Социальное партнерство

1.Исторические и теоретические истоки социального партнерства.

2.Социальное партнерство, сущность, особенности, принципы.

3.Система социального партнерства, его структура и механизм.

4.Модели социального партнерства в зарубежных странах.

5.Сущность и особенности социального партнерства в Беларуси.

6.Цели и задачи социального партнерства.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Историческое развитие рыночной экономики привело к конфликтности сторон, чаще начали возникать забастовки как одна из форм социального протеста. Высшей формой забастовочной борьбы стала политическая стачка. В начале 20 века в крупных западных странах забастовочное движение приобрело значительный размах. Социальная конфликтность всегда привлекала внимание мыслителей. В числе первых, который обратил внимание на эти проблемы был Франсуа Бэкон. В своих работах он показал, что к возникновению конфликта ведет пренебрежение интересами и мнениями разных слоев населения. Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об общественном договоре, которую развил в своих трудах Ж.Ж.Руссо. Немецкий философ И.Кант был сторонником компромисса в общественно-политических отношениях.

Германский канцлер О.ф.Бисмарк продвигал радикальную идею – государство должно быть посредником между работодателями и наемными работниками. В России идеи социального равенства распространил в своих трудах ученый-социолог Берли-Флероски. Русский экономист Бурге подчеркивал – взаимодействие и отношение предпринимателей и работников – есть сторона одного процесса, поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу можно добиться большого успеха.

Важную роль в регулировании и согласовании интересов работников и нанимателей раскрыл в своих работах Литвинов-Фалинский. Он считал, что именно государство должно заниматься балансированием интересов работника и нанимателя.

В начале 20 века возникло 2 теории, которые оказались непримиримыми:

1)доказывала необходимость переустройства капитализма

2)необходимость реформирования на основе компромисса

 

2.Социальное партнерство определяется по разному, одни исследователи рассматривают социальное партнерство четко и узко как метод регулирования социально-трудовых отношений, другие рассматривают широко, представляя как сложный многоплановый общественный процесс. Тем не менее сходятся они все, что:

1)социальное партнерство – определенные взаимоотношения между людьми

2)существует 3 субъекта отношений: работодатели, работники и государство

3)объектами отношений являются условия труда, уровень доходов, социальное положение

Необходимость развития социального партнерства обусловлена объективно и она связана с тем, что основные субъекты не могут реализовать свои интересы друг без друга. Ни собственник, ни наемный работник не могут получить ни прибыль, ни средства для жизни, если не объединятся, хотя их соединяет общий интерес, но функции у них разные. Поэтому все это может привести к конфликтам, которые разрастутся до серьезных масштабов.

Исходя из этого можно выделить 5 принципов партнерства:

1)взаимное признание интересов сторон как важных и правомерных

2)партнерство на всех стадиях отношений, в том числе и при принятии решений

3)социальная справедливость при урегулировании интересов, особенно в сфере труда и распределении прибыли

4)поиск и нахождение компромиссов при решении спорных и конфликтных вопросов, которые необходимы для достижения социального согласия

5)взаимная ответственность сторон за исполнение или неисполнение решений

 

3.Главный результата социального партнерства – согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения следующих задач:

1)Выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов, которые их могут представлять

Первая структура субъектов партнерства была представлены 2 сторонами: работник и работодатель. Такое партнерство получило название бипартизм. Модель трехстороннего соглашения – трипартизм была закреплена конвенцией МОТ № 144. По этой конвенции государство становится социальным партнером.

Вторая структурная часть отношений – объекты, т.е. поначалу были только тарифы з/п., затем объектами стали условия труда, занятости, безработица и т.д.

Третьим элементом следует считать стратегию и тактику его достижения. Т.е. необходимо вырабатывать долговременные направления.

Четвертым элементом является механизм достижения.

Пятым – культура и этичность поведения партнеров.

Главным элементом механизма является переговорный процесс между сторонами, а также выявление и согласование позиций партнеров, экспертная работа в принятии положений, а также создание законов и НПА, которые фиксируют юридические рамки партнерства. В механизме социального партнерства должен присутствовать контрольный элемент (арбитраж).

 

4.В зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить 3 основные модели социального партнерства:

1)сформировалась в таких странах как Швеция, Финляндия, Норвегия и Бельгия. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. В этой модели считается важным трехуровневость партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень предприятия.

2)характеризуется одноуровневостью. Эта модель характерна для Канады, США, Японии и ряда латинских государств. Сущность состоит в следующем: объединение предпринимателей как и профсоюз через своих депутатов оказывает влияние на законодательство, а уже через него на отношения между социальными партнерами.

3)характерная для центральной Европы. Она является промежуточной между первой и второй, главный упор – на отраслевой уровень, на уровне всей страны соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается только консультацией. ЕС применяет первую модель социального партнерства.

 

5.В РБ сложилась близкая к европейской модели модель социального партнерства, когда имеется сотрудничество государства с сотрудниками и нанимателями. Данное сотрудничество является конституционной нормой и закреплено в ст.14 Конституции РБ, а определение социального партнерства дано в ст.352 ТК. В РБ периодом становления социального партнерства можно считать декабрь 1992г., когда данный термин был введен в законодательство, хотя РБ являлась правопреемницей БССР и ратифицированные конвенции применяются и сегодня. Существует 3 этапа формирования социального партнерства:

1)1991-середина 90-х гг.

2)середина 90-х гг. – 2001г.

3)2002г – по сегодняшний день

За период независимости было ратифицировано 12 конвенций МОТ к 2012г. РБ располагает 49 ратифицированными конвенциями, в том числе 8 основными.

 

6.Основная цель в РБ является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда. Задача социального партнерства – объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса и стабилизацию экономических ситуаций, поэтапное повышение з/п. населения на основе повышения производительности труда и повышения производительности производства.

Принципы социального партнерства:

1)равноправие сторон

2)соблюдение норм законодательства

3)полномочность представителей сторон

4)добровольность принятия обязательств

5)учет реальных возможностей выполнения обязательств

6)обязанность исполнения договоренностей

7)приоритетность примирительных методов и процедур

8)обязанность проведения консультации сторон

9)отказ от односторонних действий

10)информирование сторон переговоров

11)принятие решений и осуществление действий в рамках согласованных правил и процедур

Правовую основу социального партнерства составляют:

1)Конституция

2)ТК

3)закон «О профессиональных союзах»

4)указы Президента «О развитии социального партнерства в РБ», «О национальном совете по трудовым и социальным вопросам»

5)иные НПА, затрагивающие вопросы социального партнерства



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии