БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Философия » ФИЛОСОФСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В КУЛЬТУРЕ

ФИЛОСОФСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В КУЛЬТУРЕ

ЛЕКЦИЯ 21: ФИЛОСОФСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В КУЛЬТУРЕ


1. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.
2. Традиции и новации в динамике культуры.
3. Религия как форма духовного освоения реальности.
4. Искусство как форма духовного освоения реальности.
5. Приоритеты философии в новом тысячелетии.
6. Мораль как регулятор социального поведения.
7. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.
8. Глобальные проблемы современности.
9. Проблема смысла жизни человека.
10. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.
Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694), который употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени. 
Существует множество дисциплин, которые формируют представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих ее различные аспекты, черты, проявления, модификации. 
Однако перечень этих признаков не позволяет выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему качественную определенность, данными вопросами занимается философия культуры как относительно самостоятельная область философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер). 
Становление философии культуры как особой системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в. Присущая философии культуры органичная связь различных углов зрения на свой предмет отличает ее от культурологии – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью различных методов. 
Несмотря на то, что становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже в античности софистами). 
В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.
Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы. Французские просветители вместо понятия культура использовали понятие цивилизации, которую определяли как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. Немецкие просветители связывали понятие культура с личностным развитием человека, а понятие цивилизация применяли для характеристики социально- политической жизни общества.
Классическая модель культуры, сложившаяся в ХIХ в., является отказом от натуралистических тенденций. Человек – субъект культуры – в рамках данной модели провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. Культура отождествляется здесь с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества. В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма.
Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания, получила материалистическую интерпретацию в марксистской философии. Данное определение основано на том, что культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.
Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления. Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности мира, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира.
Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Она основывается на утверждении о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности. В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры – философствование без субъекта. В рамках такой модели культура оказывается ориентированной на некий лежащий в бесконечности образ, который определяется как свойство сознания человека или группы людей.
Существуют различные теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии ХХ в.: аксиологического, деятельностного , семиотического, структуралистского, социологического, гуманитарного и др. Рассмотрим некоторые из данных подходов:
1. Деятельностный подход, при котором культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального мира конкретного типа общества, а также программирует его развитие и формы организации. 
2. Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры определяет внебиологический механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.). 
3. Аксиологический (ценностный) подход, в котором культура сложная система материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. 
Таким образом, феномен культуры выступает:
 как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;
 как сложная, многоуровневая система ценностей;
 как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;
 как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;
 источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;
 сфера проявления родовой сущности человека;
 форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.
В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой – выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. 
В качестве основных социальных функций культуры выделяют функцию освоения и преобразования мира, коммуникативную, нормативную, функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

2.Традиции и новации в динамике культуры.
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура – открытая, исторически эволюционирующая система. Ее динамика (развитие) предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляющиеся в процессе новаторской деятельности. Традиции, составляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений. На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования. Вместе с тем культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культурная деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления. 
Культура не может существовать не обновляясь. Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно новых форм и типов. Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельностиотбираются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению. В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую функции в культурно-историческом процессе. Их нерасторжимое единство – универсальная характеристика мира культуры. История опровергает представления о культуре как абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе основных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

3.Религия как форма духовного освоения реальности.
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях объясняет эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У .Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. 
Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. 
Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. 
Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая 

4.Искусство как форма духовного освоения реальности.
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и политико-идеологические формы, воплощают преемственную связь поколений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.
Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. аеsteticos – чувствующий, чувственный). Несмотря на дискуссионность проблемы эстетического, универсальный характер этого отношения человека к действительности несомненен. Поэтому эстетические переживания –основная характеристика специфически человеческого способа существования в мире. Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение. Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:
1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности; 
2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
Отмеченная сфера художественного творчества исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по определенным законам и обладающую рядом специфических особенностей.
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему огромную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство лишено таких зависимостей, которые присущи идеологическим, политико-правовым и другим общественным явлениям, в нем на первый план выступает человек и личность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика (понятие введено в ХVIII в. А. Баумгартеном). Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н.Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др. 
Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его происхождение и развитие. Как особая форма освоения мира искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, передачи художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целостного существа. Искусство выполняет следующие функции – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную. Но главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

5.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его познания и отношения к природе, социуму и духовной жизни. Мысль обращается к мудрости в своем желании освоения мира в его полиструктурности и многообразии, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. Философия становится и открытием новых горизонтов "опыта души", глубинной сопричастности человека всему миру.
В конце XX в. стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном пространстве взаимообогащения и взаимопроникновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщенности к универсальному пониманию космоса, природы, общества, человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира, трудности восприятия альтернативного и многозначного создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: материализм - идеализм, объективизм - субъективизм, рациональное - иррациональное. В этом процессе сталкиваются стремление к системной законченности концептуальных построений с логически четким и ясным терминологическим аппаратом, очищенным от субъективности, и возведенной в "систему" принципиаль¬ной внесистемностью, поэтизированием философского логоса, афористичностью мысли и слова, ассоциативностью живого языка, ценностно-эмоциональным видением мира, которые и претен¬дуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей.
Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания человека, его пережива¬ний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духов¬ного. Философия постмодерна XX в. своеобразно представляет и новые особенности производства субъективности, которое столкнулось с крахом тоталитарной мысли, реальностями интеграции и диалога культур. Возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, тер¬рору. Сознание в его размышлениях о разуме проходит как бы по рядам противоречий, из которых фиксирует определенный срез проблем рациональности, что не позволяет увидеть проблему в целостности. Этому способствует постнеклассическая парадигма, которая вводит в анализ утопию и миф, рассказ и рефлексию, традицию и ритуал, жест и тело, власть и культуру, метафизику любви и смерти и прочие составляющие, которые замещают собой логос, рациональность, разум в их представленности в самоценных смыс¬ловых структурах. Эта философская парадигма связана с переключением акцентов на индивида, этико-эстетическим, коммуникативно-временным, переживаемым освоением мира, культуры, струк¬тур повседневности, практики общественного бытия, желания и жеста, воли и ненасилия, справедливости и свободы. Бытие понимается как совокупность возможностей его реализации, и современная теория познания, связанная с деятельностью, гуманитарными науками, искусством и традицией, наукой и мистикой все больше раскрывается как культурно-историческая.
Философия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практика. Закономерно, что современная философия становится практической философией, - философской антропологией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педагогики, права и т.п.
Становление философии конца XX - начала XXI вв. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый ви¬ток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия.
В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объе¬динения усилий общественности в предотвращении термоядер¬ной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических приориетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты философского поиска.

6.Мораль как регулятор социального поведения.
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов человека и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию их интересов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ними существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Но под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие законы поведения (сфера идеально-должного). Понятие нравственность включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).
В морали выделяют следующие основные структурные элементы – моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших»); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются: 1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления); 4) мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а также сфера его личной ответственности.
Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется следующими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации. Но для того, чтобы зафиксировать изменения ценностно-нормативной структуры морали, необходимо сопоставить сравнительно длительные этапы эволюции общества. Существуют следующие основные теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, ценностная. Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.
Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, основной характеристикой социального мира. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и выражено величие человеческого духа. 
К основным социальным функциям морали относятся:
1. оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому миру высший смысл);
2. императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает характер долженствования в морали, т.е. поведение как должное);
3. воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
4. коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
5. гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
6. познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

7. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.
Термин «личность» произошел от лат.persona – маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурной жизни. Однако личность определяется и как носитель индивидуального начала: интересы, способности, устремления, самосознание человека, которые раскрываются и проявляются в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Для всех дисциплин социогуманитарного цикла основным понятием является «человек». Заложенное в христианстве особое понимание человека, созданного по образу и подобию Бога, наделенного искрой божественного разума с культом любви человека к Христу и человеку, гимн человеческому телу и человеческому разуму в эпоху Возрождения и Нового времени способствовали тому, что постепенно человек стал рассматриваться как высшая ценность. В этике Нового времени обосновывается идея о нравственной полноценности личности, о том, что разум человека способен «умерить» эгоистическую природу человека, согласовать индивидуальные цели с общественным благом, путем просвещения добиться морального переустройства человека и общества. В конце 20 века гуманизация всех сфер человеческой деятельности – науки, политики, права, экономики усиливает тенденцию рассматривать человека как высшую ценность. Обострение глобальных проблем современности ставит новые задачи перед человеком, вносит коренные изменения в миропонимание нового времени и места человека в нем. Особое специфическое значение приобретает социальность человека, который выступает прежде всего как воплощение, выражение социально значимых черт, связей и отношений конкретного общества, образующих его общностей, групп и институтов. Социальность человека означает, что он не может поддерживать свою жизнь и удовлетворять свои потребности иначе, чем в определенной общественной структуре, адаптироваться к окружающей среде, создавая и изменяя ее структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя посредством общения с другими людьми. Понимание личности выражает целостность устойчивых свойств и качеств человека, сформированных на основе системы связей и отношений групп, общностей и институтов; его воспитания и социолизированности в определенную культуру. Наряду с понятием социальность вводится понятие «индивидуальность» для обозначения того особенного, специфического, неповторимого, что отличает одного человека от другого. В традиционных культурах понятие личность применимо к каждому человеку, а образ его действий и поведение выступает как одобряемые, поощряемые и ожидаемые. Традиционное общество предполагало слитость, единство человека с родом, общиной, выступавших как социальное целое, вне которого человек не мыслиться. В данном случае речь идет о коллективной личности. Единичная личность предполагает определенную степень свободы человека в своих действиях и поведении, персональную ответственность за них.
Категория ответственности выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать правильный выбор, достигать определенного результата, сознательно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Ответственность у человека проявляется как результат реализации им определенных требований, которые предъявляет общество, семья. Выделяют следующие виды ответственности: гражданская, правовая, индивидуальная, коллективная. Учитывая сферу деятельности можно говорить об этической ответственности ученого, врача, юриста. Регулятором ответственного поведения человека является совесть. Данная этическая категория выражает высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сомосознанию, самостоятельному формированию для себя нравственных обязанностей, требованию от себя их выполнения и осуществления самооценки совершаемых поступков. Осознание нравственного значения совершаемых действий, самоконтроль, формулировка нравственных обязанностей являются формой проявления совести на уровне их рационального осмысления. Поступать в соответствии с требованиями совести это всегда проблема морального выбора человека. 

8. Глобальные проблемы современности.
Понятие “глобальные проблемы современности” как “совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху”, получило широкое распространение с конца 60 – х – начала 70 – х годов нашего столетия. Термин “глобальный” происходит от латинского “глобус” – земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают интересы не только всего общества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты. 
Глобальные проблемы выступают как объективный фактор мирового экономического и социального развития, оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, а их решение предполагает объединение усилий всех людей планеты, различных государств и организаций на международном уровне; в то время как нерешенность грозит серьезными последствиями для будущего всего человечества.
  Глобальные проблемы это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но интересы и судьбу всего человечества. Для их преодоления требуются согласованные усилия большинства населения планеты. Эти проблемы также являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. Принципиальной особенностью глобальных проблем является и то, что все они находятся в такой сложной взаимосвязанности, когда решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем. 
  В настоящее время все глобальные проблемы делятся на три большие группы: 
1. Проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они связаны с отношениями между “основными социальными общностями человечества”. К этой группе относится важнейшая из всех глобальных проблем – предотвращение угрозы войны и обеспечение мира, а также установление нового международного экономического порядка.
2. Проблемы, которые появились в результате взаимодействия общества и природы. Среди них: обеспеченность людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.д. Сюда же относится проблема охраны окружающей среды от загрязнения, а также освоение Мирового океана и космического пространства.
3. Проблемы, которые связаны с системой “человек – общество”. К этой группе относится контроль за ростом народонаселения, вопросы здравоохранения, образования и другие.  
  Преодоление глобальных проблем трудный и долгий процесс, который включает в себя два уровня. Первый связан с решением проблем в рамках отдельных государств, второй – с объединением усилий всего человечества.
Для исследования актуальных проблем современности было создано множество организаций, но подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после опубликования первых докладов Римского клуба. Возникновение этой международной организации относится к 1968 году, основатель А. Печчеи. Основной целью своей деятельности эта организация поставила привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления.

9. Проблема смысла жизни человека.
Смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому – о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Смысл жизни – это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение в том, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. В процессе рассмотрения смысла жизни в философии и этике возникли следующие интерпретации ценности смысла жизни:
1. Аскетизм – сводит смысл жизни к следованию долга, предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных привязанностей, забот и страстей.
2. Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является стремление к наслаждению, а поэтому смысл жизни человека и все его стремления сводятся к наслаждению как к высшему благу. Приверженцем гедонизма был древнегреческий философ Эпикур, который провозглашал своим ученикам соблюдать меру в наслаждениях и, тем самым, избегнуть жизненных страданий. Его идеал – замкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения.
3. Ригоризм – этическая установка, согласно которой смысл человеческой жизни состоит в выполнении определенного долга, достижении поставленной цели.
4. Смиренно-стоический – форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности.
5. Эвдемонизм – (от греч. eudemonia – блаженство, счастье) – этическое направление, рассматривающее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений. 
6. Категорически-императивная идея смысла жизни нашла свое отражение в философии И.Канта. Цель и смысл жизни по Канту – жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». 
7. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний. 


10. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогресса в ХVIII веке (А.Р.Ж. Тюрго, Ж.А. Кондорсе), ее связь с идеей священной истории. Идея прогресса и представления об идеальном обществе (утопия, царство Божие на земле, коммунизм и др.). Социальный прогресс как движение к более высокоорганизованным совершенным этапам культуры, истории, социума, человека. Различные философские трактовки прогресса. Рационалистическая - исторический прогресс как утверждение разума. Идеалистическая - исторический прогресс как развертывание целей мирового духа. Материалистическая - исторический прогресс как закономерная смена общественно-экономических формаций. Историко-культурная - исторический прогресс как смена самостоятельных и локальных культур и цивилизаций. Культурно-критическая - отрицание позитивности и даже возможности прогресса. Общая тенденция прогрессивного развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации. Применительно к последним социальный прогресс - процесс снятия социального отчуждения. Прогресс как результат творчества культуры и творчества истории. Три основные формы передачи культурного наследия: 1) предметно-теоретическая - передача технологий; 2) этико-воспитательная - передача норм, предписаний, табу; 3) аксиологически-идеологическая - передача целей, ориентиров, идеалов, установок. Три важнейших фактора, определяющих прогрессивное историческое развитие: 1) производство и техника; 2) система общественных отношений; 3) специфика и закономерности духовной жизни людей. Параметры социального прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п. Развитие культуры и истории как противоречивый процесс. Типы исторического развития: эволюционный - революционный, антагонистический - неантагонистический, прогрессивный - регрессивный. Типы прогрессивного развития: линейный, циклический, линейно-циклический. Факторы, определяемые характером, типом и степенью реализации социального прогресса: причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем и культур и т.д. Понятия "движущие силы истории", "творческие силы истории", "субъект исторического процесса". Человечество как субъект истории. Человеческое измерение прогресса. Общественный прогресс и гуманизм. Сознание и интересы отдельных людей и общеисторическое развитие. Проблема объективного критерия прогресса. Степень овладения обществом стихийными силами природы, устранение социально-политического отчуждения и духовной неразвитости как важнейшие объективные критерии прогресса. Общественный прогресс и цивилизация. Цивилизационный критерий прогресса - увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия. Исторические перспективы современного информационного общества: прогресс или регресс?



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии