РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Важным сегментом рынка капитала является рынок ценных бумаг, представляющий собой совокупность экономических отношений, связанных с их выпуском и обращением. Как и всякий другой рынок, он характеризуется наличием спроса, предложения и уравновешивающей цены.
Спрос формируют инвесторы, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использовать их для покупки ценных бумаг с целью получения дохода и др.
Предложение на рынке ценных бумаг обеспечивают акционерные общества, компании, выпускающие акции и другие ценные бумаги с целью привлечения средств для финансирования своих программ, а также государство, мобилизующее денежные средства путем выпуска в обращение облигаций государственных займов и других видов ценных бумаг. Таким образом, государство, акционерные общества, компании выступают эмитентами ценных бумаг. Инвесторами и эмитентами ценных бумаг выступают и коммерческие банки, формирующие свои портфели ценных бумаг и, как акционерные общества, осуществляющие их эмиссию.
Объектами сделок на таких рынках являются ценные бумаги — особая форма существования капитала, которая может обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценная бумага — это денежный документ, отражающий связанные с ним имущественные права и являющийся источником дохода. Их использование позволяет привлечь финансовые ресурсы и перераспределить денежные средства между отраслями и сферами экономики для обеспечения рациональной структуры производства.
Существует несколько классификаций ценных бумаг:
1. относительно получаемого дохода различают бумаги долговые (облигации, векселя), долевые (акции), закладные (дают право владельцам на доход с фиксированной процентной ставкой и на возврат суммы долга к определенному сроку);
2. по степени продвижения на рынке различают бумаги предъявительские, ордерные или именные;
3. в зависимости от целей выпуска, характера операций и сделок — фондовые и коммерческие ценные бумаги;
4. по эмитенту — казначейские, муниципальные, коммунальные, корпорационные, финансовых институтов, предпринимателей;
5. по сроку существования — кратко-, средне-, долго- и бессрочные ценные бумаги.
Существуют следующие виды ценных бумаг:
• Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее держателем определенной доли в акционерный капитал компании и дающий право на получение части прибыли в форме дивиденда. Ее курс прямо зависит от получаемого по ней дивиденда (D) и обратно от нормы процентной ставки (r):

• Облигация — долговое обязательство эмитента, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода.
• Фьючерсный контракт — разновидность ценных бумаг, скрепляющих договор о поставке оговоренного количества каких-либо ценностей к определенному сроку.
• Другие.
После выпуска ценные бумаги попадают на первичный рынок ценных бумаг — рынок первых и повторных эмиссий, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов с целью получения финансовых ресурсов для эмитентов.
Пройдя первичное размещение, ценные бумаги попадают на вторичный рынок — рынок, на котором обращаются ранее эмитированные ценные бумаги. Вторичный рынок не приносит эмитентам новых средств, но повышает ликвидность ценных бумаг, степень доверия к ним инвесторов. Вторичный рынок представлен фондовыми биржами и внебиржевым оборотом. Биржа выполняет три основные функции: обеспечивает ликвидность ценных бумаг, содействует определению рыночной стоимости котирующихся на ней ценных бумаг, является индикатором рыночной конъюнктуры и регулятором движения капитала. Биржа выполняет также информационно-посредническую функцию, информируя о деятельности эмитентов, их структуре, финансовом положении, дивидендах, и пр.
Рыночная цена котирующихся на фондовой бирже ценных бумаг устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Предпринимательская способность и экономическая прибыль

В истории экономических учений большая роль отводится предпринимателю как организатору производства. Й. Шумпетер считал, что «предприниматель как экономический субъект является движущей силой развития. Его социальный статус характеризуется не правами собственности и не размером капитала, а особыми качествами характера: инициативой, даром предвидения, готовности к риску. Предприниматель осуществляет новую комбинацию факторов производства, способствует появлению новых товаров, внедряет новые методы производства, осваивает новые рынки сбыта, осуществляет новые формы управления. В результате за проявленную инициативу предприниматель вознаграждается прибылью, а народное хозяйство в целом получает толчок к развитию».
Прибыль выступает источником развития фирмы, формирует спрос на инвестиционные товары, определяет границы предложения товаров в краткосрочном и долгосрочном периоде, является одним из основных показателей эффективности работы предприятия.
Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль — это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой и экономическими издержками. Она меньше бухгалтерской на величину неявных издержек и нормальной прибыли.
В рыночном механизме используются и другие формы прибыли: валовая, балансовая, нормальная, предельная, максимальная, монопольная.
Валовая прибыль — это общая прибыль фирмы от реализации продукции и внереализационных операций. Балансовая прибыль есть общая сумма прибыли от реализации плюс чистые внереализационные доходы. Предельная прибыль — прибыль от производства и реализации дополнительной единицы продукции, или разница между предельной выручкой и предельными издержками. Максимальная прибыль — наибольшая прибыль от сравнения совокупного дохода и совокупных издержек. Монопольная прибыль — прибыль фирмы–монополиста, получаемая на основе ограничения конкуренции.
Показатели прибыли:
• абсолютные (масса прибыли);
• относительные (рентабельность, прибыльность, норма прибыли).
В экономической науке не сложилось единого подхода к вопросу о происхождении прибыли. Различают несколько теорий прибыли:
1. Неоклассический подход исходит из того, что возникновению прибыли способствует несовершенство рынка и происхождение прибыли — в действиях предпринимателей в условиях неопределенности и непредсказуемого риска, и прибыль — это избыток над договорными доходами факторов, включая нормальную прибыль. «Предприниматель, принимая решение в условиях неопределенности, может ошибаться в своих оценках ожидаемых издержек и вознаграждения факторов. Убытки возникают в результате оптимистической оценки конъюнктуры и переоценки перспектив прибыли» (Т. Найт).
По теории Дж. Шелла, «прибыль есть мера ошибок или отклонений в области предвидения, расчетов, наличия потенциальной неожиданности, внезапности событий». Высокая потенциальная неожиданность у тех вариантов, которые вызывают наибольший интерес у предпринимателя и сопряжены с высокими прибылями или потерями.
2. Функциональный подход. «Прибыль — это вознаграждение предпринимателя за его функции нововведений. Она появляется лишь в изменяющейся, динамичной экономике. Экономическая динамика — осуществление новых комбинаций производственных факторов» (Й. Шумпетер). «Прибыль — вознаграждение за функцию нововведений и экономическую власть». Осуществлять экономическую власть — значит согласовывать планы и проекты агентов» (А. Перру).
3. Теория институциональной прибыли. Прибыль связывается с деятельностью и активностью предпринимателей. «Прибыль — это продукт перераспределительных отношений и результат воздействия социальных институтов». Институционализация прибыли — процесс образования доходов и прибыли за пределами закономерностей рыночного механизма под воздействием политико-юридических и других внеэкономических факторов.
4. Марксистский подход экономический анализ прибыли проводит через призму классов и классовых интересов. Он предполагает, что прибыль (прибавочная стоимость) создается в процессе производства и распределяется в рамках класса капиталистов среди других групп, не участвующих в производстве (торговые капиталисты, владельцы денежных капиталов). Распределение прибавочной стоимости между отраслями происходит при переливе капитала, в результате чего происходит выравнивание нормы прибыли, и формирование средней нормы прибыли.
5. Неоинституциональный подход. «Прибыль — основной показатель деятельности фирмы. Ее нельзя отнести ни к одному из факторов производства, она образуется в рамках каждого из них» (Дж. Гэлбрейт).
Прибыль как конечный результат функционирования производства является важным элементом взаимоотношения всех субъектов микроэкономики.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии