БарГУ.by » Учебные материалы » Практика » Отчет о прохождении практики в Барановичской районной прокуратуре

Отчет о прохождении практики в Барановичской районной прокуратуре

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ .................................5
1.1 История развития органов прокуратуры .............................................5
1.2 Правовые основы деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь ...............................................................................................10
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..........................................................................................13
2.1 Структура органов прокуратуры Республики Беларусь..........................13
2.2 Принципы организации прокуратуры Республики Беларусь............16
2.3 Основные направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь....................................................................................................17
ГЛАВА 3 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР...........................................................19
3.1 Понятие, виды и предмет отраслей прокурорского надзора.............19
3.2 Надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами…………………………...............21
3.3 Прокурорский надзор в области оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.................................................25
3.4 Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом...........................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................32
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ВВЕДЕНИЕ

В качестве базы для прохождения производственной (хозяйственно-правовой) практики мною была выбрана прокуратура Барановичского района.
Прокуратура относится к числу контрольно-надзорных органов и осуществляет надзор за правильным пониманием и применением закона. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, правонарушений, соответствием закону судебных решений по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях, поддерживает государственное обвинение в судах. Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушения закона, по восстановлению нарушенных прав, а так же привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушение закона. Контроль за деятельностью прокуратуры осуществляется парламентом, президентом Республики Беларусь, а ведомственный контроль генеральным прокурором.
Целью практики является обучение практическим навыкам и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
Основными задачами практики является:
1. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, целостного представления о будущей специальности.
2. Закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.
3. Ознакомление с функциональными обязанностями должностных лиц по специальности, порядком ведения текущих и учебно-отчетных документов в соответствующих учреждениях.
4. Выработка творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение навыки анализа своего труда, формирование потребности к самообразованию.
5. Получение всестороннего представления о будущей профессии и воспитание уважения к ней.
При прохождении практики я ознакомилась с порядком осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями; органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; с порядком осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении; с содержанием актов прокурорского надзора: протеста, представления, постановления, письменного предписания и официального предупреждения.

ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

1.1 История развития органов прокуратуры

Понятие прокуратура происходит от латинского (prosuro) – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном его предназначении.
В европейских странах прокуратура возникает во Франции в XVIв. Само слово «прокуратура» появилось во время правления короля Филипа ΙΙ. Это был карательной орган, соответствовавший историческому типу государства и существовавшей в нем власти. В Испании и других государствах Европы господствовал инквизиционный процесс судопроизводства, пришедший на смену процессу публичному, гласному, состязательному [6, с.40].
В России впервые прокуратура была учреждена указом Петра I в 1722 году в качестве - органа надзора за производством дел в области управления.
В Беларуси различные формы прокурорской деятельности возникли в XVIв. и получили отражение в нормах права. Надзор за соблюдением законности и правопорядка, а также поддерживанием обвинения в феодальной Беларуси XVI – XVIII вв. осуществлялось должностными лицами государственного аппарата и судов, а также потерпевшим от правонарушения и его адвокатом, который назывался прокурором. Прокурором мог быть только шляхтич, знающий местное право, допущенные судом и прокурором деятельности [3, с.11].
В период становления советской власти в Беларуси органы прокуратуры организационно не представляли собой самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в наркомат юстиции БССР, начальником которого, а следовательно и прокурором, был сам нарком [6, с.50].
26 июня 1922 года третья сессия ЦИК Белоруской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру. В её компетенцию входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен и ответствен перед Президиумом ЦИК БССР. Первым прокурором, наркомом юстиции БССР стал А.У. Гелнер. В непосредственном подчинении Прокурора Республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры [1, с.7].
О дальнейшем развитии правового регламентирования прав и обязанностей лиц, осуществляющих прокурорский надзор с первых лет его зарождения, свидетельствует изданная НКЮ БССР инструкция «О правах и обязанностях помощников прокурора республики», которая была утверждена Президиумом ЦИК БССР 4 августа 1922 года. Она содержала четыре главы о правах и обязанностях прокуроров в области наблюдения за законностью [1, с.8]
В 1923 году органы прокуратуры республики были полностью сформированы и проводили в центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с преступностью.
В связи с увеличением численности населения республики Совнарком БССР принял решения о расширении аппарата прокуратуры. В отделе прокуратуры Наркомюста были созданы функциональные подотделы: общего управления, общего надзора, по наблюдению за органами дознания, следствия в ОГПУ, государственного управления. Заведующие этими подотделами являлись помощниками Прокурора республики. Для работы в районах при окружных прокурорах были учреждены должности прокурора округа, которые обслуживали районы, объединенные в участки.
В 1993году была учреждена Прокуратура СССР. 20 июля 1936 года ЦИК и СНК СССР было принято постановление, согласно которому прокуроры союзных республик были выведены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно СССР [ 3, с.12].
15 января 1938 года первая сессия Верховного совета СССР утвердила постановление ЦИК БССР о ликвидации округов и создании в республике пяти областей: Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской и Полесской. В этих областях были сформированы и областные прокуратуры.
В сентябре 1939 года с БССР воссоединились западные области Беларуси. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 года на этой территории были образованны дополнительно Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилинская и Пинская области, в которых к началу 1940 года были созданы прокуратуры областей и районов. В качестве прокуроров и следователей труда были посланы наиболее квалифицированные работники.
С принятием Конституции СССР 1936 года и Конституции БССР 1937 года завершилось законодательное оформление правового статуса прокуратуры [1, с.16].
В годы Великой Отечественной войны надзор Прокуратуры БССР за законностью почти не осуществлялся, поскольку территория республики была оккупирована фашистами. После освобождения Советской Армией страны от фашистских захватчиков, находившаяся в Москве оперативная группа прокуратуры БССР в октябре 1943г. переехала в Гомель. В освобожденных районах стали создаваться прокуратуры, перед которыми ставились основные задачи по восстановлению законности. Огромную роль в формировании Прокуратуры БССР и пополнении её кадрами оказала Прокуратура СССР [3, с.13].
В числе основных задач послевоенного периода были ликвидация последствий фашистской оккупации, укрепление законности и разъяснение гражданам текущего законодательства. В западных областях особое внимание обращалось на широкую пропаганду советских законов среди населения. Большая работа была проделана по разоблачению и наказанию изменников Родины, немецко-фашистских военных преступников и их пособников за злодеяния, совершенные против советского народа в годы Великой Отечественной войны [1,с.17].
Исключительно большим вкладом в развитие законодательства о прокурорском надзоре явилось Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 года. В нем нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора [3, с.13].
В последующие годы было принято два специальных законодательных акта о прокурорском надзоре: Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик от 27 февраля 1959 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о военной прокуратуре от 19 декабря 1966 года [1, с.18].
Следующим шагом в развитии законодательства было утверждение «Положения о военной прокуратуре» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966г., которым четче были определены полномочия военных прокуроров и следователей, организация и комплектование военных прокуратур. Этот Указ упрочил принцип централизации и независимости органов прокуратуры при осуществлении надзора за точным исполнением законов и установил, что высший надзор осуществляется как непосредственно Генеральным прокурором СССР, так и подчиненными военными прокурорами в пределах их компетенции.
В 1991 году Беларусь стала независимым суверенным государством. 29 января 1993 года Верховный Совет республики принял закон «О прокуратуре Республики Беларусь». Это самостоятельный правовой акт независимого государства, подробно регламентирующий деятельность прокуратуры страны и направленный на успешное выполнение задач по укреплению законности, обеспечению верховенства закона в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений [3, с.14].
Верховный Совет республики 16 января 1992 года принял постановление «О военной прокуратуре», которым военную прокуратуру Белорусского округа преобразовал в Белорусскую военную прокуратуру и возложил на нее надзор за точным и единообразным исполнением законов в Республике Беларусь в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, дислоцирующихся на территории Беларуси.
История органов прокуратуры Барановичского региона берет свое начало с 1939 года после воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР. Приказом Прокурора СССР от 10 октября 1939 года была образована прокуратура Барановичской области с центром в городе Барановичи. В подчинении прокурора Барановичской области находилось 15 межрайонных прокуроров и прокурор г. Барановичи. Прокуратура Барановичской области осуществляла свои полномочия по 10 января 1954 г. и ее деятельность была прекращена в связи с укрупнением и реорганизацией административно-территориальных единиц республики. Архивных материалов за период деятельности прокуратуры области с октября 1939 г. по 22 июня 1941 г. не сохранилось, так как весь архив был вывезен и в период немецко-фашистской оккупации был уничтожен. В июле 1944 г. деятельность областной прокуратуры в г. Барановичи была возобновлена, и первым прокурором области был назначен Удалой Дмитрий Нефедович, а с февраля 1948 г. и до ее реорганизации прокуратуру Барановичской области возглавлял Рябый Михаил Миронович.

1.2 Правовые основы деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией, а именно главой 7, законом «О прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь [5, с.246].
Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительствами и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, поддерживает государственное обвинение в судах[9].
Статья 4 часть 1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» гласит, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Таким образом, на первый план, как это и должно быть в демократическом правовом государстве, поставлены интересы и права граждан [11].
К законодательству, определяющему компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры также относятся акты Генерального прокурора, такие как:
1. Приказ Генерального прокурора от 08.01.2001 №1 «Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам»;
2. Приказ Генерального прокурора от 08.01.2001 №2 «О первоочередных мерах по обеспечению поддержания обвинения»;
3. Приказ Генерального прокурора от 27.04.2001 №22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования»;
4. Приказ Генерального прокурора от 26.11.2002 №21-р «Об организации прокурорского надзора за раскрытием умышленных убийств и расследовании уголовных дел данной категории»;
5. Приказ Генерального прокурора от 06.11.2003 №19 «О работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь»;
6. Приказ Генерального прокурора от 11.05.2004. №7 «О мерах по рассмотрению сотрудничества со средствами массовой информации».
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что главной задачей прокуратуры является контроль за точным и единообразным исполнением законов. В этом состоит ее существенное отличие от других органов власти и управления, осуществляющих контроль за законностью (местные Советы, министерства и ведомства, всякого рода государственные и межведомственные инспекции и пр.).
Таким образом, Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Прокуратура является инструментом реализации властных предписаний государства, в пределах предоставленных ей полномочий.

ГЛАВА 2
СТРУКТУРА. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Структура органов прокуратуры Республики Беларусь

Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей [5,с.245].
Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором [9].
Органы прокуратуры Республики Беларусь имеют четкую систему.
В систему органов прокуратуры входят:
1. Генеральная прокуратура
2. Прокуратуры областей и г.Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры
3. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры
Кроме того в состав прокуратура входят иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Вопрос о создании, реорганизации и ликвидации органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
Таким образом можно сказать, что статья 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» устанавливает в Республике трёхзвенную систему органов прокуратуры, образуемую территориальными и специализированными прокуратурами.
Военная прокуратура состоит из Белорусской военной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре, и межгарнизонных военных прокуратур, действующих на правах межрайонных прокуратур. Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в Вооружённых Силах Республики Беларусь и действует по тем же направлениям теми же методами что и территориальная прокуратура [5, с.275]. На данный момент в военная прокуратура состоит из 12 органов прокуратуры.
Транспортная прокуратура состоит из Белорусской транспортной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре, и восьми транспортных прокуратур, действующих на правах межрайонных прокуратур [3, с. 21-22].
Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, ему подчинены и подотчетны.
Прокуроры районов (городов), приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. То есть работает принцип централизации.
Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов на основе законов, действующих на территории Республики Беларусь, приказов, указаний, постановлений Генерального прокурора. Они вправе издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками [10, с.20].
Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Её возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, который имеет заместителей, в том числе одного первого. На основе Конституции Республики Беларусь и в соответствии с Законом о прокуратуре Генеральная прокуратура осуществляет в пределах своей компетенции все функции, возложенные на прокуратуру [7, с.144].
Структуру центрального аппарата прокуратуры Республики Беларусь составляют управления и отделы:
1. Организационно-контрольное управление.
2. Управление правового обеспечения, информации и общественных связей.
3. Управление организации работы и методики прокурорского надзора.
4. Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры.
5. Управление общего надзора.
6. Отдел по надзору за исполнением таможенного и налогового законодательства и другие [10, с.20-21].
Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
1. контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
2. анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
3. взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
4. организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
5. представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
6. участвует в нормотворческой деятельности и др.;
Из приведённых положений следует, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Одним из территориальных звеньев прокуратуры является прокуратура Барановичского района.

2.2 Принципы организации прокуратуры Республики Беларусь

Прокуратуре как и части государственного аппарата присущи все общие организационно-политические принципы государственной деятельности. В то же время организация и деятельность прокуратуры имеют свои особенные принципы, отличающие эту форму государственной деятельности от других.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 126, 127) и Законе «О прокуратуре» (ст.5). Так деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Принцип равенство всех граждан перед законом означает, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.
Принцип независимости прокурора состоит в том, что прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам означает, что деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Принцип гласности состоит в том, что прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Принцип обязательности исполнения требований прокурора означает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Принцип законности состоит в том, что в своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него законом «О прокуратуре» и иными законодательными актами.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно отметить что, все задачи деятельности прокуратуры направлены на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод физических и юридических лиц на территории страны, а в случаях, предусмотренных законом, и за ее пределами.

2.3 Основные направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь

Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи [5, с.250].
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на неё задачами действует по следующим направлениям:
1. надзор за исполнением законодательства органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
2. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;
3. надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
4. надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5. борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
6. борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, обвинение, обеспечение неотвратимости ответственности за совершённое преступление;
7. разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждении преступлений и иных правонарушений и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими правонарушениями;
8. участия в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, а также работы по повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания [4, с.79-80].

ГЛАВА 3
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

3.1 Понятие, виды и предмет отраслей прокурорского надзора

Прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения законов путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности [2, с.122].
В юридической литературе среди ученых в области прокурорского надзора нет единого мнения в отношении понятий «направления прокурорского надзора», «отрасль прокурорского надзора». Закон о прокуратуре называет направления прокурорского надзора.
Видны ученые в области прокурорского надзора В.И. Басков, Ю.Э. Винокуров называют направления прокурорского надзора отраслями прокурорского надзора, а деятельность внутри направления (отрасли) – подотраслью, участком прокурорской деятельности.
Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора [4, с.81].
Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) – это сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органов прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенных видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственными и другим органам с использованием установленных полномочий прокуратуры [6, с.122].
Общепризнанно, что различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора:
1. Надзор за исполнением законов. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.
2. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов о должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания УПК.
4. Надзор за соответствием закону судебных решений, а также соблюдение законодательства при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов по уголовным гражданским делам, хозяйственным спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению.
5. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания, и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; учреждениями принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей [4, с.82-83].
Следует отметить, что ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.
Отличительная особенность прокурорского надзора заключается также в универсальности, всеобщности. Он действует повсеместно, распространяется на всей территории страны, осуществляется за исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

3.2 Надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами

Надзор за исполнением законов (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
Необходимо подчеркнуть два основных направления общего надзора: надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, т.е. соответствие их закону исходя из главной задачи прокуратуры обеспечить точное и единообразное применение законов [5, с.202].
При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
1. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;
2. требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;
3. вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе;
4. использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
5. проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;
6. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами [11].
При установлении нарушений законодательства прокурор вправе:
1. опротестовывать противоречащие закону постановления по делам об административных правонарушениях;
2. составляет протоколы об административных правонарушениях;
3. вносить представления с требованием об устранении нарушений закона;
4. официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона;
5. предъявлять в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности;
6. выносит постановления о возбуждении уголовного дела [2, с.123].
В ходе осуществления своих полномочий прокурор вправе выносить акты прокурорского надзора. К таким актам относятся: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.
Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение А).
В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права [11] Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям (приложение Б). Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору.
Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности (приложение В).
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления, по иным делам – в установленный прокурором срок. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований [6, с. 222].
Предписание - акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан (приложение Г). Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.
Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений (приложение Д).
В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона [5, с.253].
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сказать о том, что общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов.

3.3 Прокурорский надзор в области оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия

Выделение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД) в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего том, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией [6, с.232].
При осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, установленном законодательством, в пределах своей компетенции:
1. проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2. требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия;
3. рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;
4. возбуждает уголовные дела и передает их по подследственности, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд (приложение Е);
5. отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления руководителей следственных подразделений и органов дознания;
6. продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
7. возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;
8. направляет уголовные дела в суд (приложение Ж);
9. вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику и т.д. [11].
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, являются:
1. Письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
2. Письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности;
3. Представление об устранении выявленных нарушений закона;
4. Протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД;
5. Возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий [6, с.236].
Рассматриваемая отрасль прокурорского надзора – одна из приоритетных, поскольку борьба с преступностью – одна из главных задач государства, особенно в настоящее время. Кроме того, осуществление борьбы с преступностью возложено на ряд органов, входящих в правоохранительную систему, которые наделены значительными полномочиями, затрагивающими существенные права и свободы граждан, интересы государства и общества, что требует особого внимания к соблюдению законности.

3.4. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в Законе о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Это обусловлено необходимостью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу [6, с.376].
Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей [11].
При осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:
1. в любое время посещает места заключения;
2. знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, лишению свободы и иным мерам наказания;
3. немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами;
4. проверяет исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке, принимает предусмотренные законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона [11].
Таким образом, из вышеизложенного следует, что прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений является единой отраслью надзора. Он имеет свои конкретные задачи, обусловленные требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прокуратура Республики Беларусь представляет собой строго централизованный контрольно-надзорный орган, осуществляющий контроль практически во всех сферах государственной жизнедеятельности. Прокуратура является инструментом реализации властных предписаний государства в пределах предоставленных ей полномочий.
Главной задачей прокуратуры является контроль за точным и единообразным исполнением законов. В этом состоит ее существенное отличие от других органов власти и управления, осуществляющих контроль за законностью (местные Советы, министерства и ведомства, всякого рода государственные и межведомственные инспекции и пр.).
Прокурорский надзор – это специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.
Отличительная особенность прокурорского надзора заключается также в универсальности, всеобщности. Он действует повсеместно, распространяется на всей территории страны, осуществляется за исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.
Выделяют следующие направления прокурорского надзора: общий надзор; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности.
Из сопоставления общего надзора с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане) общенадзорная деятельность прокуроров является наиболее сложной и трудоёмкой. К тому же значение общего надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью экономических связей между государственными предприятиями, переходом промышленности и предприятий сельского хозяйства на самоокупаемость и самофинансирование.
Но следует отметить, что ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.
При прохождении практики в органах прокуратуры, я выполнила поставленные задачи: изучила организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь; освоила систему и организацию деятельности органов прокуратуры; познакомилась с прокурорским надзором.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Божелко О.А. Прокуратура Республики Беларусь. 1922 – 1997: учеб.пособие / О.А. Божелко, В.М. Валюшко. – Минск: Белфранс, 1997. – 213 с.
2. Бориско С.В. Судоустройство: учебник / С.В. Бориско. – Минск: Амалфея, 2000. – 304 с.
3. Глюков А.К. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. пособие / А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С. Сокол. – Минск: «БИП-С», 2000.- 230с.
4. Глюков А.К. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. пособие / А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С. Сокол. – Минск: «БИП-С», 2001.- 212с.
5. Данилевич А.А. Судоустройство: учебник / Данилевич А.А., Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович. – Минск: Амалфея, 2002. – 480 с.
6. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб.пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512с.
7. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб.пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008. – 576 с.
8. Кеник А.А. Настольная книга прокурора: метод.пособие / А.А. Кеник. – Минск: Дикта, 2007. – 992 с.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
10. Мартыненко А.Я. Прокурорский надзор: конспект лекций / А.Я. Мартыненко и др. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 112с.
11. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г., №220-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Katia_vab 1989

16 августа 2013 14:25

А можно выложить приложение?


Maxvel

17 августа 2013 09:47

приложения именно к этому отчету не нашел, потому можете использовать эти приложения


--------------------

Katia_vab 1989

19 августа 2013 16:13

Maxvel, Спасибо


Maxvel

24 августа 2013 11:27

Не за что Katia_vab 1989  smile


--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии