БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансовое право » ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Автор: Maxvel 8-10-2012, 10:08

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Понятие и функции финансов

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность.
Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служа¬щий всеобщим эквивалентом.
Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.
Как в экономической, так и в юридической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах.
По материальному содержанию финансы представляют собой денежные формы государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций.
Как экономическая категория финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.
Различают финансы государственные (публичные) и частные.
Роль финансов заключается в том, что с их помощью осуществляется денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, а также контроль за рациональным и целевым распределением и использованием средств этих фондов.
Потребность в урегулировании функционирования финансов дает основание говорить, что финансы — категория правовая.
Финансы как категория экономическая подчинены объективным закономерностям развития экономики.
Финансы — экономико-правовая категория, порождающая особую группу денежных отношений, возникающих в процессе распределения части валового внутреннего продукта и национального дохода, в связи с чем у государства и субъектов хозяйствования образуются денежные фонды, используемые на соответствующие цели.
Совокупность денежных фондов образует финансовые ресурсы.
Выделяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную.
1. Распределительная функция связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Рас¬пределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного распределения национального дохода формируются фонды государства и местных бюджетов, внебюджетные фонды, денежные фонды предприятий (среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства).
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития отдельных приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, многодетных семей и др.). Распределение и перераспределение происходит на основании воли государства выраженной в нормативных правовых актах.
2. Контрольная функция за¬ключается в контроле над законным и своевременным формированием и расходованием средств по целевому назначению.
Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.
Целью финансового контроля является рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов и реализуется:
• в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода;
• при взимании налогов и неналоговых доходов государства;
• при расходовании централизованных и децентрализованных государственных денежных фондов, которые должны расходоваться объективно и строго по целевому назначению.
Функции финансов имеют интегративный характер, т. е. осуществляются одновременно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

2 Финансовая система Республики Беларусь

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.
Финансовая политика — совокупность мероприятий, вырабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и управления.
Она проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы.
Финансовая система рассматривается в двух аспектах:
• как совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках страны (экономический аспект);
• как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (институциональный аспект).
Органы, осуществляющие финансовую деятельность, подразделяют на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства, государственные комитеты, иные государственные организации подчиненные правительству Республики Беларусь);
2) государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной, они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Изначально финансовая система подразделяется на два основных звена: централизованные (общегосударственные финансы) и децентрализованные (финансы предприятий, организаций и учреждений).
Финансово-кредитная система Республики Беларусь состоит из бюджетной системы, банковской системы, а также финансовых средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:
1) бюджетную систему, состоящую из государственного, или республиканского (его средства расходуются на мероприятия, имеющие обще государственное значение, а его доходная часть формируется главным образом за счет налогов), и местных бюджетов (совокупность областных городских, районных бюджетов и бюджетов сельских поселковых советов, все они самостоятельны);
2) государственные целевые бюджетные фонды, государственный внебюджетные фонды (Фонд социальной защиты населения, Фонд поддержки предпринимателей), целевые бюджетные и внебюджетные фонды местных Советов депутатов Республики Беларусь;
3) бюджет свободных экономических зон;
4) бюджет союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
5) финансы субъектов хозяйствования и отраслей (денежные фонды, создаваемые в целях обеспечения непрерывного производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей работников, составляющие основу финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов);
6) имущественное и личное страхование, страхование ответственности (финансовое право изучает обязательное страхование);
7) государственный кредит (кредитные отношения, при которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — организации и физические лица Республики Беларусь, иностранные физические и юридические лица, международные организации, другие государства) и банковский кредит (Национальный банк Республики Беларусь и иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации).

3 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

Существует множество определений понятия «финансовая деятельность».
Финансовая деятельность — осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность — деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих динамическое развитие и эффективное функционирование этого государства.
Финансовая деятельность (организационно-правовой аспект) протекает как деятельность органов государственной власти и управления.
В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:
1) мобилизации денежных средств:
а) учет возможности получения средств;
б) увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
в) учет и возможности налогоплательщиков;
г) установление особого порядка взимания налогов и сборов;
д) изыскание иных средств мобилизации денег;
2) распределение и использование денежных средств:
а) учет объектов использования денежных средств и их нужд;
б) определение размера каждой потребности;
в) определение размеров и сроков использования денежных средств;
г) определение правового положения распределителей бюджетных средств;
д) строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
е) обеспечение сохранности денежных средств;
ж) выявление резервов расходования денежных средств.
Финансовая деятельность как управляющая система проявляется в различных методах (конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы).
Методы мобилизации включают в себя:
1) обязательные платежи (налоги, сборы (пошлины), платежи по обязательному страхованию).
Данный метод тесно связан с институтом государственного принуждения; посредством данного метода государство осуществляет концентрацию денежных средств в обязательном и установленном законом порядке, в установленный срок, в бюджет соответствующего уровня;
2) добровольные платежи (лотереи, вклады в банк, государственный заем (покупка и продажа государственных ценных бумаг), пожертвования юридических и физических лиц).
Методы распределения и использования включают:
1) финансирование (выделение государством денежных средств из бюджета для выполнения юридическими лицами своих задач на условиях безвозмездности, безвозвратности и целевого использования);
2) кредитование (отпуск банками и банковскими организациями денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях возвратности, возмездности, срочности и целевого назначения).
В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности, т. е. бюджетный заем.
Государственные организации получают денежные средства путем финансирования и кредитования, а коммерческие — путем кредитования;
3) производство расчетов с вкладчиками банковских учреждений;
4) выплата страхового возмещения;
5) осуществление валютных операций.
Мобилизация, распределение и использование денежных средств осуществляется в безналичном порядке либо наличными денежными средствами.
Необходимо обратить внимание на субъекты, которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства, к которым относятся:
1) высшие представительные и исполнительные органы государственной власти (руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию).
Президент Республики Беларусь издает декреты и указы по вопросам налогообложения, валютных операций и по другим вопросам, связанным с мобилизацией денежных средств.
Национальное собрание принимает республиканский бюджет, законы, связанные с мобилизацией денег в доход государства.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета по доходам, принимает решения по вопросам налогообложения, занимается другими вопросами в области организации доходов;
2) органы местного самоуправления (обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующих административно-территориальных образованиях).
Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того что они утверждают местные бюджеты, они обязаны обеспечивать на своей территории поступления доходов в вышестоящие бюджеты, образования кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов;
3) государственные органы специальной компетенции.
Министерство финансов принимает участие в расходовании денежных средств. Однако следует иметь в виду, что Министерство финансов Республики Беларусь организует составление проекта республиканского и консолидированного бюджетов. Оно принимает деятельное участие вместе с Министерством по налогам и сборам по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы в Республике Беларусь, осуществляет государственное кредитование и др.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь следит за соблюдением норм налогообложения и обеспечения, прежде всего поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Национальный банк Республики Беларусь выступает кредитором Правительства, организует денежное обращение и валютные операции. На него возложены такие важные полномочия, как эмиссия денег;
4) все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, также могут быть заемщиками по государственному кредиту;
5) граждане как налогоплательщики; также они могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь, как покупатели ценных бумаг государства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Сформулировать и определить содержание понятий «финансы», «финансовая деятельность государства», «финансовая система».
2. Назвать составляющие звенья финансовой системы.
3. Охарактеризовать звенья финансовой системы Республики Беларусь.
4. Перечислить субъекты, которые участвуют в мобилизации денежных средств в доход государства.
5. Охарактеризовать методы распределения и использования.
6. Перечислить задачи финансовой деятельности государства.
7. Назвать и раскрыть полномочия государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства в Республике Беларусь.
8. Назвать основные функции финансов.

Рекомендуемые источники

1. Бойко, Т. С. Финансовое право : учеб. пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. — Минск : Кн. Дом, 2006. — 320 с.
2. Воробей, Г. А. Финансовое право : учеб. пособие / Г. А. Воробей. — Минск : Амалфея, 2006. — 434 с.
3. Каменков, В. С. Финансовое право Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие / В. С. Каменков, А. В. Каменков. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. — 439 с.
4. Крохина, Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 719 с.
5. Пилипенко, А. А. Курс финансового права : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. — Минск : Кн. Дом, 2010. — 768 с.
6. Финансовое право : учеб. пособие / А. А. Вишневский [и др.]. — Минск : Аккад. МВД Респ. Беларусь, 2005. — 168 с.
7. Финансовое право : учеб. пособие / Е. В. Воробьева [и др.] ; отв. ред. И. В. Рукавишникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 589 с.
8. Финансовое право : учеб. пособие / И. Ш. Килясханов [и др.] ; под ред. И. Ш. Килясханова, Н. Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 479 с.
9. Финансовое право : учебник / А. Б. Быля [и др.] ; отв. ред. : Е. Ю. Грачева, Г. П. Тостопятенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Велби : Проспект, 2010. — 520 с.
10. Финансовое право : учебник / Е. М. Ашмарина [и др.] ; отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. — М. : Элит-2000, 2009. — 750 с.
11. Финансовое право : учебник / К. С. Бельский [и др.] ; под ред. С. В. Запольского. — М. : Рос. акад. правосудия : Эксмо, 2006. — 640 с.
12. Финансовое право : учебник / Ю. А. Крохина [и др.] ; отв. ред. Н. И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 768 с.
13. Финансовое право Российской Федерации : учебник / П. Н. Бирюков [и др.] ; отв. ред. М. В. Карасева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2009. — 609 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии