БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы права » ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Понятие, предмет и метод гражданского права.
2. Система и источники гражданского права.
3. Возникновение гражданского права и обязанностей, их осуществление и защита.
4. Гражданин (физическое лицо) как субъект гражданских прав. Юридические лица.
5. Объекты гражданских прав. Сделка – понятие, виды.
6. Участие Республики Беларусь и административно территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
7. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, недееспособным, ограниченно дееспособным лицом и гражданином, не способным понимать своих действий.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к теме «ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Вначале необходимо определить понятие гражданского права, а также выявить предмет и метод этой отрасли права. Отдельное внимание уделяется системе и источникам гражданского права. Далее подробно следует ознакомиться с такими вопросами как возникновение гражданских прав и обязанностей. Для полного усвоения данной темы следует знать о наличии в гражданских правоотношениях таких элементов как субъекты и объекты.
Следует рассмотреть и вопросы относительно участия Республики Беларусь и административно территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством и определять ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, недееспособным, ограниченно дееспособным лицом и гражданином, не способным понимать своих действий.
Контрольные вопросы и тесты, список литературы и темы рефератов студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующей темы, систематизации изученного материала.

1. Понятие, предмет и метод гражданского права.
Гражданское право – отрасль права, наиболее тесно связанная как с повседневной жизнью и поведением каждого человека, так и с предпринимательством, становлением и развитием рыночных отношений.
Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-денежные или иные, имеющие стоимостное выражение отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, приведенный в ст. 1 ГК Республики Беларусь.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, договорные и иные обязательства, а также иные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.
В предмет гражданского права входит три группы отношений:
1) имущественные;
2) связанные с имущественными личные неимущественные отношения;
3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
Следует иметь в виду, что не все имущественные отношения регулируются гражданским законодательством.
Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка.
Имущественные отношения имеют характерные особенности:
- их участники вступают в правоотношения в статусе собственников, т.е. владельцев имущества;
- участники действуют как самостоятельные и равноправные субъекты.
Отношения, в которые вступают субъекты гражданских правоотношений, носят, как правило, возмездный характер. Безвозмездный характер некоторых имущественных отношений (дарение, безвозмездное пользование вещью, бесплатное хранение и др.) является исключением, но не правилом.
На практике встречается ряд имущественных отношений, отвечающих указанным выше признакам, но регулируемых другими отраслями права – семейным, трудовым и т.д.
Связанные с имущественными личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права в силу характеров и оснований их возникновения. В качестве примера можно привести отношения по поводу авторства на произведение литературы или иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.
Что касается отношений, возникающих по поводу материальных благ, составляющих группу личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, то такие отношения включаются в сферу гражданского права, если иное не вытекает из существа этих отношений. Защита чести и достоинства гражданина может быть предметом регулирования нормами гражданского права, если по своему характеру и общественной опасности она не переходит в сферу административного, а то и уголовного права.
Метод правового регулирования – система свойственных данной отрасли юридических приёмов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется самостоятельностью участников этих отношений, особым порядком защиты гражданских прав.

2. Система и источники гражданского права.
Система гражданского права – это его внутреннее строение, состоящее из определённых структурных частей: правовых норм, субинститутов, институтов, подотраслей.
Правовая норма представляет собой обязательное правило, установленное государством и лежащее в основе отрасли права.
Если правовые нормы регулируют сравнительно небольшую группу однородных правоотношений (аренда зданий и сооружений) можно говорить об субинститутах.
В качестве институтов в гражданском праве выступают более крупные блоки норм, регулирующих отношения, входящие в близкие по своей сущности субинституты (в качестве примеров можно назвать куплю-продажу). К институтам гражданского права следует отнести юридические лица, объекты гражданских прав, сделки, исковую давность и т. д.
Подотрасли гражданского права относят право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальную собственность, наследственное право.
Основным источником права признаётся нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства.
К актам гражданского законодательства относят:
- Конституция Республики Беларусь, для гражданского права особое значение имеют статьи 13 и 44, касающиеся основополагающих отношений собственности, её форм, содержания, гарантий защиты, ст. 28,29,51,60 и др.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь занимает центральное место в системе источников гражданского законодательства;
- Законы Республики Беларусь;
а) законы напрямую направленные на регулирование отдельных групп, гражданских правоотношений (например, закон «Об экономической несостоятельности» (банкротства) от 18.07.2000г;
б) кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие в себе нормы гражданского права. В качестве примера можно сослаться на Жилищный кодекс;
в) Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
г) Постановления Правительства Республики Беларусь;
д) Акты Конституционного суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка Республики Беларусь;
е) ведомственные акты.
Одним из источников гражданского права во многих странах являются обычаи. Не причисляя их официально к источникам гражданского законодательства, белорусский законодатель, тем не менее, в некоторых статьях обращает на них внимание.

3. Возникновение гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защита.

Обстоятельства, с которыми нормы гражданского права связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, именуются в гражданском праве юридическими фактами.
Ст.7 ГК предусматривает перечень видов юридических фактов.
Гражданское право и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок;
2) из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате создания и приобретения имущества по основаниям не запрещенным законодательством;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусств и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) следствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Гражданские права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законом, но и из действий граждан и юридических лиц, которые порождают гражданское право и обязанности.
В зависимости от того, требуется ли для возникновения юридического факта проявление воли юридического лица или гражданина, юридические факты делятся на действия и события.
Действия – это воля лица, выраженная в доступной законом форме. Воля лица может быть выражена и в форме бездействия.
События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Как правило, это проявления сил природы. Событие может быть порождено в результате неправомерных действий физических или юридических лиц.
По отношению к гражданскому законодательству юридические факты:
- правомерные (соответствуют нормам гражданского законодательства);
- неправомерные (не соответствуют, совершение недействительных сделок).

4. Гражданин (физическое лицо) как субъект гражданских прав и обязанностей. Юридические лица.
Участниками гражданских отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранным и международным лицам, если иное не определено Конституцией и международными договорами Республики Беларусь.
Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Правоспособность является необходимым условием для приобретения субъективных прав и принятия на себя обязанностей, юридическое значение имеет определение содержания правоспособности. Согласно ст.17 ГК граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью; создавать юридические лица и т. д.
Правоспособность признаётся за гражданским законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от правоспособности или ограничить её. Гражданин может быть ограничен в правоспособности в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, за совершение отдельных преступлений УК предусматривает в качестве санкции лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданское право, создавать для себя гражданские обязанности. Гражданская дееспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-летнего возраста.
В определённых случаях гражданская дееспособность может возникнуть в полном объёме и до наступления 18 лет.
Одна из причин – эмансипация несовершеннолетнего (ст.26 ГК), имеет место, если несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия родителей.
Вторая причина – вступление в брак (в случае наличия совместного ребёнка или при наличии справки о беременности орган ЗАГСа может снизить установленный возраст, но не более чем на три года.
Сделки за несовершеннолетних могут совершать от их имени только их законные представители- родители; усыновители и опекуны. Можно говорить о частичной дееспособности малолетних, ст.27 ГК предусмотрено право совершать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, не требующие нотариального удостоверения и государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия 3-м лицом для определённой цели или свободного распоряжения.
Несовершеннолетние в возрасте от 17 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большом объёме. В соответствии со ст.25 ГК они вправе:
- распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами;
- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние.
Все другие сделки, за исключением перечисленных, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей.
Имущественную ответственность по сделкам несёт сам несовершеннолетний, а дополнительную (субсидиарную) ответственность - лицо, давшее письменное согласие на совершение сделки.
Граждане, в предусмотренных законом случаях, могут быть ограничены судом в дееспособности, над ними устанавливается попечительство.
Для ограничения дееспособности необходимо наличие двух условий:
- гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами;
- гражданин вследствие такого злоупотребления ставит свою семью в тяжёлое материальное положение.
Гражданин, ограниченный в дееспособности вправе самостоятельно совершать мелкие сделки. Совершать другие сделки, получать заработную плату, пенсии и т.п. и распоряжаться ими он может с согласия попечителя.
Суд может отменить ограничение деятельности гражданина, если отпали основания ограничения.
Гражданин может быть признан недееспособным (в случае психического расстройства, душевной болезни или слабоумия) когда гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над таким гражданином устанавливается опека. В таких случаях гражданин не обладает даже частичной дееспособностью, присущей малолетним. От имени такого гражданина все сделки (в том числе и мелкие бытовые) совершает опекун.
Юридические лица.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс.
Характерные признаки юридического лица:
- организационное единство; (т.е. юридическое лицо имеет определённую структуру, установленную учредительными документами).
- наличие обособленного имущества; (обособленно от иных юридических лиц, от государства и т.д.).
- возможность самостоятельно отвечать по всем обязательствам своим имуществам;
- возможность выступать в гражданском обороте от своего имени (может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права), выступать в общих, хозяйственных судах и т.п.).
Любое юридическое лицо действует на основании учредительных документов; устава, либо устава и учредительного договора, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. В учредительных документах юридические лица должны определятся : наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, договор уставного фонда и т.п.
- ООО и ОДО – устав, учредительный договор;
- полные и коммандитные товарищества – только учредительный договор;
- ОАО и ЗАО, ЧУП и др. – устав.
Под правоспособностью юридического лица – понимается способность иметь гражданские права и принимать на себя обязанности. Правоспособность юридического лица наступает с момента, т.е. с момента государственной регистрации (ст.47 ГК).
Пределы правоспособности юридического лица ограничены учредительными документами и предметом деятельности.
Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. В соответствии со ст.49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Различают единоличные и коллективные органы юридических лиц. Единоличным является директор, управляющий и т.п. Коллективный – правление, совет, общее собрание. Юридические лица могут действовать и через своих представителей на основании доверенности.
Порядок создания юридических лиц:
определяется законодательством, выделяют три способа:
- распорядительный способ ( по распоряжению собственника);
- разрешительный порядок ( по инициативе граждан или организаций);
- явочно-нормативный порядок (юридическое лицо создаётся в соответствии с законом, проверяется законность создания юридического лица при государственной регистрации.
Независимо от способов создания все юридические лица подлежат обязательной регистрации (д-т Пр. №II «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, в ред. Д. от 16.11.2000г. № 22).
Виды юридических лиц.
Классифицируют по различным критериям:
- собственность, на которой они образованы:
а) на основе частной собственности;
б) на основе государственной собственности;
- право учредителей юридических лиц на имущество;
- цель деятельности юридических лиц;
а) коммерческая (основная цель извлечение прибыли);
б) некоммерческая (политические партии, общественные и религиозные объединения);
- состав учредителей:
а) создаётся государством;
б) физическим лицом;
в) крестьянским (фермерским) хозяйством;
г) субъектами хозяйств;
- учредительные документы;
- способ образования юридического лица (распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный порядок);
- обязанности учредителей;
- особенности статуса юридического лица:
а) резиденты (образуется и действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь);
б) нерезиденты (в соответствии с законодательством иностранных государств);
- соподчиненность юридических лиц:
а) дочерние;
б) зависимые.
Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Реорганизация юридических лиц – деятельность не прекращается, а права и обязанности переходят к другим юридическим лицам (по решению учредителей, или в предусмотренном законодательством случае с согласия уполномоченного государственных органов.
Формы реорганизации:
- слияние (вновь возникшее юридическое лицо);
- присоединение (присоединение одного юридического лица к другому);
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
Ликвидация влечёт прекращение деятельности юридического лица (добровольная и принудительная).
Добровольная ликвидация (по решению учредителей), основания предусмотренные ст.57 ГК:
- истечение срока, на который создавалось юридическое лицо;
- достижение цели, ради которой оно создавалось;
- признание судом недействительной регистрации.
Принудительная ликвидация юридического лица (по решению суда или уполномоченного государственного органа).
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).
- уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
Суд, в случае если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов может признать данное юридическое лицо экономически несостоятельным (банкротом).
Это влечёт за собой ликвидацию предприятия, установлен порядок ликвидации законом от 18.07.2000г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

5. Объекты гражданских прав. Сделка – понятие, виды.
Объекты гражданских прав – вещи, включая деньги и иные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права: работы и услуги, охраняемая информация, интеллектуальная собственность, нематериальные блага.
Ст. 130 ГК все вещи подразделяют на движимые и недвижимые. К недвижимым (недвижимости) относятся: земельные участки, леса, здания, сооружения, предприятия как имущественный комплекс и иное в соответствии с законодательством.
Введена государственная регистрация недвижимости (ст. 131 ГК).
Особым объектом недвижимости являются предприятия. В данном аспекте оно рассматривается не как лицо, а как имущественный комплекс.
Неделимые вещи делимые, при дыхании вещь не должна изменять своего назначения (дом и автомобиль).
Деньги и валютные ценности – это объект гражданских прав, разновидность движимых, делимых вещей.
Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы (за исключением ювелирных, бытовых изделий), природные драгоценные камни.
Ценные бумаги также являются объектом гражданских прав (государственные облигации, векселя, чеки, сберегательные книжки и т.д.).
Помимо вещей, денег, ценных бумаг объектом гражданского права является другое имущество, и имущественные права.
Работы и услуги – работа это действие, имеющее определённый результат.
Охраняемая информация – сведения технического, коммерческого характера, в том числе секреты производства, иные сведения, относящиеся к результатам интеллектуальной деятельности.
Объектами гражданских прав признаются результаты интеллектуальной деятельности:
-произведения науки, литературы, искусства, фонограммы, изобретения, секреты производства (ноу-хау).
Нематериальные блага имеют неимущественный характер. К таким благам ГК относит жизнь и здоровье, достоинство личности, деловую репутацию и др.
Сделка – понятие, виды.
Сделка – действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделка – это действие, сознательно направленное на достижение определенного юридически значимого результата, это всегда волевой акт. Заключая сделку всегда преследуется конкретная цель (получить товар, по строить дом и т.д.).
При достаточном выражении воли одного лица, сделка считается односторонней (наследодатель, оформивший завещание).
При участии двух сторон, сделки являются взаимовыгодными, являются двухсторонними и их называют договорами.
Многосторонние сделки (несколько участников сделки), (договор о совместной деятельности нескольких лиц).
В зависимости от денежного интереса сторон сделки бывают возмездные и безвозмездные. При возмездных сделках – каждая из сторон получает плату или встречное удостоверение. Безвозмездная сделка – (договор дарения), т.е. одна из сторон.
В зависимости от сроков вступления сделки в силу:
- срочные;
- бессрочные.
Сделка, не предусматривающая сроков именуется бессрочной, она вступает в силу немедленно.
Если в сделке определен момент вступления ее в силу, сделка является срочной.
Сделки совершаются в письменной форме или устно. Письменная форма бывает простой и нотариальной.
Законодательством установлен конкретный перечень сделок, которые должны заключаться в письменной форме:
1) между юридическим лицом и юридическим лицом с гражданами;
2) гражданин между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз размер базовой величины.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях предусмотренных законом, и если это удостоверение предусмотрено соглашением сторон. Несоблюдение предусмотренной формы заключение сделок влечет их недействительность.

6.Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Включение Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в число субъектов гражданского права означает, что и на указанные субъекты, несмотря на их специфичность, в равной мере распространяются общие начала гражданского законодательства, прежде всего принцип равенства участников гражданских правоотношений.
Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами.
К Республике Беларусь и административно-территориальным единицам как участникам гражданско-правовых отношений применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.
Однако Республика Беларусь и административно-территориальные единицы юридическими лицами не являются в силу только им присущих индивидуальных признаков и особенностей.
Именно в связи с этим, с одной стороны, многие нормы Гражданского кодекса, определяющие правосубъектность юридического лица, неприменимы к Республике Беларусь как суверенному государству (порядок образования, реорганизации, прекращения деятельности и т.п.)
С другой стороны, только Республика Беларусь как субъект правоотношений может обладать рядом прав, которых не могут иметь юридические лица (например, право собственности на объекты, которые могут принадлежать исключительно государству).
Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь могут государственные органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов.
На республиканском уровне в качестве таковых могут выступать как Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, так и специально уполномоченные то министерства и иные республиканские органы государственного управления (чаще всего эти функции возлагаются на министерства финансов и экономики).
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы вправе участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не только посредством перечисленных выше органов государственной власти. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые статьями Гражданского кодекса, а также юридические лица и граждане.
Отношения, регулируемые гражданским законодательством, в которые в качестве субъектов вступают Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, разнообразны.
Важнейшее место среди них занимают отношения собственности.
Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
Выступая в качестве собственника своего имущества, и Республика Беларусь, и административно-территориальные единицы отделены как друг от друга, так и от созданных ими юридических лиц. Каждый из них участвует в гражданском обороте самостоятельно.
Значительное участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в обязательственных правоотношениях.
Например, участие государства или административно-территориальной единицы имеет место в сделках по распоряжению республиканской или коммунальной собственностью. Государство может стать стороной в сделке при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей.
Государство является субъектом деликтной ответственности.
Например, в обязательствах из причинения вреда государство может выступать ответчиком за причинение незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (причиненный вред в данном случае возмещается за счет казны Республики Беларусь).
Государство может являться субъектом наследственных отношений, причем в качестве полноправного наследника по завещанию. В наследственные отношения по выморочному имуществу вступают соответствующие административно-территориальные единицы.
Вышеприведенные положения действительны во внутреннем гражданском обороте.
Что касается участия Республики Беларусь и административно- территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, то следует иметь в виду особенности, касающиеся прежде всего возможности привлечения государства к имущественной ответственности в иностранном суде, поскольку здесь действует правило иммунитета суверенного государства. Особенности ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом определяются специальными законодательными актами.


7. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, недееспособным, ограниченно дееспособным лицом и гражданином, не способным понимать своих действий.
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители, опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.
При определенных условиях обязанность возместить вред, причиненный малолетним, может быть возложена на соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, образовательное или другое аналогичное учреждение, если они не докажут, что вред возник не по вине учреждения.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред.
Однако, если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Такую же субсидиарную ответственность несет соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждение, которое в силу законодательства является попечителем несовершеннолетнего, если не докажут, что вред возник не по вине учреждения.
Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним контроль, если не докажут, что вред возник не по их вине. Эта их обязанность не прекращается в случае последующего признания лица, причинившего вред, дееспособным.
Специальные правила установлены гражданским законодательством об ответственности за вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий.
В принципе дееспособный гражданин, а также несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, причинивший вред в таком состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими, не отвечает за причиненный вред. Однако он не освобождается от ответственности, если сам привел себя в такое состояние употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или иным способом.
Если вред причинен здоровью или жизни потерпевшего, суд может с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств возложить обязанность по возмещению вреда полностью или частично на причинителя вреда.
При причинении вреда здоровью вред возмещается потерпевшему как в случае причинения увечья, так и в случае иного повреждения здоровья.
Возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание и т.п.)
При определении утраченного заработка (дохода) учитывается пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с соответствующим увечьем или иным повреждением здоровья. Другие пенсии, назначаемые как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья, не принимаются во внимание, не влекут уменьшения размера вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда).
Объем и размер возмещения вреда может быть увеличен законодательством или договором.
Если потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленного законодательством пятикратного размера минимальной заработной платы.
В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет и не имеющего заработка (дохода), возмещаются причинителем вреда расходы, вызванные повреждением здоровья.
По достижению малолетним 14 лет и в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка, потерпевшему возмещаются не только расходы, вызванные повреждением здоровья, но и вред связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности в соответствии с нормами гражданского законодательства.
В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего и имевшие ко дню смерти право на получение от него содержания, ребенок умершего, родившийся после его смерти, и другие лица, указанные в ст. 957 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Вред возмещается каждому из лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при жизни умершего.
Лицо, причинившее смерть потерпевшего, обязано возместить расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. При этом полученное пособие на погребение в возмещение вреда не засчитывается.

Нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (с изменениями и дополнениями). - Ведомости Национального собрания Республики Беларусь,1999. - № 7-9.- 345 с.
Литература:
1. Иванов, В.С. Основы права Республики Беларусь/ В.С. Иванов. – Минск - ВУЗ-ЮНИТИ, 2000. – 134 с.
2. Круглов В.А. Основы права Республики Беларусь/ В.А. Круглов. - Минск - МИУ, 2002. – 203 с.
3. Манов, Т.Н. Теория права и государства / Т.Н. Манов. – Москва, - 1996. – 234 с.
4. Пиголин, А. С. Теория права / А.С. Пиголин. - Москва, - 1995. – 304 с.
5. Шишко, Г.Б. Основы права/ Г.Б. Шишко. - Минск, - 1995. – 345 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Задание 1:
Кто может осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь? Кто выступает в качестве представителей от имени государства на Республиканском уровне?

Задание 2:
Составьте схематично (или таблицу) отношений, регулируемых гражданским законодательством, в которых в качестве субъектов вступают Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии