БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » СУЩНОСТЪ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

СУЩНОСТЪ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

СУIЦНОСТЪ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

1. Понятие и сущность аудита
2. IIредпосылки возникновения и этапы развития аудита в Западной Европе
3. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь
4. Классификация аудита
5. Цели и задачи аудита
6. Виды сопутствующих услуг, порядок и условия их оказания
7. Сравнительная характеристика аудита и проверки (ревизии)
8. Профессиональная этика аудиторов

1. Понятие и сущность аудита
Слово «аудит» происходит от лат. аиdiо — «слышит», «слушающий», чем подчеркиваются особая доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами; внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность аудитора в делах клиента, обратившегося за услугами.
Первоначально аудиторские услуги представляли собой процесс проверки соответствующими специалистами правильности ведения бухгалтерского учета, реальности и достоверности представляемой различным пользователям финансовой отчетности. В настоящее время среди ученых-экономистов нет единого подхода к определению понятия «аудит» как формы контроля. Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, и далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Он позволяет примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
В Большом бухгалтерском словаре под аудиторским контролем понимается «система независимого контроля порядка осуществления финансово-хозяйственных операций учета и отчетности организации. Основной предпосылкой такого контроля является заинтересованность предприятий в лице их владельцев (акционеров), государства в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности».
Определение, в котором аудит характеризуется как процесс, дают Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек. Эти авторы считают, что «аудит — это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям». Аналогичные определения предлагаются и другими авторами.
В то же время в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № ЗЗ7З-ХII представлено следующее определение аудиторской деятельности: «…предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости — и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству».
Наличие различных толкований аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод о том, что в каждом из них прослеживаются сущность, назначение и цели аудирования, заключающегося в основном в подтверждении реальности и достоверности информации бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах ее пользователей. Под пользователями понимаются учредители (участники, собственники имущества) аудируемого лица, инвесторы, кредиторы, аудируемые лица, иные физические и юридические лица, а также государственные органы и другие субъекты права, заинтересованные в информации об аудируемом лице, в случаях, предусмотренных законодательством.
Аудит — это процесс проведения аудиторской проверки.
Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность.
Таким образом, под аудитом следует понимать проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалистами, работающими в этих же организациях (внутренний аудит). Данное определение не акцентируется на независимости аудита, так как этот принцип контроля нельзя в полком объеме распространить на специалистов отдела внутреннего аудита организации.
Аудиторская деятельность как предпринимательская деятельность юридических и физических лиц (аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей), осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, представляет собой независимые проверки, в процессе которых исследуются отраженные в первичных документах хозяйственные процессы и финансовые операции, записи в бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, технологической и иной документации на предмет их соответствия установленным нормам и правилам, о чем проверяющий выдает аудиторское заключение. К аудиторской деятельности относится также оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с заключенными договорами.

2. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Западной Европе 
Точное время и место зарождения аудита определить невозможно. Согласно литературным источникам, его история насчитывает несколько тысячелетий. С появлением на территории нынешней Западной Европы высокоорганизованных государств возникла необходимость в составлении отчетов: для эффективного управления этими государствами правительствам требовался учет доходов и расходов, контроль над сбором налогов и осуществлявшими его чиновниками, позволяющий своевременно выявлять их ошибки и обман. Это только подтверждает истину, что любое общество не может функционировать без контроля.
В древней Греции составление отчетов о доходах и расходах государства входило в обязанность специальных чиновников и контролеров. Финансовый учет и контроль поручались десяти выбираемым населением лицам, которые должны были вести учет всех государственных доходов и расходов, храмового имущества, проводить инвентаризацию движимого и недвижимого имущества. Примечательно, что величайшие философы Греции уделяли должное внимание контролю. Так, Аристотель в труде «Политика» четко разграничивал учетные и контрольные функции, толковал ревизию как часть контроля и уравнивал права ревизора и главного бухгалтера, что означало независимость ревизора.
В Римской империи (I—II вв. н.э.) государственные финансы контролировались Сенатом, а государственный бюджет проверялся специальными служащими. Так, например, с I в. н.э. контроль возлагался на кураторов, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы — чиновники, следившие за поступлением доходов и ведавшие финансовыми и судебными делами государства. После гибели Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Так, во Флоренции, Генуе, Венеции аудиторы проверяли платежеспособность капитанов торговых судов.
Развитие хозяйственной деятельности естественным образом вызвало к жизни определенные формы контроля над качеством учетной информации. Предположительно в Англии зародился институт контролеров (аудиторов). Появление этой должности было связано с необходимостью гарантировать правильность отчетности.
24 марта 1324 г. Эдуард II назначил трех государственных аудиторов. Имя одного из них — Джон де Пайкеслей — дошло до наших дней. В указе о назначении говорилось, что аудиторы призваны: «...спрашивать, слушать и брать все счета, которые были ведены и которые будут ведены в провинциях: Оксфорде, Беркенхеде, Саутхемптоне, Уэльсе, Сомерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны». Наряду с этим имеется немало исторических свидетельств, подтверждающих активную деятельность аудиторов на протяжении всего Средневековья.
Таким образом, первый этап становления аудита (так называемый ранний аудит) развивался в двух направлениях:
• проверка представителями горожан правильности фискальной политики чиновников;
• проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления размера дани, уплачиваемой фермерами феодалам, ее соответствия полученным доходам от поместий.
Согласно источникам, аудит существовал в двух видах:
1) как публичное слушание аудиторских отчетов, зачитываемых городским казначеем;
2) детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий по «дебету и кредиту» с последующей аудиторской декларацией, т.е. устным отчетом перед владельцем и советом управляющих данного поместья.
Оба вида практиковались в Англии и были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств.
На первом этапе главным требованием к аудитору была его безупречная репутация. Только независимый и честный человек мог претендовать па эту почетную должность. Его знания в области бухгалтерского учета играли второстепенную роль.
В конце ХVII в. в Шотландии был принят первый закон, запрещавший определенным должностным лицам служить в качестве аудитора, что дает право говорить о зарождении понятия независимости аудиторской профессии.
Второй этап развития аудита характеризуется ростом численности аудиторов, разработкой законодательно-нормативной базы. Развитие промышленности в Западной Европе в ХIХ в., рост в связи с этим городов, фабрик, расширение торговли обусловили новый подход к аудиту. На смену процессу слушания пришел подробный анализ письменной документации и подтверждающих ее свидетельств. В этот период стали создаваться акционерные общества с целью концентрации капитала на важнейших направлениях развития экономики и, как следствие, произошло разделение интересов тех, кто занимался управлением организацией (администрация, менеджеры), и тех, кто непосредственно вкладывал капитал в ее деятельность (акционеры, кредиторы, инвесторы и т.п.). Это вызвало необходимость в независимом внешнем специалисте, который бы давал объективное заключение о финансовом состоянии. Фактические владельцы предприятий нуждались в информации, проверенной незаинтересованными лицами. Выполнение этой функции взяли на себя аудиторы, которые давали объективное подтверждение того, что бизнес ведется без нарушений и злоупотреблений, в соответствии с законодательством. Аудитор занял центральное место «общественного контролера» внешней отчетности правления компании, представляя интересы сторон (прежде всего акционеров, кредиторов и инвесторов), для которых была важна реальность бухгалтерских показателей. Таким образом, уже в ХIХ в. в основном сформировались отличительные черты, присущие аудиторам и в наши дни. Для экономической ситуации, сложившейся в тот период, были характерны кризисы и банкротства предприятий и компаний, в связи с чем возросла значимость независимых проверок их финансово-хозяйственной деятельности.
Профессиональный аудитор стал важной фигурой в деловом мире. Его высокий статус поддерживался серией нормативных документов, разрабатывавшихся в различных государствах Европы. Так, в 1844 г. в Англии был принят ряд законов о компаниях, в соответствии с которыми правлениям акционерных обществ предписывалось не реже одного раза в год приглашать специалистов по бухгалтерскому учету и контролю для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Аналогичные законы действовали с 1867 г. во Франции. Они обязывали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами (во Франции независимых аудиторов называют ревизорами или комиссарами по счетам).
В Германии первые попытки к введению аудита были предприняты в 1870 г., когда вышел Закон об акционерных обществах, обязывавший последних осуществлять проверку баланса. Правда, в нем четко не указывалось, кем должна проводиться проверка — внутренними контролерами книг (контролерами хозяйства) или приглашенными проверяющими со стороны. Более определенное толкование обязательных аудиторских проверок в Германии было дано только в 1931 г.
Следует отметить, что и в Англии, и во Франции, и в Германии на втором этапе развития аудита обязанности аудитора не были четко определены: все акционеры, инвесторы, кредиторы видели в нем защитника своих интересов. Современный взгляд на аудитора как лицо, ответственное только перед акционерами, начал формироваться после принятия в 1929 г. Закона о компаниях, согласно которому все компании обязывались включать в свои финансовые отчеты счет прибылей и убытков.
Важной характеристикой второго этапа является рост профессионального самосознания аудиторов, которое нашло выражение в объединении их в профессиональные общественные организации. В 1853 г. в Эдинбурге (Шотландия) был официально учрежден институт аудиторов как профессиональное сообщество, в 1880 г. в Англии и Уэльсе сформировался институт присяжных аудиторов. Впоследствии и в других странах появились профессиональные организации аудиторов, в задачи которых входили: разработка аудиторских стандартов и контроль за их соблюдением; научно-методическая работа и издание специализированной литературы по проблемам аудита; организация учебы и повышения квалификации аудиторских кадров; защита интересов аудиторов и содействие развитию аудиторского движения.
И все-таки до начала 1940-х гг. аудиторы занимались в основном проверкой документации, сопровождающей финансовые операции, и изучали правильность группировки этих операций в сводных отчетах, т.е. подтверждали либо опровергали данные публикуемой финансовой отчетности. Именно поэтому второй этап развития аудита получил наименование подтверждающего.
С конца 1950-х гг. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в организациях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность возникновения ошибок незначительна и маловероятна, а данные финансовой отчетности соответствуют требованиям полноты, реальности и достоверности. Основная тенденция рынка аудиторских услуг на третьем этапе развития аудита выражается в повышении спроса на консалтинг. У большинства аудиторских фирм темп прироста выручки непосредственно от проведения проверок незначителен. Как правило, получение доходов связано с оказанием консультационных услуг. Широко востребованы консультации по вопросам финансового оздоровления компаний, осуществления их слияния или разделения, оптимизации налогообложения и т.п.
Произошло создание крупнейших транснациональных компаний, специализирующихся на аудите. Так, например, пять аудиторских фирм — «Эрнст энд Янг Иктертэшнл ЛТД», КПМГ («Клинвельд Пит Марвик Герделер»), «Делойт энд Туш», «Артур Андерсен энд К°», «Прайс Уотерхауз Куперз» — разделили весь мир на зоны влияния и разместили свои представительства более чем в ста государствах каждая. В 1998 г. доход этой «пятерки» составил 78,1 % в совокупном доходе 40 крупнейших аудиторских компаний мира, так что с полным основанием их можно отнести к предприятиям-монополистам. В связи с этим возникла необходимость унификации аудита в международном масштабе посредством его стандартизации.
Выработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. До 2002 г. непосредственно аудиторские стандарты разрабатывал Комитет по международной аудиторской практике (International Auditing Practice Committee— IАРС), действовавший в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAС). 1 апреля 2002 г.‚ IАРС был переименован в Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (International Auditing and Assurance Standards Board — IААSВ). Целью деятельности IААSВ является обеспечение стандартов высокого качества в области аудита, обзорных проверок и других заданий по подтверждению достоверности информации, контроля качества и сопутствующих услуг, а также оказание содействия по гармонизации национальных и международных стандартов.
IААSВ разрабатывает и публикует:
• Международные стандарты аудита (International Standards on Auditing), устанавливающие требования по проведению аудита финансовой отчетности;
• Международные стандарты заданий но обзорным проверкам (International Standards on Review Engagements), определяющие порядок проведения обзора финансовой отчетности;
• Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (International Standards on Assurance Engagements), содержащие требования в отношении выполнения заданий, отличающихся от аудита или обзора отчетной финансовой информации;
• Международные стандарты по контролю качества (International Standards on Quality Control), устанавливающие требования и дающие
рекомендации по разработке системы контроля качества в аудиторских организациях;
• Международные стандарты по сопутствующим услугам (International Standards on Related Services), закрепляющие требования в отношении порядка предоставления сопутствующих аудиту услуг, в частности по подготовке финансовой информации и выполнению согласованных процедур.
Таким образом, для современного этапа развития аудита характерны следующие особенности:
• создание транснациональных аудиторских компаний; расширение сферы деятельности аудиторов;
• унификация аудиторской деятельности, разработка международных стандартов и правил проведения аудита.
Третий этап истории аудита получил в экономической литературе название системно ориентированного, поскольку в основу аудиторской проверки положена ориентация на системы, контролирующие операции. Экспертиза деятельности субъекта хозяйствования, ставшего объектом аудита, проводится с учетом результатов оценки его системы внутреннего контроля.
Нынешний этап развития аудита переживает стадию ориентации на максимально возможный риск. При проведении проверок или консультировании аудитор исходит из условий деятельности субъекта хозяйствования — заказчика аудиторских услуг и прибегает к выборочному способу, концентрируясь на направлениях, где риск ошибки или зло- употреблений максимален. Сосредоточивая аудиторскую работу в областях, где риски выше, он сокращает общее время проверки и одновременно значительно повышает эффективность аудита.

3. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь
Становление аудита в государствах Западной Европы сказало непосредственное влияние на его возникновение и развитие в России и, соответственно, в ее Северо-Западном крае, как назывались земли Беларуси в то время. По примеру Польши Петр I ввел в 1716 г. в армии должность аудитора для расследования имущественных споров. В воинском уставе и табели о рангах аудиторское звание причислялось к воинским чинам, а его носители представляли высшие ревизионные военные суды России. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе их стоял генерал-аудитор. Следует отметить, что в России аудиторами назывались юристы, совмещавшие функции делопроизводителя, секретаря и прокурора. Как правило, это были высокообразованные служащие. В 1833 г. при Петербургском батальоне военных кантонистов открылась школа по подготовке аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств, впоследствии переименованная в Аудиторское училище. На базе его офицерских классов позже сформировалась Военно-юридическая академия.
В связи с проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора в армии была упразднена. Но еще дважды в 1892 и 1909 гг. — в дореволюционной России делались попытки ввести аудит. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права (1861), за которой последовали бурный рост промышленного производства, открытие фабрик и заводов, возникновение акционерных обществ, — т.е. те же обстоятельства, что и в Западной Европе. В начале 1892 г. состоялся съезд, в задачу которого входило образовать особую группу сведущих и благонадежных лиц — присяжных счетоводов для проведения ревизий различных счетоводств, экспертизы и организации правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. В этот же период предпринимались шаги с целью учреждения института бухгалтеров и присяжных счетоводов, однако они не нашли поддержки в Государственном совете России.
Вторая попытка создания независимого контроля в России связана с Московским обществом бухгалтеров, в 1909 г. организовавших 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров. Однако и в этом случае идея не получила поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества, а с началом Первой мировой войны (1914) она надолго утратила актуальность.
В Советском Союзе пробу создания независимого контроля связывают с открытием в 1925 г. при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) с широкой сетью местных органов (республиканских, губернских, окружных и уездных). Этим годом датируется начало первого этапа истории аудита России. В молодом советском государстве наблюдался подъем экономики, связанный с принятием новой экономической политики (нэпа), в которой просматривались ростки рыночной экономики. На ИГБЭ возлагалась задача содействовать правильной постановке счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях. В его функции входило также составление заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности. Просуществовал ИГБЭ пять лет, а затем начались сталинские репрессии, о независимом контроле не могло быть и речи, повсеместно господствовала командно-административная система, и в 1930 г. институт был ликвидирован.
Второй этап связан с развитием рыночной экономики. Россия испытала необходимость в независимом контроле финансово-хозяйственной деятельности. Постоянные изменения в налоговом, финансовом и ином законодательстве, регулирующем экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, на фоне нестабильности формирующихся рыночных отношений обусловили потребность в грамотном оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других услугах.
На закате СССР, в конце 1980-х гг., были приняты законы «О Кооперации», «О предприятии», «О собственности», «Об акционерных обществах», что способствовало появлению и в Российской Федерации, и в Беларуси новых субъектов хозяйствования, основанных на негосударственной форме собственности, — акционерных обществ, кооперативов, частных предприятий и т.д. С внедрением в практику хозяйствования рыночных отношений новые собственники, вложившие капитал в деятельность тех или иных предприятий, стали в большей степени заинтересованы в законности и эффективности совершаемых хозяйственных процессов и финансовых операций, рациональном использовании имущества предприятий. Хозяйствующие субъекты и кредитные учреждения, вступая в договорные отношения по вопросам использования имущества и денежных средств, осуществления коммерческих операций и инвестиций, хотели иметь доказательства финансового благополучия партнеров. Уверенность достигалась путем ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, подтвержденной независимыми аудиторскими фирмами.
Следует отметить, что вначале на российском рынке аудиторских услуг доминировали представители транснациональных аудиторских фирм. Первое в Российской Федерации акционерное общество по оказанию аудиторских услуг «Инаудит» возникло после принятия постановления Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. № 1033-247 «О создании советской аудиторской организации, на базе Главного управления по валютному контролю Министерства финансов СССР. В 1990 г. было образовано совместное предприятие по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг «Эрнст энд Янг Внешаудит».
В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами. Аудиторская деятельность в России, как и в других государствах с рыночной экономикой, регулируется в законодательном порядке, в частности Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).
В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы были проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций.
Предпосылкой возникновения аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования послужило и распространение новых организационно-правовых форм этих субъектов, прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Учредителям и акционерам, а также держателям ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторам требовалась проверенная информация о финансовом положении и платежеспособности организаций, о реальности и обоснованности их бизнес-планов на текущий и предстоящий периоды. Получить такую информацию можно только в процессе и по результатам независимого финансового контроля. Становление в республике рыночной экономики послужило толчком к развитию аудиторской деятельности. В настоящее время она является неотъемлемой частью механизма национальной экономики.
Первый этап пришелся на 1990-е гг. Независимый контроль в Беларуси формировался по следующим направлениям:
• организация хозрасчетных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь;
• учреждение кооперативов по оказанию консультационных услуг;
• создание акционерных обществ по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг.
В числе первых были образованы независимые аудиторские организации «Внешаудит», «Белэкоаудит», «Минскаудит». Этому способствовало принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 г. №367 «О контрольно-ревизионной службе», в котором говорилось о необходимости «укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования» и постановлялось: «Признать целесообразным создание в республике аудиторской службы... Определить в качестве важнейших задач аудиторской службы подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности обслуживаемых предприятий и организаций и проверку соблюдения ими действующего законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность». Данным постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
С этого времени началось формирование национальной законодательной базы, регулирующей аудиторскую деятельность в Беларуси.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1992 г. 347 «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь па основе принципов мировой практики» было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем. К сожалению, эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале — из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а впоследствии — в связи с отменой данного постановления и принятием в 1994 г. Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором такой аспект не был предусмотрен.
В целях создания в Республике Беларусь системы услуг по контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью их отражения в оперативном и бухгалтерском учете, достоверностью финансовой отчетности постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992г. №506 «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в республике. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. №145 Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединила всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства.
Порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь определило постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. № 454 «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». 8 ноября 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «Об аудиторской деятельности», в связи с чем Кабинет Министров Республики Беларусь принял постановление от 13 марта 1995 г. № 134, которым были внесены дополнения и изменения в постановление № 454 в части регулирования аудита и организации контроля его проведения на территории республики.
Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» закрепил в ст. 7 за Республиканской аудиторской палатой «функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения требований действующего законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике». Кроме того, Республиканская аудиторская палата наделялась правом выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие аудиторской деятельностью.
Росту численности аудиторов и аудиторских фирм в Республике Беларусь в этот период способствовало принятие постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 398 «О юридических лицах негосударственной собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке» (с учетом изменений и дополнений), которым устанавливалась обязательность аудиторских проверок для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, первый этап развития аудита в Республике Беларусь характеризовался разработкой законодательной и нормативной базы, регламентирующей организацию и содержание аудиторской деятельности; ростом численности аудиторов и аудиторских фирм; образованием общественной организации аудиторов.
Второй этап ведет отсчет с момента издания декрета Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. №30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь». Он предопределил коренные изменения в организации и регулировании аудиторской деятельности. Так, была упразднена Республиканская аудиторская палата, и функции по методологическому руководству аудитом, контролю за аудиторской деятельностью в стране, по ее лицензированию, а также по ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложенью на Министерство финансов Республики Беларусь. Эти меры усилили влияние государства на деятельность аудиторов. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 30 ноября 1999 г. №1862 «О государственном регулировании аудиторской деятельности», которым утвердил Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь, реализуя свою функцию контроля за осуществлением аудиторской деятельности, стало разрабатывать и в установленном порядке утверждать национальные аудиторские стандарты — правила аудиторской деятельности. В 2005 г. им была также подготовлена и введена Инструкция об организации и проведении проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями.
Наряду с формированием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организаций. Так, если к 1993 г. были зарегистрированы (внесены в Государственный реестр) 266 аудиторов и 38 аудиторских организаций, то к середине 1999 г. это были совсем другие цифры — 1657 и 157 соответственно. Кроме того, 405 аудиторов дополнительно зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и были внесены в Государственный реестр в Аудиторской палате.
В связи с изменениями в области организации аудита, а также в целях улучшения государственного регулирования и контроля в этой области, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и качество выполнения сопутствующих аудиту услуг был издан Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности», отменивший декретом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. №30 и от 31 января 2000 г. №1 и определивший критерии для проведения обязательного аудита, а также ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от него. Действие указа прекратилось с принятием редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 июня 2008 г. №369-З.
В этот период Правительство республики приняло документы, регламентирующие содержание аудиторской деятельности: Положение о лицензировании аудиторской деятельности и Инструкцию об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора.
С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 лицензирование аудиторской деятельности упразднено с 1 января 2011 г., и коммерческие организации (индивидуальные предприниматели) имеют право осуществлять этот вид деятельности только после внесения соответствующей записи в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Итак, современный этап развития аудита в Республике Беларусь характеризуется усилением государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшим совершенствованием законодательной и нормативной базы, на которой основывается эта деятельность; ее унификацией путем разработки и внедрения национальных аудиторских стандартов в практику работы аудиторских организаций и аудиторов.

4. Классификация аудита
С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько его видов (рис. 4.1).

СУЩНОСТЪ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

Рис. 4.1. Виды аудита

Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, осуществляется внутренними аудиторами — работниками организации, непосредственно подчиненными руководству субъекта хозяйствования. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов организации, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования.
При правильной организации внутренний аудит способствует четкому и качественному выполнению своих обязанностей должностными и материально ответственными лицами, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Наряду с этим результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.
Внешний аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации (аудитора) при проведении аудита. Аудитор самостоятельно принимает решения о видах, количестве и методах аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления аудита и, подготовки обоснованного аудиторского заключения.
В зависимости от порядка назначения внешний аудит разделяется на инициативный и обязательный.
Инициативный аудит проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности (в том числе индивидуального предпринимателя) или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения.
Обязательный аудит — это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок его осуществления регламентируются нормативными актами. В силу ст. З Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:
• организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;
• банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
• бирж;
• коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
• страховых организаций, а также страховых брокеров;
• резидентов Парка высоких технологий;
• организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
• иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
В соответствии со ст. 103 Гражданского кодекса Республики Беларусь акционерное общество, обязанное в соответствии с законодательством публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в ч. 2 п. 1 ст. 97 Кодекса, для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом и его участниками. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган отчет о деятельности в Республике Беларусь, а также декларацию о доходах (причем последняя подлежит ежегодной аудиторской проверке).
Следует подчеркнуть, что уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. 
Отметим, что по мере внедрения рыночных отношений в национальную экономику, усиления конкуренции и углубления экономических связей заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности в проведении у них как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки будет возрастать.
И обязательный, и инициативный аудит может быть общим, банковским и страховым.
Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Это сфера деятельности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, внесенных в Государственный реестр в соответствии с действующим законодательством.
Банковский аудит проводится в учреждениях банка аудиторами, которые должны дополнительно иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь. В штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов (в том числе и руководитель организации), дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство.
Страховой аудит проводится в страховых и перестраховочных организациях.
Все рассмотренные нами ранее виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными.
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает трудоемкость и риск проверки, так как аудиторы не располагают информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т.д.
Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Благодаря длительному сотрудничеству с клиентом проверяющие хорошо ориентируются в специфике его деятельности, осведомлены о положительных и отрицательных сторонах организации его бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
Как правило, в период между проверками субъекты хозяйствования становятся на консультационное обслуживание аудиторскими фирмами. Практика аудиторских фирм (в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь) свидетельствует о преимуществах согласованного вида аудита. Следует заметить, что частая смена аудиторов или аудиторских фирм способна вызвать настороженность как у аудиторов, так и у пользователей финансовой отчетности.
В зависимости от направления проверки различают аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Первый из них можно отнести к обязательному аудиту, а два других — к инициативному.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — это проверка отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. По его результатам выдается аудиторское заключение специальной формы.
Под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается степень точности ее данных, от которой зависит правильность выводов пользователя финансовой информации относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, его финансового и имущественного положения, что влияет па принятие обоснованных решений.
Форма и требования к содержанию аудиторского заключения, выдаваемого по результатам аудита финансовой отчетности, представлены в правилах аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Специальный аудит — это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил и норм, что должно подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т.д. Обычно вопросы проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки.
В рамках специального аудита выделяют экологический аудит, направленный на обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска
для окружающей среды вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Независимая проверка такой деятельности проводится исходя из требований в области охраны окружающей среды и иных показателей, установленных законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит бывает как обязательным, так и инициативным. Аудиторы могут оказывать услуги по выработке решений, способствующих повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.
В Беларуси экологический аудит пока не получил широкого распространения, его правовая и нормативная база
только начинает формироваться. В редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «Об охране окружающей среды» впервые появилась ст. 97 «Экологический аудит», в которой, в частности, указано, что экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств юридического лица или индивидуального предпринимателя при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Развитию экологического аудита должно способствовать введение в действие РД РБ № 03810 от 5 августа 2000 г. «Национальная система сертификации Республики Беларусь. Подсистема экологической сертификации. Требования к аудиторам в области экологии», а также такие меры, как экологическое страхование, совершенствование экологического механизма природопользования. Благодаря им сфера применения экологического аудита в республике будет расширяться.
Аудит на соответствие требованиям связан с проверкой хозяйственных процессов и финансовых операций с точки зрения установленных актов законодательства и инструктивных материалов, а также процедур и правил, предписанных должностным лицам. Такой вид аудита может выполняться по заказу акционеров и иных собственников субъекта предпринимательской деятельности с целью проверки соблюдения руководством организации предписанных норм и правил, зафиксированных в учредительном договоре и уставе юридического лица. Кроме того, к аудиту на соответствие требованиям относится проверка по требованию правоохранительных и судебных органов силами аудиторов и аудиторских организаций, результаты которой докладываются соответствующим государственным органам.

5. Цели и задачи аудита
Впервые цель аудита была сформулирована во Временном положении об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, которое регламентировало порядок осуществления аудита в стране до принятия Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Согласно п. 7 Временного положения, «целью аудита является объективная оценка баланса и анализа результатов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, направленная на выявление резервов роста прибыли, улучшение постановки учета и отчетности, обеспечение сохранности материальных и финансовых ресурсов заказчика».
Вместе с развитием национальной экономики изменялись требования и подходы к аудиту, его целям, задачам, методам и процедурам. Если вначале дело ограничивалось аудитом балансов, то затем поле деятельности расширилось до проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках, что обусловливалось растущим интересом ее пользователей к финансово-хозяйственным операциям в их результатам.
Правилами аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» установлено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Кроме основной цели в договоре, заключаемом с клиентом, могут предусматриваться дополнительные цели, например, выявление резервов лучшего использования финансовых ресурсов; анализ правильности расчетов с бюджетом по налогам и сборам; оптимизация налогообложения; разработка мероприятий по оздоровлению финансового состояния организации, оптимизации затрат и результатов деятельности и др.
Цели внутреннего, инициативного и специального аудита имеют некоторые особенности.
Цель внутреннего аудита: обеспечивать эффективное осуществление всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также надежную защиту законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). Работники организации — внутренние аудиторы - в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями постоянно проводят внутренний аудит.
Цели инициативного и специального аудита: оказывать консультативную помощь субъекту предпринимательской деятельности по вопросам финансового, налогового и хозяйственного законодательства; представлять объективную информацию о его финансовом состоянии, налогообложении; проверять отдельные стороны его деятельности; предоставлять другие сопутствующие аудиту услуги. Как правило, конкретные вопросы оговариваются в договоре о проведении аудита.
С учетом различий в целях перед этими видами аудита стоят и разные задачи. Так, в процессе внешнего аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору необходимо убедиться, что она:
• раскрывает все статьи, существенные для воздействия на оценку или решение;
• ясна и понятна, подготовлена на основе проведенных операций и объективных данных;
• соответствует требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;
• удовлетворяет информационным потребностям и финансовым интересам пользователей;
• подготовлена с соблюдением принципов бухгалтерского учета, принятых в Республике Беларусь.
Другими задачами внешнего аудита являются:
• организация, восстановление, постановка и ведение бухгалтерского учета;
• планирование, оптимизация налогооблагаемых баз и расчет налогов;
• анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
• консультирование должностных лиц и специалистов по отдельным правовым, управленческим и другим проблемам.
Все дополнительные задачи должны оговариваться в договоре о проведении аудиторской проверки.
Задачи внутреннего аудита следующие:
• контроль над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, выполнением требований учетной политики, составлением бухгалтерской (статистической) отчетности с точки зрения достоверности бухгалтерской информации, точности остатков по бухгалтерским счетам;
• проверка надежности и действенности системы внутрихозяйственного контроля;
• разработка рекомендаций по повышению эффективности систем бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля;
• проверка адекватности применения и эффективности процедур управления рисками;
• проверка и оценка надежности систем автоматизированной обработки данных, в том числе пакетов прикладных бухгалтерских программ, электронных банковских услуг;
• проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности активов;
• оценка экономичности и эффективности как отдельных хозяйственных операций, так и последствий управленческих решений;
• осуществление специальных расследований, например в случае подозрений в злоупотреблениях;
• разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренние аудиторы организации могут решать также и другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические задачи, связанные со спецификой видов деятельности экономических субъектов.
Периодичность и глубина проверок, проводимых службой внутреннего аудита, определяются характером, сложностью и рисками деятельности организации. Недостатки в работе, выявленные службой внутреннего аудита, должны своевременно доводиться до сведения менеджмента и руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. Входе последующих проверок либо проведения других видов мониторинга внутренние аудиторы прежде всего обращают внимание на ранее обнаруженные «узкие места» и немедленно информируют менеджмент обо всех неисправленных недостатках.
Отметим, что в сложившихся обстоятельствах имеются благоприятные условия, позволяющие внутреннему аудиту продемонстрировать свои широкие возможности и доказать
свою полезность как собственникам, так и руководству субъектов хозяйствования. Внутренний аудит может стать одним из наиболее действенных инструментов в деле выявления потенциала повышения эффективности деятельности организации и, следовательно, одним из ее конкурентных преимуществ.

6. Виды сопутствующих услуг, порядок и условия их оказания
Особое место в аудиторской деятельности занимает оказание сопутствующих аудиту услуг, т.е. предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторской организацией помимо и независимо от проведения аудита, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к соответствующим услугам. Сопутствующие аудиту услуги требуют от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики. Классификация данных услуг основывается на различных признаках (рис. 6.2).

СУЩНОСТЪ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

Рис. 6.2. Классификация сопутствующих аудиту услуг

Услуги действия — это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом.
Консультационные услуги - предполагают консультирование руководства и специалистов организации по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, а также обучение специалистов в областях, сопряженных с аудиторской деятельностью.
Информационные услуги связаны с подготовкой устных и письменных консультаций по различным вопросам, с проведением обучения, семинаров, «круглых столов», с информационным обслуживанием, изданием методических рекомендаций и т.д.
Совместные услуги — услуги, которые совмещаются с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности у конкретного заказчика. Они могут осуществляться без дополнительных ограничений. В то же время аудитор (аудиторская организация) не вправе оказывать клиенту несовместимые услуги в случае проведения у него аудита. Если такие услуги были оказаны ранее, то аудитор (аудиторская организация) должен отказаться от проведения аудита у данного заказчика.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» к сопутствующим относятся следующие услуги:
• по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также стоимости иного имущества;
• постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
• составлению деклараций о доходах и имуществе;
• анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
• консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
• информационному обслуживанию;
• автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
• оценке предпринимательских рисков;
• разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
• проведению маркетинговых исследований;
• обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Требования к порядку оказания и документальному оформлению сопутствующих аудиту услуг содержатся в правилах аудиторской деятельности «Сопутствующие аудиту услуги».
При оказании сопутствующих услуг аудиторы обязаны соблюдать все общепринятые принципы профессиональной этики, кроме принципа независимости (если это не предусмотрено законодательством или договором оказания аудиторских услуг). В процессе оказания сопутствующих услуг аудитор (аудиторская организация) вправе привлекать экспертов, а также использовать результаты работы другой аудиторской организации, соблюдая при этом требования соответствующих правил аудиторской деятельности.
Сопутствующие услуги оказываются на основании заключенного договора оказания аудиторских услуг, к которому может прилагаться задание (либо техническое задание), подготовленное заказчиком и согласованное с аудиторской организацией (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Примерная форма задания на оказание сопутствующих аудиту услуг
№п/п Наименование
оказываемой услуги (в соответствии с договором) Исходные данные
(первичные учетные
документы), предоставляемые для работы Цель
оказываемой услуги Результаты
оказания
услуги
… … … … …

Заключению договора в отдельных случаях предшествует написание письма-обязательства аудиторской организации о согласии на оказание сопутствующих услуг, которое оформляется в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг».
На основании договора (задания, технического задания) аудитор составляет план оказания сопутствующей услуги, указывая виды работ, сроки их выполнения, исполнителей и итоговую документацию. В процессе работы аудитор оформляет при необходимости рабочую документацию.
По итогам оказания сопутствующих услуг аудитор готовит документы, отражающие результаты выполнения, предусмотренные договором (заданием, техническим заданием). Например, при оказании услуг действия это могут быть различные первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, заполненные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговые декларации, разнообразные справки, бизнес-планы, расчеты предпринимательских рисков, отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях и др.
Аудитором составляется и представляется заказчику отчет по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг (одной или нескольких) за период, предусмотренный договором.
Факт выполнения сопутствующей услуги и приемка заказчиком результатов оформляются актом сдачи-приемки, составляемым в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон. Согласно общепринятым требованиям, в акте сдачи-приемки в обязательном порядке должен содержаться перечень оказанных по договору сопутствующих услуг и указываться их общая стоимость. Если это были консультационные услуги, в акте сдачи-приемки отражаются: количество консультаций, их продолжительность и (или) период, за который они проводились. Для систематизации подобной информации аудитору (аудиторской организации) целесообразно вести книгу регистрации консультаций в хронологической последовательности (разовые договоры) либо отдельно по каждому заказчику (долгосрочные договоры).
Если договором предусмотрено поэтапное оказание сопутствующих услуг, то акт сдачи-приемки составляется по окончании каждого этапа с указанием периода, в котором данные услуги предоставлялись.

7. Сравнительная характеристика аудита и проверки (ревизии)
Аудит представляет форму осуществления финансово-хозяйственного контроля. Он не заменяет и не подменяет государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности экономических субъектов, осуществляемый соответствующими государственными контролирующими органами: Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и его контрольно-ревизионными подразделениями, Национальным банком Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. В то же время юридические лица с долей государственной собственности, у которых в отчетном периоде ведомственная контрольная служба проводила проверку финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательного ежегодного аудита. И наоборот, плановая проверка государственным контролирующим органом может не назначаться, если у организации имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Исключение составляют проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
Основной задачей государственного финансового контроля является проверка законности и правильности распределения, целесообразности и эффективности расходования финансовых ресурсов государства; ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с законодательно установленными требованиями; своевременности и полноты расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам; уплаты общественными организациями, предпринимательскими структурами и физическими лицами налоговых платежей и осуществления ими деятельности, регулируемой законодательством.
Эффективность государственного контроля значительно выше ведомственного, так как государственный финансовый (вневедомственный) контроль полностью независим от проверяемых организаций и защищен от постороннего влияния.
Объектами государственного контроля являются все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальные предприниматели. Объектами аудиторской деятельности теоретически также могут стать все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности, однако на практике их круг значительно уже. Во-первых, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат не все экономические субъекты, а лишь определенные в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Во-вторых, даже они освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок, если в отчетном периоде у них была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ведомственной контрольной службой. Все это значительно сужает область приложения аудиторских услуг.
В организационном аспекте аудит и государственный финансовый контроль объединяет их независимость, хотя степень независимости аудиторов гораздо выше, чем государственных контролеров. Кроме того, в аудиторских проверках, вневедомственной и ведомственной контрольной работе используются одинаковые приемы и способы документального и фактического контроля, а контролерам-ревизорам и аудиторам требуется одна и та же квалификация, в основе которой находятся знания в области бухгалтерского учета и других экономических дисциплин. При осуществлении контроля, особенно в процессе проверки правильности составления, реальности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, государственные к


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

tdutybz

30 октября 2015 18:32

почему не открывается весь текст 7-го и 8-го пункта я же уже зарегистрировалась


Maxvel

31 октября 2015 11:32

Приношу свои извинения, забыл добавить документ для скачивания, который могут сохранить только зарегистрированные пользователи. 

Отсутстсвующие вопросы Вы можете взять здесь и здесь


--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии