БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Философия » СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА НА РУБЕЖЕ XX-XXI в.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА НА РУБЕЖЕ XX-XXI в.

ЛЕКЦИЯ 10: СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА НА РУБЕЖЕ XX-XXI в.

1. Философская герменевтика.
2. Структурализм и постструктурализм.
3. Философия постмодернизма.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Философская герменевтика.
Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. 
Предыстория герменевтики
Герменевтическое искусство возникло еще в античности, где оно имело священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.
Позднее в античной традиции поиск священного смысла уступил место ученому толкованию. Об этом свидетельствует название работы Аристотеля "Об истолковании". Движущей силой развития герменевтики в античности было исследование различных способов истолкования текста - грамматического и аллегорического. Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста. Аллегорическое придавало классическому тексту новый смысл в контексте иного мышления. В средневековой европейской культуре для обозначения истолкования применялось слово "экзегетика ".
Однако рассуждения о толковании ни в античности, ни в средние века, не носили систематического характера. 
Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в XVII веке, что было вызвано актуализацией проблемы понимания Библии. Немецкий протестантский теолог Иоганн Конрад Даннхауэр (1603-1666) в работе «Священная герменевтика» придал старому слову "герменевтика" понятийное значение. Искусство истолкования оформилось как самостоятельная дисциплина. В эпоху Протестантизма складывается "герменевтическое триединство" - относительно самостоятельные формы герменевтического знания: теологическая, юридическая и филологическая герменевтика. Все они существуют и в настоящее время.

2. Структурализм и постструктурализм.
Структурализм
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к кон¬цепциям следующих философов французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса, Жака Лакана, Мишелем Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является «раздражение», которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя. Структуры фундаментальны и детерминируют человеческое существование; примерами таких структур являются чистые структуры языка (Фердинанд де Соссюр), семантические структуры поэзии и волшебной сказки (Роман Якобсон, Владимир Пропп), структуры синтаксиса как конфликта "глубинных структур". Именно язык отчетливее всего обнажает природу тех структур, на изучение которых направлен современный структурализм. Это - структуры значений: "быть структуралистом -значит концентрировать свое внимание на организации и структуре значений" (Ф. де Соссюр). Соотношение структуры и значения объяснялось различным образом в разных направлениях структурализма. 
Постструктурализм.
Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма. Основные критики структурализма – Ж. Лакан, Деррида, Фуко, Барт,.
Развивая идеи оппозиции в различных областях человеческой жизни (господство-подчинение, природа-культура, означающее-означаемое, язык-речь), постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности.
Постструктурализм развил движение деконструктивизма это интеллектуальное движение, инициированное Жаком Деррида, основано на новом способе осмысления и прочтения текстов, исходящем из деконструкции, которая может рассматриваться как философская позиция, политическая стратегия, способ чтения, метод анализа, в изучении культуры и философии.
Деконструкция - это не отрицание и не разрушение, а исследовательская установка, которая помогает и расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом раскрывая, развязывая, распутывая всю логическую цепь.

3. Философия постмодернизма.
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного са¬мосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Р. Рорти.
Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного (постиндустриального) общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации, утрачены иллюзии о всемерном процветании общества и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводят к тому, что в философии все чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». Действительно, современность отрицает старое, а это значит что новое продолжает существовать как след или призрак. В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога, общения, так как они перестают быть подлинно человеческими феноменами. Реально, часто общение или диалог не нуждается в человеке, так как сводит все к простому пользователю информационной сети. Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В рамках данного направления утверждается то, что идея прогресса это «мертвый» миф западной культуры, происходит констатация исчерпанности творческих потенций запада, тиражирование уже однажды сказанного.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии