БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансовое право » ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Понятие и система государственных доходов

Государству для реализации своих задач и функций необходимы доходы. В связи с этим часть национального дохода в виде денежных платежей зачисляется в различные государственные денежные фонды. Такими фондами выступают: республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, средства предприятий республиканской и коммунальной собственности.
Государственные доходы — часть национального дохода Республики Беларусь, которая посредством денежных поступлений обращается в собственность государства с целью создания финансовой основы, необходимой для обеспечения его деятельности.
Главенствующую роль в системе государственных, доходов занимают доходы бюджетов, которые формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений, в том числе заемных средств.
Различают налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся республиканские и местные налоги, сборы (пошлины). К неналоговым доходам — доходы от государственной собственности: часть прибыли Национального банка и государственных предприятий, а также поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей. В число неналоговых доходов входят административные сборы и платежи. Заемные средства привлекаются посредством размещения внутренних и внешних государственных займов, в том числе выпуска государственных ценных бумаг, привлечения кредитов международных финансовых организаций и зарубежных стран.
К государственным доходам относятся также доходы предприятий республиканской и коммунальной собственности, которые принадлежат этим предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, поэтому такие государственные доходы называются децентрализованными. Предприятия самостоятельно распоряжаются своими денежными ресурсами. Влияние государства проявляется в определении направлений использования их прибыли, а также в распоряжении их имуществом.
Важное место в системе государственных доходов занимают государственные внебюджетные фонды. Доходы государственных внебюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, инновационных фондов республиканских органов государственного управления, фонда развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства и другие — принадлежат государству на праве собственности, и направления расходования средств этих фондов определяются Правительством Республики Беларусь.

2 Классификация государственных доходов

В юридической литературе приводятся классификации государственных доходов по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку государственные доходы подразделяются на:
1) доходы от государственного хозяйства (образуются в результате производственной деятельности государственных предприятий, использования имущества государства (лесов, недр, земель), приватизации государственной собственности и сдачи в аренду государственного имущества, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прибыли Национального банка);
2) доходы от предприятий частной формы собственности и физических лиц (налоги, сборы, пошлины);
3) платежи административного характера (штрафы, финансовые санкции и др.);
4) заемные средства государства (кредиты Национального банка Правительству, внутренние и внешние государственные займы).
По территориальному признаку государственные доходы подразделяются на:
1) республиканские (доходы, сосредоточенные в республиканском бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, финансы предприятий республиканской формы собственности);
2) местные (доходы местных бюджетов, внебюджетных фондов, предприятий коммунальной собственности).
По методам аккумуляции доходов выделяют:
1) обязательные платежи (составляют основную часть доходов государства). Помимо налогов, сборов, пошлин к этой группе относятся штрафы, финансовые санкции;
2) добровольные платежи (займы, пожертвования).


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дать определение государственных доходов.
2. Охарактеризовать налоговые и неналоговые доходы.
3. Проанализировать доходы предприятий республиканской и коммунальной собственности.
4. Перечислить государственные внебюджетные фонды.
5. Назвать несколько классификаций государственных доходов по различным основаниям.

Рекомендуемые источники

1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. — Минск : Элайда, 2005. — 568 с.
2. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М. : Магистр, 2007. — 576 с.
3. Ашмарина, Е. М. Некоторые проблемы современного налогового права / Е. М. Ашмарина // Государство и право. — 2003. — № 3. — С. 50—57.
4. Барулин, С. В. Налоги и налогообложение : учебник / С. В. Барулин, О. С. Кирилова, Т. В. Муравлева. — М. : Экономистъ, 2006. — 398 с.
5. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / С. В. Барулин. — М. : Экономистъ, 2006. — 319 с.
6. Бельский, К. С. Налоговая система : генезис, основные элементы, принципы / К. С. Бельский // Государство и право. — 2006. — № 9. — С. 48—55.
7. Березин, М. Ю. Базовая структура универсальной налоговой модели / М. Ю. Березин // Хозяйство и право. — 2006. — № 2. — С. 87—98.
8. Березин, М. Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2003. — № 19. — С. 75—86.
9. Березин, М. Ю. Сравнительный анализ поэлементной конструкции налога / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. — 2006. — № 1. — С. 50—60.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии