БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Микроэкономика » ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Автор: Maxvel 2-08-2012, 14:29

ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Природа внешних эффектов

Внешние эффекты (экстерналии) — это перемещение части издержек или выгод к лицам, не участвующим в сделках. Экстерналии возникают в процессе рыночных операций, но не находят отражение в рыночных ценах.
Издержки и выгоды разделяют на частные, внешние и общественные (социальные).
Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночных операций, связанные с непосредственным производством блага. Включаются в рыночную цену, носят внутренний характер (например, производство цемента, и др.).
Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке, вызванные производством и потреблением данного блага (цементная пыль и необходимость чаще обновлять фасады домов). В цене товара не отражаются, имеют внешний характер.
Общественные (социальные) издержки (SC) — это совокупные затраты участников рыночной сделки и 3-х лиц от производства и/или потребления блага: .
Изменения каждого вида издержек от увеличения объема производства блага на единицу можно представить предельными частными издержками , предельными внешними издержками , предельными социальными издержками .

Рисунок 12.1 — Кривые издержек

Частная выгода (PB) — это увеличение благосостояния потребителя от потребления данного блага (прививка, получение образования, и др.). Внешняя выгода (EB) — это рост благосостояния третьих лиц от производства и потребления данного блага. Общественная (социальная) выгода (SB) — это совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага.
Прирост каждого вида выгод от роста производства и потребления блага на единицу отражается в показателях предельной частной выгоды , предельной внешней выгоды , предельной социальной выгоды .

Рисунок 12.2 — Кривые выгод

2 Формы проявления внешних эффектов и их последствия

В зависимости от характера последствий экстерналии делятся на отрицательные (негативные) и положительные.
Отрицательные внешние эффекты возникают, когда деятельность экономических субъектов наносит ущерб третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке, что приводит к приросту затрат третьих лиц, не включаемых в издержки производства и предельные частные издержки производства меньше предельных социальных издержек. Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и занижение его цены: производится Q вместо Q и реализуется по цене Р вместо P . Таким образом, не включение части издержек производства в цену продукции равносильно бесплатному использованию ресурсов (чистого воздуха, воды, и др.) и внешние издержки не находят адекватного возмещения в процессе рыночного обмена (рис. 12.3).

Рисунок 12.3 — Последствия отрицательных внешних эффектов

Положительные внешние эффекты — это дополнительная полезность третьих лиц, не участвующих в сделке, в результате производства и использования блага и не находящая отражение в его рыночной цене. Выигрыш присваивается бесплатно третьими лицами, а не владельцами ресурсов.
Следствием положительного внешнего эффекта является недопроизводство блага и занижение его цены: производится Q вместо Q и реализуется по цене Р вместо P (рис. 12.4).

Рисунок 12.4 — Последствия положительных внешних эффектов


Таким образом, все внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, что проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и находит свое выражение в потерях общественной полезности.
Любой ресурс используется эффективно в той степени, в какой предельные издержки его применения уравновешиваются предельными выгодами от него, т. е. принципиальное решение заключается в обеспечении равенства предельных издержек предельным выгодам. Предельные социальные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек ( ), а предельные социальные выгоды равны сумме предельных частных и предельных внешних выгод ( ), значит, решение достигается, когда предельные частные и предельные внешние издержки равны предельным частным и предельным внешним выгодам ( ).
Следовательно, необходима корректировка предельных частных издержек и предельных частных выгод таким образом, чтобы они отражали предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды, т. е. необходима трансформация предельных внешних издержек и предельных внешних выгод во внутренние, необходима (интернализация внешних эффектов).
При отрицательных внешних эффектах интернализация состоит в увеличении частных предельных издержек на величину внешних предельных издержек, снижение предложения благ и увеличение его цены (рис. 12.3).
При положительных внешних эффектах интернализация означает рост предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод, увеличение спроса на данное благо и его цены (рис. 12.4).
Такие корректировки ведут к более эффективному распределению ресурсов.
Таким образом, причина возникновения внешних эффектов состоит в различиях в уровне частных и социальных издержек и выгод, но эти различия есть следствие других причин: возможности альтернативного использования ресурсов и благ и конкуренции между различными способами их использования.
Рыночный механизм может обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четкого установления прав собственности на ресурсы, возможности свободного обмена ими и отсутствии трансакционных издержек (издержек установления прав собственности, ведения переговоров об их обмене и др.). Когда эти издержки отсутствуют или незначительны, установленные права собственности перераспределяются таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. Таким образом, с передачей прав собственности на ресурсы внешние эффекты будут трансформированы во внутренние, и будет достигнуто оптимальное распределение ресурсов.
«При четком установлении прав собственности и нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны» (теорема Коуза-Стиглера).

3 Регулирование внешних эффектов

Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.
Интернализацию внешних эффектов рыночным механизмом можно обеспечить, когда права собственности на ресурсы четко определены и процедуры их обмена не связаны со значительными издержками (например право собственности на чистый воздух населения или фирмы-производителя цемента). Тогда трансформация может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов или путем объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. На практике эти условия трудно выполнимы, так как существуют трудности установления прав собственности, сложности определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах, велики трансакционные издержки. Поэтому использование рыночного механизма не всегда возможно.
Нерыночный способ регулирования осуществляет государство посредством административных и экономических мер. Проблема регулирования состоит в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирмы по устранению отрицательных внешних эффектов.
Применяются следующие способы регулирования отрицательных внешних эффектов:
1. Стандарты — это установленные государством ограничения на виды и объем промышленных выбросов в пределах норм их содержания. Эффективного распределения ресурсов не обеспечивают, так как стандарты допускают некоторое загрязнение и не учитываются различия в предельных социальных издержках различных фирм. В результате для фирм с низкими предельными социальными издержками (MSC ) требования окажутся больше тех, что обеспечивают эффективный объем производства и имеет место недопроизводство блага фирмой (Q Q ), а для фирм с высокими предельными социальными издержками (MSC ) — меньше (Q Q ) и имеет место перепроизводства блага данной фирмой (рис. 12.5).

Рисунок 12. 5 — Регулирование внешних эффектов установлением стандартов на выбросы

2. Налоги на вредные выбросы и загрязнения. Их преимущество в низких издержках регулирования внешних эффектов. Однако налоги не гарантируют устранения ущерба, увеличивают цену товара, не отражают зависимость между объемом выпуска продукции и уровнем загрязнений, здесь больше ошибки достижения эффективного объема производства.
3. Лицензии на сброс загрязняющих веществ, установление допустимого их объема. Предложение лицензий строго ограничено. Цена лицензии определяется спросом на нее.
4. Механизм «компенсации» — это заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Применяют, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Фирма приобретает права у другой фирмы, которая за определенную плату снижает выбросы.
5. Механизм «кредитования» предполагает, что фирма, имеющая выбросы меньше нормативного уровня, получает право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем. Фирма может накапливать эти «кредиты», продавать их.
6. Мониторинг — отслеживание объемов выброса загрязняющих веществ по каждому загрязнителю. Фирма может превышать норматив по одному загрязнителю, если обеспечивает снижение выброса другого.
Задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в корректировке объемов потребления блага в сторону оптимального объема их производства. Применяются такие способы регулирования положительных внешних эффектов как субсидии потребителям или производителям благ, обеспечение стимулирования спроса таких благ.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии