БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Конституционное право РБ » Административно-территориальное устройство РБ

Административно-территориальное устройство РБ

Автор: Maxvel 2-01-2011, 23:34

Глава 1. Понятие административно-территориального устройства……………...4 
Глава 2. Виды и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь………………………………………………………………..7
Глава 3. Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства…………………………………………………......11

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ГЛАВА 1 Принципы и понятие административно-территориального устройства Республики Беларусь……………………………………………….4
ГЛАВА 2 Виды и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь.…..………………………………………...…..6
ГЛАВА 3 Государственное (Политико-правовое) устройство Республики Беларусь ………………………………….……………….…….9
ГЛАВА 4 Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства……………………………..12
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

2. Понятие административно-территориального устройства………. .4
3. Компетенции государственных органов в области административно-территориального устройства………………………………...6
4. Государственное устройство Республики Беларусь……………….11
5. Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц……………………………..13
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 


  ВВЕДЕНИЕ

 Целью данной работы является рассмотрение понятие административно - территориального устройства.
Объект - Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»
Административно-территориальное устройство основывается на принципах сочетания общегосударственных и местных интересов, государственного управлении и местного самоуправления. 
Во многих странах система государственных органов имеет сложное устройство и частично организуется применительно к административным единицам или частично прерывает их границу. В Республике Беларусь основное значение административно-территориального устройства состоит в том, что применительно к нему строится система государственных органов и система общественных объединений.  
Принципами административно-территориального устройства являются: примерное равенство размеров территории и численности населения; гласность; учет общественного мнения, исторических традиций и географических факторов; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением и др.

 

ГЛАВА 1

Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство. Разумное деление территории страны позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления[1, с. 430].
Административно-территориальное устройство следует рассматривать как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций [8, с.92].
Административно-территориальное деление Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях:
1. Эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;
2. Обеспечения законности и правопорядка;
3. Реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь[5,с.33].
Законом также определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:
1. единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
2. сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
3. сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
4. осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
5. равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования
6. включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
7. примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
8. многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
9. гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства [7, ст.2].

      
ГЛАВА 2

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь. 
Характерными признаками административно-территориальных единиц являются:
• единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;
• сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
• гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства;
• максимальное приближение государственного аппарата к населению;
• равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;
• четко определенные границы, наименование административно-территориальной единицы, административный центр, в котором располагаются органы власти; примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
• осуществление местными Советами депутатов, исполнительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц и др. 
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов (всего 118) и городов областного подчинения (37) как административно-территориальных единиц. Территория района делится на сельские советы, сельские населенные пункты и поселки, являющиеся территориальными единицами.
В Республике Беларусь установлены 3 категории городов:
• город Минск – столица Республики Беларусь;
• города областного подчинения;
• города районного подчинения.
Особым статусом обладает город Минск – столица Республики Беларусь, который определяется специальным Законом «О столице Республики Беларусь». 
Города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее чем 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.
Города районного подчинения – это населенные пункты с населением свыше 6 тыс. человек. Они имеют промышленные предприятия, учреждения социально-культурного и бытового назначения, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.  
Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.  
К категории поселков городского типа относятся:
• городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек. Они имеют промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
• рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее чем 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах;
• курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее чем 2 тыс. человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты и другие учреждения.
Все остальные населенные пункты можно отнести к категории сельских населенных пунктов. В Республике Беларусь насчитывается 1469 сельсоветов, которые объединяют сельские поселки, деревни, хутора, сельские объединенные пункты, в которых должно быть не менее чем 30 постоянно проживающих человек.

 

ГЛАВА 3

Государственное устройство Республики Беларусь.
 Государственно-территориальное устройство – это конституционно-правовой институт, содержание которого составляет совокупность норм, закрепляющих политико-территориальную организацию государства в целом и его частей, принципы их взаимоотношений и разграничение компетенций между ними[8, с.85];
 Государственно-территориальное устройство- это внутренняя территориальная организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и прочие[2, с.128].
 В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяется тремя основными формами государственно-территориального устройства:
1.унитарное государство
2.федеративное государство
3.конфедерация [2, с.128].
 В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь- унитарное, демократическое, социальное, правовое государство»[4, ст.1].
 Унитарное государство - это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам государственной власти и признаками суверенитета не обладают [6, с. 111]. 
 Унитарное государство обладает рядом признаков:
1.единая Конституция;
2.единое законодательство;
3.единая централизованная система органов исполнительной власти;
4. единая судебная система;
5.единое гражданство;
6. единая денежная система;
7. деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права;
8. наличие единых Вооруженных Сил, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
9.все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене [6, с.111].
Статус отдельных составных частей и в унитарных и в федеративных государствах зачастую отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным) [2, с.128]. Простое симметричное государственно-территориальное устройство характеризуется равным статусом его составных частей. Так например все области Республики Беларусь имеют равный юридический статус.
 С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные унитарные государства- те государства где нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, в децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Кроме того существуют сверхцентрализованные унитарные государства, то есть такие государства в которых произошел военный переворот и установлен военный режим [2, с.130-131].
Таким образом, Республика Беларусь - унитарное государство с симметричным государственно - территориальным устройством и централизованной государственной властью.


  ГЛАВА 4

Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства
Законом определена компетенция государственных органов при решении вопросов административно-территориального устройства.
Основные наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статьи 8 закона от 05 мая 1998 года Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы; принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну[7, ст.8].
В соответствии со статьей 9 все того же закона Совет Министров Республики Беларусь:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Статья 10 закона от 05 мая 1998года:
 Полномочия областных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства
Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством; 
по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения; 
устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения; 
относят населенные пункты к категории поселков городского типа; 
образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
 Областные исполнительные и распорядительные органы:
 по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Статья 11. Полномочия районных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства
Районные Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы;
устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов. Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц.
Статья 12. Полномочия городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства
Городские Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;
вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов - в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Статья 13. Полномочия поселковых и сельских Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства
Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что административно-территориальное устройство возникло практически вместе с возникновением самого государства. Деление территории страны позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, строить систему органов местного управления и самоуправления. 
Административно-территориальное деление – это деление территории на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан. 
Беларусь – унитарное государство, поэтому ее территория делится только на административные единицы. В отличие от федеративного государства здесь не могут быть созданы новые государственные образования. Понятие административно-территориального устройства употребляется также для обозначения процесса деления государства на административно-территориальные единицы. Предполагается, что территориальное устройство обеспечивает эффективное государственное управление, законность, правопорядок, реализацию прав и свобод граждан.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.-832 с.
2. Демичев, Д. М. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Мн.: Высшая школа,2004.- 351 с.
3. Кодавбович, В.А. Конституционное право: учебно-методический комплекс / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. - Мн.: Минский институт управления, Изд-во МИУ, 2005. – 268 с.
4. Конституция Республики Беларусь 1994года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.).- Минск: Амалфея,2005.- 48 с.
5. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н. Кунцевич. - Могилев.: «Могилевская областная типография», 2002. - 320 с.
6. Курак, А.И. Конституционное право: учеб. пособие (таблицы, схемы, определения) /А.И. Курак. - Мн.: Тесей, 2006.- 320 с.
7. Об административно - территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 № 154-З: с изменениями и дополнениями внесенными законом Республики Беларусь 20 23.11. 2005г. № 62-З
8. Чигринов, С.П. Конституционное права Республики Беларусь: в понятиях и схемах / С.П. Чигринов, А.А. Подупейко, И.А. Канашевич и др.; под общ. Ред. А.И. Сухарковой.- Мн.: Амалфея, 2002. – 320 с.
  9. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
  10. Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. Мн., 2002.

 

 

 

 



Введение

Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета является территория Республики Беларусь (ст. 9). Территория Беларуси едина и неотчуждаема. В ст. 9 Основного Закона предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Целью данной работы является изучение административно-территориального и государственного устройства Республики Беларусь.  
Объектом исследования является административно-территориальное, а также государственное устройство Республики Беларусь.
Принципами административно-территориального устройства являются: примерное равенство размеров территории и численности населения; гласность; учет общественного мнения, исторических традиций и географических факторов; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением и др.
Актуальность данного исследования заключается в правильности деления территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы и эффективности его использования.  


Глава 1.
Понятие административно-территориального устройства
Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь является территория Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. [2]
В целях решения вопросов административно-территориального устройства, дальнейшего развития конституционных норм о территориальной организации нашего государства издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".
Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (ст. 13 вышеназванного Закона).
• В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:
• единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
• сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
• сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
• осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
• равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
• включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
• примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
• многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
• гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.


Глава 2
Компетенции государственных органов в области административно-территориального устройства

Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Наиболее важные вопросы решает Президент Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Беларуси и с учетом мнения местных Советов депутатов:
• образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
• присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;
• принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанные с вопросами административно-территориального устройства;
• относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
• принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;
• объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь:
• представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
• устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;
• осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
• определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
• создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Определенными полномочиями наделены также местные Советы депутатов и исполнительно-распорядительные органы. Так, статьей 10 Закона предусмотрено, что областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
• вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
• по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
• устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
• относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;
• образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы:
• по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Согласно статье 11 Закона, районные Советы депутатов:
• вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;
• относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
• устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);
• устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.
Районные исполнительные и распорядительные органы:
• представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
• В соответствии со статьей 12 Закона, городские Советы депутатов:
• вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Городские исполнительные и распорядительные органы:
• представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Поселковые и сельские Советы депутатов:
• вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона).


Глава 3
Государственное устройство Республики Беларусь.

Государственно-территориальное устройство – это конституционно-правовой институт, содержание которого составляет совокупность норм, закрепляющих политико-территориальную организацию государства в целом и его частей, принципы их взаимоотношений и разграничение компетенций между ними[5];
Государственно-территориальное устройство - это внутренняя территориальная организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и прочие.
В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяется тремя основными формами государственно-территориального устройства:
1.унитарное государство
2.федеративное государство
3.конфедерация [5].
В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь - унитарное, демократическое, социальное, правовое государство»[2].
Унитарное государство - это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам государственной власти и признаками суверенитета не обладают. 
Унитарное государство обладает рядом признаков:
1.единая Конституция;
2.единое законодательство;
3.единая централизованная система органов исполнительной власти;
4. единая судебная система;
5.единое гражданство;
6. единая денежная система;
7. деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права;
8. наличие единых Вооруженных Сил, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
9.все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
Статус отдельных составных частей и в унитарных и в федеративных государствах зачастую отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным) [5]. Простое симметричное государственно-территориальное устройство характеризуется равным статусом его составных частей. Так, например, все области Республики Беларусь имеют равный юридический статус.
 С точки зрения организации публичной власти унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные унитарные государства - те государства, где нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Кроме того существуют сверхцентрализованные унитарные государства, то есть такие государства в которых произошел военный переворот и установлен военный режим [5].


Глава 4
Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.
Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности при необходимости делятся на районы, не являющимися самостоятельными административно-территориальными единицами.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.
От административно-территориальных единиц необходимо отличать территориальные единицы, создание которых также предусмотрено вышеназванным Законом. В соответствии с ним (ст.6) - территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).
Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой, и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь.
Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц производятся с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения.
Статистический учет административно-территориальных и территориальных единиц в масштабе Республики Беларусь ведут органы государственной статистики (Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство»; Министерство статистики и анализа).


Заключение

В соответствии со статьей 9 Конституции «территория республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь». 
На основе данной работы можно прийти к выводу, что территориальное деление является основой построения органов власти, органов местного управления и самоуправления. 
Разумное деление территории страны, а вместе с ним и деление органов власти, поз¬воляет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления. Именно благодаря правильному административно-территориальному делению обеспечивается законность и правопорядок, реализация прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. 
Беларусь – унитарное государство, поэтому ее территория делится только на административные единицы. К ним относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Разумное и эффективное административно-территориальное деление нужно для стабильного экономического, политического и социального развития Республики Беларусь. 

 

Список использованных источников

1. Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». 
2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17октября 2004 г.). – Минск:Амалфея, 2008 - 48 с.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.-832 с.
4. Гавриленко, В.Г., Ядевич, Н.И. Конституционное право: термины, понятия, определения. Мн., 1998. - 186 с.
5. Демичев, Д. М. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Мн.: Высшая школа,2004.- 351 с.
6. Кодавбович, В.А. Конституционное право: учебно-методический комплекс / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. - Мн.: Минский институт управления, Изд-во МИУ, 2005. – 268 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии