БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Хозяйственный процесс » Шпоры по хозяйственному процессу

Шпоры по хозяйственному процессу

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Понятие, предмет, система хозяйственного процессуального права.
ХПП – система норм, регулирующих деятельность ХС и иных заинтересованных субъектов, связанных с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к ведению ХС.
Предмет ХПП – совокупность процессуальных действий суда и иных заинтересованных субъектов при осуществлении хозяйственного судопроизводства.
ХПП состоит из:
1) Общей части: нормы, закрепляющие право на обращение в ХС, принципы ХПр, состав и компетенцию суда, подведомственность и подсудность, доказательства в ХПр, состав лиц, участвующих в деле, судебные расходы, судебные штрафы.
2) Особенной части: включает нормы, регулирующие процессуальные отношения в ходе реализации стадий ХПр.

2. Источники хозяйственного процессуального права.
К источникам ХПП относятся: Конституция, ХПП, другие кодексы, законы, декреты и указы Президента, международные договоры, постановления Пленума ВХС.

3. Виды и стадии хозяйственного судопроизводства.
Стадии ХПП – это совокупность ряда процессуальных действий, объединенных соответствующей процессуальной целью.
К стадиям относятся:
1) Возбуждения дела в ХС;
2) Подготовка дела к судебному разбирательству;
3) Разрешение споров в заседании ХС;
4) Производство в ХС апелляционной инстанции;
5) Производство в кассационной инстанции;
6) Производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора;
7) Производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
8) Исполнительное производство в ХС.

4. Принципы хозяйственного процессуального права.
Основные принципы ХП (гл.2 ХПК):
1)осуществление правосудия только хозяйственным судом – подчеркивает исключительное право ХС на осуществление правосудия по делам, отнесенным к его компетенции;
2)коллегиальное и единоличное рассмотрение дела–в ХС 1 инстанции дела рассматриваются единолично, но учитывая сложность и характер дела, председатель ХС либо его заместитель могут принять решение о коллегиальном рассмотрении (апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если дела пересматриваются ранее вынесенные решения);
3)независимость судей хозяйственного суда–предполагает как организационную (органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность ХС, влиять на него при вынесении решения по делу), так и функциональную независимость (судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения);
4)процессуальная экономия - Хозяйственный суд выполняет задачи судопроизводства в хозяйственном суде в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;
5)законность судопроизводства в хозяйственном суде – нарушение правовых установлений влечет применение различных видов ответственности к участникам хозяйственных правоотношений;
6)равенство перед законом и хозяйственным судом – распространяется не только на физических, но и на юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры субъектов хозяйствования обладают равными правами в ходе осуществления правосудия, они могут рассчитывать на равную защиту своих нарушенных либо оспариваемых прав;
7)принцип разъяснения процессуальных прав и обязанностей - Хозяйственный суд разъясняет участникам судопроизводства в хозяйственном суде их процессуальные права и процессуальные обязанности, а также процессуальные последствия отказа от реализации таких прав и ненадлежащего исполнения таких обязанностей;
8)уважения достоинства личности - Хозяйственный суд, а также все участники судопроизводства в хозяйственном суде обязаны уважать достоинство друг друга;
9)равноправие и добросовестность сторон;
10)состязательность – лица, участвующие в деле, занимают противоположные позиции и для того чтобы отстоять свою позицию, они должны представлять соответствующие доказательства;
11)язык судопроизводства в хозяйственном суде

5. Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты.
Хозяйственные процессуальные правоотношения – общественные отношения между судом и участниками процесса, возникающие и развивающиеся при осуществлении правосудия по конкретному делу, урегулированные нормами ХПП.
Процессуальные правоотношения в хозяйственном судопроизводстве состоит из:
1) Прав и обязанностей ХС рассмотреть данное дело и вынести по нему судебное решение;
2) Прав лиц, участвующих в деле, на судебную защиту.
Субъекты:
1) Суд и судьи;
2) Лица, участвующие в деле.

6. Хозяйственная процессуальная правоспособность и дееспособность лиц, участвующих в деле.
Процессуальная правоспособность – способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Она признается в равной мере за всеми юридическими лицами, организациями, не являющими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обладающими в соответствии с ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в ХС правом на судебную защиту в ХС своих прав и законных интересов.
Процессуальная дееспособность – способность своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности. В ХС процессуальная дееспособность принадлежит юридическим лицам, организациями, не являющими юридическими лицами, индивидуальным предпринимателям и гражданам.

7. Система, состав и структура хозяйственных судов в Республике Беларусь.
В РБ действует двухзвенная система ХС, состоящая из судов областей и г. Минска и ВХС. По представлению Председателя ВХС Президентом РБ в системе ХС могут создаваться специализированые ХС: по банкротству, земельные, налоговые и др. Они состоят из председателя суда, его замов и судей.
В ХС областей и г. Минска могут образовываться судебные коллегии по: рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции, апелляционная, банкротству, налоговым спорам, административным делам.

8. Состав и компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Председатель ВХС Коненков Виктор Сергеевич.
ВХС состоит из председателя, 1 зам председателя, замы председателя и судьи.
В целях повышения эффективности своей деятельности ВХС действует в составе:
1) Пленума ВХС;
2) Президиума ВХС;
3) Кассационная коллегия;
4) Судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции;
5) Судебная коллегия по банкротству;
6) Судебная коллегия по налоговым спорам.
При ВХС создается научно-консультативный совет.
Компетенция ВХС:
1) Рассматривает дела по 1 инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) Изучает и обобщает практику применения ХС законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
3) Осуществляет контроль за исполнением ХС постановлений Пленума ВХС;
4) Оказывает судьям ХМ помощь по применению законодательства;
5) Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
6) Проверяет деятельность ХС, заслушивает отчеты их председателей и судей, совместно с Мин Юст проверяет кадровое обеспечение ХС;
7) Ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в ХС;
8) Решает вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
9) Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

9. Состав и компетенция Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В состав Пленума входят: председатель, 1 зам председателя, замы председателя, судьи, председатели ХС областей (г. Минска), специализированных ХС.
Законодательством установлен перечень лиц, имеющих право принимать участие в заседаниях Пленума:
1) Президент и его представители;
2) Председатели палат Нац собрания и его заместители;
3) Премьер – министр и его замы;
4) Председатели Конституционного, Верховного суда и их замы;
5) Генеральный прокурор и его замы;
6) Председатель КГК и его замы;
7) Министры Юстиций, по налогам и сборам, экономики и его замы.
Компетенция:
1) Рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) Рассматривает материалы, обобщающие судебную практику разрешения хозяйственных споров, судебную статистику, и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
3) Рассматривает представления Председателя ВХС о несоответствии постановлений Пленума ВХС, содержащих разъяснения, законодательству;
4) Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
5) Заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей ХС областей (г. Минска), специализированных ХС о деятельности соответственно судебных коллегии ВХС, судов;
6) Избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС секретаря Пленума ВХС, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
7) Утверждает по представлению Председателя ВХС составы судебных коллегий ВХС;
8) Утверждает по представлению Председателя ВХС регламент Пленума ВХС;
9) Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

10. Задачи и функции хозяйственных судов Республике Беларусь.
Основными задачами, общими для всех хозяйственных судов Республики Беларусь, являются:
1) обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами дел;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организации, не являющихся юридическими лицами, и иных граждан;
3) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как:
а) разрешение хозяйственных (экономических) споров и иных дел;
б) предупреждение нарушений законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
в) внесение предложений по совершенствованию законодательства и дача заключений по аналогичным предложениям других органов;
г) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
д) расширение международных связей и т.д.

11. Статус судьи хозяйственного суда.
Судьей хозяйственного суда является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.
Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законодательством Республики Беларусь.
Основные критерии статуса:
1) требования, предъявляемые к судьям;
2) требования к кандидатам на должность судьи;
3) полномочия судей (права и обязанности);
4) лишение судебных полномочий и освобождение судей от исполнения своих обязанностей.
Другие вопросы статуса судей:
1) квалификационная аттестация судей;
2) отставка судьи;
3) материальное и социальное обеспечение судей;
4) меры правовой и социальной защиты судей, ее гарантии.
Все судьи хозяйственных судов обладают единым статусом. Для того, чтобы стать судьей хозяйственного суда необходимо:
1)гражданство РБ
2)25 лет
3)высшее юридическое образование
4)стаж работы по специальности не менее 2 лет
5)не иметь судимости
6)сдать квалификационный экзамен
Судья назначается на должность указом президента РБ по совместному представлению председателя ВХС и министра Юстиции РБ. Впервые судья назначается сроком на 5 лет, после этого судья назначается бессрочно.
Предельный возраст пребывания на государственной службе – 65 лет.

12. Права и обязанности судьи хозяйственного суда.
Полномочия судей (их права и обязанности) определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей»
Судьи имеют следующие властные полномочия:
1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судью законом обязанностей;
2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;
4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.

13. Основания и порядок отвода судьи, секретаря судебного заседания – помощника судьи.
Основания для отвода судьи хозяйственного суда
Судья хозяйственного суда не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить самоотвод, если:
1) является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а если лицом, участвующим в деле, является юридическое лицо, - близким родственником должностных лиц этого юридического лица, его учредителей (участников), собственников;
2) при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
3) при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи, эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;
4) при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда;
5) лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
В состав хозяйственного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
Прокурор, эксперт, специалист, переводчик и секретарь судебного заседания - помощник судьи не могут участвовать в рассмотрении дела и обязаны заявить самоотвод по основаниям, предусмотренным статьей 34 настоящего Кодекса.
Основаниями для отвода эксперта или специалиста являются их служебная или иная зависимость от лиц, участвующих в деле, или их представителей в момент рассмотрения дела или в прошлом либо проведение ими проверки, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в хозяйственный суд либо используются при рассмотрении этого дела.
Участие прокурора, эксперта, специалиста, переводчика и секретаря судебного заседания - помощника судьи при предыдущем рассмотрении этого дела в качестве соответственно прокурора, эксперта, специалиста, переводчика и секретаря судебного заседания - помощника судьи не является основанием для их отвода или самоотвода.
Если прокурор, эксперт, специалист, переводчик или секретарь судебного заседания - помощник судьи не заявили самоотвода при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

14. Состав лиц, участвующих в деле. Их права и обязанности.
Участие лиц в хозяйственном процессе регулирует Гл.6 ХПК, лицами, участвующие в процессе является (54 ХПК):
1)стороны
2)заявители и заинтересованные лица
3)третьи лица
4)прокурор, государственные органы, органы местного управление и самоуправления
Заявители – в делах об установлении фактов, имеющих значение, о делах об банкротстве, по жалобам на нотариальные действия или жалобам на отказы в их совершении.
Третьи лица – заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.
Права:
1) Знакомится с материалами дела, делать выписки из них;
2) Заявлять отводы;
3) Предоставлять доказательства;
4) С разрешения ХС задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам;
5) Заявлять ходатайства;
6) Давать письменные и устные пояснения ХС, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
7) Возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
8) Обжаловать судебные акты;
9) И иные права предусмотренные ХПК.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими.
Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

15. Стороны в хозяйственном процессе, их права и обязанности.
Сторонами в хозяйственном процессе является истец и ответчик.
Истцами является юр.лица, и.п., организации, не являющиеся юр.лицами и граждане в предусмотренных законом случаях. Ст.39 ХПК: хозяйственный суд рассматривает дела с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Истцами является юр.лица, которые предъявили иск в целях защиты своих законных интересов или в целях защиты интересов которых иск предъявлен.
Ответчиками является юр.лица, и.п. и граждане, к которым иск предъявлен. Стороны в хозяйственном процессе пользуются абсолютно равными правами.
Стороны могут (55 ХПК):
1)заявлять отводы
2)знакомиться с материалами дела
3)представлять доказательства
4)заявлять ходатайства
5)обжаловать судебное постановление
Кроме процессуальных прав у сторон есть процессуальные обязанности.

16. Соучастие. Замена ненадлежащей стороны. Процессуальное правопреемство.
В судопроизводстве в хозяйственном суде возможно процессуальное соучастие, когда иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам.
Процессуальное соучастие возможно, если:
1) предметом спора являются общие для лиц, участвующих в деле, права или обязанности;
2) права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеют общие фактические и правовые основания;
3) предметом спора являются однородные права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеющие одинаковые фактические и правовые основания.
При участии в деле нескольких истцов или ответчиков каждый истец или ответчик выступают в процессе самостоятельно. Соучастники вправе поручить ведение дела в хозяйственном суде одному или нескольким соучастникам.
При невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика хозяйственный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.
Хозяйственный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другого ответчика, если законодательными актами предусмотрено его обязательное участие либо рассматривается дело, вытекающее из административных и иных публичных правоотношений.
При привлечении другого ответчика к участию в деле рассмотрение дела производится сначала.
Об отказе в привлечении процессуального соучастника выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Замена ненадлежащего ответчика
Если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, хозяйственный суд вправе по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Если истец не согласен на замену ответчика, суд вправе с согласия истца привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.
После замены ненадлежащего ответчика или вступления в дело второго ответчика рассмотрение дела производится сначала.
Хозяйственный суд выносит определения о замене ненадлежащего ответчика надлежащим или о привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.
Если истец не согласен на замену ответчика или на привлечение надлежащего ответчика в качестве второго ответчика, хозяйственный суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Процессуальное правопреемство
В случае выбытия стороны из дела (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) хозяйственный суд осуществляет замену этой стороны ее правопреемником по письменному заявлению правопреемника или одной из сторон и приостанавливает производство по делу. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса. С наступлением правопреемства процесс возобновляется с того процессуального действия, на котором он был приостановлен.
Для правопреемника все действия, совершенные в процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
Определения хозяйственного суда о замене стороны ее правопреемником или об отказе в такой замене могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

17. Правовое положение третьих лиц.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе вступить в дело путем предъявления иска к одной или обеим сторонам.
Третьи лица, заявившие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором.
Если третье лицо, заявившее самостоятельные требования на предмет спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела по первой инстанции хозяйственного суда производится сначала.
О вступлении в дело третьего лица, заявившего самостоятельные требования на предмет спора, хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут быть привлечены хозяйственным судом либо вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если это постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Ходатайство о допуске в дело юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, может исходить одновременно от этих лиц, а также от истца или ответчика, на стороне которых эти лица будут выступать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца или ответчика, на чьей стороне они выступают, за исключением прав на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, а также права требования принудительного исполнения судебного постановления.
Если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела по первой инстанции хозяйственного суда производится сначала.
О привлечении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

18. Участие прокурора в хозяйственном процессе.
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, в том числе:
1) подает заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
2) предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности.
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
Иск (заявление) направляют:
1) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители;
2) в другие хозяйственные суды - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.
Отказ прокурора от предъявленного им иска (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.
Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска (заявления), который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет за собой прекращение производства по делу.
Отказ истца (заявителя) от иска (заявления), заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов, не влекут за собой прекращения производства по делу.
Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно.

19. Участие государственных органов в хозяйственном процессе.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы вправе предъявить иск (заявление, жалобу) в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Орган, подавший исковое заявление (заявление, жалобу), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.
Отказ органа от предъявленного им иска (заявления, жалобы) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.
Отказ истца (заявителя) от иска (заявления, жалобы), который был предъявлен в целях защиты его интересов, влечет за собой прекращение производства по делу.
Хозяйственный суд вправе привлечь к участию в хозяйственном процессе компетентный государственный орган, орган местного управления и самоуправления и (или) иной орган для дачи заключения по вопросам, относящимся к сфере деятельности этого государственного или иного органа.
Привлеченные к участию в хозяйственном процессе государственный орган, орган местного управления и самоуправления и (или) иной орган направляют в хозяйственный суд своих представителей, которые действуют по их поручению и от их имени и обязаны обладать должной компетентностью в сфере деятельности направивших их органов.
Представитель государственного органа, органа местного управления и самоуправления или иного органа обязан явиться в хозяйственный суд и сообщить суду и лицам, участвующим в деле, достоверные сведения, относящиеся к сфере деятельности направившего его органа, и отвечать на их вопросы.

20. Иные участники хозяйственного процесса.
Помимо лиц, участвующих в деле, в хозяйственном процессе могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, - эксперты, специалисты, свидетели, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, переводчики, понятые.
Экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.
Если представленных материалов недостаточно для подготовки заключения или поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта, он обязан сообщить хозяйственному суду о невозможности дать заключение.
Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.
Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
В качестве специалиста в хозяйственном суде может выступить лицо, обладающее познаниями эксперта, но не наделенное в установленном законодательством порядке полномочиями на проведение экспертизы.
Вызов хозяйственным судом специалиста налагает на руководителя организации, где работает специалист, обязанность обеспечить ему возможность явиться в хозяйственный суд для выполнения своего долга.
Хозяйственный суд вправе вызвать специалиста, если разъяснение вопросов, связанных с рассмотрением дела, требует специальных познаний, в том числе для дачи заключения.
Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
Свидетелем может быть лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела хозяйственным судом.
Сведения, сообщенные свидетелем, не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности.
Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано сообщить его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства.
Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в хозяйственный суд в назначенное время и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела.
Свидетель обязан давать правдивые показания, отвечать на вопросы хозяйственного суда (судьи хозяйственного суда) и лиц, участвующих в процессе.
За отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Свидетелями не могут быть:
1) представители по гражданскому и хозяйственному делу и лица, исполняющие обязанности защитников по уголовному делу, - в отношении фактов, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;
2) представители сторон, участвовавшие в примирительной процедуре, и примирители - в отношении фактов, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре, за исключением случаев, когда стороны дали на это свое письменное согласие;
3) священнослужители - в отношении фактов, сведения о которых они получили во время исповеди;
4) лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах и давать о них показания;
5) другие лица - в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Никто не должен понуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.
Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для письменного или устного перевода, и привлеченное судом в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Участники хозяйственного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владеют необходимыми для перевода языками.
Участники хозяйственного процесса вправе предложить хозяйственному суду кандидатуру переводчика.
Переводчик обязан явиться по вызову хозяйственного суда, точно и полно выполнить порученный перевод, подтвердить достоверность перевода своей подписью в протоколе судебного заседания или на переведенном документе, отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.
Переводчик вправе задавать вопросы присутствующим при переводе участникам хозяйственного процесса в целях уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.
Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за сделанный заведомо неправильный перевод в суде переводчик несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
В качестве понятых приглашаются не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела, для удостоверения хода и результатов процессуального действия в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Понятой имеет право:
1) делать по поводу процессуального действия, в котором он участвовал, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.
Понятой обязан:
1) принимать участие в процессуальном действии;
2) удостоверять своей подписью в протоколе процессуального действия факт совершения этого действия, его ход и результаты.
Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с совершением процессуального действия, участником которого он был.
Понятыми не могут быть:
1) лица, не достигшие совершеннолетия;
2) лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факт совершения процессуального действия, его ход и результаты;
4) работники суда, правоохранительных или контролирующих органов.

21. Представители в хозяйственном процессе.
Юридические лица ведут свои дела в хозяйственном суде через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами.
Представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде вправе его представитель, который в силу законодательства или учредительных документов уполномочен выступать от имени этого юридического лица.
От имени ликвидируемого юридического лица в хозяйственном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Индивидуальный предприниматель и гражданин вправе вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя.
В хозяйственном суде дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут уполномоченные в установленном законодательством порядке представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления и граждане.
Представителем в хозяйственном суде может быть дееспособное физическое лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Права и законные интересы граждан, не обладающих полной дееспособностью на момент рассмотрения дела, защищают в хозяйственном процессе их законные представители, которым это право предоставлено законодательными актами. Законные представители могут поручить ведение дела в хозяйственном суде другому назначенному ими представителю.

22. Полномочия представителя и порядок их оформления.
Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением:
1) подписания искового заявления и отзыва на исковое заявление;
2) заявления ходатайства о рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда;
3) передачи дела в международный арбитражный (третейский) суд;
4) полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера;
5) изменения предмета или основания иска;
6) признания иска;
7) принятия мер по обеспечению иска и отказа от принятия этих мер;
8) заключения мирового соглашения;
9) передачи своих полномочий другому лицу (передоверие);
10) обжалования судебного постановления;
11) предъявления требования о принудительном исполнении судебного постановления;
12) подписания жалобы, подаваемой в порядке надзора;
13) получения присужденных имущества или денежных средств;
14) участия в примирительной процедуре, заключения соглашения о примирении;
15) подачи ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства в случае отказа в вынесении определения хозяйственного суда о судебном приказе.
Полномочия представителя на совершение действий, предусмотренных абзацами вторым - шестнадцатым части первой настоящей статьи, должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.
Представитель, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
Оформление полномочий представителя
Представители допускаются хозяйственным судом к участию в деле только при наличии соответствующих полномочий.
Доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами.
Доверенность, выданная представителю индивидуальным предпринимателем или гражданином, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо:
1) руководителем юридического лица, где работает или учится представляемый;
2) организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту жительства представляемого;
3) учреждением социальной защиты населения;
4) больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;
5) командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.
Доверенность, выданная представителю лицом, находящимся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения.
Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законодательными актами.
Законные представители представляют в хозяйственный суд документы, подтверждающие их право представлять интересы подопечных.

23. Общие правила подведомственности дел хозяйственному суду. Разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами.
Подведомственность – разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конституционным судом, общими судами, ХС, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями.
Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным экономическим спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, иной хозяйственной деятельности и иные дела, отнесенные к его подведомственности актами законодательства.
Хозяйственный суд рассматривает хозяйственные споры с участием юр лиц и и.п. в случаях, предусмотренных законом с участием РБ, ее АТЕ, государственных органов, организаций, не являющихся юр.лицами, д.л. и граждан.
Хозяйственный суд рассматривает дела с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

24. Виды экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений.
К хозяйственным спорам, возникающим из гражданских правоотношений относятся:
1)споры о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством
2)споры о разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора
3)споры об изменении или расторжении договора
4)споры о невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств
5)споры о признании права, в том числе права собственности
6)споры об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения
7)споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения
8)споры о возмещении убытков

25. Виды экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает хозяйственные споры:
1)споры связанные с осуществлением предпринимательской деятельности о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, которым затрагиваются права заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности
2)споры об обжаловании действий или бездействий государственного органа, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности
3)споры о взыскании с юр.лиц, с и.п. налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский или местный бюджет
4)споры о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке
5)споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке со счетов юридических лиц и и.п.
6)споры об отказе в выдаче продления срока действия специального разрешения (лицензии)

26. Подведомственность отдельных категорий дел.
Хоз-ый суд рассматривает дела:
1)об экономической несостоятельности
2)по спорам о создании, реорганизации, ликвидации юр.лиц, прекращении деятельности и.п.
3)по спорам об отказе в государственной регистрации юр.лиц и и.п.
4)споры между акционерами и АО, участниками иных хозяйственных обществ, возникающими деятельности между этими обществами, за исключением трудовых споров
5)по защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности

27. Понятие и виды подсудности дел хозяйственному суду.
Подсудность – относимость дела подведомственного хозяйственному суду к ведению хозяйственного суда первой инстанции.
ХПК различает родовую (предметную подсудность) и территориальную подсудность.
Территориальная подсудность разделяется на:
1)общую
2)альтернативную (по выбору истца)
3)договорную
4)исключительную
Общие правила подсудности:
1)иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или жительства ответчика
2)иск к юр.лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения
3)встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суд, рассматривающий первоначальный иск

28. Исключительная подсудность дел хозяйственному суду.
Исключительная подсудность (ст.51 ХПК):
1)иски о признании права собственности на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения имущества
2)иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания подаются в суд по месту их государственной регистрации
3)иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика
4)заявление о признании должника банкротом подаются в суд по месту нахождения должника

29. Понятие судебного доказывания и доказательств. Классификация доказательств в хозяйственном процессе.
Доказательствами по делу являются полученные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
К видам доказывания относятся:
1) письменные и вещественные доказательства;
2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;
3) объяснения лиц, участвующих в деле;
4) заключения специалистов;
5) заключения экспертов;
6) показания свидетелей;
7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.
Сведения, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не являются доказательствами и не имеют юридической силы.
Если стороны, участвовавшие в примирительной процедуре, письменно не договорились об ином, стороны и иные лица, присутствовавшие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном разбирательстве на:
1) предложение одной из сторон обратиться к примирителю или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;
2) мнения или предложения, высказанные одним из участников примирительной процедуры в отношении возможного примирения;
3) признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;
4) проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;
5) сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.

30. Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Основания освобождения от доказывания.
Предмет доказывания – обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела. Лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.
Не требуют доказывания факты, признанные хозяйственным судом общеизвестными и преюдициальные факты.
Обстоятельства, указывающие на общеизвестность:
1)факт должен быть известен широкому кругу лиц
2)факт должен быть известен всему составу суда
Преюдициальные факты – факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу.
Хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, его принявшие.
Процессуальные действия по доказыванию совершаются при подаче искового заявления, в процессе урегулирования спора, при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях хозяйственных судов первой и апелляционной инстанций до вынесения судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела.
Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.
Объем фактов, подлежащих доказыванию, может быть изменен в хозяйственном суде первой инстанции в связи с изменением истцом основания или предмета иска и (или) предъявлением ответчиком встречного иска.
Если хозяйственный суд сочтет невозможным рассмотрение дела на основании имеющихся доказательств, он вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать.
Основания освобождения от доказывания
Не подлежат доказыванию обстоятельства, признанные хозяйственным судом общеизвестными.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении хозяйственным судом другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.
Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу постановлением общего суда обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.
Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в отношении совершения определенных деяний и лиц, их совершивших.

31. Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств хозяйственным судом.
Относимость доказательств
Хозяйственный суд принимает и исследует только те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.
Допустимость доказательств
Обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Оценка доказательств
Хозяйственный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле.Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Хозяйственный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.Доказательство признается хозяйственным судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций обязан привести в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства положены судом в обоснование своих выводов, а другие отвергнуты.

32. Средства доказывания. Общая характеристика.
Средства доказывания (83 ХПК) – к ним относятся письменные и вещественные доказательства, звуко- и видеозаписи и информация на других носителях.
Не допускается к использованию доказательства информация, полученная скрытым путем
К средствам доказывания относятся:
1) письменные и вещественные доказательства;
2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;
3) объяснения лиц, участвующих в деле;
4) заключения специалистов;
5) заключения экспертов;
6) показания свидетелей;
7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

33. Письменные и вещественные доказательства. Хранение, осмотр, распоряжение доказательствами.
Письменные доказательства
Письменными доказательствами являются акты, договоры, справки, товарно-транспортные накладные, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе выполненные в форме цифровой, графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Представляемые в хозяйственный суд документы, подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для этого вида документов. К представляемым в хозяйственный суд письменным доказательствам, которые в целом или их части исполнены на иностранном языке, должны быть приложены надлежащим образом заверенные их переводы на язык судопроизводства в хозяйственном суде. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной его копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него. Подлинные документы представляются, если обстоятельства дела в соответствии с законодательством подлежат подтверждению только такими документами, а также в иных случаях по требованию хозяйственного суда. Письменные доказательства представляются в хозяйственный суд лицами, участвующими в деле, а также могут быть истребованы по инициативе хозяйственного суда.
Копии письменных доказательств, представленных в хозяйственный суд лицом, участвующим в деле, направляются (вручаются) этим лицом другим лицам, участвующим в деле, у которых они отсутствуют.
Вещественные доказательства
Вещественными доказательствами являются предметы, которые своим внешним видом, внутренними свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. О приобщении вещественных доказательств к делу хозяйственный суд выносит определение.
Хранение вещественных доказательств
Вещественные доказательства хранятся в хозяйственном суде в деле или отдельно от него.Вещественные доказательства, которые вследствие их громоздкости или иных объективных причин не могут быть доставлены в хозяйственный суд, оставляются по их месту нахождения и передаются на хранение фактическим владельцам либо другим лицам. Все вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, опечатаны, а при необходимости - зафиксированы на фото- или видеопленке.
Расходы по хранению вещественных доказательств распределяются между сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.Хозяйственный суд и хранитель принимают меры к сохранению вещественных доказательств в неизменном состоянии.Лица, не обеспечившие сохранения вещественных доказательств, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Осмотр, исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, и распоряжение ими
Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, немедленно осматриваются и исследуются хозяйственным судом в их месте нахождения в порядке, установленном статьей 102 настоящего Кодекса. После осмотра эти вещественные доказательства подлежат возврату лицу, их представившему, или лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы. Если возврат вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, невозможен, они сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации либо реализуются в порядке, устанавливаемом хозяйственным судом.Осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, проводятся хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле. Неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не препятствует проведению осмотра и исследования.
Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде
Вещественные доказательства после вступления в законную силу судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, возвращаются лицам, от которых они были получены, либо передаются лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы, либо реализуются, либо сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации в порядке, устанавливаемом законодательством.Вещественные доказательства после их осмотра и исследования хозяйственным судом по ходатайству лиц, от которых они были получены, могут быть им возвращены в процессе производства по делу, если хозяйственный суд придет к выводу, что удовлетворение такого ходатайства возможно без ущерба для рассмотрения дела.Предметы, относящиеся к вещественным доказательствам, которые в соответствии с законодательными актами не могут находиться во владении отдельных лиц, передаются в установленном порядке соответствующим организациям.О распоряжении вещественными доказательствами хозяйственный суд выносит определение.

34. Заключение эксперта в хозяйственном процессе.
Заключение эксперта излагается в письменной форме и подписывается экспертом (экспертами), которому было поручено проведение экспертизы.
В заключении эксперта должны быть указаны:
1) время и место проведения экспертизы;
2) лицо (фамилия, собственное имя, отчество, образование, специальность, занимаемая должность), проводившее экспертизу;
3) основания проведения экспертизы;
4) образцы и материалы, используемые экспертом;
5) подробное описание проведенных исследований, вопросы, поставленные хозяйственным судом перед экспертом, мотивированные ответы на них;
6) выводы по результатам проведения экспертизы.
Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по которым ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании и оценивается наряду с другими доказательствами. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт, явившийся в судебное заседание, после оглашения его заключения обязан дать по нему необходимые пояснения, а также ответить на вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы эксперта на вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

35. Порядок назначения и проведения экспертизы в хозяйственном процессе.
Назначение экспертизы
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экспертизу. Лица, участвующие в деле, вправе представить в хозяйственный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Окончательный перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, устанавливается хозяйственным судом. Хозяйственный суд выносит определения о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о ее назначении. Определение о назначении экспертизы и необходимые материалы хозяйственный суд направляет эксперту или в экспертное учреждение. Если сторона по делу отказывается от участия в проведении экспертизы или чинит препятствия ее проведению (не является на экспертизу, не представляет экспертам необходимых предметов исследования и т.п.), а по обстоятельствам дела без участия этой стороны либо без представленных ею предметов исследования экспертизу провести невозможно, хозяйственный суд в зависимости от того, какая из сторон уклоняется от экспертизы и какое значение для нее она имеет, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза назначалась, установленным или опровергнутым.
Порядок проведения экспертизы
Экспертиза проводится специалистами экспертного учреждения по поручению руководителя учреждения либо другими лицами, которым она поручена хозяйственным судом. Экспертиза проводится одним или несколькими экспертами. Экспертиза может проводиться в судебном заседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставки в судебное заседание материалов для исследования. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие вне судебного заседания может помешать нормальной работе экспертов. При получении экспертным учреждением определения хозяйственного суда о назначении экспертизы руководитель этого учреждения поручает ее проведение одному или нескольким работникам, разъясняет им права и обязанности экспертов, предусмотренные настоящим Кодексом, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей, что удостоверяется подписями экспертов.При проведении экспертизы вне экспертного учреждения эксперт приглашается в судебное заседание, где хозяйственный суд удостоверяет его личность, специальность, выясняет, нет ли оснований для его отвода, разъясняет эксперту его права и обязанности и под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей.

36. Показания свидетелей. Порядок допроса свидетеля в хозяйственном процессе.
Допрос свидетеля
Свидетель может быть допрошен об известных ему фактах, подлежащих доказыванию по делу. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства. Перед допросом свидетеля хозяйственный суд:
1) удостоверяется в личности свидетеля;
2) разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
3) предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.
Порядок допроса свидетеля
Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд н



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии