БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Конституционное право ЗС » ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ИНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ИНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ИНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Основные понятия конституционных основ правового статуса личности.
Вопросы прав и свобод личности применительно к бывшему СССР приобрели особую актуальность в середине 70-х годов, и это неслучайно. В 1976 году президентом США был избран Джимми Картер. Он появился после республиканцев Ричарда Никсона и его преемника Джеральда Форда. Ричард Никсон известен прежде всего тем, что он открыл новую страницу советско-американских отношений, применив принципиально иной подход в политических отношениях между двумя мировыми полюсами — странами социализма и капиталистическим миром. При Ричарде Никсоне началось то, что у нас долгое время называли «разрядкой», а на Западе — французским словом «detante». Эта политика реализовала совершенно новый подход к оценке мира людьми: оказалось, что два полярных мира могут мирно договориться, сократить вооружения, подписать договора и т.д. Политика детанта стала весьма популярна. После первых успехов политики детанта, после подписания ряда договоров о сокращении вооружений Ричард Никсон вынужден был уйти в отставку. Джеральд Форд и Джимми Картер продолжали политику Никсона, но уже в несколько ином ключе. Знаменитое Хельсинкское соглашение 1975года было не просто соглашением о неделимости территорий и границ, о запрете предела мира — оно еще включало в себя комплекс прав и свобод, которые должны были соблюдать участвующие стороны: все европейские государства, США и Канада. Однако, Джимми Картер, известный либерал, пошел дальше. Он стал говорить о том, что мирное существование и безопасость важны, но не настолько, чтобы пренебрегать правами и свободами человека. Именно тогда, проблема прав и свобод личности приобрела особую остроту. Советские лидеры вначале восприняли его как надуманную проблему, признанную пошатнуть их позиции в качестве первых лиц государства.
В СССР не было реальных прав и свобод, и до тех пор пока не будет наведен порядок в этой сфере, ни о каком сотрудничестве с зарубежными государствами не должно быть речи. Прошло довольно много времени, пока не только правозащитники в Советском Союзе, но и публицисты, журналисты, а главное политики, поняли что права и свободы — это не просто красивые слова и не формальные причины для отказа подписывать договоры, а неотъемлемая, определяющая характеристика свободного и правового государства.
На чем основывалась позиция Картера? Американскую точку зрения легко понять, если обратиться к книгам по конституционному праву США. Американская трактовка прав и свобод тесно связана с естественной теорией понятий прав и свобод. В первых конституциях жизнь и свобода человека были провозглашены естественными и неотъемлемыми правами личности. Создатели первых конституций исходили из того, что люди рождаются свободными и сохраняют свое состояние на протяжении всей жизни, не по воле государственной власти, а в силу природы, дарованной им жизнь. Государство может лишь разумно ограничивать эти свободы в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране и нормальных отношений внутри общества.
Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк и французский философ Жан-Жак Руссо. Эти идеи были закреплены в первых документах буржуазных революций: в Декларации независимости США 1787 года (Билль о правах») и, естественно, во французских Декларациях прав человека и гражданина 1789 года, Конституции 1791 года.
Эти нормативные акты актуальны и сейчас. Например, Декларация независимости США по сей день активно изучается юристами. Французская Декларация прав человека и гражданина вошла в качестве преамбулы в Конституцию Франции 1946 года и была сохранена в ныне действующей Конституции 1958 года.
Важнейшим аспектом в правильном понимании прав и свобод человека является то, что государство в лице своих органов может лишь устанавливать пределы свобод человека, но само по себе прав и свобод не предоставляет.
Главная задача государства — минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. Согласно этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод. Так, например, в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии правовые акты закрепляют не права и свободы в собственном смысле слова, а только то, что подлежит запрету. Из этой доктрины вытекает общеизвестный принцип «Все, что не запрещено, то разрешено». Однако, такой принцип не является единственным: в современном мире не только признаются неписаные естественные права, но и закрепляются конкретные права и свободы. Итак, есть два подхода: ссылка на права, данные свыше, и предоставление конкретного перечня прав и свобод.
Американский подход сочетает оба принципа. Первые 10 поправок к Конституции США (Билль о права) закрепляет перечень личных и политических прав граждан, но этот текст завершается следующей нормой: «… перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».
Эта норма констатирует, что закреплены самые важные права, но есть и иные права личности, которые не перечисляются в данном законе. Кстати говоря, имевшая место задержка с принятием статей о правах и свободах, которые затем стали «Биллем о права», связана с тем, что некоторые из основателей высказали сомнения по поводу того, будет ли достаточным для граждан закрепление именно этих прав и свобод, не поставит ли это под сомнения признание естественных прав. Эти споры и помешали принять перечень важнейших прав и свобод вместе с Конституцией. В конце концов дебаты закончились признанием того, что основные права и свободы все-таки необходимо закрепить, но на это потребовалось еще два года после принятия Конституции США.
Достаточно сложным является вопрос о развитии прав и свобод и о возможной их классификации.
В литературе выделяют три периода (три «волны») развития прав и свобод.
Первый период (первая волна), длившийся с конца 18 века до середины 20 века, представлен тремя структурными направлениями:
• права, связанные с физическим и психическим состоянием человека. Среди этих прав — право на жизнь, гуманное отношение к лицам, лишенным свободы; запрет пыток; запрет лишения свободы за долги; запрет рабства; свобода мысли, совести, религии; право иметь свое мнение и выражать его. Сюда же входят права, связанные с юридическим статусом человека, например, право ребенка на фамилию; право иметь права и реализовывать их; право на гражданство. К юридической стороне существования человека относят правовой минимум юридической защиты в уголовном или гражданском процессе.
• либеральные права. В это понятие включается запрет на произвольное вмешательство в личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, свобода передвижения. Часто здесь, а не в первой группе называются также свобода совести, свобода религии.
• право на демократическое участие в жизни государства. Это право принимать участие в государственных делах непосредственно и через избранных представителей, право голосовать и быть избранным на демократических выборах, право быть допущенным в своей стране к государственной службе, право на мирные собрания, право на свободу слова, создание различных общественных формирований.
Термин «первая волна» появился в том смысле, что в этот период времени начинали формироваться и закрепляться свободы граждан. Иначе говоря, первая волна — это истоки конституционализма, истоки цивилизованного подхода к регулированию прав и свобод. Приведенное деление внутри первого периода несколько условно, оно основано на историческом подходе, так как самые первые акты, фиксирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического состояния человека. Возможно, первым таким актом был английский закон, принятый в 17 веке, главным содержанием которого была защита от необоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причины ареста. Этот закон ограничил произвол абсолютизма, царившего в феодальном государстве.
«Вторая волна» или второе поколение прав и свобод личности, связана с сильным влиянием социалистических идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государства. Они лежат в широкой сфере экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего называют социально-экономическими. Права второго поколения, большая часть которых была первоначально сформулирована в советских конституциях 1918 и 1936 гг. — это право на труд, право на отдых, право на безопасные условия труда, право на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также право на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), право на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других прав, включая сравнительно недавно появившиеся «культурные права»: право на образование, право на пользование достижениями культуры, науки; свобода исследований в области науки, искусства и т.п. Такие права были впервые провозглашены в СССР и других социалистических странах, а затем многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года.
Права и свободы личности третьего поколения возникли во второй половине 20 века, когда появилось много новых серьезных проблем, среди которых на первое место вышла проблема здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Возникли также проблемы, связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин, с громадной разницей в уровне развития государств. Развивающиеся страны стали инициировать иные права, относящиеся не к отдельным гражданам, а к целым социальным группам. Так стали признаваться права народа на самоопределение; охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств; право на пользование природными богатствами; право на определенный уровень жизни.
В числе прочего появились специальные нормы, качающиеся отдельных групп людей. Например, была принята Конвенция о правах ребенка, где в особом порядке сформулированы права несовершеннолетних и их защита.
Современная классификация прав и свобод достаточно прочно устоялась. Чаще всего права и свободы делят на две или три группы. Исторически первое деление прав и свобод было делением на личные права и свободы и на политические права и свободы. Иногда те же категории обозначают как личные и гражданские права.
Личные права — это те права, которые относятся к сфере личной жизни человека, т.е. его права как члена семьи или какого-то другого микросоциума, как жителя конкретного дома, улицы, города и т.п. для того чтобы человек мог нормально существовать, необходимы гарантии неприкосновенности личности, гарантии от произвольного вмешательства в его жизнь, Личные права – это то, что ближе всего человеческой сути.
Политические и гражданские права — это права в сфере гражданской жизни: право избирать и быть избранным; свобода слова, митингов, собраний.
Социально-экономические права — это права человека в сфере приложения его труда, это права человека — труженика, производящего материальные и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад в благо общества. Человек должен иметь право на получение справедливого вознаграждения за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение своей семьи.
Иногда, выделяют, и четвертую группу прав — социально-культурные права.

Институт гражданства. Понятие гражданства (подданства), способы его приобретения и утраты. Лица без гражданства. Иностранцы. Право убежища.
Понятие гражданства известно давно. В него вкладывался и вкладывается различный смысл. В изначальном смысле гражданином был и являлся человек, который связан тесными узами с определенным государством, будучи его частью. Термин «гражданин» был известен еще в Древнем Риме и в таком контексте встречается даже в Библии (Апостол Павел был римским гражданином. Когда ему грозило телесное наказание, он сослался на то, что он римский гражданин и его нельзя так наказывать).
Понятию «гражданство», как правило, сопутствует понятие «подданство». В ряде случаев эти два термина употребляются как синонимы.
Понятие «подданный» — это термин, пришедший к нам из времен феодализма, когда человек был подданным феодального правителя. Подданство означало нахождение «под данью», обязанность выплачивать дань.
Понятие «подданство» означало феодальную зависимость, а понятие гражданства означало и означает равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом. «Подданство» — термин феодальный, тогда как понятие «гражданство» появилось в эпоху Французской буржуазной революции и распространилось на все демократические страны.
Необходимо отметить, что в наше время эти два понятия практически перестали отличаться. Осталась лишь некая традиция, которая сводилась к тому, что в странах, где форма правления республиканская применяется термин «гражданство», а в странах с монархической формой правления – «подданство». Так, например, в США бытует термин гражданин, а в Великобритании — «подданный ее Величества.»
Гражданство — это устойчивая, длящаяся во времени политико-правовая связь, а также принадлежность лица к определенному государству, в силу которой на данное лицо распространяется полная юрисдикция данного государства, т.е. это лицо обладает всей полнотой прав, существующих в данном государстве, и несет все возложенные на граждан обязанности.
Как приобретается гражданство?
Первый способ — приобретение гражданства по рождению. Существует две формы приобретения такого гражданства, установленные древнеримскими юристами «по праву почвы» и «по праву крови». Гражданство по праву почвы означает, что ребенок, рожденный на конкретной территории, приобретает гражданство того государства, на чьей территории он родился. Гражданство по праву крови означает, что ребенок, родившийся у граждан данного государства, приобретает гражданство своих родителей по праву кровного родства. В современных государствах достаточно широко распространено приобретение гражданства по праву крови (Франция, ФРГ, Италия). В некоторых государствах (Латинская Америка) гражданство приобретается по праву почвы. В большинстве же стран применяется «смешанный принцип» — для приобретения гражданства необходимо наличие обоих прав.
В американском законодательстве гражданством по рождению признается рождение на территории США. Если ребенок американцев рождается в другой стране, то он будет гражданином Америки, но вот американским президентом стать не сможет.
Отличительной чертой гражданства по рождению является то, что оно приобретается автоматически, без ведома его получателя, т.е. младенца.
Второй способ — натурализация, отличается от приобретения гражданства по рождению тем, что взрослое лицо сознательно хочет получить гражданство иного государства. Этот способ всегда связан с активным и юридически выраженным желанием лица получить гражданство той страны, на территории которой он проживает.
Натурализация предоставляется всем, кто в ней заинтересован, — все зависит от законодательства данного государства. Как правило, предоставление гражданства путем натурализации связано с рядом условий. Натурализоваться, т.е. стать гражданином какой-то страны, особенно высокоразвитой весьма сложно. Различного рода затруднения создаются сознательно, чтобы оградить страну от нежелательных элементов. Например, законодательство США содержит пять основных условий получения американского гражданства:
• Необходимость пять лет на законных основаниях прожить на территории США и быть законным иммигрантом, т.е. въехать в страну на постоянное место жительства по иммиграционной визе;
• Достаточно хорошее владение английским языком, позволяющее отвечать на вопросы, заполнять анкеты и т.п.;
• Не быть врагом существующего строя;
• Отказаться от верности своему государству;
Оба эти требования выполняются одним способом: при приеме гражданства человек дает клятву верности США, тем самым отказываясь от своего бывшего государства. Это требование редко афишируется. В анкетах будущего гражданина имеется графа «вероисповедание». Существует такой порядок, что атеисты гражданства США не получают. Не зря во всех присутственных местах, и даже на деньгах в Америке пишется лозунг «В Бога мы верим». Так что атеистов в «американцы» не принимают.
Третий способ приобретения гражданства носит специальное название оптация, иногда применяется термин «трансферт».
Оптация — это выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории, на которой проживает данное лицо. Такое встречается достаточно редко. Например, после референдума, который прошел в области Саар (в 1957 году), принадлежавший Франции, эта область перешла к Германии, и жителям было предложено право оптации: либо приобрести немецкое гражданство, либо сохранить французское.
Оптация — это цивилизованный подход к вопросу гражданства, учитывающий волеизъявление лица, проживающего на данной территории.
Четвертый способ — восстановление гражданства, т.е. получение гражданства тем лицом, которое его имело, но утратило. Обычно восстановление — более простая процедура, чем натурализация, все-таки речь идет о человеке уже имевшем гражданство.
Восстановить гражданство может лицо, которое выехало за рубеж, скажем, из-за революционных событий или изменения семейного положения, т.е. в связи с вынужденной эмиграцией.
Есть и такой способ приобретения гражданства как репатриация — применяется в особых случаях, когда гражданство утрачивали большие массы населения в силу важных исторических причин. Репатриация переводится как «восстановление гражданства». Но если обычное восстановление происходит в случаях потери гражданства не без участия гражданина, то в случае репатриации имеется в виду, что гражданин не имел к потере гражданства никакого отношения – гражданство потеряли его родители, прадеды и т.д.
Следующий способ — так называемое дарование гражданства.
Дарование гражданства предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Например, Сенат США после высылки Александра Солженицына из СССР (в 1974 году) и как только стало известно, что он хотел бы жить в США, своим специальным постановлением предоставил ему и его семье право гражданства США.
Бывают и дополнительные варианты приобретения гражданства, которые являются частью или разновидностью натурализации. Например, гражданство может быть приобретено путем вступления в брак. В некоторых государствах (Арабские страны) допускается приобретение гражданства при регистрации брака с гражданином данного государства.
Сходный способ — приобретение гражданства в результате усыновления или удочерения.
Прекращение гражданства:
Гражданство прекращается несколькими способами:
1) отказ от гражданства (выход из гражданства) по желанию гражданина. Отказ от гражданства обычно происходит по каким то политическим причинам, иногда по семейным мотивам. Для отказа требуется письменное заявление гражданина которое подается к компетентные органы (суд, высшие исполнительные органы и т.д.)
Политические причины — это, как правило, несогласие с политикой государства. Причины личного характера могут быть связаны с тем, что гражданин желает вступить в брак с лицом другого государства, где не разрешается вступать в брак с иностранцами.
2) утрата гражданства — более часто встречающийся способ прекращения гражданства, предполагающий автоматическое его лишение. Например, в некоторых странах человек утрачивает гражданство, если поступает на государственную или военную службу в другое государство.
Утрата гражданства не является политическим актом, так как в основном она связана с какими-то житейскими проблемами.
3) лишение гражданства — это вид государственно-правового наказания за определенные преступления либо правонарушения, реакция государства на противоправные действия, направленные против него. Лишение гражданства, как правило, применяется только к натурализованным гражданам, т.е. государство отнимает то, что когда-то предоставило (лишение гражданства предусмотрено Конституцией ФРГ, США, Испании).
На территории любого государства помимо граждан этой страны могут проживать лица без гражданства и иностранцы.
Лица без гражданства называются апатридами (люди без Родины) или аполидами. Лица без гражданства (по сравнению с гражданами) имеют меньший комплекс прав и не имеют связи с каким-то конкретным государством, поскольку не принадлежат ни к какому государству. Статус лиц без гражданства отличается от статуса граждан и даже от статуса иностранцев, так как они не имеют политических прав ни на территории, где они живут, ни в каком-либо другом месте. Главное требование к данной категории лиц — это их легализация, т.е. они должны проживать на данной территории на законных основаниях в некоторых государствах это подтверждается наличием специального документа (вид на жительство, «зеленая карта» в США дает право на получение постоянной работы).
В государствах с демократическим режимом статус иностранца мало чем отличается от статуса обычного гражданина. Речь идет обо всех правах, кроме политических (по сути права избирать и быть избранным).
Право убежища предоставляется иностранцу, преследуемому в своей стране по политическим основаниям, религиозным причинам или иным веским мотивам, которые уважаются в той стране, куда прибыл иностранец и где он просит политического убежища.

Личные права и свободы.
Впервые личные права выражались в праве на неприкосновенность личности, т.е. в виде юридической гарантии от произвольного ареста.
В настоящее время фиксацию любых прав начинают с закрепления прав на жизнь, свободу и неприкосновенность личности. Права личности с течением времени постепенно приобретают универсальный и широкий характер. Необходимо отметить, что такой характер личные права приобрели после принятия международных актов о гражданских и политических правах. В частности, большое влияние на законодательство стран мира, прежде всего конституционное, оказал международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1966 года. После того как в данном документе было закреплено право на жизнь, нормы подобного рода стали очень распространенными. Право на жизнь и на свободу провозглашено еще в Декларации независимости США, принятые в 1776 году. Право на жизнь было сформулировано и в ст. 2 Конституции ФРГ. Конституция Испании гласит, что «каждый человек имеет право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность и не может подвергаться пыткам, негуманному и унизительному наказанию. Смертная казнь запрещена за исключением случаев, предусмотренных военным законодательством, действующим в военное время».
Следующей разновидностью личных прав и свобод является неприкосновенность жилища и тайна переписки — важная группа личных прав. Ограничения этих прав не допускается по закону, а их нарушение преследуется.
Ряд современных конституций содержат очень подробные запреты в сфере личной жизни. Например, Конституция Голландии включает длинный перечень ограничений возможных посягательств на личную жизнь граждан. В ней сказано, что каждое лицо имеет право на уважение его частной жизни, закрепляет, что закон устанавливает правила для защиты частной жизни и т.п.
Весьма важным представляется право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Такое проявление свободы личности во многих странах бывшего СНГ пока еще только мечта, так как в большинстве стран существует институт прописки. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закреплено конституциями. В таких странах граждане вправе выбирать место жительства и право свободно избирать место жительства и право свободы передвижения по национальной территории.
Очень важным являются правовые гарантии личных прав и свобод. Эти гарантии могут быть уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными, но проще их обозначать как право на судебную защиту личных прав и свобод.
Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано в первых поправках Конституции США. Помимо этого конституционно могут предоставляться и другие права: право лица на информацию о характере и причине его обвинения, право на очную ставку со свидетелями, т.е. личные права обеспечиваются конкретным перечнем возможных действий, которые может применить лицо, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защищать свои права.
В категорию прав и свобод включают такие права и свободы как свобода совести, свобода мысли.
Свобода совести — это свобода прежде всего от контроля за сознанием человека, это право самому решать, каких взглядов ему придерживаться, во что верить, какие интересы уважать.
Свобода мысли — еще более абстрактное понятие, поскольку мышление происходит в мыслях человека.
Существует еще одно понятие близкое в свободе совести — свобода вероисповедания — право и свобода исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Во многих зарубежных странах говориться больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают безбожие. В некоторых государствах какой-либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим (Конституция Болгарии, Греции). В конституциях же большинства стран просто фиксируется, что церковь и государство, школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Такой нейтралитет представляется вполне позитивным явлением.

Политические права и свободы.
С учетом современной классификации прав и свобод человека принято выделять: личные, политические и социально-экономические права и свободы.
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств).
К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. В те далекие времена, когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные выступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась печать, а в настоящее время большее значение приобретают электронные средства массовой информации, особенно телевидение. Новейшим выражением свободы слов стали конституционные формулировки о свободе информации, хотя в данном случае имеются в виду не только вопросы политической жизни, речь идет не только о праве выражать и распространять мнения, но и о праве искать информацию, черпать ее из всех доступных источников законным способом. Незаконное получение информации, например подслушивание телефонных переговоров политических оппонентов, иных лиц без санкции судьи, влечет ответственность.
Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специальных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электронным средствам массовой информации, выход в свет определенных материалов. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о средствах массовой информации он несет ответственность. Она возможна: за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений). Ответственность обычно несут автор и редактор; издатель ответственности не несет, так как он — предприниматель. Нельзя также разглашать профессиональную тайну — врачебную, тайну следствия и др.
В соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. конституции многих стран устанавливают и другие ограничения. Запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей национального, языкового, иного превосходства. Такие положения особенно часто встречаются в основных законах постсоциалистических государств, что связано с их прошлым.
В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалистической пропаганды, которая составляет «контрреволюционное преступление».
При нарушении законов о средствах массовой информации возможно наложение ареста — запрещение распространения издания, телевизионной передачи и т.д. Решение об аресте обычно принимается в судебном порядке (на основе судебного приказа, т.е. специального постановления судьи), но в ряде развивающихся стран такое право имеют и органы исполнительной власти. Конфискация издания, кассет, что означает последующее их уничтожение, возможна лишь на основе коллегиального решения суда.
Для создания средств массовой информации необходима их регистрация в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати, в регистрационной палате). Это не означает выдачу разрешения: создание средств массовой информации свободно. Регистрация является способом учета, одновременно она означает предоставление газете, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержание средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они получают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер печати или телевизионных передач. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в случае, если они принадлежат государству. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принадлежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистраторов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова.
Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социализма, говорится о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусульманской общины (уммы). До 80—90-х годов в тоталитарных развивающихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме правящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не существовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколько, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особого значения.
Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относящиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов, лишь в конституциях стран тоталитарного социализма содержатся пространные статьи об общественных организациях и их роли в обществе. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обществе (они содействуют выражению политической воли народа путем голосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Иногда говорится также, что партии не могут создаваться на этнической, национальной, религиозной основе (обычно это относится к развивающимся странам), а их организации учреждаются только но территориальному признаку, что нельзя создавать партийные организации на предприятиях, в учреждениях (последнее положение типично для постсоциалистических государств). Во многих европейских странах, однако, таких запретов нет, есть клерикальные партии (создаваемые с учетом религиозного признака), в ряде стран создаются партийные организации и по месту работы. Коммунистические партии в государствах тоталитарного социализма всегда строятся по территориально-производственному признаку.
Детально положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья деятельность связана с получением доходов. Последний вид организаций регулируется нормами гражданского (торгового, частного) права. Иногда существуют отдельные законы о профсоюзах, о кооперативах.
Право на объединение реализуется также путем создания и деятельности общественных учреждений, которые не имеют членства, и цель которых состоит в оказании определенных социальных услуг. К ним близки органы общественной самодеятельности (уличные, родительские в школах и иные комитеты); часто возникают различные общественные движения (например, за охрану природы), которые также не знают постоянного членства, и в которых иногда есть только коллективные члены.
Общественные объединения создаются явочным порядком, предварительного разрешения на это не требуется. Однако организации, имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться. Конституции устанавливают, что организация и деятельность общественных объединений должны быть подчинены демократическим принципам (Испания). Даже если они занимаются политической деятельностью (в некоторых странах это прямо запрещено, например профсоюзам, религиозным объединениям) и оказывают давление на государственную власть, все же их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах тоталитарного социализма общественные организации вовлекаются в политику, но под руководством коммунистической партии: они рассматриваются как «приводные ремни» от партии к массам.
В отличие от объединений, занимающихся извлечением прибыли, общественным организациям не нужно получать лицензии (разрешения на деятельность), но они должны быть зарегистрированы (занесены в реестр) и представлять регистратору (обычно министерству юстиции) данные о своем финансовом положении.
Особенно детально законодательство регулирует порядок создания политических партий (в тех странах, где есть законы о политических партиях). Для создания партии необходимо присутствие на учредительном собрании минимума граждан, обладающих политическими правами (в Венгрии — 10, в Болгарии — 50 человек). Присутствующие избирают председателя, секретаря, составляют учредительный протокол, принимают устав, документ о целях организации и т.д. Аналогичный порядок применяется и при создании некоторых общественных организаций.
Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстрации). Это формы выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование свободы собраний различно в зависимости от рода собрания. Для собрания в закрытом помещении не надо ни разрешения властей (мэрии, полиции), ни их уведомления, хотя нужно иметь, например, разрешение собственника занять принадлежащее ему помещение на определенное время. Если организаторы собрания считают, что возможны беспорядки, они могут обратиться в полицию с просьбой прислать ее представителя, который не вправе вмешиваться в ход собрания (его открывает, ведет и закрывает председательствующий). Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также, если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представитель полиции может действовать самостоятельно.
Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу передвижения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). Кроме того, в ряде европейских стран полиция вправе запретить на 2—3 месяца всякие публичные собрания на открытом воздухе в контролируемом ею районе, если сочтет, что такое собрание может привести к общественным беспорядкам. Собрания не разрешаются в таких местах, где расположен законодательный орган, резиденция главы государства, где существуют острые национальные, религиозные и иные противоречия. В таких местах нередко запрещены и пикеты — небольшие группы граждан с плакатами возле пикетируемого объекта (здания), но иногда пикеты возле высших органов государственной власти разрешены, правда, на определенном удалении.
Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением. Это относится и к демонстрациям, но не к пикетам.
Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия утверждает маршрут движения, может ограничить число участников демонстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и технических средств. В развивающихся странах полиция при несанкционированных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значительные человеческие жертвы.
Особую форму имеет пикетирование — публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, другими изобразительными средствами.
К числу политических прав относится право петиций. Это индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государства (в англосаксонских странах под петициями понимается, прежде всего, обращение к парламенту). Военнослужащие вправе подавать только индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обращения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соответствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социализма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, включая высшие.
Право избирать и быть избранным также является наиважнейшими из политических прав. Избирательное право может быть активным и пассивным. Активное избирательное право выражается в праве избирать органы власти. Пассивное — быть избранным в органы государственного управления.
Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет, прежде всего, о так называемой классифицированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей.

Социально-экономические права и свободы.
Социально-экономические права и свободы условно можно разделить на две группы. Права первой группы — экономические права и свободы были закреплены еще в первых конституциях.
Прежде всего, это право частной собственности и ее наследования. Ради закрепления этого права и создавались многие конституции. Это право всегда представлялось исключительно важным. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года провозгласила, что право на частную собственность есть право неприкосновенное и священное.
Не менее знаменитыми являются строчки 5-й поправки Конституции США о том, что никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой дисциплины. Частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без особого и справедливого возмещения. Такой принцип неприкосновенности любой собственности, в первую очередь частной, существовал достаточно долго. Затем появились новые тенденции, и право собственности утратило ореол своей святости. Наиболее характерен в этом смысле подход конституций ФРГ, Японии и Италии. Например, в статье 14 Конституции ФРГ говориться, что собственность и право наследования гарантируется. Содержание и пределы их устанавливаются законами.
К социально-экономическим правам второй группы традиционно относят самое знаменитое право — право на труд, ставшее отличительной чертой советских конституций. Вслед за ними право на труд появилось и в ряде зарубежных конституций, в частности конституциях Дании, Индии, Испании, Италии и Японии. Право на труд в этих странах понимается как право личности реализовывать свои умения, способности и таланты. По советской конституции оно трактовалось как обязанность государства предоставить человеку гарантированную работу.
Важным правом является свобода труда, или запрещение принудительного труда. Во многих зарубежных высокоразвитых странах труд признается только в местах лишения свободы.
Важными экономическими правами являются право на социальное обеспечение и право на охрану здоровья. В зарубежных странах граждане имеют полноценное медицинское обслуживание, бесплатное (Великобритания) либо в рамках страховой медицины (США).
К социально-экономическим правам примыкает право на коллективные действия в защиту своих интересов. Это права рабочего класса на забастовку, на образование профсоюзов, закрепленные во многих современных конституциях.

Порядок осуществления и защиты прав и свобод граждан в государстве. Конституционные и судебные гарантии.
Права и свободы должны не только предоставляться и соответственно закрепляться в конституциях.
Они, прежде всего, должны реализовываться в действительности. В данном случае речь идет о предоставлении со стороны государства своим гражданам определенных конституционных и судебных гарантий с целью защиты прав и свобод граждан в государстве.
Очень важным являются правовые гарантии прав и свобод. Эти гарантии могут быть: уголовно-правовыми;
• уголовно-процессуальными;
• административно-процессуальными,
• но проще их обозначать как право на судебную защиту прав и свобод.
Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано в первых поправках Конституции США. Помимо этого конституционно могут предоставляться и другие права: право лица на информацию о характере и причине его обвинения, право на очную ставку со свидетелями, т.е. личные права обеспечиваются конкретным перечнем возможных действий, которые может применить лицо, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защищать свои права. В данном случае это очень важно, потому что, с одной стороны, государство в лице органов подавления предъявляет обвинения, а с другой — государство осуществляет гарантии, сдерживающие эти органы. Если эти гарантии не соблюдаются, то человек имеет право апеллировать к высшей справедливости. Это означает, что в большинстве случаев при нарушении этих гарантий лицо будет оправдано и освобождено из-под обвинения и от стражи.
Например, известен случай, который в американском конституционном праве называется правилом Миранды. Это правило получило свое название по фамилии подозреваемого, который был задержан в 1966 году. Эрнесто Миранда обвинялся в похищении и изнасиловании. После задержания Миранда признался в совершении этих преступлений, однако он не был предупрежден о праве, согласно 5-й поправке Конституции США, не свидетельствовать против себя. Он не был также предупрежден о праве, согласно 6-й поправке, иметь защитника. Через некоторое время Миранда заявил, что он был, обманут полицией и давал свои показания, будучи запуганным, не осознавая, что говорит, и, поскольку он свидетельствовал сам против себя и не имел юридической помощи, то он отказывается от своего признания. Это дело рассматривалось Верховным судом, аргументы Миранды были признаны достаточно вескими, и он был освобожден, несмотря на вполне очевидную и ранее им признанную виновность. С тех пор правило Миранды стало обязательным для всех полицейских, и при задержании они непременно произносят ритуальную фразу о том, что арестовываемый имеет право хранить молчание, имеет право на защитника и т.д. Без этих слов задержанный будет освобожден, поскольку нарушены его права.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии