БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА. ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА. ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА. ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Форма, содержание и порядок составления аудиторского заключения
2. Виды аудиторских мнений о достоверности бухгалтерской отчетности
3. Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию
4. Общие принципы и порядок подготовки письменной информации. Требования, предъявляемые к ее содержанию
5. Порядок составления и представления государственной статистической отчетности о результатах работы аудиторских организаций

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Форма, содержание и порядок составления аудиторского заключения
Завершающим этапом аудита является составление и представление заказчику аудиторского заключения.
Аудиторское заключение — официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (книги учета доходов и расходов).
Общие требования к форме и содержанию аудиторского заключения установлены правилами аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности». Так, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности должно содержать следующие элементы:
• название;
• указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение;
• реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации;
• вводную часть;
• указание на ответственность руководства аудируемого лица за представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
• указание на ответственность аудиторской организации в связи с проведением аудита и описание аудита;
• аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;
• аудиторское мнение по отдельным проверяемым вопросам или отчет по результатам выполнения определенных согласованных аудиторских процедур (если это предусмотрено договором оказания аудиторских услуг);
• подписи и дату аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно иметь название «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» и адресоваться заказчику аудита либо лицу, предусмотренному договором оказания аудиторских услуг.
Реквизиты аудируемого лица включают его наименование, юридический адрес, сведения о государственной регистрации; реквизиты аудиторской организации — помимо этого сведения о включении в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Вводная часть должна содержать перечень проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности и указание на отчетную дату и период, за который отчетность составлена. Возможны ситуации, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность включена в документ, содержащий прочую информацию (например, аналитическую справку о деятельности аудируемого лица за предыдущий и (или) отчетный периоды; данные о планируемых капитальных расходах аудируемого лица; сведения о предыдущих выпусках акций; информацию о финансовом положении и хозяйственной деятельности), или вместе с ней пользователю предоставляется дополнительная информация, разъясняющая определенные статьи отчетности, операции либо события. В этих случаях во вводной части аудиторского заключения следует однозначно указать, распространяется аудиторское мнение на подобную информацию или нет.
Заметим, что аудитору целесообразно изучить прочую информацию и убедиться в отсутствии существенных несоответствий между ней и проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Если же такие несоответствия обнаружены, то аудиторская организация должна определить, что подлежит корректировке: прочая информация или бухгалтерская (финансовая) отчетность. Вывод письменно сообщается руководству аудируемого лица.
Далее в аудиторском заключении должно содержаться заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о ее достоверности и соответствии совершенных аудируемым лицом финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В части, описывающей объем аудита:
• во-первых, дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; заявляется о том, что аудиторской организацией соблюдались нормы профессиональной этики, аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица не содержит существенных искажений;
• во-вторых, указывается, что отбор аудиторских процедур осуществлялся на основании профессионального суждения с учетом оценки риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в результате ошибок или недобросовестных действий. Отмечается, что при оценке данного риска рассматривалась система внутреннего контроля аудируемого лица, которая интересовала проверяющих не с целью оценки эффективности функционирования этой системы, а для планирования дальнейших аудиторских процедур;
• в-третьих, констатируется, что в процессе аудита проводилась оценка правомерности применяемой учетной политики, изучалась обоснованность оценочных значений и общего представления бухгалтерской (финансовой) отчетности; были получены достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, которые дают основание для выражения аудиторского мнения.
В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, указывается, достоверно ли во всех существенных аспектах бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица отражает его финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, а также соответствуют ли во всех существенных отношениях совершенные им финансовые (хозяйственные) операции законодательству.
В некоторых случаях договором оказания аудиторских услуг может быть дополнительно предусмотрено в рамках аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности выражение мнения аудиторской организации по отдельным проверяемым вопросам либо проведение определенных согласованных аудиторских процедур с подготовкой информации по результатам их выполнения. Такое мнение и такую информацию допускается располагать в аудиторском заключении после выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключение составляет аудит формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями, по результатам которого выдается отдельное аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку (проводившим аудит, если работал один аудитор). Если аудит осуществлялся аудитором — индивидуальным предпринимателем лично на основании самостоятельно заключенного договора, то аудиторское заключение подписывает только он. Во всех случаях подписи скрепляются печатью.
В аудиторском заключении должна стоять дата его подписания, после которой не допускается вносить изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. Это означает, что исследование и сбор аудиторских доказательств завершены до даты подписания аудиторского заключения. данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудиторская организация учла влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность событий и операций, имевших место до даты подписания аудиторского заключения и известных ей. Аудиторская организация не вправе подписывать аудиторское заключение ранее даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности руководством аудируемого лица.
К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение. Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации и подписью руководителя аудиторской организации.
Аудиторское заключение составляется в количестве экземпляров, согласованном с аудируемым лицом, но не менее двух, чтобы каждая из сторон имела пакет из аудиторского заключения и прилагаемой к нему бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предоставляется пользователям в месячный срок с даты его получения, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

2. Виды аудиторских мнений о достоверности бухгалтерской отчетности
Аудиторское заключение может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным (рис. 2.1).

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА. ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 2.1. Виды аудиторских мнений

Безусловно положительное аудиторское мнение выражается, если аудиторская организация приходит к выводу, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица составлена в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Республике Беларусь и дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Пример. По нашему мнению, бухгалтерская (финансовая) отчетность ЧУП «Агроспектрум», сформированная в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности, достоверно во всех существенных аспектах отражает финансовое положение ЧУП «Агроспектрум» на 1 января 2010 г. и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за 2009 г., при этом совершенные ЧУП «Агроспектрум» финансовые (хозяйственные) операции во всех существенных отношениях соответствуют законодательству .
Аудиторское заключение модифицируется, если проведенным аудитом установлены факторы, а) не влияющие на аудиторское мнение или б) влияющие па аудиторское мнение.
Факторы, не влияющие на безусловно положительное аудиторское мнение, все равно описываются в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица.
Факторы, принадлежащие к данной группе, могут оказывать влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица и раскрываться как непосредственно в ней, так и в пояснительной записке. К ситуациям подобного рода относится наличие:
• значительного сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, для проверки результатов соблюдения требования по допущению непрерывности деятельности аудируемого лица заполняется соответствующая анкета;
• существенной неопределенности, последствия которой зависят от будущих действий или событий, находящихся вне прямого контроля аудируемого лица, но которая может повлиять на его бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Пример. Аудируемое лицо является ответчиком в суде по делу, окончательное решение по которому не предвидится до даты подписания аудиторского заключения.
При большом количестве существенных для бухгалтерской (финансовой) отчетности факторов неопределенности целесообразно отказаться от выражения аудиторского мнения (вместо включения в аудиторское заключение поясняющего пункта).
Однако в данной группе имеются и факторы, не оказывающие влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица.
Пример. Обнаружено существенное несоответствие между проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью и прочей информацией в документе, содержащем данную отчетность.
В обоих случаях аудиторской организации следует модифицировать аудиторское заключение посредством включения в него после пункта с выражением аудиторского мнения соответствующего поясняющего пункта: «Не изменяя мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы обращаем внимание на ...» (далее указывается статья отчетности, пункт пояснительной записки и т.п. с подробным описанием ситуации, к которой привлекается внимание пользователей отчетности).
Наличие факторов, влияющих на аудиторское мнение, способствует выражению условно положительного или отрицательного аудиторского мнения, а также отказу от его выражения. К таким факторам относятся:
• существенное ограничение объема аудита;
• разногласия с руководством аудируемого лица.
Ограничение объема аудита бывает следствием обстоятельств (например, период аудита не совпадает с проведением ежегодной инвентаризации имущества), В таких случаях для получения достаточных доказательств аудиторской организации приходится прибегать к альтернативным процедурам. Если и они не помогают преодолеть рассматриваемое ограничение, то в аудиторское заключение должны быть включены описание ограничения и возможные корректировки бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые понадобились бы, если бы ограничения не существовало. Данное обстоятельство может привести к выражению условно положительного аудиторского мнения или к отказу от его выражения.
Аудиторская организация может иметь разногласия с руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость и порядок применения принятой учетной политики, адекватность раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, обоснованность используемых норм амортизации, правильность применяемой методики расчета издержек обращения на остаток товаров, правомерность использования налоговых льгот и т.д.). Если такие разногласия существенны для бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторская организация должна выразить условно положительное или отрицательное аудиторское мнение. При определении существенности разногласий в качестве критерия выступает установленный ранее уровень существенности.
Таким образом, условно положительное аудиторское мнение имеет место, если аудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного аудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенны, чтобы выразить отрицательное аудиторское мнение или отказаться от его выражения.
Отрицательное аудиторское мнение следует выражать, если влияние разногласий с руководством аудируемого лица настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что выражения условно положительного аудиторского мнения недостаточно для раскрытия вводящего в заблуждение обстоятельства.
Отказ от выражения аудиторского мнения целесообразен в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что аудиторская организация не может получить достаточные аудиторские доказательства и, следовательно, не в состоянии оценить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Если аудиторская организация выражает мнение, отличное от безусловно положительного, она должна его убедительно мотивировать и по возможности дать количественную оценку влияния выявленных отклонений на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Изложение такой информации в итоговой части аудиторского заключения предшествует пункту с выражением аудиторского мнения или с отказом от его выражения.

3. Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию
• Помимо проведения аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказания сопутствующих услуг аудиторы могут выполнять специальные аудиторские задания, а именно, осуществлять аудит:
• правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
• целевого использования кредитов и инвестиций;
• финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
• финансового состояния эмитента ценных бумаг;
• формирования уставного фонда; происхождения денежных средств, вносимых учредителями (участниками) организации в ее уставный фонд;
• достоверности налоговой декларации (расчета);
• состава в стоимости предприятия как имущественного комплекса;
• стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
• иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.
К обязательным специальным аудиторским заданиям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, относятся:
• документальное подтверждение факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями;
• документальное подтверждение факта формирования уставного фонда юридического лица, являющегося резидентом свободной экономической зоны;
• подтверждение в установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда в случаях, определенных законодательством;
• подтверждение в установленном порядке налоговой декларации (расчета) о доходах иностранной организации, открывшей представительство и (или) осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
• подтверждение в установленном порядке налоговой декларации (расчета) о доходах иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, открывшей счет в банке Республики Беларусь;
• подтверждение состава и стоимости предприятия до подписания договора его продажи;
• подтверждение финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
• другие специальные аудиторские задания, выполняемые в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Инициативные специальные аудиторские задания имеют целью подтверждение:
• достоверности одной либо нескольких статей бухгалтерской отчетности или отдельного показателя бухгалтерской отчетности;
• исполнения аудируемым лицом определенных условий договоров;
• используемых принципов бухгалтерского учета и существенных оценок, сделанных сотрудниками аудируемого лица в процессе подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в Республике Беларусь, а также достоверности показателей такой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• достоверности специальных отчетов, обобщающих данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд смежных лет и составляемых аудируемым лицом с целью информирования пользователей, которые интересуются основными показателями деятельности организации и ее результатами.
Инициативными бывают и некоторые другие специальные аудиторские задания, выполняемые в случаях, прямо не предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Заказчиками специального аудиторского задания могут быть аудируемые лица, государственные органы, а также иные заинтересованные лица.
Основой взаимоотношений заказчика и аудиторской организации является договор оказания аудиторских услуг. Помимо обязательных реквизитов в нем оговариваются содержание, сроки и объем работ по специальному аудиторскому заданию, цель подготовки отчета (аудиторского заключения), его форма и содержание, а также возможные ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц. Вопросы для специального аудиторского задания должны формулироваться четко и конкретно во избежание двоякого толкования.
По результатам обязательного специального аудиторского задания аудиторская организация в зависимости от требований законодательства поступает следующим образом:
• составляет отчет (аудиторское заключение) по установленной форме (например, в случае подтверждения факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями);
• подтверждает достоверность сведений, указанных в составленном аудируемым лицом документе, делая запись непосредственно на самом документе, и готовит письменную информацию (отчет) по результатам проведения аудита; 
• составляет отчет (аудиторское заключение) в соответствий с требованиями правил аудиторской деятельности «Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию», который включает следующие основные структурные элементы: наименование документа; адресат; вводная часть; аналитическая часть; итоговая часть.
Отчет (аудиторское заключение) подписывается руководителем аудиторской организации (аудитором - индивидуальным предпринимателем) с расшифровкой подписи и указанием даты подписания, скрепляется печатью.
Во вводной части раскрываются реквизиты аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя), а также объект специального аудиторского задания. Здесь же указывается, что ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности несет аудируемое лицо, а за содержание отчета — аудиторская организация.
В аналитической части содержатся описание работы, проверенной аудиторской организацией, характеристика и обоснование методов, использованных в ходе выполнения специального аудиторского задания. Помимо этого отмечаются аспекты, которые аудиторская организация полагает существенными.
Ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации и другие вопросы могут оформляться в виде графиков, таблиц и отражаться в приложениях как составная часть отчета (аудиторского заключения). В этом случае в аналитической части делаются ссылки на них.
Итоговая часть отчета (аудиторского заключения) представляет окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.
В целом содержание аналитической и итоговой части зависит от объекта аудита.
Следует отметить, что вышеизложенные требования не являются обязательными, и форма отчета (аудиторского заключения) может определяться по согласованию с заказчиком специального аудиторского задания.
Отдельные требования предъявляются к отчету (аудиторскому заключению) по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов. Выводы аудиторской организации следует излагать в последовательности, предусмотренной заданием. Каждый вывод должен основываться на выявленных в процессе аудита фактах с указанием нормативных правовых актов, которые были нарушены, периода, в который это произошло, и обстоятельств, этому способствовавших. По возможности следует оценить сумму материального ущерба. При изложении желательно избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и т.п.

4. Общие принципы и порядок подготовки письменной информации. Требования, предъявляемые к ее содержанию
Письменная информация (отчет) — это информация для руководства аудируемой организации в виде отчета аудитора по результатам проведения аудита.
Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:
• при проведении аудита, по итогам которого предусматривается составление аудиторского заключения;
• если это является условием договора оказания аудиторских услуг.
Требования к содержанию, форме и порядку подготовки письменной информации установлены правилами аудиторской деятельности «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита».
Если в аудиторском заключении содержится лишь мнение аудитора по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности с минимальными пояснениями, то в письменной информации представляется развернутое описание результатов аудита с обоснованием аудиторского мнения, цель которого — довести до руководства аудируемого лица или иных лиц, являющихся заказчиком аудита, следующую информацию:
• сведения о нарушениях порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, недостатках в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля аудируемого лица, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков;
• предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
По содержанию письменная информация очень близка к результативной части акта проверки, однако существуют и некоторые отличия. Так, в письменной информации указываются не все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а лишь те, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, В связи с этим аудиторская организация самостоятельно выбирает сведения, касающиеся аудиторской проверки, и факты финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые считает целесообразным привести в письменной информации. Если выявленные нарушения устраняются частично или в полном объеме в процессе аудита, то аудиторская организация может не включать их в письменную информацию.
Реквизиты письменной информации:
• исходящий номер и дата подписания;
• указание па лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;
• название документа;
• реквизиты аудиторской организации (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес аудитора — индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; сведения о включении в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций; учетный номер плательщика (УНП); фамилии и инициалы аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите; номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов; при необходимости — распределение обязанностей аудиторов и специалистов в ходе проведения аудита);
• реквизиты аудируемого лица (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; УНП; фамилии и инициалы должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);
• основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);
• период времени, за который проводился аудит, даты его начала и завершения.
• далее располагается содержательная часть, в которой приводятся следующие обязательные сведения:
• подробное описание причин (факторов), приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения, с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;
• выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;
• выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• оценка (при возможности) количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и прогнозируемых показателей по результатам аудита;
• рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков;
• другие сведения, полученные в ходе аудита или предусмотренные договором оказания аудиторских услуг.
Помимо этого в письменную информацию допускается включать следующие сведения:
• описание количественного состава и структуры бухгалтерской службы аудируемого лица, способа ведения бухгалтерского учета;
• перечень основных областей и направлений бухгалтерского учета, подлежавших аудиту;
• пояснение о соответствии проверки, проведенной аудиторской организацией, правилам аудиторской деятельности, либо отметка об отклонениях от правил, если такие имелись (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку аудиторского заключения);
• характеристика методики проведения аудита (указание разделов бухгалтерского учета, проверенных сплошным методом и выборочно, описание построения аудиторской выборки);
• информация о ходе аудита;
• упоминание об особенностях проведения аудита;
• для аудируемого лица со сложной организационной структурой сведения о результатах проверок его филиалов, обособленных подразделений и дочерних организаций с точки зрения их влияния на итоги аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целом;
• перечень всех выявленных в процессе аудита недостатков, замечаний и рекомендации по их устранению;
• в случае, если аудит за текущий и предыдущий периоды проводился одной и той же аудиторской организацией, — анализ выполнения аудируемым лицом рекомендаций и замечаний, содержащихся в письменной информации за прошлый отчетный период.
Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или имеет ее угловой штамп. Содержательную часть следует разделять на главы в соответствии с перечнем вопросов, предусмотренных в плане аудита. Внутри каждой главы выявленные нарушения, указания на недостатки и замечания рекомендуется приводить в порядке убывания их существенности.
Если по результатам проверки отдельных вопросов не были установлены нарушения и недостатки, то в письменной информации следует указать: По данному вопросу нарушений не обнаружено.
Сведения, содержащиеся в письменной информации, должны отвечать требованиям краткости, четкости и точности. В необходимых случаях приводятся обоснования количественных расчетов и оценок, а также ссылки на законодательство.
В письменной информации обязательно указывается, какие из сделанных замечаний существенны, а какие нет, влияют ли они на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае выражения аудиторской организацией мнения, отличного от безусловно положительного, в письменной информации приводится развернутая аргументация его причин.
Сведения об однородных нарушениях могут группироваться в накопительных ведомостях и представляться в приложениях к письменной информации.
Письменная информация составляется в ходе аудита на основании рабочей документации аудитора с учетом требований, предъявляемых к официальной переписке. На завершающем этапе она направляется адресату:
• лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;
• лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;
• любому другому лицу — в случае письменного указания от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика.
Количество экземпляров письменной информации предусматривается договором, но не может быть менее двух. Первый экземпляр передается под роспись получателю, второй экземпляр с росписью получателя остается в аудиторской организации и приобщается к рабочей документации как обязательное приложение к аудиторскому заключению.
Письменная информация, как правило, подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в проверке, за исключением случаев, когда в аудите участвовало несколько групп аудиторов. Тогда достаточно подписей их руководителей.
Если у аудиторской организации имеются требования по устранению выявленных нарушений законодательства или внесению исправлений в данные бухгалтерского учета согласно перечню уточнений к составленной аудируемым лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности, то она может подготовить и передать под роспись получателю предварительный вариант письменной информации. В случае несогласия с мнением аудитора заказчик вправе составить письменный ответ с развернутыми возражениями, но аудиторская организация по собственному усмотрению решает, следует ли принимать во внимание точку зрения аудируемого лица.
Окончательный вариант письменной информации аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки, что и аудиторское заключение. В нем следует дать оценку исправлениям, сделанным по существенным замечаниям, которые содержались в предварительном варианте.
По согласованию с заказчиком, а также в случае отказа заказчика от получения письменной информации она может быть отправлена по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи. Несогласие заказчика с содержанием письменной информации не может служить основанием для отказа в ее получении.
В отношении письменной информации аудиторская организация обязана соблюдать принцип конфиденциальности. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче третьим лицам либо разглашению без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В то же время аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации, произошедшее по вине заказчика, так как он может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению.
Следует особо подчеркнуть, что по требованию аудиторской организации заказчик обязан предоставить ей копию письменной информации по результатам аудиторской проверки за предыдущий финансовый год. Отказ может рассматриваться как ограничение объема аудита.

5. Порядок составления и представления государственной статистической отчетности о результатах работы аудиторских организаций
Аудиторские организации обязаны составлять по результатам своей деятельности за полугодие и год государственную статистическую отчетность по форме 2-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» и представлять ее в Управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь до 20 июля и 15 февраля соответственно. Отчет заполняется в тысячах рублей нарастающим итогом с начала года.
Отчет состоит из двух разделов: в первом содержатся основные показатели деятельности аудиторской организации, во втором — сведения об оказанных аудиторских услугах.
• Раздел I «Основные показатели деятельности».
В строке «Оказано аудиторских услуг» отражается общее количество аудиторских услуг (аудиторские проверки и сопутствующие аудиту услуги), оказанных за отчетный период. Если предусмотрено поэтапное выполнение договора оказания аудиторских услуг, то в отчет включают одну услугу и только после подписания акта выполненных работ по последнему этапу аудита и выдачи аудируемому лицу аудиторского заключения. При оказании сопутствующих аудиту услуг указывается их количество согласно договорам и актам выполненных работ в отчетном периоде (при ведении бухгалтерского учета, а также осуществлении абонентского обслуживания по консультированию количество услуг должно соответствовать числу заключенных договоров в отчетном году, независимо от количества актов выполненных работ). Также показывается общая сумма выручки, полученная за оказанные аудиторские услуги.
Затем проводится детализация общего количества аудиторских услуг и общей суммы выручки и отражается та их часть, которая касается проведения обязательного аудита. При этом к обязательному аудиту относятся: аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; аудит формирования уставного фонда; аудит происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд; аудит состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса; аудит иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
После этого отражаются данные об аудиторских заключениях достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от формы выражения аудиторского мнения.
В строке «Начислено налогов, сборов и других обязательных платежей показывается общая сумма начисленных налогов и сборов, уплачиваемых аудиторской организацией (в том числе налоги и отчисления, включаемые в себестоимость услуг; налоги, уплачиваемые из выручки от реализации услуг; налоги, уплачиваемые из прибыли; прочие налоги, сборы и отчисления).
далее приводится информация о количестве аудируемых лиц, по результатам аудита у которых выявлены нарушения:
а) в ведении бухгалтерского учета или составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; б) в исчислении и перечислении налогов, сборов и других обязательных платежей.
Показатели среднесписочной численности работников и фонда заработной платы определяются в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду.
По строке «Количество предъявленных претензий, касающихся оказания аудиторских услуг отражаются все полученные претензии независимо от результатов их рассмотрения. При наличии претензий к отчету следует приложить их подробное обоснование, описать способы рассмотрения претензий и его результаты, привести принятые к возмещению и отклоненные суммы.
В строке «Количество сообщений, сделанных в соответствии с абз. 7 ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» показывается количество сообщений, сделанных в письменной форме учредителям аудируемого лица (участникам, собственникам имущества) в ходе проведения аудиторской проверки, свидетельствующих о нарушении законодательства, в результате чего причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству. При этом под крупным размером убытка (вреда) следует понимать убыток в размере 250 и более базовых величин оплаты труда, а под особо крупным размером — 1000 и более базовых величин оплаты труда.
• Раздел II «Сведения об оказанных аудиторских услугах».
Приводятся сведения, детализирующие показатель «Оказано аудиторских услуг — всего» из раздела 1 по двум основным группам (аудит и сопутствующие аудиту услуги) с дальнейшей расшифровкой по их видам.
Отчет подписывают руководитель и главный бухгалтер аудиторской организации, а также лицо, ответственное за составление государственной статистической отчетности (с указанием должности). Заверяющие реквизиты — номер контактного телефона и дата составления отчета.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии