БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1. Организация и субъекты аудиторской деятельности в Республике Беларусь
2. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
3. Порядок получения квалификационного аттестата аудитора
4. Национальные стандарты аудита
5. Контроль порядка осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Организация и субъекты аудиторской деятельности в Республике Беларусь
Аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Республики Беларусь.
Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Раннее отмечалось, что аудиторская деятельность в Беларуси регулируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов Республики Беларусь в форме правил аудиторской деятельности.
Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации либо как аудитор — индивидуальный предприниматель. В последнем случае он должен быть включен в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Сведения об аудиторской организации также должны содержаться в Государственном реестре.
Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься другими видами предпринимательской деятельности (кроме аудиторской, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности).
Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документах организаций или индивидуальных предпринимателей содержатся сведения, составляющие государственную тайну, то в соответствии с действующим законодательством аудит у них могут проводить только аудиторские организации, в уставном фонде которых нет собственности или доли собственности (акции, вклада, пая), принадлежащей иностранным физическим лицам и (или) иностранным международным организациям, государствам, и которые имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством.
Обязательное условие для занятия аудиторской деятельностью - включение субъекта аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудиторы и аудиторские организации при реализации своих функций руководствуются нормативными документами и инструктивными материалами, регулирующими порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, а также другими актами законодательства, охватывающими вопросы финансово-экономических и производственных отношений субъектов хозяйствования.

2. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности.
Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения действия квалификационного аттестата аудитора; ведения Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций; предоставления сведений, в нем содержащихся, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
На Министерство финансов Республики Беларусь возложены следующие обязанности, связанные с государственным регулированием аудиторской деятельности:
• разработка методологии аудита;
• принятие нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах);
• установление республиканских правил аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
• аттестация аудиторов;
• разъяснение (в пределах своей компетенции) законодательства об аудиторской деятельности;
• контроль за соблюдением аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями требований действующего законодательства республики при осуществлении ими аудиторской деятельности;
• ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2011 г. лицензирование аудиторской деятельности отменено. Коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) приобретает право проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги с даты внесения сведений о ней (нем) в вышеуказанный реестр после проверки на соответствие требованиям, установленным в Законе «Об аудиторской деятельности».
Министерство финансов представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
В структуре Министерства финансов в 1999 г. было создано Главное управление аудита (в настоящее время — Управление аудита), при котором с 2000 г. действует Методологический совет по аудиторской деятельности (далее — Методологический совет). В его состав входят квалифицированные специалисты министерства, иных республиканских органов государственного управления, высших учебных заведений, аудиторских организаций, аудиторы.
Основными задачами Методологического совета являются
• определение основных направлений развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь, подготовка предложений по совершенствованию и повышению эффективности этой деятельности;
• координация работы по методологии аудита;
• рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
• подготовка предложений по интеграции международного опыта в организацию аудиторской деятельности Республики Беларусь;
• обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов, аудиторских организаций;
• разработка рекомендаций по проведению аудиторских проверок, оказанию иных аудиторских услуг субъектам предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальным предпринимателям;
рассмотрение представлений правоохранительных и контролирующих органов о работе аудиторов, аудиторских организаций;
разработка предложений по устранению нарушений и недопущению их впредь.
В процессе реализации своих задач Методологический совет взаимодействует с заинтересованными министерствами, другими органами государственного управления, аудиторами, аудиторскими организациями, иными хозяйствующими субъектами.
В целях совершенствования и унификации законодательства страны в области аудита Министерство финансов Республики Беларусь сотрудничает с международными аудиторскими объединениями, зарубежными аудиторами и аудиторскими организациями; налаживает сбор информации по вопросам организации и проведения аудита в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» в компетенцию Национального банка Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности входят:
• определение порядка осуществления аудиторской деятельности;
• разработка методологии аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
• установление республиканских правил аудиторской деятельности;
• контроль над соблюдением порядка аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами, за исключением случаев, когда из договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта. Такие нормы имеют силу нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

3. Порядок получения квалификационного аттестата аудитора
Порядок проведения аттестации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, определен Инструкцией об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора.
Квалификационные аттестаты аудиторов выдаются Министерством финансов Республики Беларусь физическим лицам после сдачи ими экзаменов в Квалификационной комиссии по аудиторской деятельности.
Обязательными требованиями, предъявляемыми к физическим лицам, претендующим па получение квалификационного аттестата аудитора, являются:
• наличие документов о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, выданных учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования и имеющими государственную аккредитацию;
• наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет;
• отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Проверка знаний претендентов проводится в форме квалификационного экзамена в два этапа:
1) компьютерное тестирование (необходимо правильно ответить на 75 вопросов из 100);
2) устный опрос.
Проведение экзаменов регулируется Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности.
Квалификационные экзамены проводятся по соответствующей программе, которая составлена на основе нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы в сфере бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, имущественных и трудовых отношений, рынка ценных бумаг, приватизации государственного имущества. В зависимости от изменений и дополнений, вносимых в законодательство Республики Беларусь, программа дополняется и изменяется.
Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, срок действия которого не ограничен.
Наличие квалификационного аттестата аудитора дает право на осуществление трудовой деятельности в должности аудитора в аудиторской организации, а также аудиторской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
• аудитор обратился с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата;
• квалификационный аттестат аудитора получен с использованием подложных документов;
• аудитор при проведении аудита систематически (два и более случая в течение календарного года) нарушал требования, установленные законодательством, или допустил грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности;
• установлен факт составления аудитором заведомо ложного аудиторского заключения.
Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. Факт составления аудитором заведомо ложного заключения в обязательном порядке должен быть установлен судом общей компетенции.
Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован также при нарушении аудитором требований по повышению квалификации (не реже одного раза в два года по программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь, в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и прошедших аккредитацию в соответствии с законодательством). Аудитор обязан представить в Министерство финансов документ, подтверждающий прохождение обучения, не позднее 15 февраля года, следующего за годом прохождения обучения.
Оценка соответствия аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторов (включая руководителя) аудиторской организации квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, проводится специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь в порядке, изложенном в Инструкции о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах.
К претенденту предъявляются следующие требования:
• наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в учебном заведении иностранного государства, и подтверждения Министерством образования Республики Беларусь эквивалентности такого документа;
• наличие квалификационного аттестата аудитора, выданного Министерством финансов Республики Беларусь;
• наличие стажа работы в банковской системе Республики Беларусь по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, либо в качестве аудитора, ассистента аудитора или иного помощника аудитора, должностные обязанности которого соответствуют должностным обязанностям ассистента аудитора, в аудиторской организации или у аудитора — индивидуального предпринимателя, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, не менее трех лет в течение последних пяти лет до обращения за получением свидетельства о соответствии квалификационным требованиям. В этом случае наличие пятилетнего стажа работы не является обязательным;
• отсутствие непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности.
Для получения свидетельства о соответствии квалификационным требованиям необходимо пройти тестирование и правильно ответить не менее чем на 60 % вопросов.
База данных компьютерной программы для тестирования содержит следующие группы вопросов:
• по законодательству, регулирующему проведение банковских операций;
• бухгалтерскому учету и отчетности в банках;
• оценке качества управления банком, в том числе состоянию внутреннего контроля;
• оценке финансового состояния банка и рисков при осуществлении банковских операций;
• иные вопросы, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в банках, банковских группах и банковских холдингах.
Оценка соответствия претендента квалификационным требованиям осуществляется в форме собеседования на заседании специальной квалификационной комиссии Национального банка Республики Беларусь. Выясняется понимание претендентом стоящих перед аудитором задач, знание им своих прав и обязанностей, владение формами и методами проведения аудита в банке, а также компетентность в иных вопросах, связанных с осуществлением аудиторской деятельности в банках, банковских группах и банковских холдингах.
Аудитор, имеющий свидетельство о соответствии квалификационным требованиями, в том числе аудитор — индивидуальный предприниматель, обязан раз в три года проходить тестирование в Национальном банке.

4. Национальные стандарты аудита
В период аудиторской деятельности аудиторы индивидуальные предприниматели и аудиторские организации независимо от условий, в которых проводится аудит, а также целей, которые достигаются в результате его осуществления, обязаны соблюдать стандарты аудита — законодательно закрепленное описание основных критериев, принципов и процедур.
Главная цель аудиторских стандартов — достичь единообразного понимания всеми аудиторами и пользователями аудиторских услуг основных принципов и задач аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора.
На международном уровне разработкой стандартов аудита занимается Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации ( International Auditing and Assurance Standards Board - IААSB). Международные стандарты устанавливают общие требования к порядку организации и проведения аудита на всех его стадиях, документирования проверок, оформления их результатов и выдачи аудиторских заключений.
В Беларуси с 2000 г. Министерством финансов Республики Беларусь ведется разработка национальных стандартов правил аудиторской деятельности.
Правила аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг, к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудиторской деятельности обеспечивают:
• правовую основу аудиторской деятельности;
• законодательное разграничение ответственности между аудиторами и проверяемыми субъектами предпринимательской деятельности;
• единообразие принципов получения аудиторских доказательств при осуществлении проверок с целью достижения сопоставимости результатов;
• регулирование процесса согласования вопросов с клиентами и т.д.
Республиканские стандарты аудиторской деятельности являются документами, конкретизирующими и разъясняющими нормы, установленные Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Их требования обязательны для аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц. Все правила можно классифицировать в зависимости от их содержания на восемь групп:
1) общие вопросы;
2) ответственность аудиторской организации и качество аудита;
З) планирование аудита;
4) получение аудиторских доказательств;
5) использование работы третьих лиц;
6) итоговые документы аудита;
7) некоторые аспекты аудита;
8) специальные области аудита и сопутствующие услуги.
Объединения аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, но они не должны противоречить республиканским стандартам аудиторской деятельности, а их требования — быть ниже требований республиканских правил.
Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель вправе устанавливать внутрифирменные правила, однако они не должны противоречить национальным стандартам аудиторской деятельности, а их требования — быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются.
Иерархию стандартов аудита в Беларуси отражает рис. 4.1.

Рис. 4.1. Подчиненность стандартов аудита 

Разработка правил аудиторской деятельности конкретной аудиторской организации или аудитора — индивидуального предпринимателя является серьезной проблемой. Например, в крупных аудиторских компаниях создаются специальные структуры для разработки методологических подходов, принципов организации и проведения проверок, практических методик отдельных направлений аудита.
Небольшим аудиторским организациям сложно содержать подобные структуры, и они выходят из положения одним из следующих способов:
приобретают у разработчиков готовые правила аудиторской деятельности, которые дорабатывают, руководствуясь собственным видением процесса аудиторской проверки, спецификой бизнеса клиента и исходя из избыточности или недостаточности приобретаемых методических разработок;
анализируют и осмысливают разработки других аудиторов, периодически публикуемые в открытой печати или имеющиеся в информационных системах, а затем дорабатывают их содержание в соответствии с собственным видением процесса аудиторской проверки;
разрабатывают собственными силами наиболее значимые, по мнению руководства конкретной аудиторской организации, правила и методики, продумав при этом схему формального соблюдения остальных требований национальных стандартов таким образом, чтобы формальный подход не вредил качеству аудиторской работы.
Стандартизация деятельности аудиторов, как показывает практика, вызывает неприятие со стороны ряда специалистов аудиторских организаций из-за необходимости приспосабливаться к прогрессивным, но непривычным методам работы. Задача руководителей — в интересах дела помочь своим специалистам преодолеть психологический барьер. Внедрение внутрифирменных стандартов позволяет руководству аудиторской организации на каждом этапе работы оперативно контролировать качество аудиторской проверки, принимать необходимые управленческие решения, а в конечном счете — формировать позитивный имидж своей фирмы.

5. Контроль порядка осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь
Действующее законодательство, регламентирующее организацию и проведение аудита в стране, возлагает на Министерство финансов Республики Беларусь контроль за соблюдением аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности. В то же время порядок осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах контролируется Национальным банком Республики Беларусь.
Проверка соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, установленного порядка реализации их профессиональных обязанностей проводится специалистами управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
В ходе проведения проверки решаются две основные задачи:
1) устанавливается соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности;
2) выявляются и предупреждаются нарушения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности.
Проверка аудиторских организаций и аудиторов назначается в соответствии с графиком проведения проверок, утвержденным заместителем министра финансов, и проводится согласно утвержденной программе. Общий срок проведения проверки определяется в зависимости от объема работы аудитора или аудиторской организации и не должен превышать 15 рабочих дней. При наличии достаточных оснований указанный срок может быть продлен заместителем министра финансов.
При проведении проверок специалисты управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь руководствуются указами и декретами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, включенные в программу проверки.
В ходе проверок специалисты Министерства финансов Республики Беларусь или соответствующих государственных контролирующих органов выявляют случаи несоблюдения аудитором — индивидуальным предпринимателем или аудиторской организацией порядка осуществления аудиторской деятельности, устанавливают обоснованность претензий заказчиков к исполнителю аудиторских услуг, обнаруживают отсутствие у аудиторской организации руководителя в течение одного месяца или наличие в ее штате менее трех аудиторов.
Порядок осуществления Национальным банком Республики Беларусь контроля соблюдения законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах и банковских холдингах определен Инструкцией о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии