ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Рынок монополии

Рынок монополии — это доминирование на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на цену, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других продавцов заблокировано.
Источником монопольной власти могут выступать (барьеры на вход в отрасль):
• исключительные права на ведение определенного вида деятельности или способа производства (производство опасных товаров, франшиза, авторские права);
• контроль над производственными ресурсами;
• эффект масштаба и конкуренция по цене;
• предпочтение потребителей (торговая марка);
• нечестная конкуренция как следствие незаконных действий.
Барьеры для вступления в отрасль редко являются абсолютно непреодолимыми из-за возможности замены сырья, научно-технического прогресса, динамики спроса на данную продукцию, других факторов.
Различают следующие типы монополий:
• Закрытая монополия. Имеет место, когда положение на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Не получает высоких монопольных прибылей, так как предоставление исключительных прав сопровождается ограничениями по ценам и уровню прибыли.
• Открытая монополия. Носит временный характер. Существует, когда монопольная власть является результатом авторских достижений самой фирмы. Возможно получение монопольно высокой прибыли.
• Естественная монополия. Характерна для отраслей с положительным эффектом масштаба, когда экономия от него настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой дает более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Присуща таким отраслям как трубопроводный, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. Находится под патронатом государства, регулирующего его деятельность.
• Монопсония. Характерна концентрация монопольной власти у покупателя, когда фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке. Оказывает влияние на цены закупаемых благ.
• Двусторонняя монополия. Имеет место, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Кривая спроса монопсониста является кривой рыночного спроса, а кривая предложения монополиста является кривой рыночного предложения. Цена и количество определяется спросом и предложением, степенью информированности сторон друг о друге и их способности вести переговоры (рынок вооружений).

2. Фирма в условиях чистой монополии

В условиях чистой монополии одна фирма олицетворяет собой отрасль, поэтому рыночный спрос на продукцию является спросом на продукцию фирмы. Кривая средней выручки совпадает с кривой спроса (является кривой рыночных цен), так как фирма может увеличивать продажи лишь при снижении цены. Но цена снижается не только для дополнительной единицы товара, а для всех товаров, которые монополист продал бы дороже до этого увеличения продаж, и с продажей каждой дополнительной единицы продукции общая выручка будет увеличиваться замедляющимися темпами (рис. 5.1). Отсюда, кривая предельной выручки располагается ниже кривой средней выручки и предельная выручка не равна цене.
Монополист оказывает влияние на цену своей продукции в соответствии с законом спроса и предложения, поэтому регулировать цену можно лишь изменяя объем предложения. С другой стороны, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, объем предложения регулируется таким образом, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где снижение цены сопровождается ростом совокупной выручки.

Рисунок 5.1. — Спрос и выручка фирмы монополиста

Каждый монополист приобретает ресурсы и технологию как и совершенно конкурентный производитель, имеет свой уровень издержек производства, и условие его деятельности определяется соотношением этих издержек и ситуацией на рынке. Объем предложения монополист выбирает по принципу максимизации прибыли, т. е. равенства предельных издержек предельной выручке ( ) (рис. 5.2), и будет производить пока цена выше средних переменных издержек ( ).

Рисунок 5.2. — Цена и объем производства монополии в краткосрочном периоде

В условиях совершенной конкуренции фирма произведет объем продукции Q и реализует по цене P .Монополист, следуя условиям максимизации прибыли , будет производить Q . Но, при существующем спросе, реализация данного объема товара должна осуществляться по цене P . В зависимости от спроса, динамики предельной выручки, уровня издержек производства, монополист может оказаться в ситуации максимизации прибыли, минимизации издержек или решения вопроса о закрытии производства. Так, при спросе D оптимального объема выпуска не существует. Таким образом, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства ограничивают возможности получения высоких прибылей.
Поскольку кривая спроса зафиксирована, монополист не может увеличивать цену без снижения объема производства. Монополист также не стремится к максимизации прибыли от единицы продукции, так как любое повышение цены выше P снижает общий объем прибыли монополиста.
Кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен (спроса), значит назначаемая монополистом цена всегда выше предельных издержек производства для любого объема продукции, что является свидетельством рыночной власти. Устанавливая цену, монополист руководствуется правилом, общим для всех фирм, обладающих рыночной властью:
,
т. е. цена должна превышать предельные издержки производства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса .
Обладание рыночной властью не гарантирует получение прибыли, так как она зависит не только от цены, но и уровня издержек, особенностей спроса на продукт монополиста. Кроме того, при получении чрезмерно высоких прибылей действуют антимонопольные меры, ограничивающие рыночную власть, высокие цены заставляют потребителей искать товары-заменители.
Предложение монополиста в долгосрочном периоде. В условиях чистой монополии в долгосрочном периоде объем производства должен учитывать особенности масштаба производства. Решение об изменении объема производства определяется рыночным спросом и долгосрочными средними и предельными издержками. Достигая равновесия при равенстве краткосрочных и долгосрочных предельных издержках, будет выбран объем предложения Q при спросе D и объем Q при спросе D . Однако в обоих случаях издержки выше минимальных долгосрочных общих издержек (в точке пересечения их с долгосрочными предельными издержками) (рис. 5.3). Уровень спроса D обеспечит оптимальный объем производства монополиста с наименьшими издержками.

Рисунок 5.3 — Долгосрочное предложение фирмы-монополиста

В случае увеличении рыночного спроса монополист может увеличить объем производства с Q до Q. Если спрос требует производства на уровне Q и более, его можно обеспечить, осуществляя производство не на одном, а нескольких заводах.
Решение монополиста об объеме производства зависит не только от состояния издержек, но и от характера спроса и его эластичности. Поскольку при изменении рыночного спроса и смещении его кривой, а также изменении эластичности спроса при одном и том же объеме предложения могут сформироваться разные цены, (рис. 5.4,а), а одному и тому же уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 5.4,б). Следовательно, для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения не существует. В коротком периоде при стабильном спросе и уровне издержек часть кривой предельных издержек выше уровня средних переменных издержек может рассматриваться кривой предложения монополиста.

Рисунок 5.4. — Зависимость цены и объема предложения от динамики и эластичности спроса

Решение монополиста об изменении масштабов производства в долгосрочном периоде зависит лишь от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. В отличие от рынков совершенной конкуренции, где рыночные силы принуждают производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбирать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль. Использование эффекта масштаба может являться результатом особенности спроса на данную продукцию. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль, осуществляя производство не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек.

3.Регулирование деятельности монополий

Монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии цена продукции выше предельных издержек ее производства, что обусловливает неэффективное распределение ресурсов. Во-вторых, объем выпуска меньше конкурентного Q . Производя мало продукции и продавая ее по высоким ценам, монополия сокращает общественное благосостояние. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу, но причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.
Однако в действительности бремя монополии невелико, так как чистая монополия встречается редко, и сами монополисты сталкиваются с проблемами спроса и издержек производства. Вместе с тем монополия дает и выгоды, позволяет получить экономическую прибыль, способствует техническому прогрессу, создает возможности для инноваций (особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки), обеспечивает возможность использования экономии от масштаба производства. Рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, так как фирменная марка уже является информацией для покупателя.
Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Оно осуществляется мерами законодательного и экономического характера.
Законодательные меры способствуют коррекции поведения монополистов в сторону большей их конкурентности и проведению структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной. Такими мерами являются:
• ограничение контроля над рынком;
• контроль над слиянием;
• контроль над соглашениями об использовании продукции,
• запреты соглашений о ценах, разделе рынков, о предоставлении исключительных прав;
• запреты на установление розничных цен;
• определение набора предоставляемых услуг.
Экономические меры ограничивают рыночную власть продавцов. Для этого используют прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.
Прямое регулирование цен и прибылей выступает в форме установления верхнего или нижнего предела цены и предельного уровня нормы прибыли. Он должен быть таким, чтобы увеличить выпуск по более низким ценам, лишить продавца монопольной прибыли, но обеспечить фирме покрытие расходов, получения справедливого дохода на инвестиционный капитал и нормальную прибыль. Наиболее частые случаи применения такого регулирования имеют место при естественной монополии.
В реальной практике применение регулирования цен на продукцию естественной монополии сталкивается с рядом проблем. Во-первых, сложность составляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснования включения в издержки тех или иных видов затрат. Во-вторых, регулирование цен может спровоцировать рост Х-неэффективности. При установлении «справедливой цены» по принципу «издержки плюс» фирмы заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли, а при установлении «справедливой цены», исходя их капитальных активов, фирма будет стремиться к замещению труда капиталом. В-третьих, установление «потолка цен» может привести к дефициту продукции.
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае введение налога может привести к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену, поэтому важно учитывать эластичность спроса. При низкой эластичности введение налога на продукцию приведет для потребителя к дополнительным потерям совокупного благосостояния. При высокой эластичности рост цены окажется меньше налога и приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей.
Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. При этом вся тяжесть налогообложения падает на производителя.

4 Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация — это способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на расширение объема продаж и увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя в результате различий в спросе со стороны разных групп потребителей. Применение ценовой дискриминации возможно при следующих условиях:
1. фирма должна обладать значительной рыночной властью, быть монополистом;
2. фирма должна быть способна идентифицировать потребителей в соответствии с эластичностью их спроса;
3. у потребителей должна отсутствовать возможность перепродажи блага.
В зависимости от проявления этих условий возможности фирм по реализации ценовой дискриминации будут различными. Различают три степени ценовой дискриминации:
• дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) — это диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индивидуальной цены для каждого потребителя. В этом случае кривые среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Равновесие достигается в точке равенства цены предельным издержкам, что может рассматриваться в качестве наиболее эффективного использования ресурса;
• дискриминация второй степени — это диверсификация цены в зависимости от объема потребления. Предполагает установление разных цен для отдельных групп потребителей. Эффективно при положительном эффекте масштаба, когда средние (АС) и предельные издержки (МС) снижаются. Фирма устанавливает цены с учетом эластичности спроса каждой группы потребителей. Фирма будет иметь две кривые предельной выручки для каждой цены, и условия максимизации прибыли будут определяться для каждой группы потребителей (рис. 5.5);
• дискриминация третьей степени (сегментная дискриминация) — это диверсификация цены в зависимости от категории товара и предполагает установление разных цен для каждой группы блага. Основывается на сегментации рынка в зависимости от категории блага (билеты, лекарства, и др.), доходов потребителей, времени (сезонность спроса). Применяется, когда эластичность по цене различна для каждого сегмента рынка (эластичность спроса на авиабилеты из киева у студента и командировочного, и др.).

Рисунок 5.5 — Модель ценовой дискриминации второй степени

Иногда колебания спроса во времени очень значительны (рост спроса на туристические путевки в летнее время, посещение мест отдыха в выходные дни, и др.). Учитывая, что производственные мощности ограничены, предельные издержки в период массового спроса увеличиваются, и цены должны быть выше. Поэтому ценовая дискриминация во времени и при пиковом спросе имеют разную базу.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии