БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВЯЗАННАЯ С НЕЙ ОТЧЕТНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВЯЗАННАЯ С НЕЙ ОТЧЕТНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВЯЗАННАЯ С НЕЙ ОТЧЕТНОСТЬ

1. Организация и этапы проверки, подготовка к ее проведению.
2. Порядок проведения проверки.
3. Документы, составляемые в период и но результатам проверки.
4. Методика определения материального ущерба (вреда).
5. Требования, предъявляемые к содержанию акта проверки.
6. Реализация результатов проверки и организация контроля выполнения принятых по ним решений.
7. Порядок передачи материалов проверки органам уголовного преследования и судебным органам.
8. Особенности проведения проверок по требованию органов уголовного преследования и судебных органов.
9. Учет и отчетность о контрольной деятельности.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Организация и этапы проверки, подготовка к ее проведению
Контролирующие органы обязаны приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Уже сформированный координационный план допускается корректировать, но только в части исключения проверки, либо вывода контролирующего органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), либо изменения срока проверки.
В соответствии с Указом № 510 и действующим Положением о порядке организации и проведения проверок в Республике Беларусь, если к началу включенной в координационный план проверки не возникает оснований для ее проведения, то контролирующий орган обязан не позднее последнего дня месяца, в котором планировалось начать проверку, представить органу Комитета государственного контроля Республики Беларусь, сформировавшему координационный план, уведомление об исключении проверки из плана; если планировалось проведение совместной проверки — уведомление об исключении контролирующего органа из состава соисполнителей.
При необходимости внести иные изменения в координационные планы контролирующие органы обязаны не позднее чем за пять рабочих дней до первого дня месяца, на который планировалась проверка, представить в органы Комитета государственного контроля, занимавшиеся составлением планов, соответствующее уведомление по установленной форме. Изменение месяца начала проверки допускается, но при условии соблюдения требований о периодичности назначения проверок исходя из отнесения субъектов контроля к группам риска. Уведомления контролирующих органов об изменении месяца начала совместной проверки либо исключении совместной проверки из координационного плана должны быть согласованы со всеми соисполнителями, в противном случае изменения в координационный план не вносятся. Копии уведомлений должны быть направлены представившими их контролирующими органами в адрес государственных органов, утвердивших сводные планы проверок.
Органы Комитета государственного контроля на основании уведомлений контролирующих органов в течение пяти рабочих дней со дня их получения вносят соответствующие изменения в координационные планы либо направляют представившим уведомления контролирующим органам информацию об отказе во внесении изменений.
Проверка проверяемого субъекта проводится, как правило, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня отправления. Уведомление составляется по специальной форме (прил. 4), которая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 [73].
Процесс проверки состоит из следующих этапов:
1) подготовка к проведению;
2) непосредственно проверка финансово-хозяйственной
деятельности;
3) систематизация и обобщение результатов;
4) реализация материалов проверки;
5) контроль выполнения решений, принятых по результатам проверки.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, которое должно быть заверено печатью или оформлено на фирменном бланке. В предписании указываются:
•номер и дата выдачи предписания;
• основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);
• наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
• наименование проверяемого субъекта (для юридических лиц) либо фамилия, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей);
• состав группы проверяющих; фамилия, инициалы и должность руководителя проверки;
• исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;
• проверяемый период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);
• срок проведения (даты начала и окончания) проверки. В зависимости от вида проверки состав реквизитов может изменяться. Контролирующие (надзорные) органы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок.
Согласно предписанию могут проводиться встречные проверки контрагентов проверяемых субъектов.
При необходимости одновременной проверки нескольких субъектов хозяйствования выдается одно общее предписание с указанием в нем темы и вопросов проверки, проверяемых периодов и сроков проведения проверки у каждого проверяемого субъекта.
Проверке должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого субъекта, его бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, материалов предыдущих проверок, поступивших жалоб и другой информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации.
Результаты мероприятий, проведенных в подготовительный период в контролирующей организации, позволяют точно определить объем работы и задачи каждого исполнителя, обеспечить наиболее полное изучение финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта в соответствии с перечнем содержащихся в предписании вопросов и предостеречь от распыления внимания на малозначительные аспекты.
Па основе изучения указанных материалов разрабатывается программа проверки (задание), предусматривающая перечень основных вопросов, па которых следует сосредоточиться, а также период, за который должна быть проведена проверка. Программа может содержать следующие разделы: цель проверки; вопросы, подлежащие проверке; средства и условия, необходимые для проведения проверки; сроки и место исполнения; состав группы проверяющих; формы документального оформления предстоящей проверки. Программа составляется па базе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного проверяющим субъектом. Наряду с программой разрабатывается план проведения инвентаризаций ценностей в подотчете материально ответственных лиц (прил. 5). Программа проверки утверждается руководителем контролирующего субъекта.
До начала проверки руководитель группы проверяющих знакомит участников с содержанием программы (задания) и распределяет отдельные вопросы между исполнителями. Последние на основании полученных заданий составляют рабочие планы проверки порученных им участков деятельности проверяемой организации, указывая перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения проверки, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения. Рабочие планы утверждаются руководителем группы.
Форма и правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383.
В программе проверки предусматривается перечень вопросов для специалистов функциональных отделов (управлений) контролирующего субъекта, включенных в состав группы проверяющих. До начала проверки руководитель контролирующей службы совместно с руководителем группы проверяющих проводит инструктаж участников проверки по вопросам ее проведения, акцентируя внимание проверяющих на участках финансово-хозяйственной деятельности, требующих более тщательного исследования. Установочное совещание позволяет руководителю группы дать проверяющим практические советы как по организации работы, так и по их личному поведению на месте проверки, а также выслушать каждого участника группы и ответить на его вопросы. На совещании определяется готовность проверяющих к проверке.
По прибытии на место проверки руководитель группы (проверяющий) обязан предъявить руководителю проверяемого субъекта или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления) (прил. 6). Если в проверяемой организации такой документ отсутствует, то об этом должна быть сделана запись в акте проверки.
Если проверка начинается с контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо с контрольного оформления заказа на выполнение работ (оказание услуг), то служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются по завершении контрольной закупки либо контрольного оформления заказа. Лишь после этого сведения о проведении проверки вносятся в книгу учета проверок.
Затем проверяющие знакомят руководителя проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку. Последнее вносит соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимает решение о ее прекращении.
Однако следует отметить, что данный порядок не распространяется на проверки, проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, равно как и на проверки, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь, дополнительные и встречные проверки, а также проверки субъектов, ранее проверявшихся в рамках ведомственного контроля.

2. Порядок проведения проверки
При проведении проверки проверяющий самостоятельно выбирает методы, способы и приемы контроля, позволяющие выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Прежде всего определяется необходимость проведения обследования (осмотра) и инвентаризации, использования других приемов фактического контроля, отбираются интересующие объекты.
Затем проверяющим (руководителем проверки) заполняется контрольный список вопросов (чек-лист) по отдельным аспектам, подлежащим проверке, который по ее завершении прикладывается к акту (справке) проверки и является его неотъемлемой частью. Одновременно проводится документальная проверка, а именно:
• изучается действующая у проверяемого субъекта система бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля и экономического анализа;
• определяется объем документов, подлежащий изучению в соответствии с выбранным способом контроля (сплошным или выборочным);
• инспектируются различные документы с использованием приемов документального контроля (см. параграф 2.4).
Если в процессе выборочной проверки устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющие могут принять решение об использовании сплошного способа.
В ходе проверки, как правило, проводится экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, выявляются несоответствия и отклонения взаимосвязанных показателей, выясняются причины их образования.
Совокупность отдельных приемов документального контроля позволяет проводить счетную проверку отчетности, в период которой исследуется достоверность отчетных данных. Счетная проверка не сводится к установлению правильности оформления отчетов, точности арифметических подсчетов, взаимной увязки показателей различных форм отчетности. Она включает в себя элементы как формальной проверки (наличие и правильность заполнения всех реквизитов, имеющихся в отчетных формах), так и контроля по существу. Следует выделить три основных этапа такого контроля:
1) проверка согласованности одних и тех же показателей, имеющихся в различных формах отчетности (форма 1 — форма 2 — форма 3 — форма 4 — форма 5);
2) сличение отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета (данные форм отчетности сопоставляются с данными учетных регистров);
3) проверка соответствия учетных записей в регистрах данным первичных документов (к примеру, итоговые данные на определенную дату учетного регистра по счету № 50 «Касса» должны соответствовать данным кассовой книги на эту же дату).
Описанная последовательность действий является признаком использования метода дедукции. Однако контролирующий субъект по своему усмотрению может прибегнуть к индуктивному методу исследования, переходя от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон деятельности организации. При этом последовательность контрольных действий будет обратной: от первичных документов через учетные регистры к исследованию бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.
В ряде случаев проверяющий может принять решение об изъятии документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях законодательства. Это целесообразно, если:
• с документов невозможно снять копии (представить выписки из них);
• проверяемый субъект отказывается представить копии документов;
• требуется экспертиза (исследование) документов в целях установления их подлинности;
• у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Изъятие проводится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии — с приглашением не менее двух понятых. До начала изъятия проверяющий предъявляет постановление о производстве изъятия документов и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Лицу, у которого производится изъятие документов и предметов, предлагается добровольно выдать их, в противном случае изъятие производит принудительно. При отказе лица, у которого производится изъятие, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие изъятию документы и предметы, проверяющий вправе сделать это самостоятельно, но он должен избегать причинения без необходимости повреждений замков, дверей и других предметов. По подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к вопросам проверки. По результатам составляется акт изъятия, в котором указываются:
• его наименование;
• место и дата производства конкретного действия;
• время начала и окончания действия;
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт изъятия;
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его совершении, а в необходимых случаях — адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским (белорусским) языком;
• содержание и последовательность проведения действия;
• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях. Точно указываются наименования, количество индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимость предметов. Акт прочитывается всеми участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его совершении лицами. Последние вправе делать замечания, и проверяющие обязаны внести их в акт или приобщить к делу. Акт подписывается составившим его проверяющим и всеми, кто участвовал в производстве действия или присутствовал при его осуществлении. К акту прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.
Копия акта изъятия документов вручается под роспись (высылается) субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю.
Если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются подписью работника контролирующего органа, главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта и передаются должностному лицу проверяемой организации.
Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания из области пауки, техники, искусства, ремесла и иных сфер деятельности, контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта (специалиста).
Решение о назначении экспертизы принимает руководитель контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку, или его заместитель. В решении указываются:
• основания для назначения экспертизы;
• фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза;
• вопросы, поставленные перед экспертом;
• материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Проверяемый субъект, ознакомившись с решением о назначении экспертизы (привлечении специалиста), вправе предложить несколько кандидатур и ходатайствовать перед руководителем контролирующего (надзорного) органа о назначении эксперта (специалиста) из их числа, а также о постановке перед экспертом (специалистом) дополнительных вопросов.
Заключение эксперта (специалиста) или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому субъекту, который имеет право представить объяснения, заявить возражения, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате экспорту и специалисту, определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006г. №1775
Оплата экспертизы и услуг специалиста производится контролирующими (надзорными) органами за счет средств бюджета, а в случае установления нарушений по вопросам, по которым назначалась экспертиза или привлекался специалист, — за счет средств проверяемого субъекта.
При наличии оснований проверяющий может принять решение о применении в ходе проверки технических средств (в том числе аппаратуры для звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, ксерокопирования и сканирования документов, а также идентификаторов скрытых изображений). Проверяемого субъекта уведомляют об этом под роспись. Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и находятся вместе с ними в течение всего срока хранения.

3. Документы, составляемые в период и но результатам проверки
Качество проверки зависит не только от уровня ее организации и правильности проведения, но и от своевременности и полноты оформления обобщающих материалов.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения актов законодательства, то по ее результатам составляется акт проверки, а если нарушения не были установлены, — справка. В обоих случаях документ оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. О требованиях к содержанию акта проверки, порядке его составления и представления речь пойдет в параграфе 4.5.
К акту могут прикладываться различные документы, составляемые в течение всей проверки. Рассмотрим их по отдельности.
Проверяющий вправе требовать представления письменных объяснений должностных лиц проверяемого субъекта и лиц, непосредственно виновных в установленных нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту проверки и являются его неотъемлемой частью.
Выявленные факты однородных нарушений принято отражать в накопительных ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки. В них указываются необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного ущерба (при его наличии); период, па протяжении которого совершалось нарушение; даты и номера документов. В основном акте проверки отражаются содержание этих нарушений и итоговые данные из накопительных ведомостей со ссылкой на соответствующие приложения. Группировка нарушений способствует сокращению объема акта проверки и делает его более компактным.
По результатам контрольного обмера составляется отдельный акт (справка) проверки, к которому прилагаются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и установленных контрольными обмерами суммах завышений (при их наличии). Если в ходе проверки отбирались образцы (пробы), то прилагаются акты об отборе образцов (проб), а в случае проведения исследований — протоколы исследований (испытаний) и экспертиз.
К акту проверки могут прилагаться справки и расчеты, составляемые на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке.
Если в ходе внеплановой тематической оперативной проверки выявляется бесхозное имущество, то проверяющие в присутствии не менее двух понятых составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества.
В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять оперативные меры воздействия для их устранения и привлечения к ответственности виновных лиц через органы уголовного преследования и судебные органы, руководителем проверки до ее окончания составляется отдельный промежуточный акт проверки. Он имеет такую же структуру, как и основной акт проверки, но вступительная часть несколько сокращена, а в результативной части описывается конкретный факт нарушения законодательства, в связи с выявлением которого было принято решение о составлении промежуточного акта.
Документ подписывается теми же лицами, что и основной акт проверки. Контролирующим (надзорным) органом на основании промежуточного акта проверки может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в основной акт проверки, а сам промежуточный акт является приложением к нему.
По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах своей компетенции вправе составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении.
Отметим, что по результатам внеплановой тематической оперативной проверки акт может не составляться, если в хо¬де проверки было выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись.
На основании вышеописанных документов принимаются меры к ликвидации недостатков и нарушений; разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям; привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновные должностные и материально ответственные лица. Содержание и качество оформления этих документов позволяют также судить об уровне работы, проведенной проверяющими, их квалификации и компетентности.

4. Методика определения материального ущерба (вреда)
При проведении проверки особо выделяются вопросы, связанные с определением размера материального ущерба.
Материальный ущерб — это уменьшение количества или ухудшение качества имущества или денежных средств, возникшее в результате противоправных действий.
В практике работы контролирующих (надзорных) органов применяется аналогичное понятие — «вред», под которым подразумевается имеющее денежную оценку отрицательное изменение качественных и иных характеристик имущества, иное ухудшение его состояния, в том числе выразившееся в уменьшении количества имущества вследствие утраты, повреждения, иного воздействия, связанного с нарушением законодательства Республики Беларусь.
Экономическая сторона понятия материального ущерба (вреда) имеет два аспекта: качественный и количественный. Качественный аспект включает в себя порчу, повреждение товарно-материальных и иных ценностей. Количественный аспект — это отсутствие нужного количества товарно-материальных ценностей, денежных средств и других активов, обнаруженное при проведении их инвентаризации.
Правовая сторона понятия материального ущерба (вреда) охватывает систему правовых норм различных отраслей права (гражданского, трудового, уголовного), закрепляющих ответственность лиц за причинение физическому или юридическому лицу материального ущерба (вреда).
Действующим законодательством предусматривается, что «при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб, упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей» (ст. 400 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:
• ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
• противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
• прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
• вины работника в причинении ущерба.
Недопустимо возложение на работника ответственности за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (экспериментальное производство, введение новых технологий и др.).
Действующим законодательством предусмотрены случаи ограниченной материальной ответственности. Так, ст. 403 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что ограниченную материальную ответственность несут:
• работники — в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
• руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители — в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в следующих случаях:
• если между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;
• имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
• ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
• ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции) (в том числе при их изготовлении), а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
• ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
Вместе с тем проверяющий должен иметь в виду, что при определении размера ущерба не учитываются фактические потери в пределах норм естественной убыли, а также износ материальных ценностей с учетом установленных норм и времени нахождения их (ценностей) в эксплуатации. Иными словами, из суммы фактических потерь, рассчитанной исходя из балансовой стоимости материальных ценностей, вычитаются естественная убыль и износ по установленным нормам.
Размер причиненного ущерба определяется контролирующими (надзорными) органами; субъектами, имуществу которых причинен ущерб; аудиторами. Объем ущерба исчисляется по фактическим потерям па основании данных бухгалтерского учета.
Определение и порядок возмещения ущерба обусловлены рядом факторов:
• способом причинения ущерба имуществу;
• кругом лиц, причинивших ущерб;
• характером вины (умысел или неосторожность).
При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или намеренной порче материальных ценностей ущерб измеряется по свободным розничным ценам на момент его обнаружения. Если цены на данный вид материальных ценностей отсутствуют, ущерб определяется по рыночным цепам данной местности на недостающие или похищенные ценности.
В условиях коллективной материальной ответственности (например, бригады) подлежащий возмещению ущерб, причиненный организации ее членами, распределяется между ними пропорционально заработной плате (месячная тарифная ставка, должностной оклад) и фактически отработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
Определяя размер убытков (ущерба), необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 22 «О размере вреда, причиненного государственному имуществу» (с изменениями и дополнениями) и Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц.
Рассмотрим особенности измерения материального ущерба в различных ситуациях.
• Уменьшение объема производства или реализации продукции (работ, услуг).
Неполученная прибыль исчисляется как разница между ценой и полной плановой себестоимостью единицы продукции (работ, услуг), умноженная на количество не произведенной или не реализованной по вине контрагента продукции (работ, услуг).
Количество не произведенной по вине контрагента продукции (работ, услуг) рассчитывается в зависимости от конкретной ситуации:
• если имела место недопоставка (поставка продукции ненадлежащего качества или некомплектной) — делением объема недопоставленной (ненадлежащего качества или некомплектной) продукции на норму ее расхода на одно изделие (работу, услугу);
• если случился простой — умножением часовой (дневной) производительности простоявшего цеха (участка, агрегата, станка) на длительность простоя в часах (днях).
Недополученная в результате уменьшения объема производства или реализации соответствующего вида продукции (работ, услуг) прибыль подлежит взысканию невзирая на то, что общий план по прибыли за соответствующий период организацией выполнен или перевыполнен за счет перевыполнения плана производства (реализации) по другим видам продукции.
Расходы по уплате санкций определяются как сумма всех санкций в результате недопоставки продукции потребителю, уплаченных по вине контрагента.
Относительное увеличение суммы условно-постоянных расходов в связи с уменьшением объема производства продукции (работ, услуг) рассчитывается как произведение размера этих расходов в полной плановой себестоимости единицы изделия (работы, услуги) на количество не произведенных по вине контрагента изделий (работ, услуг).
Отнесение тех или иных расходов к условно-постоянным, а также исчисление их суммы в себестоимости единицы продукции осуществляется в соответствии с действующими в отрасли положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
При расчете ущерба (убытков) в связи с относительным увеличением условно-постоянных расходов следует учитывать уменьшение его размера в результате перераспределе¬ния части условно-постоянных расходов на другую продукцию, план по объему производства которой перевыполнен.
♦ Простои и форсирование производства.
Дополнительные расходы по заработной плате при простоях и форсировании производства исчисляются как сумма выплат и доплат в соответствии с действующим трудовым законодательством по основной заработной плате за время простоев, за работу в выходные и праздничные дни и за сверхурочные работы, доплат при переводе работников на нижеоплачиваемую работу до их средней заработной платы, расходов по дополнительной заработной плате в виде отчислений на оплату отпусков от суммы дополнительно начисленной основной заработной платы.
Дополнительные расходы по отчислениям в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты определяются как произведение суммы расходов по основной и дополнительной заработной плате, связанных с простоем и форсированием производства, на установленный тариф взносов на социальное страхование.
Расходы по оплате санкций составляют суммы санкций, оплаченных контрагентом (в результате нарушения сроков (графика) поставки продукции, других причин).
♦ Замена сырья, материалов, комплектующих изделий.
Дополнительные расходы по заработной плате (при увеличении трудоемкости продукции) включают основную и дополнительную заработную плату, начисленную за выполнение дополнительных работ (операций) в связи с заменой сырья, материалов, комплектующих изделий.
Дополнительные расходы по отчислениям на социальное страхование определяются как произведение суммы расходов по основной и дополнительной заработной плате в связи с заменой сырья, материалов, комплектующих изделий на установленный тариф взносов на социальное страхование.
При снижении трудоемкости продукции в результате замены сырья, материалов, комплектующих изделий должна учитываться соответственно экономия по заработной плате и отчислениям на социальное страхование.
Дополнительные расходы по сырью, материалам, комплектующим изделиям определяются как разность между стоимостью фактически использованных и замененных материалов, комплектующих изделий. При этом стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий рассчитывается с учетом транспортно-заготовительных расходов за вычетом стоимости используемых возвратных отходов.
Изменение (увеличение или снижение) расходов топливно-энергетических ресурсов в результате замены сырья, материалов, комплектующих изделий обусловливает дополнительные расходы или экономию этих видов ресурсов.
♦ Устранение недостатков в полученной продукции (выполненных работах).
Дополнительные расходы по заработной плате исчисляются как сумма выплат и доплат по основной заработной плате за работы по устранению недостатков в продукции (работах), включая доплаты за работу в выходные и праздничные дни и за сверхурочные работы, а также расходов по дополнительной заработной плате в виде отчислений на оплату отпусков от суммы дополнительно начисленной основной заработной платы.
Дополнительные расходы по отчислениям на социальное страхование рассчитываются умножением суммы расходов по основной и дополнительной заработной плате, связанных с устранением недостатков в продукции (работах), на установленный тариф взносов в Фонд социальной защиты населения.
Дополнительные расходы по сырью, материалам, изделиям, топливно-энергетическим ресурсам, использованным на устранение недостатков, исчисляются как сумма стоимости этих ресурсов по покупным ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов.
При устранении недостатков в полученной продукции (выполненных работах) силами сторонней организации размер ущерба (убытков) определяется стоимостью работ по устранению недостатков, выполненных этой сторонней организацией.
Если для устранения недостатков указанная продукция доставлялась до места нахождения сторонней организации, в сумму ущерба (убытков) включаются также расходы по ее транспортировке.
♦ Возврат и реализация продукции ненадлежащего качества или некомплектной.
Расходы, связанные с возвратом поставщику продукции ненадлежащего качества или некомплектной, определяются как сумма расходов потерпевшей стороны по ее доставке, разгрузке, хранению, а также возврату ответчику.
Расходы по реализации поступившей от поставщика продукции ненадлежащего качества или некомплектной рассчитываются суммированием расходов потерпевшей стороны но ее доставке, разгрузке, хранению, а также по реализации новому потребителю.
Если брак связан с использованием полученных от поставщика изделий (сырья, материалов, заготовок и т.п.) со скрытым неустранимым дефектом (браком), а выявляется в процессе производства продукции (работ, услуг) или при эксплуатации (использовании) этой продукции (работ, услуг) у потребителя, то себестоимость такого брака определяется исходя из стоимости сырья, материалов, полученных изделий, полуфабрикатов, услуг производственного характера сторонних организаций, технологического топлива и энергии, израсходованных на производство этой бракованной продукции, затрат на заработную плату (основную и дополнительную в части отчислений на оплату отпусков) производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, а также соответствующей доли расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов (или аналогичных расходов в соответствующих отраслях народного хозяйства).
При этом стоимость израсходованных материальных и топливно-энергетических ресурсов рассчитывается по покупным ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов, затрат на заработную плату производственных рабочих, исходя из действующих в организации тарифных ставок (окладов), норм выработки, расценок и систем премирования рабочих, а отчисления на социальное страхование — исходя из затрат на заработную плату и установленных тарифов взносов в Фонд социальной защиты населения.
Доля расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов (или аналогичных расходов в соответствующих отраслях хозяйствования) исчисляется в соответствии с действующим в отрасли порядком отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), установленным инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
При выявлении брака продукции, изготовленной с использованием полученных от поставщика изделий со скрытым неустранимым дефектом, в процессе ее эксплуатации (использования) у потребителя сумма ущерба определяется исходя из производственной себестоимости этой забракованной потребителем продукции, затрат, понесенных покупателем в связи с приобретением этой продукции и подлежащих возмещению ему, расходов на демонтаж забракованных изделий, а также транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции.
При выявлении суммы ущерба от брака произведенной продукции следует исключать стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использования.
Расходы по уплате санкций равны сумме всех санкций, уплаченных потребителю продукции в связи с поставкой ему бракованной продукции.
♦ Доставка продукции ускоренным способом.
Дополнительные расходы при вынужденной по вине контрагента доставке продукции ускоренным (по сравнению с предусмотренным в договоре) способом определяются как разница между фактическими расходами по перевозке груза и расходами по его доставке способом, предусмотренным договором.
♦ Приобретение продукции у другого поставщика или производство ее своими силами.
Дополнительные расходы по вынужденному по вине контрагента приобретению аналогичной продукции у другого поставщика равны разнице между фактической стоимостью полученной продукции (включая надбавки, доплаты за срочность изготовления, транспортно-заготовительные расходы) и стоимостью этой продукции по договору с учетом запланированных транспортно-заготовительных расходов.
Дополнительные расходы, связанные с изготовлением продукции (выполнением работ) силами потерпевшей стороны, составляют разницу между фактической стоимостью продукции (работ) и стоимостью продукции (работ) по договору с учетом затрат по доставке (если они не включены в цену).
♦ Утрата или повреждение имущества.
Стоимость утраченного имущества определяется как балансовая стоимость такого имущества за вычетом износа или как его стоимость но цепе приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов.
Ущерб (убытки) от повреждения имущества равен сумме уценки такого имущества или сумме расходов по устранению повреждения.
♦ Изменение ассортимента изготовленной продукции (работ, услуг).
Неполученная прибыль представляет собой разницу между величиной предполагаемой прибыли от реализации запланированной, но не произведенной продукции (работ, услуг) и величиной прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной взамен запланированной.
Расходы по уплате санкций определяются суммированием всех санкций, уплаченных контрагентами из-за замены ассортимента.
Относительное увеличение (снижение) условно-постоянных расходов в себестоимости продукции в связи с изменением общего объема производства, обусловленного ассортиментными сдвигами в выпуске продукции по вине контрагента, рассчитывают, умножая абсолютную величину условно-постоянных расходов в составе плановой себестоимости всего запланированного объема производства продукции (работ, услуг) на процент недовыполнения (перевыполнения) общего объема производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении в результате изменения ассортимента.
♦ Снижение качества произведенной продукции (работ, услуг).
Неполученная прибыль в результате снижения по вине ответчика качества произведенной продукции (работ, услуг) исчисляется исходя из суммы снижения стоимости продукции в результате снижения цены, прекращения выплаты надбавки к цене или применения скидок за ненадлежащее качество продукции (снижение сортности, технико-экономического уровня и т.д.).
Расходы на возмещение уценки продукции равны сумме ее уценки, произведенной в результате снижения качества по вине ответчика.
Расходы по устранению недостатков в произведенной продукции — это расходы, связанные с командированием ра¬ботников организации для проведения работ по устранению недостатков этой продукции у потребителя (транспортные, командировочные и др.), или расходы по транспортировке этой продукции от потребителя и обратно для проведения указанных работ в месте нахождения поставщика.
Дополнительные расходы на гарантийный ремонт и обслуживание изделий у потребителя составляют сумму увеличения этих расходов по сравнению с установленными нормами.
Расходы по уплате санкций исчисляются как сумма всех санкций, уплаченных организацией контрагентам за ненадлежащее качество поставленной продукции (снижение сортности, технико-экономического уровня и т.п.) по вине ответчика.
♦ Нарушение договорных обязательств.
Если в результате нарушения контрагентом договорного обязательства потерпевшая сторона вынуждена была взять дополнительный банковский кредит или просрочить возврат ранее полученного кредита, то в ущерб (убытки), подлежащий возмещению, включаются расходы по уплате процентов за пользование кредитом, размер которых определяется как сумма процента, уплаченного банку за кредит, использованный (просроченный) в связи с нарушением конкретного условия договора.
Порядок и условия возмещения материального ущерба устанавливаются действующим трудовым законодательством. Так, в силу ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь порядок возмещения ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника.
Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. Еще до издания распоряжения от работника следует затребовать письменное объяснение.
Взыскание в судебном порядке материального ущерба с руководителей организаций и их заместителей производится по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора.
Ущерб должен возмещаться независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб нанимателю.

5. Требования, предъявляемые к содержанию акта проверки
В акт проверки должны включаться только проверенные и достаточно обоснованные факты, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе проверяемой организации. При составлении акта следует соблюдать объективность, ясность и точность изложения установленных фактов.
По структуре акт проверки состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной).
Во вступительной части отражается следующая информация:
• основание назначения проверки; дата и номер предписания на ее проведение; должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
• даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период); место составления акта;
• проверенный период;
• должности, фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера проверенного субъекта; срок их работы на занимаемых должностях в проверенном периоде; то же — в отношении иных лиц, привлекавшихся к проверке;
• наименование проверенного субъекта, место его нахождения и подчиненность (при наличии), учетный номер пла¬тельщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (если имеются);
• наличие книги учета проверок; информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
• кем и когда по тем же вопросам проводились предыдущие проверки за проверяемый период;
• какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким способом и за какой период проверены.
Результативная (исследовательская) часть акта проверки представляет собой систематизированный перечень нарушений, недостатков и злоупотреблений, выявленных в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности проверенного субъекта. Эта часть состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу исследованных вопросов. Результаты проверки излагаются таким образом, чтобы по каждому отраженному факту можно было определенно ответить на следующие вопросы:
• что нарушено;
• кто нарушил;
• когда и где;
• каким способом (причины, условия) произведено нарушение и чем оно вызвано;
• каковы последствия нарушения.
Таким образом, в исследовательской части акта проверки отражаются:
• описание выявленных фактов нарушений законодательства, место и время их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
• размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
• должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых способствовали нарушению законодательства со стороны проверяемого субъекта.
В акте проверки могут излагаться иные сведения, полезные для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и необходимые для принятия решения по данному акту и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений, в том числе исходя из конкретных предложений, зафиксированных в акте.
Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и сведений о деятельности проверяемой организации.
После исследовательской (результативной) части акта проверки следует список приложений к нему с указанием количества листов.
Акт (справку) проверки в общем случае подписывают:
• руководитель проверки;
• руководитель проверенного субъекта либо индивидуальный предприниматель, а при их отсутствии — иной представитель проверенного субъекта;
• лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом проверенного субъекта (при проверках по вопросам, связанным с проведением финансово-хозяйственных операций).
Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписывают участники контрольного обмера.
Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней, со дня его подписания руководителем проверки вручается под роспись проверенному субъекту или его представителю (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении). Если проверка проводилась по поручению органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, либо суда, в производстве которого находится дело (материалы), то сначала проект акта (справки) представляется для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования или суда, а затем в течение двух рабочих дней со дня ознакомления вручается (направляется) проверенному субъекту.
В случае отказа должностных лиц проверенного субъекта от подписания акта (справки) проверки либо акта контрольного обмера в документах делается соответствующая отметка. При этом лицо, не пожелавшее подписывать итоговые документы, имеет право письменно изложить мотивы своего отказа.
При наличии возражений по содержанию акта (справки) проверки подписывающие его должностные лица проверенной организации либо индивидуальный предприниматель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) должны представить в контролирующий орган возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми они не согласны или возражают по существу. Обоснованность их доводов проверяется руководителем состоявшейся проверки, который в течение 15 рабочих дней составляет письменное заключение, вручаемое (направляемое) проверенному субъекту.
В целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления при необходимости может быть назначена дополнительная проверка в отношении того же субъекта. В этом случае письменное заключение по возражениям вручается (направляется) данному субъекту или его представителю не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. Если же в нем обнаруживаются ошибки (описки), то необходимо внести изменения и (или) дополнения. Порядок подписания, вручения (направления) проверенному субъекту изменений и дополнений и алгоритм представления им возражений такой же, как и для акта проверки.

6. Реализация результатов проверки и организация контроля выполнения принятых по ним решений
Завершающий этап проверки — реализация ее материалов. Основные формы реализации результатов проверки:
• устранение недостатков по мере их выявления в ходе проверки;
• обсуждение результатов проверки в контролируемой организации;
• рассмотрение результатов проверки в контролирующем органе;
• передача материалов проверки органам уголовного преследования и судебным органам.
В ходе проверки могут быть выявлены некоторые недостатки в организации и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности субъекта, с которыми его должностные лица, ответственные за соответствующие участки, полностью согласны. Например, если в процессе обследования помещения кассы, расположенного на первом этаже, обнаружится отсутствие металлических решеток на окнах, либо при инспектировании первичных бухгалтерских документов выяснится несоответствие некоторых из них типовым формам, то должностные лица организации, обладающие необходимыми полномочиями, могут принять оперативные меры по устранению недостатков еще до окончания проверки и подписания акта.
В акте проверки отражаются все выявленные недостатки и нарушения, в том числе и устраненные в ходе проверки, однако в этом случае, изложив суть нарушения (недостатка), проверяющий отмечает факт ликвидации недостатков (например, «в ходе проверки установленное нарушение устранено полностью (частично)» либо «руководством проверяемого субъекта приняты необходимые меры по устранению нарушения»). При рассмотрении результатов проверки в контролирующем органе данные пояснения учитываются в пользу контролируемого субъекта.
После окончания проверки ее результаты, как правило, обсуждаются на собрании работников контролируемой организации.
На основании акта проверки разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, которые способствовали нарушениям и злоупотреблениям, и оформляется приказ руководства. Его содержание должно быть четким, логичным, понятным. По структуре приказ состоит из двух частей: констатирующей и приказной.
Констатирующая часть основывается на выводах проверяющих (исследовательской части акта проверки), однако не повторяет содержание акта, а включает наиболее важные факты с их объективной оценкой, отражающей причины и следствия основных нарушений. Сначала отмечаются положительные показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации и мероприятия, проведенные по улучшению ее работы. Затем освещаются нарушения и упущения в работе, вскрываются причины невыполнения плановых (прогнозных) заданий и, соответственно, убытков по результатам деятельности (если они имеются). Особо подчеркиваются недостатки в обеспечении сохранности активов организации (потери от бесхозяйственности, краж и пожаров; хищения ценностей; неполное возмещение материального ущерба; необоснованные списания потерь на затраты, результаты деятельности и т.п.).
Приказная часть исходит из констатирующей. Главные требования к ней — четкость, краткость и конкретность. Ее основное назначение в следующем:
• решить вопрос о возмещении причиненного материального ущерба (если он выявлен в период проверки);
• указать меру ответственности должностных лиц, допустивших недостатки, нарушения, злоупотребления и другие упущения в работе, а также ответственности лиц, способствовавших возникновению или сокрытию упущений;
• предложить конкретные мероприятия для устранения выявленных нарушений и предотвращения их в будущем, улучшения конечных результатов хозяйствования проверяемой организации.
Следует избегать общих формулировок и не повторять положения ранее изданных нормативных документов и инструктивных материалов.
Одновременно результаты проверки рассматриваются в контролирующем органе, где в течение 30 рабочих дней (после подписания акта проверки или урегулирования разногласий по его содержанию) выносится решение но акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. В некоторых случаях требование (предписание) об устранении нарушений должно передаваться проверенному субъекту или его представителю не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений (например, если выявлены нарушения законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью населения либо причинения экологического вреда). При этом требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, работы цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения.
В решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) об устранении нарушений содержатся окончательные выводы о работе проверяемой организации, указания на необходимость устранения конкретных недостатков и нарушений, решение о наложении на нее штрафов и привлечении к дисциплинарной, административной ответственности ее работников и руководителей. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Если нормы законодательства, действовавшие в момент совершения хозяйственной операции, в последующем были изменены, проверяемые субъекты привлекаются к ответственности на основании актов законодательства, действовавших во время и по месту совершения правонарушения.
Для проверяемого субъекта предусмотрена возможность избежать привлечения к административной ответственности, если он устранит нарушения и (или) возместит причиненный вред государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки. В такой ситуации не будут считаться административными правонарушениями:
• неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных плательщиком сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
• неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период;
• использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Если в ходе проверки были установлены факты причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, то материалы проверки передаются в органы уголовного преследования и судебные органы в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений (см. параграф 4.7).
Недостатки, выявленные проверкой, не устранятся вошебным образом после издания приказа, решения или требования. Как показывает практика работы контролирующих органов, реализация намеченных мероприятий осуществляется в полном объеме только там, где на должном уровне организована проверка исполнения. Поэтому наряду с повышением качества контрольной деятельности необходимо обеспечивать контроль исполнения решений, принятых по материалам состоявшихся проверок, подсказывать проверяемым организациям, как наладить работу, устранить установленные проверкой недостатки и предупредить их повторение в дальнейшем. Когда контроль формален, мероприятия, разработанные по результатам проверки, не реализуются, и последующие проверки зачастую вновь выявляют те же недостатки и нарушения.
Для надлежащего контроля исполнения решений, принятых по результатам рассмотрения материалов проверки, ведется журнал учета проводимых проверок и контроля выполнения принятых по ним решений.
Непосредственно сам контроль может осуществляться в различных организационных формах:
• через представление должностными лицами проверенной организации письменных отчетов о проделанной работе по устранению выявленных проверкой недостатков и выполнению намеченных мероприятий;
• получение информации о реализации решений, принятых по материалам проверки, в оперативном порядке с помощью технических средств связи (телефон, телетайп, факс, электронная почта и т.п.);
• вызов руководителя и специалистов проверенной организации с отчетом о принятых мерах по устранению выявленных проверкой недостатков и выполнению намеченных мероприятий;
• закрепление должностных лиц, специалистов контролирующего органа для наблюдения за ходом реализации принятых но материалам проверки решений в проверяемой организации;
• проверку своевременности и полноты устранения выявленных недостатков, выполнения намеченных мероприятий в установленные сроки в период проведения последующей плановой проверки.

7. Порядок передачи материалов проверки органам уголовного преследования и судебным органам
Действующим законодательством, регламентирующим осуществление контрольной деятельности в Республике Беларусь, четко определена технология передачи материалов органам уголовного преследования и судебным органам. Так, в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510, при установлении фактов, указывающих на признаки преступления, материалы проверки передаются органам уголовного преследования и судебным органам в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений. Как отмечалось в предыдущем параграфе, это происходит, если в ходе проверки были установлены факты причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин. При пересчете используется размер базовой величины, установленный на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки).
Материалы проверки направляются правоохранительным органам вместе с сопроводительным письмом, в котором должна быть указана следующая информация:
• наименование и юридический адрес проверяемого субъекта;
• характер выявленных нарушений;
• какие требования нормативно-правовых актов не соблюдены;
• фамилии и должности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства.
К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:
• акта проверки;
• документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);
• возражений по акту проверки (при их наличии), заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);
• решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;
• объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии).
Кроме того, прилагаются подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в том числе хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие о совершении нарушений законодательства.
Контролирующий (надзорный) орган обязан в 5-дневный срок со дня поступления мотивированного запроса органа уголовного преследования или судебного органа представить также копии имеющихся у него дополнительных материалов.
Полученные материалы проходят обязательную регистрацию и рассматриваются органом уголовного преследования и судебным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Информация о принятом решении (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения; об отказе в возбуждении уголовного дела; о прекращении возбужденного уголовного дела) и мерах по возмещению вреда в 10-дневный срок направляется в контролирующий (надзорный) орган.
Если поступивших материалов проверки недостаточно для принятия решения, может быть назначена дополнительная или контрольная проверка. Об этом информируется контролирующий орган, который вправе провести такую проверку.
Отметим, что от решения правоохранительного органа зависит дальнейший порядок действий по взысканию с виновного лица суммы понесенного ущерба.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии