БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Конституционное право ЗС » ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Предмет конституционного права зарубежных стран. Метод конституционного права.
В курсе конституционного права зарубежных стран изучается широкий круг государств общим числом более 180, т.е. все страны — члены ООН. Эти государства весьма неоднородны и во многом отличаются друг от друга. Прежде чем говорить об отличительных чертах, которые характеризуют правовые системы, государственные механизмы и другие особенности этих стран, их следует разделить на однородные группы, т.е. классифицировать. Классификация проводят по различным критериям, наиболее существенный уровень социально-экономического развития. По этому критерию современные зарубежные государства делят на три группы:
• высокоразвитые государства (США, Великобритания, Италия, Франция и т.д.);
• государства среднего уровня развития (большая часть Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Перу, а также Турция, Иран),
• развивающиеся государства (большинство стран тропической Африки).
Кроме вышеперечисленных имеется еще одна хорошо известная группа государств. Это страны бывшего социалистического содружества.
Также существуют и другие критерии по которым можно классифицировать (по формам правления, по формам государственного устройства, по политическим режимам, по партийным системам.
Единого права для всех стран нет и не может быть. Есть как общие черты, так и некие особенные признаки и характеристики. Любое государство, любая система права имеет основополагающую отрасль. Эта отрасль, как правило, называется «конституционным правом». Специфика конституционного права в правовой системе любой страны определяется прежде всего предметом регулирования.
Предмет регулирования — это определенная сфера общественных отношений. Легко представить себе предмет таких отраслей права, как семейное право — семейные отношения между супругами, между родителями и детьми. Нетрудно представить себе и предмет земельного права.
Что же регулирует конституционное право? Прежде всего, оно регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую систему общества, экономическую систему, определяет основные параметры социальной структуры, закрепляет основы правового положения личности, партий, союзов, ассоциаций.
Конституционное право различается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
Конституционное право любой страны — это основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право, избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты данного государства.
Конституционное право занимает ведущее место среди отраслей права, так как является основополагающим для всех других отраслей права, таких как уголовное, семейное, аграрное, торговое и др.
Конституционное право отличается от других отраслей права не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов.
Как и в других отраслях права, в конституционном праве применяется метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы.
Но чаще встречается метод обязывания — применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения — когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать такие действия.
Последний метод наиболее характерен для конституционного права.
Отличительным для конституционного права является метод императивно-властного воздействия. Этот метод предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти, так как из субъектов — государство — реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания.
Государственная власть реализуется при помощи судебных органов. Суд руководится как материальными нормами уголовного и гражданского права, так и процессуальными. В процессе налоговой, финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового, административного, гражданского, хотя определенный, более высокий уровень этих отношений может являться одновременно сферой конституционного права.
Реализация государственной власти - очень широкая сфера, и не все формы осуществления государственной власти приводят к появлению конституционно-правовых отношений. Но такие формы, как принятие законодательства, нормоустанавливающая деятельность правительства, выборы, референдумы и плебисциты, реализация основных прав и свобод, конституционный надзор, контроль за местными органами самоуправления, - наиболее характерные сферы реализации государственной власти, т.е. реализации конституционного права.

Система конституционного права как отрасли права (принципы, институты, нормы).
Конституционное право — это очень сложная система, включающая в себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы. К основным элементам системы конституционного права как отрасли права относятся такие понятия, как принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права. Под принципами конституционного права понимаются основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Принципы конституционного права могут быть закреплены в конституциях, в некоторых случаях они являются общечеловеческими принципами. Так или иначе, у каждого государства есть определенный перечень принципов конституционного права, составляющих его основу. Это, к примеру, народный суверенитет, принцип разделения властей, система «сдержек и противовесов», принцип свободы личности, принцип судебной защиты. Эти принципы, как правило, записаны в первых статьях конституции или в тех ее разделах, которые закрепляют систему основных прав и свобод. Институты конституционного права — это определенная совокупность норм, регулирующих сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.
Структура конституции представляет собой перечисление важнейших институтов конституционного права. Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, избирательное право, институт главы государства и т.п. Конституционно-правовые нормы очень специфичны. Их структура, как правило, не соответствует классической триаде — гипотеза, диспозиция, санкция, потому что она носит более обобщенный характер. Очень часто отсутствует гипотеза и санкция, и вся норма представляет собой только диспозицию. К примеру, статья конституции, которая гласит «вся власть принадлежит народу», то при всем желании выделить здесь трехзвенную систему невозможно. Несмотря на это нормы конституционного права являются такими же нормами, как и в других отраслях права.
Конституционно-правовые нормы можно разделить на ряд групп, например на нормы материального и процессуального конституционного права. Хотя процессуальных норм не так уж много, но они существуют (например, в сфере избирательного права).
 по функциональной направленности они делятся: на регулятивные и охранительные,
 по способу воздействия на субъекты права: на управомочивающие и запрещающие.
Есть и другие критерии для классификации этих норм: нормы постоянные, временные и т.п.

Источники конституционного права. Конституционно-правовые отношения. Субъекты, объекты, юридические факты.
Под источниками конституционного права понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения. Существуют различные классификации источников, более или менее развернутые, некоторые насчитывают пять, шесть, семь разновидностей. Нижеприведенная классификацию, включает десять основных групп:
1. Законы и иные государственно-правовые акты — эта группа включает шесть видов законов:
 конституция — основной закон, имеющий особые формы и содержание и являющийся основным источником конституционного права;
 конституционные законы — бывают различных видов, один из них — это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Принятие этой группы конституционных законов не носит обязательный характер, (пример, так называемы «поправки» к американской конституции, их как известно 27, и каждая из них существенное дополнение текста в части общественных отношений). Вторая разновидность конституционных законов - это группа законов, составляющих так называемую неписанную конституцию, т.е. формально это обычные законы, но в силу определенной важности они выполняют роль конституции. Это, например, Магна Карта 1215 года, закон о Парламенте, входящие в качестве статутного права в неписанную британскую конституцию. Из таких законов, в частности, состоят конституции Израиля и Швеции.
 Следующий вид законов — ограниченные законы — они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинных принципов.
 Четвертый вид законов — акты исполнительной власти, имеющие силу закона. Эти акты формально не называются законами, а имеют особое название, по которому их можно отличать от других актов, например во Франции это ордонанс, декрет, прокламация.
 Пятый вид законов — обычные законы — они регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни.
 Шестой вид законов — парламентские уставы и регламенты — они определяют внутреннюю структуру парламента и порядок его работы. Фактически они определяют законодательный процесс.
2. Вторая группа источников конституционного права — это так называемый судебный прецедент или по другому решения суда, имеющие характер законов (два вида решения общих судов и решения специальных судов).
3. Конституционный обычай (конституционные соглашения, конвенционные нормы) — правила поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством.
4. Доктариальные источники, относящиеся к сфере англосаксонского права — это труды видных ученых, государствоведов, или точнее, выдержки из этих трудов, используемые в тех случаях, когда не хватает норм права. Для усиления своих аргументов суды используют работы таких видных ученых, как английские государствоведы Блэкстон, Гамильтон, Джей.
5. Акты чрезвычайных органов власти — нестандартные источники конституционного права, потому что они появляются в чрезвычайных ситуациях (военные действия, стихийные бедствия, а чаще всего военные перевороты, революции и т.п.)
6. Религиозное право — источник довольно редок и применяется далеко не во всех странах. В мире существует как минимум три группы религиозного права: мусульманское, индусское и иудейское, которое применяется в Израиле.
7. Естественное право — в Конституции ФРГ говорится о неприкосновенных и неотчуждаемых правах человека.
8. Международные межгосударственные договоры — важнейшие акты, такие как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
9. Девятый источник близок к судебным прецедентам — акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Но это не совсем судебный прецедент, потому что толкование может производиться и судом, и главой государства, и даже парламентом.
10. Политические декларации и совместные постановления политического руководства правящих партий и парламентов. В недавнем прошлом такие акты были характерны для советского государства (совместные постановления ЦК КПСС). Такие акты могут регулировать очень важные отношения и, безусловно, входят в ряд источников конституционного права.
Место и роль конституционного права в системах права. Система науки и учебного курса зарубежного конституционного права.
Конституционное право влияет на систему права, жизнь и деятельность людей напрямую (поскольку нормы конституционного права применяются непосредственно) и через другие отрасли права. Изменение какой-то, даже небольшой статьи конституции зачастую влечет изменение целого института, целой главы или раздела, скажем гражданского, торгового, уголовного или административного права. Поэтому общепризнанно, что конституционное право — это базовое право, или, иначе говоря, юридическая база для всех других отраслей права. Конституционное право закрепляет самые важные принципы, на основе которых существует и действует каждое конкретное государство. Оно определяет, закрепляет порядок изменения текущего права, в том числе порядок изменения самого важного закона — конституции.
Не одна отрасль права не может обойтись без норм конституционного права, без его принципов, поэтому всеми признана ведущая роль конституционного права.


Система науки и учебного курса зарубежного конституционного права.
Зарубежное конституционное право зародилось намного позже, чем основные правовые науки, такие как гражданское и уголовное право. Это имеет конкретное объяснение.
На протяжении длительного исторического периода практически не было правовой регламентации ряда основных институтов государства, поэтому и не требовалось и научных объяснений, трактовой и комментариев в отношении этих нерегламентированных институтов, относящихся к государственному управлению, государственной власти.
На протяжении почти тысячи лет, пока в Европе доминировал абсолютизм, т.е. абсолютная власть монархов, необходимости в государственно-правовой науке просто не было, потому что наука должна была претендовать на какие-то рекомендации, советы, а абсолютная власть ни в каких рекомендациях и советах никогда не нуждалась.
Потребность в конституционном праве возникла после установления индустриальных рыночных отношений, т.е. в пору становления и закрепления современного государства. Эта эпоха началась после периода буржуазных революций в конце 18 начале 19 века. Иными словами, наука конституционного права существует всего около 200 лет. По историческим масштабам эта ничтожная цифра.
Выделяют следующие основные направления в конституционном праве:
Формально-юридическое направление или «юридическая школа» конституционного права сформировалась в середине 19 века и просуществовала до начала 20 века. В данном направлении основной подход к праву и государству был формально-логическим и имел место чисто юридический анализ основных институтов государства и права. До середины 19 века в передовых зарубежных государствах экономически и политически доминировал один класс — буржуазия. Соответственно, во всех государственных структурах, на всех уровнях власти были люди одних взглядов, одного мировоззрения, преследовавшие одни цели и задачи. Соответственно складывались и нормы права в интересах данного сословия.
Критиковать формально-юридическое направление начали в конце 19 века, поскольку изменилось общество, экономика, социальная структура, взаимоотношения между государством и экономикой. Возникла необходимость применять социологические опросы, методы, анкетирование, исследовать действие норм среди различных групп и слоев населения, стало очевидным, что народ неоднороден, что действительно есть разные социальные группы и даже классы — соответственно возникает необходимость учитывать интересы всех.
Наука «конституционное право» развивалась и совершенствовалась. Так появилось новое направление — политико-социалогической школа или направление.
Данное направление имело и имеет много школ. Самая известная из них — «институционализм», суть этого направления в том, что оно отразило усиление роли таких общественных формирований как политические партии и объединения предпринимателей, профессиональные союзы. Заслуги представителей политико-социалистического направления весьма значительны: они ввели в науку ряд новых терминов, например «политическая система», дали определение политическим партиям и иным общественным организациям, благодаря их усилиям появилась новая общественная наука — политология.
Кроме вышеназванных, существовал ряд направлений, которые трудно отнести к какой-то из этих двух школ (формально-юридической или политико-социалогической). Это так называемые промежуточные направления. Среди наиболее известных, можно назвать, например, психологическое направление. Представители его, считали, что суть государства, основные его характеристики и специфика права более всего зависит от психики человека и от его темперамента. Улучшая человеческие качества, воспитывая человека, можно одновременно совершенствовать государственно-правовые институты, механизмы.
Известным и любопытным было космополитическое направление. Слово «космополит» означает – гражданин мира. Представители этого направления развивали точку зрения, что ля того чтобы устранить дисгармонию в мире, конфликты, глобальные и региональные противоречия в идеале необходимо иметь всеобщее, общемировое государство – государство, которое не имело бы границ, но имело бы какой-то общий цент и всеобщее право.
Кроме промежуточных направлений в развитии конституционного права имели место и абсолютно ненаучные, мало того человеконенавистнические направления и школы.
Это расистские, фашистские направления. Они развивались в той же Германии и Японии (так называемая теория превосходства желтой расы). Наиболее известная – теория апартеида, которая довольно долгое время была не только теорией, но и практикой такого государства как Южно-Африканская Республика. Согласно этой теории, государство в котором живут две или три расы, должно строиться таким образом, чтобы граждане этой страны, относящиеся к разным расам, как можно меньше пересекались друг с другом, чтобы были зоны для белых и зоны для черных. В настоящее время данная теория не действует, в ЮАР избран парламент и строится демократическое государство.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии