БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансовое право » ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Понятие и виды государственных целевых денежных фондов

В Республике Беларусь широко применяется практика образования целевых государственных фондов денежных средств в составе бюджетных и внебюджетных фондов. Целевые государственные фонды — определенная совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Целевые фонды обеспечивают денежными средствами конкретные экономические и социальные потребности или программы.
Каждый внебюджетный фонд имеет свой правовой статус, определяющий цель фонда, источники его образования, а также устанавливающий порядок управления фондом.
Особенности государственных целевых денежных фондов следующие:
• создаются только компетентными государственными и муниципальными органами;
• имеют строго определенную цель создания и функционирования;
• их правовое положение определяется нормативным актом о бюджете соответствующего уровня, Положением о соответствующем фонде или иным подзаконным нормативным актом, изданным компетентным органом и определяющим основные условия образования и функционирования фонда;
• срок существования фонда ограничивается достижением целей его образования.
Доходы государственного целевого бюджетного Республиканского фонда охраны природы образуются в сумме 96 372 190 рублей и направляются на расходы указанного фонда в сумме 92 309 078 рублей, а также в резервный фонд Президента Республики Беларусь в размере пяти процентов от доходов этого фонда (за исключением субвенций, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 настоящей статьи) для целевого финансирования мероприятий по социальной поддержке молодежи.
Доходы государственного целевого бюджетного Республиканского фонда охраны природы формируются за счет:
1) доходов республиканского бюджета:
• экологического налога в части поступающих в доход республиканского бюджета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару;
• сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
• доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
• возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
• других доходов;
2) субвенций на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и государственного природоохранного учреждения «Березинский биосферный заповедник», передаваемых из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы, в размере пяти процентов доходов этих фондов.
Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов формируют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Доходы, направления и размеры использования указанных фондов охраны природы определяются решениями областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) Советов депутатов.
Средства государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы используются на финансирование программ и мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а также на предоставление субвенций в государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных целевых бюджетных республиканского и местных фондов охраны природы, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

2. Правовое регулирование государственных целевых бюджетных фондов

В 2010 году доходы государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) образуются в сумме 67 000 000 рублей и направляются на расходы в сумме 67 000 000 рублей.
Доходы государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья образуются в сумме 20 000 000 рублей и формируются за счет поступающего в республиканский бюджет экологического налога в части платежей за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, и за счет иных источников, не запрещенных законодательными актами.
Расходы этого фонда определяются в сумме 20 000 000 рублей.
Направления и размеры использования средств государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в пределах расходов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
В 2010 году государственный целевой бюджетный фонд национального развития составляет 3 229 809 724 рубля.
Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.
Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми формируются источники государственного целевого бюджетного фонда национального развития, а также определяются направления использования средств этого фонда, отражает изменения показателей республиканского бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов

Принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов следующие:
1. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
2. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
3. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах. Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.
Рассмотрение, утверждение и исполнение смет доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год» в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.
В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — Палата представителей) проекты Законов Республики Беларусь «О бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год» одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Проекты Законов Республики Беларусь «О бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год» принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы предусматриваются по источникам поступлений в соответствии с разделами классификации доходов бюджета, а расходы — в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов.
Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.
Предельный размер дефицита и источники его финансирования или размер профицита бюджета государственного внебюджетного фонда определяются в порядке, установленном законодательным актом об этом фонде.
Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с законодательными актами об этих фондах и бюджетах этих фондов, со сметами доходов и расходов.
Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах. Утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных актов составляются распорядителями средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год» в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.
В случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Сформулировать понятие государственных целевых денежных фондов.
2. Перечислить особенности государственных целевых денежных фондов.
3. Что является источником формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития?
4. Назвать основные принципы государственных внебюджетных фондов.
5. Кем осуществляется контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов?

Рекомендуемые источники

1. Каменков, В. С. Финансовое право Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие / В. С. Каменков, А. В. Каменков. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. — 439 с.
2. Крохина, Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 719 с.
3. Пилипенко, А. А. Курс финансового права : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. — Минск : Кн. Дом, 2010. — 768 с.
4. Финансовое право : учеб. пособие / Е. В. Воробьева [и др.] ; отв. ред. И. В. Рукавишникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 589 с.
5. Финансовое право : учеб. пособие / И. Ш. Килясханов [и др.] ; под ред. И. Ш. Килясханова, Н. Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 479 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии