БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Микроэкономика » МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции — это тип рыночной структуры, где обладающие ограниченной рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж. Отличительными особенностями рынка являются: дифференциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсутствие стратегического поведения. Это придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Продукт может быть дифференцирован по качеству, видам услуг, условиям продаж, размещению и доступности для потребителя, и т. д..
Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую рыночную власть. Кривая спроса на продукцию фирмы убывающая и наличие товаров-заменителей делает ее высоко эластичной (функция от числа конкурентов и степени дифференциации товара). Таким образом, рынок высоко дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым факторам (технические характеристики, качество, услуги, другая особенность данного блага), а содержательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, теоретически допуская отсутствие на рынках монополистической конкуренции стратегического поведения фирм, на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньше число фирм действует на рынке.
Кривая спроса на продукцию фирмы убывающая. Каждая фирма имеет свой уровень издержек производства, и экономическое состояние фирмы определяется их величиной и ситуацией на рынке. Фирма в условиях монополистической конкуренции оптимизирует свое предложение (объем производства) при условии равенства предельных издержек фирмы предельной выручке ( ). Это обеспечивает ей максимальную прибыль при условии, если цена выше средних издержек, так как при данном объеме выпуска обеспечивается максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками.
Поскольку фирма действует в конкурентной среде и спрос на ее продукцию эластичен, она может столкнуться с проблемой низкого спроса D . В таком случае условие обеспечит минимизацию убытков и определит условие прекращения производства при Q (рис. 6.1).
Наличие дифференциации продукта и эластичного спроса на него не позволяет дать описания зависимости между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. При убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкую зависимость между ценой и объемом выпуска, так как они формируются как под влиянием предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукцию. Отсюда кривую предельных издержек нельзя рассматривать в качестве кривой предложения фирмы в долгосрочном периоде. Она может являться таковой при неизменной величине издержек, спроса и его эластичности в краткосрочном периоде.

Рисунок 6.1 — Фирма в условиях монополистической конкуренции (краткосрочное равновесие)

Если в краткосрочном периоде фирмы будут получать экономическую прибыль, то они будут наращивать производство в пределах положительного эффекта масштаба. Низкие барьеры входа в отрасль привлекут новые фирмы. Это приведет к увеличению отраслевого предложения в долгосрочном периоде.
При сохранении рыночного спроса вход в отрасль новых конкурентов сократит рыночную долю отдельной фирмы и увеличит эластичность спроса на ее продукцию. Кривая спроса на продукцию фирмы станет более пологой и сместится к началу координат, экономическая прибыль исчезнет, приток новых фирм в отрасль прекратится и фирма окажется в состоянии долгосрочного экономического равновесия, когда кривая спроса на продукцию фирмы касается долгосрочных средних издержек в состоянии равенства долгосрочных предельных издержек предельной выручке (рис. 6.2).

Рисунок 6.2 — Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосрочного равновесия не обеспечивает условий эффективного производства из-за наличия у фирм рыночной власти и слабой конкуренции. Не имея взаимосвязи комбинации цены и объема производства для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли.
На практике в условиях монополистической конкуренции движение к установлению равновесия при нулевой экономической прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию, поскольку:
• сегментированный спрос позволяет отдельным фирмам получать экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии;
• своеобразными барьерами проникновения на рынок являются значительные инвестиции по разработке товара, высокие маркетинговые издержки, наличие патента, велики безвозвратные издержки в случае убыточности производства и ухода фирм из отрасли;
• обладающие рыночной властью фирмы могут устанавливать цены, обеспечивающие им небольшую экономическую прибыль.

2. Неэффективность монополистической конкуренции

Экономическая эффективность требует равенства цен, предельных издержек и средних издержек. Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности. Во-первых, долгосрочное равновесие достигается при объеме выпуска, для которого долгосрочные средние общие издержки не являются минимальными. Это указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Во-вторых, цены не равны предельным издержкам производства, они выше минимальных долгосрочных средних издержек, что уменьшает благосостояние не только из-за недоиспользования мощностей, но и из-за потери излишка потребителя (рис. 6.3).
Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако сокращение числа фирм приведет лишь к росту рыночной власти и при отраслевом равновесии даст более высокие цены.
Таким образом, рыночная власть фирм, обусловленная дифференциацией продукта, создает излишние производственные мощности и является своеобразной платой общества за такую дифференциацию. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот.

Рисунок 6.3. — Неэффективность монополистической конкуренции

Суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на их продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынка в какой-то степени компенсируется ростом благосостояния потребителей, вызванного расширением ассортимента.
Дифференциация продукта может быть использована фирмой для увеличения своей рыночной доли и совокупной прибыли при положительном эффекте масштаба. Фирма может применять перекрестное субсидирование, продавая одну модель продукта по цене ниже средних издержек, компенсируя потери за счет увеличения цен на другую модель продукта. Одним из важных факторов воздействия на спрос является реклама.

3.Неценовые факторы конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции снижение цен не является прибыльной стратегией, и фирма концентрирует внимание на расширении своей доли рынка, увеличении спроса на ее продукцию и изменении его эластичности в сторону снижения. Основная роль в этом отводится неценовой конкуренции. Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе:
• дифференциации продукта с охватом новых потребителей;
• предоставления льготных условий продаж;
• гарантийного послепродажного обслуживания;
• ориентации на определенный сегмент рынка;
• рекламы.
При ориентации на определенный сегмент рынка (нишевой специализации) положение кривых спроса на продукцию фирм и кривых их издержек будет разным, а положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет своим. Поэтому фирмы, реализующие товары по высоким ценам, будут сосуществовать с фирмами, продающими сходные товары по низким ценам.
Реклама позволяет снизить чувствительность потребителя к цене и затрудняет проникновение на рынок потенциальных конкурентов, способствуя росту рыночной власти фирмы. Эффективность рекламы обусловлена не только увеличением объема продаж, но и снижением издержек производства от сокращения избыточных производственных мощностей. Вместе с тем затраты на рекламу ведут к росту общего уровня издержек и ее результативность (изменение величины прибыли) будет зависеть от характера изменений средних издержек и изменений спроса.
Общественная роль рекламы также является неоднозначной. С одной стороны, реклама способствует расширению информации о товарах и ценах, экономическому росту эффективно работающих фирм, росту занятости, стимулирует изменение товара, потребительские расходы, поддерживает национальную систему связи. С другой стороны, в ней усматривают угрозу подрыва суверенитета потребителя (производитель определяет наиболее выгодные, с точки зрения производства, продукты и затем, используя рекламу, формирует спрос на них, формирует вкусы потребителя), причину жестких цен и источник долгосрочной ценовой инфляции. Реклама не столько информирует, сколько убеждает, расходы на нее непроизводительны. Реклама, создавая финансовые барьеры, способствует росту монополий, порождает значительные издержки обращения, ее большая часть имеет тенденцию к самонейтрализации: увеличивается не доля рынка, а цена. Многие экономисты не признают рекламу важным фактором роста производства и занятости. В действительности в каждом отдельном случае реклама может выполнять и ту и другую роль.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии