БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объекты, субъекты и виды проверок.
2. Государственное регулирование контрольной деятельности в Республике Беларусь.
3. Планирование контрольной деятельности.
4. Координация контрольной деятельности.
5. Права, обязанности и ответственность контролирующих субъектов.
6. Обязанности, права и ответственность должностных лиц, деятельность которых проверяется.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Объекты, субъекты и виды проверок
В процессе проверок исследуется финансово-хозяйственная деятельность организаций в рамках определенного круга вопросов.
К объектам проверок можно отнести:
• фактическое наличие денежных средств и материальных ценностей - устанавливается посредством инвентаризации, обеспечивающей реальность и достоверность учетных данных, что стимулирует материально ответственных лиц к созданию условий, необходимых для сохранности подотчетных денежных и материальных ценностей. Неизбежность проверки способствует правильному и своевременному документированию движения ценностей;
• финансовые операции, хозяйственные процессы и другие факты финансово-хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражаемые в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации, — при объективной оценке контролирующими субъектами устанавливается соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, достоверность, законность, целесообразность и экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. При этом также изучаются возможности использования резервов, возникающих с развитием и совершенствованием технологического процесса производства;
• управленческую деятельность — организацию работы по подбору и расстановке кадров; текущий контроль за исполнением приказов и распоряжений; рассмотрение писем, заявлений, жалоб и предложений; внутрихозяйственный контроль за работой структурных подразделений и подведомственных субъектов хозяйствования. Устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления организацией и рационализации ее управленческого аппарата.
Субъектами проверок (контролирующими органами) являются государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в соответствующие перечни контролирующих (надзорных) органов (утверждены указами № 510 и № 325).
В настоящее время с учетом принятого порядка осуществления контрольной деятельности в Республике Беларусь можно выделить несколько видов проверок.
Плановая проверка - проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. При определении количества дней, необходимых для ее проведения, следует учитывать такие факторы, как объем документооборота, уровень автоматизации учета, способ проверки документов (сплошной или выборочный), проверяемый период, условия работы и вид деятельности проверяемого субъекта и др. Общий срок проверки обусловлен объемом работы, конкретными задачами и особенностями проверяемого субъекта, но не должен превышать 30 рабочих дней. Вместе с тем при наличии веских оснований оп может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем.
Внеплановая проверка не включается в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, а назначается по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции по поручению органов уголовного преследования (ПО возбужденному уголовному делу, для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, для проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве и т.д.), руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Встречная проверка проводится для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения не превышает 250 базовых величин (при том что контрагенты - юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь) или 500 базовых величин (контрагенты — иностранные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь). Однако данное ограничение не касается финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушением требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Внеплановая тематическая оперативная проверка проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней. Такие проверки не включаются в планы работы (т.е. являются внеплановыми), назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем непосредственно перед началом проведения. Основанием для назначения таких проверок может служить возникшая необходимость контроля (например, за соблюдением порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров).
Контрольная проверка проводится для установления фактов устранения субъектами хозяйствования нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Ее продолжительность не должна быть более пяти рабочих дней. Вместе с тем, если в процессе контрольной проверки возникает необходимость в испытании продукции или обследовании производства, то по решению руководителя государственного органа срок контрольной проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего органа (должностного лица) или на требование (предписание) об устранении нарушений. Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа и состоит в изучении информации и документов, полученных контролирующим (надзорным) органом от субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов. Важно отметить, что при проведении камеральной проверки контролирующий (надзорный) орган вправе истребовать у проверяемого субъекта дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие законность и реальность совершенных фактов финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с Указом № 325 решение о назначении камеральных проверок принимается руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем. Субъектами камеральных проверок выступают, к примеру, территориальные налоговые инспекции, а предметом их изучения — представленные плательщиками налоговые расчеты (декларации) и приложенные к ним документы.

2. Государственное регулирование контрольной деятельности в Республике Беларусь
Проверка имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности проверяющих и проверяемых, порядок оформления и рассмотрения результатов, сроки и периодичность проведения и ряд других аспектов организации контрольной деятельности.
Непосредственно сам процесс проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций (подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов) регламентирован Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510, и детализирован в ведомственных инструкциях, которые разрабатываются органами государственного управления и другими контролирующими организациями исходя из нормативных правовых актов, определяющих содержание контрольной деятельности в республике. Данные инструкции утверждаются приказом руководителя соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо его территориальными органами в областях и Минске.
Действующим законодательством предусмотрено, что внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов.
В проведении такого вида проверок принимают участие Министерство финансов Республики Беларусь, таможенные, судебные, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы. Порядок взаимодействия данных контролирующих органов при организации, проведении и реализации материалов проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Порядок проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, оформления и рассмотрения результатов проверок, организации их учета и представления отчетности об осуществляемой контрольной деятельности в органах государственного управления и иных контролирующих организациях также регламентирован соответствующими законодательными актами и инструктивными материалами, в частности: Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств; Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-ревизия (Минфин) Отчет о контрольно-ревизионной работе; Правилами ведения книги учета проверок и Правилами ведения журнала производства работ; Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

3. Планирование контрольной деятельности
Правильно организованное планирование контрольной деятельности дает следующие результаты:
• усилия проверяющих сосредоточиваются па основных направлениях развития национальной экономики;
• создаются условия для совершенствования контрольной деятельности, обмена передовым опытом и повышения квалификации проверяющих;
• эффективно используется рабочее время работников контролирующих служб;
• проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства проводятся ритмично, на высоком качественном уровне.
В планировании контрольной деятельности важно опираться на принципы организации контроля — общие и частные, такие как экономичность, комплексность, непрерывность, действенность, оптимальность, конкретность, реальность, гибкость и мобильность.
Содержание планов контрольной деятельности должно ориентироваться па контроль максимально возможного числа организаций и обеспечивать высокое качество проверок при наименьших затратах, что связало с соблюдением принципа экономичности контроля. Выполнение этого требования зависит от вида и объема намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков работников контролирующих органов.
Планирование контрольной деятельности предполагает комплексный подход. Поскольку в проведении проверок задействованы специалисты различных функциональных отделов, важно определить участки проверки и объем работ каждого из них, разграничить круг проверяемых вопросов, установить сроки представления материалов проверок.
Реализация принципа непрерывности планирования достигается распределением сопряженных заданий среди группы контролеров и увязкой этапов планирования по срокам и по смежным структурным подразделениям, филиалам и дочерним организациям. При планировании проверки па длительный период (например, при проверке концернов, корпораций) контролирующему органу следует своевременно корректировать программы контрольных мероприятий с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а также промежуточных результатов проверок.
Для реализации принципа действенности планирования в плане должны содержаться точные указания на исполнителей и сроки проведения контрольных процедур.
Принцип оптимальности планирования реализуется при возможности выбора оптимального варианта программы контроля исходя их критериев, определенных законом или контролирующим органом.
Принцип конкретности планирования требует от проверяющих однозначного определения вопросов программы проверки, с тем чтобы можно было назначить срок выполнения и исполнителей.
В обеспечение принципа реальности план выверяется с точки зрения потенциала выделенных для проверки трудовых и материальных ресурсов. При необходимости рассматривается возможность привлечения к проверке дополнительных ресурсов.
В ходе проверки план совершенствуется, дополняется и уточняется — в этом и заключается принцип гибкости и мобильности. Вносимые изменения должны быть обоснованы и обусловлены конкретными фактами. План подвергается корректировке до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.
Наряду с этим при планировании контрольной деятельности необходимо учитывать ряд общих положений. Так, в план следует включать всю предстоящую работу, тем самым обеспечивая его полноту. В контролирующих органах может составляться несколько планов: план работы контрольной службы на год; план проведения проверок па полугодие; план проведения тематических проверок.
Периодичность плановых проверок зависит от того, к какой группе риска (высокой, средней или низкой) отнесен субъект хозяйствования. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510, в котором также установлен следующий режим назначения плановых проверок контролирующим органом:
• субъектов высокой группы риска — не чаще одного раза в течение календарного года, и если по результатам проверки не будет выявлено нарушений законодательства, то следующая плановая проверка такого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через два года;
• средней группы риска — не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через пять лет;
• низкой группы риска — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Помимо этого, если в соответствии с решением или поручением Президента Республики Беларусь деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требует ее безотлагательного начала, данная проверка также включается в план контрольной деятельности.
При планировании проверок контролирующим органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения контролирующим органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Если по результатам анализа не установлено признаков, указывающих па нарушения законодательства, плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска — не назначаются.
Это же правило соблюдается и по отношению к организациям, у которых на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
В рамках ведомственного контроля могут проводиться только проверки:
• плановые — не чаще одного раза в два года независимо от группы риска проверяемого субъекта, а также от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение в соответствии с Указом № 325;
• внеплановые — по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов — по находящимся в их производстве делам (материалам).
Не планируются и, соответственно, не проводятся проверки в течение двух лет со дня:
• государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
• присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций;
• создания — представительств иностранных организаций;
• первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Исключением является проведение внеплановых проверок при наличии определенных оснований.
Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки. При составлении плана проведения проверок необходимо предусмотреть равномерную загрузку специалистов контролирующих служб, а также выделение резерва времени для выполнения внеплановых, контрольных и дополнительных проверок. Проверяемый период не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки.
При планировании следует исходить из того, что каждый проверяющий должен провести в течение года 6—8 проверок, т.е. посвятить им не менее двух третей своего рабочего времени. Оставшаяся треть распределяется между участием в семинарах по изучению передового опыта контрольной деятельности, ознакомлением с новыми нормативными и инструктивными документами, повышением квалификации и т.п.
В контролирующей организации может составляться план проведения тематических проверок, включающий следующую информацию: вопросы (темы) проверок; указание мест нахождения объектов проверок; сроки проведения; сведения об исполнителях (фамилия, имя, отчество, должность). Вопросы проверки определяются руководителем контрольно-ревизионной службы совместно с руководителем контролирующей организации. Они обусловлены рядом субъективных факторов.
Планы контрольной деятельности должны быть конкретными, составляться с условием возможности контроля над их исполнением и обеспечивать нормальный режим труда и отдыха специалистов контрольных и функциональных служб, привлекаемых к осуществлению контрольных действий.
Разрабатываются планы контрольной деятельности в контрольном подразделении, утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления или иной контролирующей организации после чего представляются в вышестоящие министерства, ведомства и другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Здесь па основании представленных материалов составляются и утверждаются руководителями государственных органов (лицами, исполняющими их обязанности) сводные планы проверок, проводимых государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами и подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами), в том числе в рамках ведомственного контроля.
В сводные планы проверок областных и Минского городского исполнительных комитетов включаются проверки, осуществляемые в рамках ведомственного контроля областными (Минским городским) и районными исполнительными комитетами (администрациями районов в городах), а также подчиненными им (входящими в систему) контролирующими (надзорными) органами.
Остальные плановые проверки, за исключением осуществляемых в рамках ведомственного контроля, проводимые структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, подчиненными одновременно соответствующим республиканским органам государственного управления и перечисленными в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом № 510, включаются в сводные планы проверок республиканских органов государственного управления.
Сводные планы проверок в установленные сроки представляются в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь для последующего составления координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

4. Координация контрольной деятельности
При большом количестве контролирующих и контролируемых субъектов неизбежны случаи параллелизма и дублирования в контрольной деятельности, что обусловливает необходимость планирования и правильной организации проверок, а также их координации органами государственного управления, осуществляющими ведомственный и вневедомственный контроль, и органами Комитета государственного контроля.
Координация контрольной деятельности позволяет решать важные задачи, в частности:
• отбирать наиболее актуальные темы и вопросы для проверок
• объединять усилия различных контрольных органов для совместной работы, тем самым создавая условия для проведения всесторонних проверок;
• вырабатывать обоснованные и конкретные предложения и рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов;
• реализовывать материалы проверок;
• сокращать количество проверок при одновременном повышении их качества.
Вопросы координации стали особенно актуальными в современных условиях, когда на законодательном уроните определено, что в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Возникает проблема: какая из функциональных служб должна организовывать и координировать проведение проверок? Однозначный ответ содержится в Указе № 325: ведомственная контрольная служба координирует деятельность принимающих участие в осуществлении ведомственного контроля структурных подразделений контролирующих органов.
При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы его руководителем определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом.
В отдельных контролирующих органах составляется План координации проверок, проводимых специалистами структурных подразделений на предстоящий год (полугодие), в котором указываются наименования и места нахождения объектов проверки, время ее проведения, участвующие в ней функциональные управления и отделы. Предусмотрена специальная графа «Согласовано» для подписей руководителей функциональных управлений и отделов, специалисты которых привлекаются к предстоящим проверкам. После утверждения руководителем контролирующей организации данные планы становятся обязательными к исполнению.
Координация проверок, проводимых органами ведомственного контроля, может осуществляться и путем перечисления в плане (в графе «Соисполнители») функциональных управлений и отделов, привлекаемых для участия в планируемых проверках в предстоящем периоде.
На этапе формирования государственными органами сводных планов проверок также осуществляется их координация. В случае, если в рамках сводного плана проверок одного государственного органа предполагается проверка субъекта различными контролирующими (надзорными) органами (структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями данного государственного органа), месяц начала этой проверки должен быть единым для всех контролирующих (надзорных) органов.
На уровне органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь координация контрольной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, а также с Порядком составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности. Согласно этим документам, органами Комитета государственного контроля на основании представленных сводных планов проверок составляются координационные планы на полугодие.
В координационные планы допускается включать только одну плановую проверку одного и того же субъекта в течение календарного года. Плановая проверка субъекта несколькими контролирующими (надзорными) органами проводится только в форме совместной проверки.
Посредством интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь выписки из утвержденных руководителями государственных органов сводных планов проверок в срок до 15 ноября (15 мая) направляются государственными органами в Комитет государственного контроля Республики Беларусь (в части проверяемых субъектов, находящихся в Минске) и комитеты государственного контроля областей (в части проверяемых субъектов, находящихся на территории соответствующей области).
В срок до 1 декабря (1 июня) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь на основании представленных государственными органами сводных планов проверок формируют проекты координационных планов па предстоящее полугодие и рассылают их в адрес государственных органов на рассмотрение. При наличии замечаний по срокам проведения проверок государственные органы проводят уточнение с соисполнителями, снимая все разногласия.
В случае необходимости изменить сроки проведения совместных проверок, указанные в проектах координационных планов, соответствующие предложения не позднее 5 декабря (5 июня) представляются инициирующими их государственными органами органам Комитета государственного контроля, сформировавшим указанные проекты. Предложения должны быть согласованными со всеми соисполнителями. Органы Комитета государственного контроля вносят изменения в проекты координационных планов, представленные государственными органами в установленном порядке, и в срок до 8 декабря (8 июня) возвращают указанные проекты для согласования. Руководители государственных органов в срок до 10 декабря (10 июня) направляют в Комитет государственного контроля или его территориальные органы информацию о согласовании координационных планов. В срок до 15 декабря (15 июня) органы Комитета государственного контроля размещают координационные планы па официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Координация контрольной деятельности обеспечивает ее эффективность, действенность и результативность, позволяет устранить параллелизм и дублирование.

5. Права, обязанности и ответственность контролирующих субъектов
Права, обязанности и ответственность контролирующих субъектов зависят прежде всего от их правового статуса. Например, права работников Комитета государственного контроля Республики Беларусь закреплены законами Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; права работников налоговых инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь - постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (в редакции постановления от 18 марта 2010 г. № 384); общие права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности — Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510.
Права, обязанности и ответственность контролирующих субъектов в министерствах ведомствах, других республиканских органах управления установлены разработанными на основе данного Положения ведомственными инструкциями:
При проведении проверок работники контролирующих органов имеют право:
• свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки, предъявив служебные удостоверения и предписания на проведение проверки;
• проверять у представителей проверяемого субъекта удостоверяющие личность документы и (или) документы, подтверждающие полномочия; в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
• в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся деятельности и имущества субъекта. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее двух рабочих дней) для представления документов (их копий);
• проверять первичные документы, учетные регистры, статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
• опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг; проводить проверки фактического наличия в них ценностей; требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также осуществлять проверки правильности их проведения;
• вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
• на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более двух суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
• проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
• требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
• привлекать экспертов, специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов, экспертизы состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов строительно-монтажных и ремонтных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
• в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными;
• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки, у других государственных органов и иных государственных организаций;
• получать от организаций независимо от формы собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости — проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;
• требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;
• при выявлении фактов совершения подлога документов изымать подлинные документы, имеющие отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий периода проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо требовать представления выписок из них или копий. Взамен изъятых подлинных документов в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта;
• передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку, материалы в органы уголовного преследования и судебные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения, в соответствии с действующими нормами права.
Законодательством могут предусматриваться и иные права работников контролирующих органов при проведении проверок. Вместе с тем данные работники не наделяются административными правами, они не могут давать обязательных распоряжений специалистам проверяемой организации, требовать их наказания за неправильные действия.
При выполнении служебных функций работники контролирующих органов обязаны:
• строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, действующим Положением о порядке организации и проведения проверок и ведомственными инструкциями, регламентирующими организацию и порядок проведения контрольной (надзорной) работы;
• принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций;
• владеть всем комплексом способов и приемов контроля и использовать их в процессе практической деятельности;
• приступая к проведению проверки, предъявить документ, подтверждающий контрольные полномочия, руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и ознакомить его с задачами предстоящей проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
• объективно освещать выявленные факты нарушений и злоупотреблений, случаи бесхозяйственности указывать виновных лиц, размер причиненного материального ущерба и причины вскрытых недостатков в деятельности субъекта предпринимательской деятельности;
• при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины устанавливать размер причиненного материального ущерба, причины нарушений и виновных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения;
• оказывать помощь работникам проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков, разъяснять действующее законодательство в сфере экономических отношений, если ошибки допущены в результате его незнания;
• оформлять результаты проверки соответствующими документами и принимать меры к их рассмотрению в установленные сроки;
• проверять выполнение решений, принятых по результатам предыдущей проверки, и отражать в акте (справке) его полноту и своевременность.
В процессе осуществления функций контроля работники контролирующих органов несут ответственность:
• за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимых проверок;
• необъективное освещение результатов проверок;
• полное или частичное сокрытие обнаруженных злоупотреблений;
• неправильность и необоснованность выводов по результатам проверок, неполное установление материального ущерба;
• использование служебного положения в корыстных целях;
• досрочное разглашение результатов проверок, которые впоследствии не подтвердились или разглашение которых привело к уничтожению улик либо послужило причиной несвоевременного и некачественного исследования финансовых операций и хозяйственных процессов.


6. Обязанности, права и ответственность должностных лиц, деятельность которых проверяется
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, Регламентирующим содержание контрольной (надзорной) работы в республике, а также с учетом действия ведомственных инструкций, разработанных па основании вышеуказанного Положения, должностные лица, деятельность которых проверяется, обязаны:
• выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнала производства работ);
• обеспечивать допуск проверяющих к проверке, предоставлять необходимые для проверки документы, допускать проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
• обеспечивать проверяющим возможность реализовать их права и обязанности, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
• обеспечивать проведение инвентаризации контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, осуществление расчетов и экспертиз, а также других действий в рамках проверки;
• предъявлять проверяющим товароматериальные ценности, денежные средства, бланки строгой отчетности и другие первичные документы финансово-хозяйственной деятельности;
• давать объяснения в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой документальной проверке, представлять справки, расчеты;
• в случаях, предусмотренных действующим законодательством, изготавливать за свой счет копии изымаемых документов;
• разрабатывать мероприятия по устранению выявленных проверкой нарушений и совершенствованию работы служб организации в соответствии с действующим законодательством в области экономических отношений;
• при необходимости направлять информацию о результатах проверки в другие органы для принятия решения в целях пресечения правонарушений;
• в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, возмещать затраты, связанные с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов и специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
• содействовать проверяющим в проведении проверки;
• являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
• принимать меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом нарушений; возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других связанных с проверкой действиях. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица проверяющий вправе произвести такие действия без участия указанного лица, но с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствовавшие при проведении проверки, подписывают документы, составленные по ее результатам.
Должностные лица, деятельность которых проверяется, имеют право:
• требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
• отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений и по причине истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение; при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, отказ может быть мотивирован отсутствием документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
• не допускать к проведению проверки лицо, отказавшееся внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
• не выполнять требования проверяющего, не относящиеся к вопросам, подлежащим проверке;
• знакомиться с содержанием промежуточных и основного актов проверки (справки), касающихся их служебной деятельности;
• знакомиться с содержанием документов, послуживших основанием для записи в акте проверки (справки) о допущенных нарушениях или злоупотреблении, а также с расчетами подлежащего возмещению материального ущерба;
• представлять в обоснование своих действий соответствующие подлинные документы или их копии, заверенные в установленном порядке;
• получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
• присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Если в период проверки требуется провести экспертизу или привлечь специалиста по отдельным вопросам деятельности проверяемого субъекта, его должностные лица имеют право в соответствии с действующими гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь:
• заявить отвод эксперту, специалисту;
• просить о назначении эксперта, специалиста из числа указываемых ими лиц;
• поставить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
• присутствовать (с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа) при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
• знакомиться с заключением эксперта, специалиста.
По окончании проверки должностные лица, деятельность которых проверялась, имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами; требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих; получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт (в случае его составления).
Должностные лица, деятельность которых проверяется, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, не позволившее контролирующим лицам установить подлинное содержание финансовых операций и хозяйственных процессов, реальный размер причиненного субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба. Ответственность наступает также за невыполнение требований проверяющего о представлении для проверки первичных документов, учетных регистров, отчетных форм бухгалтерской и статистической отчетности, денежных средств и материальных ценностей, объяснений по выявленным нарушениям, злоупотреблениям и фактам бесхозяйственности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии