БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы права » ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Понятие, предмет и источники конституционного права.
2. Понятие, принципы и элементы конституционного строя.
3. Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства.
4. Избирательная система. Референдум.
5. Президент Республики Беларусь, его полномочия. Порядок выборов.
6. Понятие, структура и компетенция Парламента Республики Беларусь.
7. Понятие, состав и компетенция Правительства Республики Беларусь.
8. Судебная власть в Республике Беларусь.
9. Прокуратура Республики Беларусь.
10. Комитет государственного контроля.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к теме «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Целью изучения данной темы является приобретение знаний об основах конституционного строя, гражданстве, органах государственной власти и управления.
Задачи:
1. Знать основные положения Конституции Республики Беларусь.
2. Знать основные положения о гражданстве Республики Беларусь.
3. Уметь характеризовать правовое положение государственных органов.
При изучении данной темы необходимо определить понятие конституции, а также выявить ее сущность, юридические свойства и виды. Отдельное внимание уделяется правовой характеристике Конституции Республики Беларусь. Далее подробно следует ознакомиться с такими вопросами как политическая система, избирательная система государства. Полномочия Президента, компетенция парламента и правительства Республики Беларусь изучаются на основании нормативных документов. Для полного усвоения данной темы следует знать структуру судебной власти.
Контрольные вопросы и тесты, список литературы и темы рефератов студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующей темы, систематизации изученного материала

1. Понятие, предмет и источники конституционного права
Конституционное право - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.
Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.
Источники конституционного права – нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся:
 Конституция Республики Беларусь.
 Законы, принимаемые парламентом.
 Декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов.
 Указы, распоряжения Президента Республики Беларусь.
 Постановления палат Парламента Республики Беларусь.
 Регламенты палат Парламента Республики Беларусь.
 Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
 Акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).

2. Понятие, принципы и элементы конституционного строя
Конституционный строй – форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство.
Принципы конституционного строя:
• народовластие
• разделение властей
• государственного суверенитета
• выделение прав и свобод человека в качестве высшей ценности государства
• политический плюрализм
• многообразие форм экономической деятельности
• полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе на основе приоритета общепризнанных принципов международного права
Элементы конституционного строя:
• политическая система
• экономическая система
• социальная структура
• внешнеполитическая деятельность
• защита отечества

3. Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства
Гражданство – это принадлежность лица к определенному государству, представляющая собой устойчивую политико-правовую связь между государством и личностью, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства Республики Беларусь:
1. Равное гражданство.
2. Недопустимость лишения гражданства.
3. Защита государством прав граждан Республики как на своей территории, так и за ее пределами.
4. Устойчивость гражданства.
5. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве.
6. Недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь другому государству.
7. Непризнание за гражданами Республики Беларусь двойного гражданства.
Основания приобретения гражданства:
1. По рождению (принцип права крови, принцип права почвы);
2. В результате приема;
3. В порядке регистрации;
4. По иным основаниям.
Принцип права крови означает, что ребенок, рожденный от родителей, хотя бы один из которых является гражданином Республики Беларусь, имеет право получить гражданство Республики Беларусь.
Принцип права почвы означает, что ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.
Условия приема в гражданство Республики Беларусь:
• Лицо обязуется соблюдать Конституцию и Законы Республики Беларусь;
• Лицо знает государственный язык в пределах, необходимых для общения;
• Лицо постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7 лет;
• Лицо имеет законный источник существования на территории Республики Беларусь.
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации имеют право лица, которые постоянно проживали на территории Беларуси, но выехали за ее пределы до введения в действие закона Республики Беларусь «О гражданстве», а также супруг (а) этих лиц и их потомки.
По другим основаниям гражданство Республики Беларусь может быть приобретено в связи с вхождением в Республику Беларусь новых территорий, на основании международных соглашений и т.д.
Основания прекращения гражданства:
1. Выход из гражданства.
2. Утрата гражданства.
Выход из гражданства Республики Беларусь происходит по вине гражданина Республики Беларусь.
Выход из гражданства Республики Беларусь не допускается в следующих случаях:
• Лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого;
• В отношении лица имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда;
• Лицо имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги перед государством.
Утрата гражданства происходит по вине гражданина Республики Беларусь.
Обстоятельства, при которых лица утрачивают гражданство Республики Беларусь:
• Вследствие приобретения лицом гражданства другого государства;
• Если гражданство приобретено в результате заведомо ложных сведений или подложных документов;
• В результате поступления лица на службу в государственные органы иностранного государства.

4. Избирательная система. Референдум
Избирательная система - это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.
В выборах не участвуют:
1) граждане, признанные судом недееспособными,
2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Принципы избирательного права в Республике Беларусь:
• всеобщие;
• свободные;
• прямые;
• равные;
• тайные.
Референдум – порядок принятия решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни прямым голосованием избирателей.
Виды референдумов:
• республиканский;
• местный.
Республиканский референдум проводится в масштабе всего государства.
Местный референдум проводится на местном (региональном) уровне.
Виды решений, принимаемых на референдуме:
• обязательные
• консультативные
Обязательное решение является окончательным, не нуждается в каком либо утверждении, может быть изменено или отменено лишь путем другого референдума.
Консультативное решение для государственных органов носит рекомендательное значение.
Вопросы, которые нельзя выносить на референдум:
• нарушающие территориальную целостность в Республике Беларусь
• о принятии чрезвычайных мер по охране общественного порядка, защите здоровья, о безопасности населения
• о налогах
• об амнистии
• о помиловании
• о бюджете
• и др.

5. Президент Республики Беларусь, его полномочия. Порядок выборов
Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет перед выборами.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. А Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Президент вступает в должность после принесения Присяги. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.
Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Президент Республики Беларусь:
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности членов Правительства;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей высших судебных инстанций из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов
Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, участвует в его работе;
15) руководствует заседаниями Правительства Республики Беларусь;
16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
21) принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
22) вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее;
24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25) имеет право отменять акты Правительства;
26) осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправ¬ления;
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности.
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
27) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение.
28) Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за про¬изведения науки, литературы и искусства.
Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Считается таковым, когда за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и Палаты представителей. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

6. Понятие, структура и компетенция Парламента Республики Беларусь
Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – это представительный и законодательный орган республики, выражает интересы граждан.
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат.
Срок полномочий Парламента — четыре года.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.
Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.
Основные полномочия Палаты представителей:
• рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
• рассмотрение проектов Законов;
• внесение предложений о проведении референдумов, назначение выборов Президента;
• дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
• рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др.
Основные полномочия Совета Республики:
• одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
• дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
• избирает шесть судей Конституционного Суда;
• избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
• отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
• принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом и др.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Любой законопроект, как правило, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

7. Понятие, состав и компетенция Правительства Республики Беларусь
Правительство Республики Беларусь – Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Правительства строго не определен. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства Республики Беларусь: Премьер-министр, его заместители и министры.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
Полномочия Премьер-министра:
• осуществляет непосредственное руководство дея¬тельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
• подписывает постановления Правительства;
• представляет Парламенту программу деятельности Правительства;
• информирует Президента об основных направлениях своей деятельности и др.
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.
Полномочия Правительства Республики Беларусь:
• руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
• отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

8. Судебная власть в Республике Беларусь
Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.
Разбирательство дел во всех судах открытое, т.е. предполагает возможность присутствия на нем любых граждан, помимо участников процесса. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.
Система судебной власти – это совокупность судов, осуществляющих судебную власть.
Высшими судебными инстанциями в Республике Беларусь являются:
Верховный Суд – высшая судебная инстанция в системе общих судов Республики. Его основная задача – осуществление надзора за судебной деятельностью общих судов и дача им разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Высший Хозяйственный Суд - высшая судебная инстанция в системе хозяйственных судов Республики. Хозяйственным судам подведомственны споры юридических и физических лиц, возникающие при заключении, измени, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Конституционный Суд – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. Его основное назначение – обеспечить соответствие действующего законодательства Конституции.

9. Прокуратура Республики Беларусь
Прокуратура – это государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов.
• Система органов Прокуратуры:
• Республиканская прокуратура – центральный аппарат системы органов
• Прокуратуры областей и г. Минска
• Прокуратуры районов, городов
• Межрайонные прокуратуры
• Специализированные прокуратуры: военные, транспортные и т.д.
Состав прокуратуры Республики Беларусь:
• генеральный прокурор
• прокуроры
Генеральный прокурор – высшее должностное лицо Прокуратуры Республики Беларусь. Возглавляет систему органов прокуратуры, руководит деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляет контроль за их работой.
Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики.
Прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

10. Комитет государственного контроля
Комитет государственного контроля – высший орган финансово-экономического контроля в Республике Беларусь.
Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.
Функции Комитета государственного контроля:
• Контроль за исполнением республиканского бюджета;
• Контроль за использованием государственной собственности;
• Контроль за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • janettede60
    Написал(а): janettede60
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • janettede60
    Написал(а): janettede60
  • WilliamCog
    Написал(а): WilliamCog
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • RichardApoma
    Написал(а): RichardApoma
  • Lusinmeell
    Написал(а): Lusinmeell
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15