БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Конституционное право ЗС » КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Понятие конституционного строя. Политическая система общества, ее элементы.
В настоящее время под конституционным строем чаще всего понимают определенный способ организации государства, основанный на его конституции. Например, некоторые полагают, что конституционный строй — это часть общественного строя непосредственно связанная с его конституционными основами. Существует также точка зрения, что конституционный и общественный строй — это фактически одно и то же, а именно, совокупность правовых институтов, которые являются господствующими, определяют структуру и характер общества, выражают его основные принципы и социально-экономические устои.
Видные представители конституционного права А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин считали, что следует отказаться от категории «общественный строй». Однако данная категория пока еще достаточно распространена в науке. Правильно ли это? Принято считать, что спорить о том, какая категория более адекватна, в данном случае не стоит.
Понятие «общественный строй» ближе к философии и вообще к общенаучным категориям, а термин «конституционный строй» уже своим названием подчеркивает принадлежность к конституционному праву. Поэтому общественный строй можно определить как систему общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе его развития, тогда как конституционный строй — это сложившаяся государственно-правовая реальность, которую образуют правовые нормы и урегулированные ими общественные отношения в важнейших сферах жизни данного государства.
Говоря о структуре конституционного строя, чаще всего имеют в виду три подсистемы: политическую систему, экономическую систему и социальную систему общества. Последнее время сюда все чаще включают еще один элемент (четвертую подсистему) — духовно-культурную систему государства и общества. Эта классификация, возможно, достаточно условна, однако она охватывает основные направления жизни практически любого государства и любого общества.
Каждая отдельная подсистема тесно взаимодействует с остальными, так как они зависят друг от друга. При этом каждая из них имеет свою специфику, свои характеристики, о они изучаются, естественно, не только правовыми науками. Кроме социально-политических, в обществе существуют экономические и социально-духовные отношения. Для нас наиболее характерными и важными являются отношения в сфере политики, т.е. мы будем изучать, прежде всего, политическую систему общества.
Термин «конституционный строй», встречающийся в современных зарубежных конституциях, как правило, выносится в заглавие одного из разделов, который включает определенную совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих политическую систему общества, политические отношения.
Однако, такой раздел может носить и другое название, к примеру «Основные принципы», как в Конституции Италии или «Общие постановления» в Конституции Швеции, «Общие положения» — в Конституции Испании или «Основы государственного строя» — в Конституции Швейцарии. Эти обозначения всегда характеризуют наиболее важные, с точки зрения авторов конституции, термины. Такие термины — это именно то, что и определяется понятием «конституционный строй».
Так, например, статья первая Конституции Италии гласит: «Италия — демократическая республика, основанная на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах Конституции». А в третьей статье говориться, что все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом, независимо от пола, расы, языка и религии, политических убеждений, личного общественного положения. Статья пятая закрепляет положение, что республика едина и неделима, признает и поощряет местные автономии; статья седьмая — что государство и католическая церковь независимы и суверенны; статья девятая — что республика поощряет развитие культуры, науки и исследований, статья десятая — что правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права. Все эти статьи — комплекс приоритетов данного государства. Это и есть основы конституционного строя, с точки зрения авторов итальянской конституции.
Если рассматривать другую конституцию современного периода — Конституцию Испании, то увидим, что в статье первой главы «Общие положения» говориться: «Испания — социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого является свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит народу, от которого исходят полномочия государства. Политической формой испанского государства является парламентская монархия. В статье второй говориться, что конституция основана на нерушимом единстве испанской нации».
В главах подобного рода могут фиксироваться государственная символика, внешние признаки государства (например, описание флага, название столицы), т.е. наиболее обобщенные характеристики данного государства.
Данные нормы, в том числе права человека, которые могут быть закреплены в этих разделах, носят особый характер. Закрепление их в Конституции не означает, что они обязательно будут защищены в суде или непосредственно будут применяться. Важно, что эти нормы существуют, хотя и являются нормами-принципами. Нормы подобного рода закрепляют важнейшие векторы государственной политики, государственные приоритеты, тем самым эти главы отличаются по своему содержанию от последующих.
Для характеристики современного государства, для анализа его деятельности недостаточно использовать только те термины, которые относятся к государству, недостаточно изучать только институты государства, государственного механизма.
Чтобы представлять всю полноту деятельности государства, государственно-политических явлений, необходимо изучать и иные институты общественно-политической жизни, которые также принимают участие в политике, т.е. в осуществлении государственной власти. В современном обществе политические отношения проявляют себя посредством деятельности широкого комплекса систем и организаций. Естественно, прежде всего к ним относятся институты государства, но кроме общественных формирований, как политические партии, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, воинские, кооперативные организации и ряд других.

Политическая система общества, ее элементы.
Понятие «политическая система» появилось не просто для обогащения терминологии. Оно отразило важные изменения — расширение спектра государственно-политических, или, точнее говоря, политико-государственных институтов. Термин «политическая система» возник в начале ХХ века и первоначально применялся лишь в научных трудах. В отечественной (советской) научной литературе понятие политической системы появилось в 60-е годы, в период так называемой оттепели, под влиянием теоретиков других стран «социалистического содружества» и Запада.
Правовое закрепление этого понятия у нас произошло после принятия Конституции СССР 1977 года, первая глава которой так и называлась «Политическая система общества».
Первые определения политической системы после принятия этой конституции были достаточно лаконичными, например: «Политическая система общества — это комплекс организаций, осуществляющих управление делами этого общества». Однако довольно быстро появилось немало трудов, где встречались более развернутые определения и перечислялся более или менее широкий круг составных частей этой системы. Попутно возникали вопросы, куда отнести такие факторы, влияющие на политическую жизнь, как политические нормы, политические традиции, политическая идеология, средства массовой информации и т.д. При изучении функционирования политической системы стало очевидно, что данные факторы оказывали и оказывают весьма существенное, а иногда и решающее влияние на политическую жизнь, принятие политических решений. Необходимостью как-то обозначить активную роль этих феноменов в современной общественной жизни, стремлением увязать их с привычными звеньями политической системы (государством, партиями, общественными организациями) и объясняются долгие споры по поводу определения понятия политической системы и состава ее элементов.
Необходимо сказать, что споры эти время от времени возникают и сейчас. Можно назвать ряд фамилий отечественных ученых, которые давали различные определения политической системы, таких как Ильинский, Денисов, Тихомиров, Бурлацкий, Марченко, Чиркин и другие.
Бытует мнение, что прежде чем определить понятие «политическая система», необходимо понять составные части данного понятия, а именно: определить, что такое политика и что такое система, а затем соединить два эти понятия и получить искомый ответ.
Итак, термин «политика», необходимо определять как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, основой которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Системой следует считать совокупность взаимосвязанных элементов, которые в процессе своей деятельности, в результате осуществления своих связей выполняют определенные функции.
Как следствие этих двух понятий (политики и системы), объединив эти термины, можно сформулировать следующее определение: политическая система общества — это совокупность взаимосвязанных общественных формирований, а именно: государства, политических партий и общественных организаций, посредством которых народ осуществляет свою государственную, политическую власть.
Как совместить данное определение политической системы с такими факторами политической жизни как политические нормы, традиции, с существованием противоборствующих партий, организаций, иногда вообще противоборствующих партий, организаций, иногда вообще противостоящих государственному механизму. Считают, что понятие «политической системы» вместить все вышеперечисленные компоненты не может, да и не должно. В вышеприведенном определении политической системы ключевыми словами являются: «совокупность» и «власть». В комплекс организаций, осуществляющих политическую власть, организации, представляющие абсолютно противоположные интересы, входить не могут.
Противоборствующие организации в систему не допускаются, иначе она не сможет работать. Такие организации могут лишь прямо или косвенно влиять на систему. Однако, ясно и то, что при использовании политических терминов необходимо как-то учитывать и такие факторы, которые не будучи элементами политической системы, являются как бы производными от этих элементов, оказывают влияние на систему, придают ей определенное значение. Речь идет о нормах, традициях, средствах коммуникации, массовой информации. Где место политической идеологии, норм, традиций, политического сознания, если они не входят в рамки политической системы? Такому требованию отвечает наиболее широкое понятие — «политическая надстройка».
Политическая надстройка — это совокупность всех элементов политической жизни конкретной страны, как непосредственно реализующих власть, так и влияющих на нее и даже, возможно, борющихся против господствующей власти, т.е. это все элементы политической жизни в широком смысле слова.
Политическая надстройка вмещает все политические силы данного общества, как осуществляющие власть, так и борющиеся за нее. Именно политическая надстройка вмещает политическую идеологию, обычаи, традиции систему коммуникаций и т.п. Она включает в себя политическую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих функцию реализации государственной власти, политические силы борющиеся против нее, а также все материальные и нематериальные производные этих политических сил — СМИ, политические нормы, традиции и т.п.
Необходимо понимать, что политическая система является одной из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности.
Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей.
Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций:
• Определение целей и задач общества, разработка программ жизнедеятельности общества;
• Мобилизация материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;
• Политическая социализация общества;
• Формирование политического сознания граждан;
• Политическая связь элементов политической системы;
• Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
• Нормотворчество;
• Легитимность, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
В структуре политической системы выделяют основные элементы:
• Политические организации и институты;
• Политические и правовые нормы;
• Политические отношения;
• Политическое сознание и политическая культура.
Фундаментом политической системы является политическая организация общества — это совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп.
Все элементы политической системы тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство — с правом и т.д. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью.
Одним из важнейших элементов политической системы является политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы, который активно взаимодействует в процессе осуществления власти и социального управления с государством, партиями, избирательными системами.
Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.
Институтом любой развитой политической системы являются политические партии. Для их деятельности характерно влияние на объединение различных социальных слоев и групп вокруг своих целей и идей.
На политическую жизнь общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможно ни эффективное управление, ни развитие демократии.
Важнейшим элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций. Эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические устои.
В состав политической системы входят и политические отношения — они складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося политического режима.
Современные политологи классифицируют политические системы по различным критериям.
В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политических режимов политические системы могут быть: демократические; тоталитарные; авторитарные.
Распространено деление политических систем на традиционные (основу составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей); модернизированные (в которых существует развитое гражданское общество и рациональный способ обновления власти) и переходные политические системы.
Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах.
Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира в целом, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.

Политический процесс, политическая деятельность, формы и способы политического действия.
Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей.
Понятие «политический процесс» многогранно, но чаще всего его понимают как функционирование политической системы общества и ее институтов или элементов.
Политический процесс регулируется как нормами конституционного права, так и иными источниками права, в том числе обычаями, традициями, судебными прецедентами и другими правовыми и неправовыми нормами. К неправовым нормам можно отнести нормы общественных организаций, партий, союзов, а также религиозные, моральные нормы и иные правила, регулирующие поведения людей.
Конституционно-правовое регулирование касается, прежде всего, той части политического процесса, в которой участвуют самые активные элементы политической системы — государство и примыкающие к государственным формированиям образования, прежде всего партии.
Понятие политического процесса в самом широком смысле может включать иные, более конкретные процессы, регулируемые нормами права, как-то: избирательный процесс, законодательный и бюджетный процесс.
В политическом процессе выделяют ряд стадий:
• приведение политической системы в соответствии с конституцией;
• функционирование политической системы;
• развитие политической системы;
• деградация и распад системы.
Основу политического процесса составляет деятельность, а точнее политическая деятельность.
Под политической деятельностью понимают практические действия, направленные на завоевание, удержание и осуществление власти.
Поскольку власть является основным инструментом политики, термин «политическая деятельность» нередко связывают с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власти и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры.
Деятельность политических субъектов (как правило, граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы, а также посредством массовых акций (демонстраций, забастовок) часто обозначают категорией «политическое поведение».
Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей зависит от потребностей и интересов людей. Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность являются экономические и материальные потребности.
Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Субъективность проявляется, прежде всего, в его функции входит регулирование взаимоотношений между другими субъектами политической деятельности – классами, нациями, политическими партиями и т.д. Государство также имеет полномочия принимать решения, приводящие к изменениям в политической системе.
Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию практических целей, выполнение политических программ.
Обычно выделяют две основные формы политического действия: мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.
Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу.
К мирным способам политического действия примыкает конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формуле «я человек маленький» или «моя хата с краю» и т.п.
К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, переговоров.
Наиболее характерными насильственными действиями являются: война, революция, контрреволюция, диктатура и т.п.

Экономическая система общества и ее конституционное закрепление.
Под экономической системой общества чаще всего понимают совокупность экономических отношений, господствующих в данной стране. К этим отношениям относят отношения собственности, производства, обмена и присвоения материальных и духовных благ.
Поскольку данная сфера человеческой и государственной жизни очень важна, она, так или иначе находит свое закрепление в конституциях. Ряд понятий этой сферы относятся к конституционно-правовым институтам.
Наиболее важным и популярным является институт собственности. С точки зрения юриспруденции, собственность — это юридическая принадлежность вещи. Под этим понятием подразумевается три правомочия — права владеть, право пользоваться и право распоряжаться имуществом. Конституция регулирует, прежде всего, право собственности, хотя иногда перечисляют и объекты собственности, именуя их не вещами, а просто собственностью.
В основном тексте Конституции США 1787 года не содержится статей, посвященных собственности, однако в 5-й поправке, которая входит в «Билль о правах», сказано: «Никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без должной юридической процедуры, никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».
В 1789 году была принята французская «Декларация прав человека и гражданина», которая вошла потом в Конституцию Франции 1791 года принятия и в которой провозглашено, что собственность есть право священное и неприкосновенное и что «никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого возмещения».
Современные зарубежные конституции закрепляют и развивают принципы охраны и защиты собственности. В отличие от старых конституций в них подчеркиваются иные подходы к отношениям собственности, предполагающие обязательный учет общественных интересов с тем, чтобы права отдельных лиц не задевали прав и интересов общества.
Конституция Италии 1947 г. ст. 41 закрепляет положение о том, что «частная хозяйственная инициатива свободна». В Конституции Италии содержаться положения о том, что общественная и частная экономическая деятельность может быть направлена и координируема в социальных целях. Там говориться о государственной и частной собственности, о возможности передачи ее государству, общественным учреждениям или объединениям трудящихся; об обязательствах, налагаемых законом на частную земельную собственность и т.д.
Однако такая ограничительная тенденция характерна не только для конституций стран, подверженных сильному влиянию социалистических идей. В Конституции Японии 1947 года принятия также говориться о праве собственности, которое не должно противоречить общественному благосостоянию.
Западные варианты классификации форм собственности отличаются от так называемых «советских» подходов, когда собственность делилась на государственную и частную. Наиболее распространенным является деление на публичную и частную собственность.
Публичная собственность всегда коллективна. Субъектами ее могут быть государство, общественные формирования, политические партии, религиозные конфессии и т.п.
Частная собственность в отличии от публичной делима. Ее субъектами могут быть юридические и физические лица.
Переход собственности от публичной в частную называется приватизацией, а из частной в государственную – национализацией.
В конституционном праве употребляется и иная терминология. Например, существует такая классификация:
1) частная собственность и ее разновидности:
• Монополистическая национальная частная собственность;
• Транснациональная корпоративная собственность;
• Акционерная частная собственность;
• Семейная частная собственность;
• Частная собственность отдельных лиц.
2) государственная собственность:
• Всего государства;
• Региональная;
• Муниципальная;
• Коммунальная.
3) государственно-частная собственность.
4) собственность общественных организаций.
5) собственность религиозных конфессий и общин.
Любая классификация имеет свои достоинства и недостатки. Главным условием демократичности государства, подлинной свободы личности является государство, защита любых форм собственности.
Юридически демократической можно считать только ту конституцию, в которой есть гарантии защиты любой собственности без деления на «правильные» и «неправильные» формы.

Экономическая культура.
Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать в узком и широком смыслах слова.
Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т.д., экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включаются также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.
Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры. Так при этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры.
Экономическая культура выполняет несколько функций:
• познавательную;
• прикладную;
• воспитательную и т.д.
Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т.е. от экономического сознания людей.

Социальная система общества, социальная структура.
Социальная система — это совокупность социальных отношений, существующих в данном обществе, в данном государстве.
Сфера социальных отношений охватывает взаимоотношения между социальными общностями, гражданами, классами по поводу и в связи с различными общественными вопросами — экономическими, национальными, религиозными, возрастными и т.д.
Социальная структура — это деление граждан на определенные группы, классы.
Долгое время в нашей литературе господствовал «марксистско-ленинский» критерий деления общества на два класса — буржуазию и рабочий класс. Применительно к развивающимся странам назывался третий класс — крестьянство. Для социалистического общества назывались два класса — рабочий класс и крестьянство и особый, так называемый промежуточный класс — советская интеллигенция.
По истечению некоторого времени вполне естественно, что какие-то классы исчезнут, а новые могут появиться. Но общество всегда будет делиться на работников и работодателей, имущих и малоимущих, чиновников и безработных, женщин и мужчин, молодых и пожилых и их интересы вряд ли будут совпадать. В связи с чем всегда будут иметь место социальные отношения. Государство необходимо для того, чтобы сглаживать противоречия между социальными группами, находить для них точки соприкосновения.
В западной литературе применяется деление граждан на высший, средний и низший класс в зависимости от уровня дохода.
Естественно, любая классификация общества отражает лишь один из критериев, например уровень доходов, этническую принадлежность, пол, возраст, профессию и т.д.
Социальные отношения, социальная структура долгое время не отражались в конституционных нормах зарубежных стран.
Конституции «социалистических» государств содержали социальные нормы и обещания, являвшиеся, к сожалению, утопией.
Однако эта тенденция в конечном итоге повлияла на более реальные нормы и отношения, о чем свидетельствуют тексты конституций западных государств и социальные программы, утверждали законами и постановлениями правительств.
Новейшие западные конституции, принятые после падения тоталитарных режимов, весьма часто упоминают и прокламируют межклассовые проблемы и задачи государства по их регулированию и решению. Так, статья 3 Конституции Италии гласит: «Задача Республики — устранять препятствия экономического и социального порядка, которые фактически ограничивая свободу и равенство граждан мешают полному развитию человеческой личности и действительному эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны».
Социальные общности — это различные национальные группы, религиозные общины, молодежь и пенсионеры, женщины и мужчины и т.д. Отношениям между этими группами также посвящены нормы конституционного права. Современные конституции регулируют межнациональные отношения.
Большое внимание уделяется такой социальное проблеме как юридическое равенство женщин и мужчин. Современные конституции часто закрепляют соответствующие положения, закрепляющие равноправие полов. Ряд зарубежных конституций закрепляют поощрения и охрану семьи и брака.
Конституционным законодательством ряда зарубежных стран предусматриваются защита и покровительство для социально ущемленных общественных групп – безработных, престарелых, ветеранов, инвалидов, больных и т.п. (Конституции Хорватии, Словакии, Франции).
Некоторые конституции предусматривают права потребителей и пользователей – покупателей товаров и услуг (Испания, Бразилия).

Духовно-культурная система общества.
Вопросы культуры, науки, образования, религии, т.е. сфера духовной жизни человека не менее важны, чем пробелы экономические и социальные.
Первая поправка к Конституции США — одна из самых знаменитых — закрепила свободу вероисповедания, свободу слова и печати. Обычно в конституциях провозглашают отделение государства от церкви. Например, Конституция Италии, закрепляет следующие положения: «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Все религиозные исповедания равны и свободны перед законом».
Общая тенденция современного конституционного права направлена на установление равноправия вероисповеданий, отделение государства от церкви, защиту религиозных меньшинств, однако бывают исключения. Конституция Греции провозглашает господствующей религией восточно-православную церковь Христову. Провозглашение одной из конфессий господствующей предполагает определенные преимущества как для слушателей, так и для лиц, ее исповедующих.
Если вопросы религии и религиозных культов регулировались правом (прежде всего конституциями) достаточно давно, то вопросы образования, науки, культуры появились в конституционном праве зарубежных стран сравнительно недавно и, видимо, под влиянием послевоенных конституций, написанных с участием социалистов (Конституция Италии 1947, Франции 1946 года принятия).
Действующая итальянская конституция является неким образцом в области конституционного регулирования прав и свобод. Не является исключением и сфера образования, науки и культуры. Статьи 33 и 34 этой конституции закрепляют все, что можно закрепить по данной проблеме: «Искусство и наука свободны. Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет государства».
Понятие духовно-культурной сферы весьма широкое. В зависимости от уровня всего общества зависит степень духовной культуры.
У каждой эпохи, народа, социальной группы есть «своя мораль», специфическое представление о добре и зле, справедливости и долге. Однако, все эти разнообразные нравственные системы имеют и много общего. Общечеловеческую мораль невозможно сформулировать, хотя она является аспектом любой нравственной системы. Все они выполняют в обществе те функции, которые определяют меру гуманности, которая была доступна этому сообществу, воспитывали в людях способность понимать и на его основе регулировать свою жизнь. В результате за свою долгую историю человечество определило общий вектор своего нравственного развития. Нравственное развитие общества предполагает движение от низшего к высшему, от существующего, несовершенного, к должному положению вещей, к идеалу. Однако, идеальная нравственная культура включает самые высшие образцы морального поведения. Реальная же нравственная культура, обычные для общества мотивы и поступки ориентируются на идеал, но не совпадают с ним. Все конкретные нравственные системы внутренне направлены на то, чтобы выразить идеальную общечеловеческую мораль в той форме, которая подходит к данному историческому периоду. Несоответствие между реальностью и постоянно развивающимися представлениями о совершенстве задает направление нравственному развитию человечества.
На протяжении длительного периода своей истории человечество исповедовало представления о нравственности, которые устойчиво передавались из поколения в поколение. Нравственность вообще понималась как традиция поддержания незыблемых норм и ценностей жизни.
Среди многих нравственных традиций можно держаться любой, но нельзя избегать выполнения каких бы-то ни было обязанностей.
Например, патриархальная и советская нравственные системы были основаны на принципе коллективизма, предпочтения общественных интересов интересам отдельного человека, а буржуазная — на принципе индивидуализма, т.е. противопоставления себя всякой общности людей. Можно доказать, что они противоположны по содержанию, но и тот и другой принципы относятся к нравственности, и в то же время оба принципа противоречат эгоизму.
Эгоизм — это крайнее проявление индивидуализма, себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других людей. Если говорить об эгоизме всего общества, то это явление имеет название морального нигилизма. Моральный нигилизм опасен для общества, и представляет собой группу людей, которые легко поддаются какой-нибудь примитивной идеологией (фашистской, сектантской и т.п.).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии