БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы права » ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Понятие административного права как отрасли права.
2. Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления.
3. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.
4. Понятия и признаки административного правонарушения.
5. Понятие административной ответственности. Административные взыскания.
6. Компетенция органов государственного управления. Формы и методы государственного управления.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к теме «ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Вначале необходимо определить понятие административного права как отрасли права, а также выявить его предмет. Отдельное внимание уделяется понятию административно-правовым нормам и административно-правовым отношениям. Для полного уяснения данной темы следует понимать, что такое административное правонарушение, знать его признаки. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий также имеют большое значения для общего уяснения всей темы.
Контрольные вопросы и тесты, список литературы и темы рефератов студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующей темы, систематизации изученного материала.

1. Понятие административного права как отрасли права.
Административное право представляет одну из отраслей права.
Административное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной исполнительной и распорядительной управленческой деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.
Административное право включает регулирование и осуществление руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельностью.
Административное право как совокупность норм выполняет следующие функции:
1. Устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру; определяет взаимоотношения органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;
2. Определяет правовое положение общественных объединений и граждан; правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например правила торговли, противопожарные, санитарные и т.д.);
3. Устанавливает формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
4. Определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;
5. Устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;
6. Закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.
Административное право сложная и многообразная по содержанию система правовых норм включает Общую и Особенную части.
В Общую часть включаются правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. К ним относят нормы права, определяющие правовое положение субъектов государственного управления (органов государственного управления, их должностных лиц, государственных служащих, общественных организаций и граждан) формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности.
Особенная часть включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управление промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством, образованием и т.д.). Особенную часть составляют нормы, регулирующие межотраслевое управление (планирование, ценообразование, финансово-кредитная деятельность и т.д.).
Административное право отграничивается от других отраслей права не только по предмету регулирования, т.е. содержанию, характеру общественных отношений. В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общий с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом.
Отличие административного права от других отраслей права заключается в методе правового регулирования. Гражданское право регулирует общественные отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов).
Административное право регулирует общественные отношения, для которых свойственно неравенство сторон, либо одной из сторон административно правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государственно-властных полномочий.
Необходимо принимать во внимание, что на все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе «власть - подчинение», существуют «горизонтальные» административные правовые отношения, основанные на договорных, соглашениях между различными исполнительными и распорядительными органами. Отношения органов исполнительной власти и гражданина по реализации их прав также основывается на равенстве сторон.
Административное право тесно связано с конституционным правом. Конституционное право как ведущая отрасль права регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере устройство государственной власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей, а также взаимоотношения личности и государства. Оно определяет правовую основу многих институтов административного права. Административное право детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы и обязанности человека и граждан.
Административное право взаимосвязано с финансовым правом, регулируя организационно-правовые отношения в области финансов, определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов.

2. Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления.
Предметом административного права, являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственно-управленческой деятельности.
Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти, которая осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть в определенном смысле самостоятельна и не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполнительную власть, ни вмешиваться в ее деятельность. Исполнительная власть осуществляет свои функции в рамках закона и других законодательных прав. Помимо этого, органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность не только в форме исполнения, реализации законов, но и в распорядительной форме, т.е. органы исполнительной власти вправе издавать в пределах компетенции правовые акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.
Таким образом, исполнительная власть реализуется в форме исполнительно-распорядительной деятельности.
Исполнительная власть олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов – органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти представляет одно из звеньев государственного аппарата.
Адекватно сущности, содержанию исполнительной власти, различным формам ее реализации образуется система государственных органов.
Исполнительная власть в Республике Беларусь в конституционно правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст.106 Конституции Республики Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.
К органам исполнительной власти относятся:
- Совет Министров Республики Беларусь;
- Министерства;
- Государственные комитеты;
- Комитеты при Совете Министров;
- Исполнительные и распорядительные органы на территории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета;
- Исполнительные комитеты;
- В городах с районным делением – администрации районов.
К органам исполнительной власти также относятся управления, отделы областных, городских, районных исполкомов.
Органы исполнительной власти, осуществляющие специфический вид деятельности – государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст.106 Конституции Правительство – Совет Министров является центральными органами государственного управления. В ст. 107 Конституции указывается, что Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Любой орган исполнительной власти – это также орган государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Систему органов государственного управления составляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти.
К органам государственного управления относятся: Администрация Президента, администрации объединений, предприятий, учреждений.

3. Административно – правовые нормы. Административно-правовые отношения.
В Республике Беларусь общественные отношения, возникающие в процессе управленческой, исполнительной (и распорядительной) деятельности регулируются посредством административно – правовых норм.
Характерными признаками административно-правовых норм являются:
- Общественное правило поведения общего характера, рассчитанное на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
- Административно-правовые нормы устанавливаются уполномоченным государственным органом;
- В случае необходимости охраняются принудительной силой государства.
Предметом регулирования норм административного права является общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности государства, а также вопросы публичного управленческого характера, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных функций государственного управления.
Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные на:
- Установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры;
- Закрепление наиболее рациональных, научно-обоснованных взаимосвязей между субъектами и объектами;
- Охрану установленных правом общественных управленческих отношений, прав и законных интересов граждан;
- Развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям эффективного общества и государства.
Административно правовая нома, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, выражаются в виде юридических предписаний, требований (например – совершение правонарушения, достижение определенного возраста). Они могут выражаться в форме суждения, могут не формироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.
Диспозиция – правила поведения, включающие предписания, запреты, права и обязанности.
Санкция – конкретная мера административного или дисциплинарного воздействия за совершенное правонарушение. Административно - предупредительные меры воздействия (установление карантина и т.д.) не относятся к санкциям.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего носят императивный характер. В них правила поведения требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.
Диспозитивные нормы допускают изменения поведения субъектов в зависимости от их воли, желания, определение прав и обязанностей в рамках нормы. Диспозитивные нормы характерны для гражданско-правовых отношений, в административном законодательстве встречаются редко.
Рекомендательные нормы содержат предложения, рекомендации, советы субъекту административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий.
Административно-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:
1. По предмету регулирования разделяются на:
- материальные;
- процессуальные.
В зависимости от формы воздействия на поведение субъектов административного права различают нормы:
- обязывающие;
- уполномочивающие;
- запрещающие;
- поощрительные.
Административные нормы содержаться в правовом акте.
Правовой акт - это форма выражения государственно-властных, административно правовых велений, источник административного права. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм.
Административно-правовые отношения.
- это регулируемые номами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно (и распорядительной) деятельности.
Административно-правовые отношения возникают в результате применения и действия административной нормы.
Административно-правовые отношения, как и другие отношения, включают: объекты, субъекты, их права и обязанности, а также юридические факты.
Объект – это общественные отношения, поведения субъектов, по поводу чего возникают правоотношения.
Общим объектом административного права является управленческая сфера, непосредственным объектам – взаимосвязи субъектов применительно к существованию конкретного вопроса, поведению субъектов.
Субъектами административно – правовых отношений является носители прав и обязанностей, а именно:
- граждане Республики Беларусь;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций;
- служащие государственных органов и объединений;
- общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.
Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административными правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.
Права и обязанности государственных органов управления (наз. полномочиями), так вот полномочия государственного управления определяются местом и ролью их в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совет Министров – в законе о нем, министерства – в полномочии о конкретном министерстве).
Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемым законом, декретом Президента или другими правовыми актами.
Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.
Дееспособность – возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.
Для государственных органов, администрации предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административно право и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования, либо, когда этого требует закон, - с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).
Административно-правовые отношения характеризуются рядом отличительных черт:
1. Административно-правовые отношения как разновидность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти – подчинения, а по форме взаимосвязей – «вертикальными» нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон.
2. В административно-правовых нормах выражается воля и интерес государства. В связи с этим одной из сторон административно-правовых отношений является государственный орган либо общественная организация, привязанные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства.
3. Административно-правовые отношения не могут возникать между гражданами. В случаях, когда гражданин требует должного поведения от другого гражданина в жилище или общественных местах, то административно-правовые отношения возникают между нарушителями общественного порядка и уполномоченным государством органом или общественной организацией, которые имеют право составить акт (протокол) и привлечь правонарушителя к ответственности.
4. Административно-правовые отношения по своей сущности являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной сферами деятельности.
Споры между сторонами административно-правовых отношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами незаконных действий должностных лиц).
Возникновение конкретного правоотношения между субъектами права обуславливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) называются юридическими фактами.
Юридическими фактами являются такие события, как рождение, смерть гражданина. Административно-правовые отношения возникают в связи с действиями отдельных граждан, а также должностных лиц (обращение гражданина с заявлениями, жалобой и т.д.).
К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные.
Необходимо знать, что административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.
Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспособных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными учреждениями и т.п.).

4. Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка).
Понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свобода граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Общие признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.
По своей социальной значимости действие либо бездействие тогда является антиобщественными, когда оно представляет опасность для общества, государства, создает угрозу и причиняет вред общественным отношениям и интересам граждан.
Именно степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех правонарушений на поступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданские права). Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его противоправность, которая заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права.
Противоправное деяние только тогда образует административное правонарушение, когда оно является виновным. Виновные противоправные деяния могут быть совершены умышленно или по неосторожности.
Безусловным признаком административного правонарушения является административная ответственность. Административным правонарушением признается лишь то общественное деяние, за совершение которого предусмотрена законом административная ответственность.
Совокупность установленных нормативными правовыми актами признаками, конкретизирующих, определяющих действие или бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка получила название состава административного правонарушения.
Признаками состава административного правонарушения является: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права общественного отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Субъективную сторону административного правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.
Субъективная сторона при наличии других признаков состава правонарушения дает основание говорить о вине лица при совершении противоправного действия или бездействия и наступлении его вредных последствий.

5. Понятие административной ответственности. Административные взыскания.
Административная ответственность один из наиболее распространяемых видов юридической ответственности. В Республике Беларусь ежегодно привлекается к административной ответственности более 3 млн. человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она направлена на защиту существующего правопорядка и воспитания граждан.
Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу совершившему правонарушение.
Основными чертами административной ответственности является:
1. Административная ответственность имеет собственную нормативно – правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов, либо из норм об административных правонарушениях. Прежде всего, это Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь, вступивший в силу с 01.03.2007 года и являющийся одним из основных источников законодательной основы института административной ответственности. Помимо Кодекса – это совокупность законодательных и подзаконных актов.
Необходимо знать, что уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – законодательством о труде и другими законами, законодательными и подзаконными актами; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовная ответственность наступает за преступление, дисциплинарная - за дисциплинарный проступок, материальная – за причиненного материального ущерба.
3. Согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь объектами административной ответственности являются только физические лица, граждане, должностные лица, несовершеннолетние и другие. Требования к физическим лицам, привлекаемым к административной ответственности, содержатся в вышеуказанном кодексе.
Находящиеся на территории Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Должностные лица как субъекты административной ответственности несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере управления, охраны, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.
4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания, за преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.
5. Применение административного взыскание не судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
6. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законом, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях.
Среди вышеуказанного ряда черт административной ответственности особое место занимают ее основание и меры – административные взыскания.
Административные взыскания.
Согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административные правонарушения, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение воспитательных мер Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь не относится к административной ответственности.
Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют определенную систему и являются ограничительными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишением каких – либо прав или благ.
В Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь закреплены следующие виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектам административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (например, право управления транспортным средством, права охоты);
- исправительные работы;
- административный арест.
Предупреждение – как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например, за нарушение правил пользования жилыми помещениями).
Штраф – взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных нарушений и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах.
Возмездное изъятие – состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Данная мера административной ответственности применяется в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и др.
Конфискация – состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственности государства.
Лишение специального права, предоставленного гражданину, применяется на срок до 5 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% из заработной платы в доход государства.
Исправительные работы назначаются судом. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.
Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

6. Компетенция органов государственного управления. Формы и методы государственного управления.
В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту Республики Беларусь.
Президент не является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности.
Администрация Президента Республики Беларусь является конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области кадровой политики и идеологии, осуществляющим подготовку, контроль и выполнение решений Президента Республики Беларусь.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту и ответственно перед Парламентом. Срок полномочий Правительства 5 лет. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь – коллегиальный орган. В состав Совета Министров входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатели государственных комитетов пограничных войск, по авиации, таможенных комитетов, Председатель Правления Белорусского потребительского союза потребительских обществ.
Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.
Совет Министров как орган исполнительной власти призван осуществлять многообразные функции и наделен широкими полномочиями во всех сферах жизни государства (экономической, социально-экономической, административно-политической).
Исполнительная власть реализуется также посредством руководства Советом Министров системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления. Совет Министров в целях осуществления такого рода функций принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме подчиненными ему республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий:
 руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
 разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
 разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
 обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
 принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
 выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
 отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.
Содержание, формы воздействия Совета Министров на подчиненные ему органы определяются в весьма общем виде. Совет Министров руководит этими государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.

Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года №516 в систему республиканских органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:
- министерства Республики Беларусь;
- Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь.
До 1997 года министерства, государственные комитеты назывались центральными органами государственного управления, так как в настоящее время обозначается лишь Совет Министров. Центральный государственный орган – это орган, распространяющий свою деятельность на всю территорию государства (в отличие от местного органа). Естественно, такими признаками обладают не только Совет Министров, но и министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете министров.
Министерство – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли 9сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.
Для министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров как подсистем государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности свойственны признаки, отличающие их от других государственных органов:
- они представляют собой республиканские органы центральной власти, распространяющие свои полномочия в целом на территорию Республики Беларусь;
- образуются Президентом Республики Беларусь;
- в своей деятельности подчиняются Совету Министров, а министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательством, могут подчиняться Президенту Республики Беларусь.
Межотраслевые органы государственного управления представляют собой разновидность общего управления. Они призваны обеспечить проведение единой государственной политики в масштабах страны всеми находящимися в их подчинении государственными органами управления, учреждениями, предприятиями и другими субъектами по реализации той или иной функции.
Межотраслевые органы вправе осуществлять: регулирование, издавая в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министерствами и другими субъектами; координацию их деятельности; оказание организационно-методической помощи; контроль за деятельностью государственных органов при осуществлении ими соответствующих функций.
Можно выделить органы специальной деятельности. К таким государственным органам управления могут быть отнесены комитеты при Совете Министров по проблемам катастрофы на Чернобыльской АЭС, по ценным бумагам.
Структура министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров определяется Советом Министров. Он вправе создавать департаменты, в том числе призванные осуществлять специальные функции в определенных сферах ведения, отнесенные к компетенции соответствующего министерства.
В систему государственных органов управления входят также: местное управление, администрации организаций (предприятий и учреждений) и государственные служащие.
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Администрация организаций (предприятий и учреждений) – это орган, осуществляющий непосредственное управление этими субъектами.
Государственные служащие – субъекты административно-правовых отношений, в которые они вступают в результате занятия должности в государственном аппарате путем назначения, избрания или утверждения.
Формы и методы государственного управления.
Исполнительная, распорядительная деятельность государственных органов управления в процессе руководства экономическими, социально-культурными и административно-политическим строительством реализуется прежде всего в издании правовых актов.
Правовые акты – это документы, предписания, изданные в письменной форме, имеющие государственно властный характер, устанавливающие обязательные правила поведения либо регулирующие конкретные управленческие отношения, принимаемые управомоченным субъектом в пределах его компетенции.
Правовые акты в зависимости от их юридических свойств подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты содержат в себе общие правила поведения субъектов, регулируют однотипные общественные отношения, рассчитаны на относительно длительный срок действия и многократное применение (например, Правила дорожного движения).
Индивидуальные акты содержат предписания по конкретным обстоятельствам персонифицированного характера (приказ о зачислении на работу, применении взысканий, поощрений).
В процессе осуществления управленческой деятельности применяются различные методы.
Методы управления – совокупность способов, приемов, средств целенаправленного воздействия субъекта (управляющего) на сознание и волю объекта (управляемого).
Выделяют следующие методы управления: идеологические (убеждения), административные и методы стимулирования.
Реализация целей, функций и задач управления обеспечивается идеологическими методами (убеждения).
Они представляют собой совокупность мер воздействия на сознание субъекта. Это находит выражение в воспитании служащих государственного аппарата, разъяснении смысла и целей принятых правовых актов и мероприятий, проводимых государственными органами. Методы идеологические являются основными.
Административные методы управления выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они выражают отношения «власти-подчинения» между субъектами. За нарушение предписаний вышестоящих государственных органов могут применяться меры принуждения (дисциплинарные, административные).
Методы стимулирования как совокупность государственно-правовых мер выражаются в поощрении действий субъекта нематериальными и материальными благами и направлены на побуждение его к позитивным действиям в целях получения высших качественных и количественных показателей в работе.
Моральное стимулирование выражается в поощрении действий лица посредством вынесения благодарности, награждения.
Методы материального стимулирования состоят в предоставлении субъекту имущественных благ, как правило выраженных в денежной форме.
В свою очередь этот метод подразделяют на группы:
- метод экономического стимулирования;
- метод материального поощрения.
Метод экономического стимулирования обеспечивается экономическими рычагами воздействия (хозрасчет, кредит, экономические санкции) на поведение субъекта.
Материальное поощрение выражается в повышении уровня оплаты труда работника, применении других форм поощрения (премии, награждение ценными подарками и т.п.)
Использование в комплексе многообразных форм и методов создает гарантии для эффективной работы государственных органов управления, объединений, предприятий, организаций и учреждений.

Нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г № 361-З:, с изм. и доп : текст по состоянию на 1 декабря 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
3. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21.04.2003 г. // Национальный реестр правовых актов. - № 63. – 2/980.
Литература:
1. Бибило, В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь / В.Н. Бибило. - Минск, 2000. – 134 с.
2. Иванов, В.С. Основы права Республики Беларусь/ В.С. Иванов. – Минск - ВУЗ-ЮНИТИ, 2000. – 134 с.
3. Круглов В.А. Основы права Республики Беларусь/ В.А. Круглов. - Минск - МИУ, 2002. – 203 с.
4. Козлов, Ю.М. Административное право / Ю. М. Козлов. – Москва,1999. – 203 с.
5. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А.Н. Кромник. -. Минск, 2001.- 295 с.
6. Манов, Т.Н. Теория права и государства / Т.Н. Манов. – Москва, - 1996. – 234 с.
7. Пиголин, А. С. Теория права / А.С. Пиголин. - Москва, - 1995. – 304 с.
8. Шишко, Г.Б. Основы права/ Г.Б. Шишко. - Минск, - 1995. – 345 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии