БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы права » Основы общей теории права

Основы общей теории права

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

1. Понятие, признаки и сущность государства.
2. Понятие, элементы и сущность права.
3. Основные теории возникновения государства и права.
4. Функции государства и права
5. Понятие и виды форм государства.
6. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к теме «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
Контролируемая самостоятельная работа студентов (КСРС) – это вид познавательной деятельности, в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической работы. Отличительной особенностью этого вида самостоятельной работы является то, что она осуществляется в форме обязательных самостоятельных занятий по выполнению студентами творческих заданий с обязательным систематическим контролем со стороны преподавателя за ее результатами.
Целью изучения темы «Общая теория права» курса «Основы права», выносимой на КСРС является получение знаний о праве и государстве; повышение уровня правовой культуры, правового воспитания будущих специалистов.
Задачи:
1. Знать сущность государства и права.
2. Знать основные теории возникновения государства и права.
3. Уметь характеризовать основные функции и формы государства.
4. Уметь анализировать роль права в регулировании общественных отношений.
В данных методических рекомендациях дано краткое содержание темы лекции, выносимой на КСРС, а именно, первая тема «Общая теория права». Для полноценного усвоения темы, следует начинать с рассмотрения основных теорий возникновения государства. Отдельное внимание следует уделить форме государства, формам государственного устройства. Следует знать понятие и формы политических режимов.
Цель представленных методических рекомендаций – дать студентам возможность эффективно и быстро ознакомиться и закрепить курс учебной лекции, предусмотренной для самостоятельного изучения. Материал дается в кратком, концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы по данной теме.
Контрольные вопросы и задания, тесты, темы рефератов, список литературы студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующей темы, систематизации изученного материала.

1. Понятие, признаки и сущность государства
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего посредством норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий – интересы всего народа.
Признаки государства:
1) обязательные
- наличие определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления;
- наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство;
- наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция);
- наличие налогов и сборов для содержания публичной власти;
- наличие государственного суверенитета, т. е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами;
- издание правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами.
2) дополнительные - наличие символов (герб, флаг, гимн).
Выделяют следующие подходы к исследованию понятия и сущности государства:
1) политико-философский – представители данного подхода рассматривают данное государство, как универсальную организацию, призванную обеспечивать целостность общества и регулировать взаимоотношения власти и народа.
2) классовый – государство – это организация экономически-господствующего класса.
3) правовой – государство – это источник права и закона, необходимых для установления порядка в обществе.
Эти подходы не исключают друг друга, а в своей совокупности помогают понять сущность государства
Таким образом, сущность государства выражается в том, что это исторически-обусловленная, выделенная из общества, универсальная наиболее совершенная политическая организация, предназначенная для управления обществом, которая в процессе исторического развития из средства насилия все больше превращается в средство обеспечения социального прогресса т.е. социальное государство.
Сущность и социальное назначение государства проявляются также в его функциях.

2. Понятие элементы и сущность права
Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путем референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.
В структуре права выделяют следующие элементы:
- правосознание;
- правовые нормы;
- правовые отношения.
В зависимости от того какому из этих элементов отдается первостепенное значение, выделяют различные подходы к определению понятия и сущности права:
1. Нравственный (философский).
2. Нормативный.
3. Социологический.
В последнее время выделяют интегративный подход, который признает равную значимость всех составных элементов права.

3. Основные теории возникновения государства и права
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 -1274) - христианские философы и богословы. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
- вечны;
- незыблемы;
- святы;
- их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека;
- являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;
- не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Патриархальная теория
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
Договорная теория.
Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583-1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1623-1704), Томас Гоббс (1588-1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-783), Жао-Жак Руссо (1712-1778) - французские философы-просветители; А.Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
- в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной зашиты - государство.
Органическая теория.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учеными Вормсом и Прейсом. Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т.д.;
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США).
Психологическая теория.
Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под данными свойствами подразумеваются:
- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
- желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
- способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т.д.- и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Теория насилия.
Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) -австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938) - один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.
По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия:
- одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
- одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
- сбор дани дружинниками;
- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
- огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий);
- иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы - государства).
Ирригационная (водная) теория.
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства").
Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства -Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
Экономическая (классовая) теория.
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1825), В.Ленин (1870-1924).
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность и публичная власть.
- для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

4 . Функции государства и права
Функции государства - основные направления внутренней и внешней деятельности государства, его органов по осуществлению задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
По продолжительности действия функции государства можно классифицировать на постоянные (осуществляются на всех этапах развития общества) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер).
По сферам деятельности функции государства делятся на внутренние (направлены на осуществление государственной власти внутри страны) и внешние (выражают отношения государства с другими странами).
К внутренним функциям относятся: экономическая, экологическая, налогообложения (финансового контроля), охраны правопорядка, социальная, культурная, и др.
К внешним функциям государства относятся: участие в обеспечении мира и безопасности, обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и безопасности, и др.
Функции права - это способы его воздействия на общественные отношения, определяемые назначением права, на различных этапах его исторического развития.
Выделяют следующие функции права:
Регулятивно-статическая (закрепительная) функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах.
Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения прежде всего путем проведения экономических, социальных и политических реформ.
Регулятивно-охранительная функция права - это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых правом политических, экономических, социальных и других общественных отношений.
Воспитательная функция права проявляется, прежде всего, в том, что она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения, основ существующего строя, проводимых органами власти политики, экономических реформ и т. д.

5. Понятие и виды форм государства
Форма государства - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную органи¬зацию населения.
Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.
Форма устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет свое социальное назначение.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Виды форм правления:
- монархическая;
- республиканская.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военоначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т. п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т. п.)
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монарха по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
1) абсолютную;
2) ограниченную:
- дуалистическая,
- конституционная (парламентарная);
3) теократическую.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов.
Конституционная (парламентарная) монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
В ряде монархических стран (Саудовская Аравия и др.) глава государства возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: Парламенты (народные собрания, национальные ассамблеи, думы и т. д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовывают их исполнение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.
Вся эта идея создавала систему "сдержек и противовесов", обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
Современные республики подразделяются на три основных вида:
- парламентские;
- президентские;
- смешанные (полупрезидентские).
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию. Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются "суперпрезидентские республики". Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью.
Смешанные (полупрезидентские) республики отличаются своеобразным сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассматриваемых ранее типов республики черт. Например, одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конфликта между правительством и парламентом.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признака¬ми:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руково¬дство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т. д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных
единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Формы политического режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Политические режимы могут быть демократическими и недемократическими (тоталитарные, авторитарные, деспотические, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Недемократические режимы характеризуются следующими признаками:
- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
- ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
- реально действует верховенство государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
- не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются мето¬дами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. -
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
- государственный режим базируется на законах, которые
отражают объективные потребности развития личности и общества.
Юридические гарантии демократического режима закреплены в Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве.

6. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм
Правосознание - совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.
Структура правосознания включает в себя: - правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.
Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых выражается отношение различных социальных групп, индивидов к праву, законности.
Основные функции правосознания:
Познавательная. Этой функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
Оценочная – вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации.
Регулятивная – она осуществляется путем правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, объединяющих в себе все иные источники правовой активности. Результатом является правомерное или противоправное поведение.
По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое, общественное.
С точки зрения отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания:
Обыденное – складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
Теоретическое (научное) формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. Для юристов правовая подготовленность, естественно имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной знаний правовых норм, а главное – умением их применять.
Правовая культура – система правовых ценностей, воспроизводящихся в реализации научно обоснованных принципов права, законности, правопорядка и юридической техники.
Правовая культура – это глубокие, объемные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности. Соответственно, для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицам. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону.
Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б.Богоявленской, имеет 3 уровня:
1. Если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула.
2. Если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;
3. Самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристическим - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферу.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, гражданину и обществу в целом, а затем оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства общества, в котором обеспечиваются его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.
Правовой нигилизм – отрицание права, неверие в него. Правовой нигилизм проявляется по-разному: от скептического, неуважительного отношения к роли и значению права до полного неверия в право и негативного отношения к нему.
Пути профилактики правового нигилизма:
• Обеспечение качества принимаемых законов.
• Упрочнение законности и правопорядка.
• Совершенствование юридического образования.
• Наличие в стране правосудия.
• Повышение уровня правовой культуры населения, государственных служащих, профессиональная культура юристов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии