БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Научные основы государственного управления » Предмет, задачи и содержание дисциплины «Научные основы государственного управления»

Предмет, задачи и содержание дисциплины «Научные основы государственного управления»

Автор: Maxvel 6-09-2012, 11:47

Предмет, задачи и содержание дисциплины «Научные основы государственного управления»

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Предмет, задачи и содержание дисциплины «Научные основы государственного управления».
В рамках данного курса рассматриваются понятие «управление», выявляются особенности государственного управления. Изучаются теоретические основы построения структуры государственного управления. Рассматривается современная система государственного управления в РБ, организация государственной власти и управления. Анализируются такие основные направления деятельности государства, как разработка и реализация государственной политики. Также изучаются основы государственного управления в ведущих зарубежных странах с различными формами правления.
Происходящие в жизни любой страны преобразования неразрывно связаны с состоянием и динамикой управленческих процессов. Государство призвано обеспечивать эти процессы, создавая необходимые условия для позитивной динамики общественного развития в различных областях жизни и деятельности. Государство в лице его органов и служащих должно адекватно отвечать на вызовы современности. Поэтому, знания об осуществляемых государством воздействиях – государственном управлении - прежде всего, необходимы нынешним и будущим государственным служащим.
Научные основы государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе.
Предметом дисциплины научные основы государственного управления являются формы и методы воздействия государства на все сферы жизнедеятельности людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Непосредственное государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.
Научные основы государственного управления как научная дисциплина опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, составляющие основу методологии государственного управления, методов управления, приемов, способов решения управленческих задач.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- усвоить механизм функционирования государственной власти,
- уметь разбираться в структуре системы органов управления на всех уровнях,
- знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

2. Связь теории государственного управления с другими науками и учебными дисциплинами.
Изучение проблем государственного управления находит свое отражение, прежде всего, в таких отраслях обществознания, как политология, социология, правоведение, экономика, история.
Так, в политологии внимание обращается преимущественно на участие человека в политическом процессе взаимодействия социальных сил; в социологии – на отношения человека с обществом и его институтами; в экономической науке – на хозяйственно-экономическое содержание управленческих отношений; в юридической – на их формальные проявления, закрепленные правом; в истории – процесс развития общества в своем многообразии и непрерывной взаимосвязи прошлого с настоящим и др.
Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для развития любой страны.
В условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей, изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных государствах, но активизация деятельности государства представляет собой общее явление. Это относится и к его социальной роли, и к решению технических задач (многие дорогостоящие научно-технические, экономические проекты не могут быть реализованы только усилиями частного капитала), к вопросам международной политики. Государственная власть – это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь.
Но властвовать и эффективно управлять – далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры будут действовать вхолостую. Поэтому, знание основ государственного управления является обязательным элементом фундаментального и широкопрофильного образования.

4. Научные школы государственного управления. Американская школа государственного управления. Теория административно-государственного управления в Великобритании. Французская школа административно-государственного управления. Теория административно-государственного управления в Германии. Развитие отечественной теории и практики государственного управления.
Государственное управление, как социальное явление, возникло одновременно с государством, отдельные его проявления можно обнаружить и на более ранних этапах развития человечества, в период первобытнообщинного строя в процессе совместное деятельности людей.
Изучая историю управления нельзя не упомянуть и известного вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э), который для эффективного управления обширными владениями впервые выработал так называемый свод Хаммурапи. Этот документ содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи.
Значительно позже царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи.
Об управлении как особом виде человеческой деятельности писал Сократ (ок. 470-399 г.г. до н.э.) О нем упоминает в своих работах и Платон (428/7-346/7 г.г. до н.э.). В них он отмечал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платоном была предложена одна из первых классификаций функций государства, включающая функции управления, защиты и производство материальных благ.
Перечень известным философов посвятивших свои работы может быть дополнен и Аристотелем (384-322) г.г. до н.э. Он заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии) в рамках которой указывал на необходимость разработки «городской науки» обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управлять ими.
Крупным шагом вперед в понимании государственного управления отмечена эпоха Возрождения. В это время появились работы итальянского ученого и политика Никколо Макиавелли, в которых он впервые стал трактовать государственное администрирование в технологическом ключе. В частности, в трудах «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
Значительный вклад в развитие науки государственного управления внесли и французские ученые. В их числе можно назвать: Ж. Пете ("О полиции и муниципалитетах", 1789 г.), Ч.-Ж. Боннен ("Принципы государственного управления", 1812 г.), Ж. Ииберт ("Административные нравы", 1825 г.), А. Вивьен ("Очерки об администрации", 1845 г.) и др.
Таким образом, анализируя историю управления, можно сделать вывод о том, что управление-это неотъемлемый атрибут общества, одно из его сущностных проявлений которое развивается, совершенствуется вместе с ним.

Возникновение теории государственного управления обычно связывают с научным направлением, появившемся в 17в. в Австрии и Германии, где в университетах читали курс «камеральных» наук, т.е. цикл административных и экономических дисциплин. Камералистика изучала структуру административных служб, а также пути и средства улучшения их работы. Учение камералистов было связано с управлением посредством совещательных органов. В конце 19 в. камеральные науки пришли в упадок, так как именно в этот период началось бурное развитие политической науки и собственно теории государственного управления (США). Основоположником американской науки государственного управления считают 28-ого президента этой страны Вудро Вильсона (1856-1924).
К числу родоначальников науки управления можно отнести и Максимилиа́на Карла Эми́ля Ве́бера (Макс Ве́бер). Его классическое исследование «Хозяйство и общество» (1921) дает отправную точку для современного изучения государственного управления. Им были разработаны основные принципы бюрократической модели. В основе государственного управления М. Вебер видел авторитарную власть руководителя, который принимает решения, отдает распоряжения подчиненным и контролирует их исполнение.
Этими учеными были высказаны и разработаны две основные идеи научной теории государственного управления. Первое - для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций. Второе - аппарат административно-государственного управления должен быть отделен от сферы политики.
Именно с появлением этих работ большинство современных исследователей связывают начало первого этапа в развитии теории государственного управления.
В результате работы названных выше, а также других ученых в начале ХХ века стали выделяться основные управленческие концепции, которые к середине века сформировались в четыре достаточно четкие управленческие школы: научное управление; административная; школа человеческих отношений; школа поведенческой науки; школа науки управления.
1. Научное управление (1885 – 1920). (Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом) Основателем научного управления Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) не был ученым-исследователем, он был практиком, прошедшим путь от рабочего до главного инженера в сталелитейной компании. Основной труд - «Принципы научного менеджмента» (1911).
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Его наблюдения позволили ему сделать вывод о том, что к основным проблемам производства того времени относились: является недостаток рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей, сознательно медленная работа с целью снизить дневную выработку, «солдатская работа» и как результат низкая производительность труда, и невозможность реально конкурировать с иными производителями «соперниками».
В основе его теории лежал человеческий фактор, суть которого заключалась в том, что работника для повышения его производительности труда необходимо стимулировать, заинтересовать, используя различные стимулы, в числе которых, установление реальных норм производства, и доплат за их перевыполнение. В числе условий повышения эффективности производства, Тейлор называл, и необходимость установление времени отдыха и возможных перерывов в работе.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению –это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы. Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Фредерик Тейлор предложил своеобразный механизм выработки наиболее эффективных управленческих решений, который, по его мнению, включал следующие шаги:
1. Выберите 10 или 15 отдельных рабочих (лучше всего в таком же количестве отдельных предприятий и в различных районах страны), особенно искусных в исполнении конкретной работы, подвергаемой анализу.
2. Подвергните внимательному изучению весь тот ряд элементарных операций или движений, которые производит каждый из этих людей при выполнении исследуемой работы, а также те инструменты, которые каждый из них использует.
3. Зарегистрируйте с секундомером в руках время, затрачиваемое на каждую из этих элементарных операций, и выберите затем наиболее быстрый способ выполнения всех операций.
4. Устраните все неправильные движения, медленные движения и ненужные движения.
5. Затем объедините все выбранные наилучшие и наиболее быстрые движения с наилучшими типами инструментов.
В результате проведенной работы по совершенствованию процесса управления Тейлором были выработаны следующие принципы научного управления.
1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
2. Абсолютное следование разработанным стандартам;
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
4. Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
5. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Базисом учения Тейлора являлось механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности. Решение задачи повышения производительности труда он видел в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим трудовой деятельности.
Идеи Тейлора получили широкое распространение в Соединенных Штатах, а также во Франции, Германии, России и Японии.
Одним из последователей школы научного управления стал и Генри Форд, продолживший работу Тейлора в области организации производства. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
Классическая, или административная школа в управлении (1920 – 1950). Основателем классической (административной) школы считается французский исследователь Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. В отличие от Тейлора, который начинал свою карьеру рабочим, А Файоль руководил крупной компанией по добыче угля.
Им впервые было предложено формализованное описание работы управляющих. Он также сформулировал следующие основные принципы управления.
1. Разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
3. Дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
7. Вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников").
10. Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)
Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности: Технической (производство); Коммерческой (закупка, сбыт и обмен); Финансовой (поиск и оптимальное использование капитала); Деятельность по безопасности (защита собственности людей); Эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); Управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).
Последователями Анри Файолъя были М. Вебер, М. Блюмфилд, А Маслоу и др. Профессором экономики из Германии Максом Вебером (1864-1920) была предложена концепция рациональной бюрократии. Он также дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Им также были сформулированы следующие основные принципы бюрократического управления:
Четкое разделение труда на базе функциональной специализации.
Иерархичность уровней управления.
Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях.
Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях.
Четкая система карьеры.
Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии