных разниц.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии