БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Современная концепция ОТП » Проблемы совершенствования современного правотворчества

Проблемы совершенствования современного правотворчества

Автор: Maxvel 4-10-2012, 11:16

Проблемы совершенствования современного правотворчества

1. Понятие правотворчества и факты его обуславливающие.
2. Стадии правотворческого процесса.
3. Особенности законодательного процесса и проблемы его совершенствования в РБ.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.В узком смысле слова правотворчество – процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле – процесс правотворчества начинается с правотворческого замысла до практической реализации правовой нормы. Выделяют 3 вида правотворчества в зависимости от субъектов:
1)непосредственная правоустановительная деятельность государства, когда нормы права создаются компетентными государственными органами и исходят от них
2)санкционирование государством норм негосударственных организаций и обычаев
3)непосредственное правотворчество народом – принятие правовых актов путем референдума
Функциями правотворчества в РБ наделены:
1)Президент
2)Парламент
3)Правительство
4)Министерства, ведомства
5)местные советы
6)руководители учреждений
7)народ
Факторы, которые влияют на правотворчество:
1)специально-экономические условия, из которых исходит законодатель
2)уровень правосознания общества
3)позиция и личные качества главы государства и другие
Правотворчество – специальная деятельность компетентных государственных органов или непосредственно народа по установлению норм права, их переработке.

2.Правотворчество можно разделить на 2 части: 1 часть – не является юридически значимой (организационные вопросы, обсуждения) и 2 часть – является юридически значимой, начинается с принятия решения о подготовке проекта НПА и придания ему нормативной формы.
Стадии правотворческого процесса:
1)принятие решения о подготовке акта
2)разработка проекта акта
3)обсуждение проекта акта
4)принятие ПА
5)опубликование или доведение его до адресата
Дополнительно выделяют:
1)прогнозирование
2)планирование
3)изучение на практике
Согласно закону «О НПА» выделяют 6 стадий:
1)планирование нормотворческой деятельности
2)нормотворческая инициатива
3)подготовка проекта НПА
4)принятие НПА
5)включение НПА в НРПА
6)опубликование НПА

3.Законодательные процесс подразделяется на 4 стадии:
1)законодательная инициатива
2)обсуждение
3)принятие закона
4)опубликование и введение его в действие
Согласно ст.90 Конституции, законодательным органом является Парламент. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, правительству, депутатам палаты представителей, членам совета республики, гражданам, не менее 50.000 человек. Право законодательной инициативы по вопросам изменения или дополнения Конституции принадлежит: Президенту, гражданам, не менее 150.000 человек.
Президент либо по его поручению правительство имеет право вносить предложения в парламент об обсуждении проекта закона. Эту стадию законодательной инициативы можно считать завершенной, если проект закона (план) внесен в повестку дня законодательного органа.
Обсуждение осуществляется в соответствии с регламентом. Слушание начинается с выступления с докладом инициатора, содокладом комитета, который курирует подготовку проекта закона. Обсуждение может проходить несколько чтений. После завершения обсуждения ставиться вопрос о принятии закона.
В Беларуси проект становиться законом после принятия Палатой Представителей и одобрением Советом Республики. Затем в 5-дневный срок предоставляется Президенту на подпись. Согласно ст.101 Конституции ПП и СР законом, принятым большинством голосов от полного состава каждой из палат и по предложению Президента могут делегировать законодательные полномочия на принятие декретов, равных по силе закону. При особой необходимости Президент по собственной инициативе либо по предложению правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.
Опубликование предполагает размещение принятого акта в определенных печатных изданиях, на которые официально ссылаться. В РБ согласно положению об официальном опубликовании при вступлении в силу ПА РБ, утвержденные декретом Президента от 10.12.1998г., источником официального опубликования является НРПА, газета «Звязда», «Рэспублика», для актов Президента – НРПА, «Советская Беларусия». С 1.07.2012г. официальным источником является prаvo.by.
Промульгация – обнародование НПА, т.е. доведение содержания НПА до населения путем помещения ПА в различных изданиях, обсуждение в коллективе на собраниях и т.д.
ПА представляют собой подзаконные акты, которые принимаются в строгом соответствии с Конституцией и другими законодательными актами и не могут им противоречить. Существует следующая иерархия подзаконных актов:
1)акты Президента
2)акты правительства
3)акты РОГУ
4)акты МОГУ
5)акты руководителей предприятий, учреждений, организаций
Акты Президента: указы, распоряжения, директивы. Указы могут носить ненормативный характер.
Акты правительства: на основе Конституции, законов, нормативных актов Президента в форме постановлений.
Акты министерств: в соответствии с актами Президента, правительства, издают приказы, постановления.
НПА ведомств могут применяться в форме инструкций, положений, уставов, правил, они подлежат утверждению постановлением или приказом.
НА МОРУ принимаются в форме положений.
Локальные акты издаются руководителями в форме приказов, распоряжений.

Принципы:
1)законность
2)профессионализм
3)связь теории с правоприменительной практикой
4)гласность
5)профессионализм правотворчества
Направления: долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ, независимая научная экспертиза проекта НПА в специально созданном органе.
Дополнительные принципы:
1)учет интересов всех социальных слоев общества
2)сочетание общегосударственных и региональных интересов
3)техническое совершенствование принимаемых НПА

4.Юридическая техника – совокупность средств, правил и методов разработки, систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. Основным объектом юридической техники является текст, информационное воплощение юридических предписаний.
К юридическим средствам относят терминологию. Термины подразделяются на 3 группы:
1)общеупотребительные
2)юридические термины
3)специальные термины
Юридические конструкции – правовые формулы со строго ограниченным набором инструментов. В соответствии со ст.23 закона О НПА выделяют требования: НПА должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике
Способы конструирования НПА:
1)абстрактный – вся совокупность юридических фактов охватывается обобщенными родовыми понятиями
2)казуистический – указание на особые случаи, имеет индивидуальные признаки каких-либо обстоятельств
Юридическая техника подразделяется на 4 вида:
1)законодательная техника
2)систематизации НПА
3)учет НПА
4)правоприменительная техника

Логико-языковые феномены в праве.
Признаки юридического языка:
1)четкость
2)отсутствие эмоциональной окраски
3)определенность
4)точность мысли законодателя
Главная задача юридического языка состоит в том, чтобы при максимально возможной простоте изложения добиться определенности, исключающей различного понимания.
Для юридического языка характерен повелительный императивный стиль изложения.
В ст.34 закона О НПА отражаются требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста: в тексте не допускается употребление экспрессивных форм разговорной речи, в одном и том же смысле разных понятий, нечетких словосочетаний, восклицаний и призывов, аббревиатур, кроме общеупотребительных, ненормативной лексики.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии