БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

1. Цель, задачи и источники проверки операций с денежными средствами
2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств
3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе
4. Методика проверки движения денежных средств и денежных документов в кассе
5. Особенности проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте
6. Методика проверки движения денежных средств на счетах в банках
6.1. Общие положения
6.2. Проверка движения денежных средств на расчетных счетах
6.3. Проверка движения денежных средств на валютных счетах
6.4. Проверка движения денежных средств на специальных счетах в банках

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Цель, задачи и источники проверки операций с денежными средствами
Цель проверки операций с денежными средствами — установление законности, достоверности и целесообразности их осуществления, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основными задачами проверки являются:
1) оценка системы внутрихозяйственного контроля операций с денежными средствами;
2) проверка соблюдения кассовой дисциплины, установленного порядка оформления и учета кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами;
З) определение законности, достоверности и целесообразности совершенных операций по счетам в банках, своевременности и правильности их документального оформления и отражения в учете;
4) проверка соответствия действующему законодательству совершенных операций по покупке и продаже иностранной валюты, расчетов курсовых разниц по этим операциям и их отражения в учете;
5) оценка достоверности соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:
• организационно-распорядительные и первичные документы: должностная инструкция кассира и приказ о его назначении; договор с кассиром о полной индивидуальной материальной или коллективной (бригадной) ответственности установленной формы; приходные и расходные кассовые ордера; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; заявления на взнос наличной иностранной валюты; журнал (книга) регистрации депонентов; авансовые отчеты; выписки банка по счетам с приложенными к ним документами; перечень лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке; договоры на банковское обслуживание; журнал регистрации платежных поручений; инкассовое поручения; чековые книжки; реестры чеков и др.;
• регистры синтетического и аналитического учета:
Главная книга; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты е разными дебиторами и кредиторами» и т.п.; журнал кассира-операциониста; кассовая книга; отчеты кассира и др.;
• бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о движении денежных средств (форма 4); пояснительная записка к балансу; отчет об обороте кассы (форма 4) - торг (касса); отчет о поступлении и расходовании валютных средств (форма 12 -валюта).
Основные нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проверке денежных средств и операций по счетам в банках:
• Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 (с изменениями и дополнениями) «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разница»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 (с изменениями и дополнениями) «Об обязательной продаже иностранной валюты»;
• Правила организации наличного денежного обращения в Республики Беларусь;
• Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь;
• Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь;
• Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей;
• постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38 «06 утверждении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»;
• Правила осуществления операций с электронными деньгами;
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств;
• Инструкция по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 1999 г. № 311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации».

2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств
Изучение и оценка системы внутрихозяйственного контроля денежных средств в общем случае включают следующие направления:
• проверку наличия соответствующих организационно-распорядительных документов;
• изучение состояния и порядка использования контрольно-кассовой техники с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям;
• проверку обеспечения необходимых условий хранения денежных средств в кассе и в процессе их доставки из филиала банка;
• становление соблюдения сроков проведения внезапных инвентаризаций кассы;
• проверка своевременности обработки и отражения в учете выписок банка;
• установление обеспечения сохранности кассовых и банковских документов и защиты соответствующих программных средств от несанкционированного доступа.
Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля денежных средств целесообразно начинать с изучения штатного расписания организации, приказов об увольнении и назначении кассира и бухгалтера, ведущего учет операций с денежными средствами. Это необходимо для того, чтобы выявить лиц, занимавших указанные должности в проверяемом периоде. При этом следует учитывать, что в организации, где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника (с его согласия). С ним обязательно должен заключаться договор о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Важно определить, какие должностные лица организации имеют право первой и второй подписи банковских документов.
Затем проверяется наличие должностных инструкций кассира и бухгалтера, а также приказа о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии; уточняются, предусмотрена ли передача обязанностей по ведению кассовых операций в случае вынужденной замены (отпуска, болезни и т.д.) кассира; изучаются имеющиеся договоры о банковском обслуживании и формируется список банковских счетов организации по их видам.
Значимым моментом является проверка исправности кассовых суммирующих аппаратов (КСА), с помощью которых осуществляется прием наличных денежных средств от покупателей. При этом обращается внимание на наличие пломбы, свидетельствующей об отсутствии фактов самовольного вскрытия данных аппаратов, а также голографической наклейки, удостоверяющей регистрацию в налоговой инспекции. Следует определить, включена ли КСА организации в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Особое внимание проверяющий должен уделить изучению условий сохранности денежных средств и денежных документов в кассе: изолировано ли помещение кассы; хранятся ли денежные средства и ценные бумаги в несгораемом сейфе или металлическом ящике, опечатываются ли они; у кого находятся дубликаты ключей от сейфа; как обеспечивается сохранность денежных средств, полученных в банке; имеется ли сигнализация на случай пожара или проникновения в помещение кассы посторонних лиц и т.д.
За сохранность денежных средств в процессе их доставки из филиала банка отвечают назначенные руководством организации работники, осуществляющие данную доставку. Инкассация выручки в филиал банка может проводиться с привлечением специализированной организации либо сотрудников банка. В этом случае следует проверить наличие соответствующих договоров.
Далее проверяющий устанавливает, проводится ли комиссией внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе. Инвентаризация кассы может проводиться в сроки, установленные руководителем организации (подразделения), но не реже одного раза в квартал. Следует обратить внимание на правильность составления актов инвентаризации, обоснованность решения руководителя о регулировании выявленных излишков (недостач).
По результатам изучения состояния внутрихозяйственного контроля денежных средств проверяющий делает вывод об отношении администрации к ведению бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, обеспечению сохранности денежных средств, своевременного и полного отражения их движения в учете и отчетности.

3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе
Как правило, проверка кассовых операций начинается с проведения внезапной инвентаризации. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.
Инвентаризация должна проводиться в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств. Если в организации работает несколько кассиров или лиц, у которых могут находиться денежные средства либо другие ценности, проверяющий должен потребовать, чтобы к началу проверки названные лица отчитались о движении этих средств перед главным кассиром. В необходимых случаях инвентаризация проводится одновременно у всех материально ответственных лиц, имеющих в подотчете денежные средства и другие ценности. Если такая возможность отсутствует, то место хранения ценностей опечатывается и проверка проводится последовательно.
Кассиру положено до начала инвентаризации денежных средств в кассе составить кассовый отчет и вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки. В отчет включаются все имеющиеся в кассе приходные и расходные ордера с приложенными к ним оправдательными документами, а также другие надлежаще оформленные документы (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.) с наличием на них специального штампа, заменяющего расходный кассовый ордер.
Необходимо проверить правильность кассового отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег в кассе проверяется арифметически приемом балансовой увязки движения денежных средств с учетом остатка по балансу на первое число месяца, а также общих сумм приходных и расходных операций. При проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов сопоставляются номера последних приходных и расходных ордеров с записями в журнале регистрации для полноты учета последних кассовых операций. Проверенный и завизированный проверяющим отчет передается
в бухгалтерию для отражения его данных на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. На основании последнего отчета определяется остаток денежной наличности в кассе на момент инвентаризации.
В случаях, когда кассир до начала проверки делает заявление о том, что в кассе находятся денежные средства, документы и ценности, не принадлежащие данной организации, или, наоборот, они по какой-то причине полностью или частично находятся вне кассы, это заявление необходимо немедленно проверить, имея в виду, что хранение в кассе денежных средств и ценностей, не принадлежащих организации, запрещается.
Одновременно с кассира берется расписка о том, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы не осталось неоприходованных и не списанных в расход денежных средств.
Каждый предъявленный кассиром документ, хранящийся в кассе, следует проверить по форме и по существу отраженных в нем операций, уделяя особое внимание наличию в расходных документах подписей руководителя и главного бухгалтера и подписи лиц в получении денег. Также изучается соблюдение в приходных и расходных кассовых ордерах последовательности номеров, указанных в последнем отчете кассира. Нарушение последовательности — сигнал о возможном изъятии отдельных документов с целью их сокрытия или злоупотребления.
Если в кассе имеются незакрытые платежные ведомости, по которым начата выплата заработной платы, то уже выплаченные по ним суммы включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным денежным средствам. Фактически выплаченные суммы показываются в акте инвентаризации кассы отдельной строкой с отражением номера и суммы по каждому документу. Недооформленные кассовые документы и черновые расписки не принимаются во внимание, и наличие таких фактов отражается в акте инвентаризации кассы как нарушение кассовой дисциплины.
Изучив кассовый отчет и приложенные к нему документы, проверяющий визирует их и предлагает кассиру предъявить находящиеся в сейфе наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности. денежные средства кассир, а следом за ним один из членов инвентаризационной комиссии пересчитывают по каждой купюре в отдельности. денежные купюры в банковских упаковках также пересчитываются. При наличии множества купюр проверяющий составляет опись с указанием их достоинства, количества и суммы. Опись подписывается членами комиссии. В случае возникновения у проверяющего и членов комиссии разногласий о фактическом наличии денег процедура повторяется.
Одновременно с проверкой наличных денег пересчитываются остатки ценных бумаг, денежных документов и других ценностей, хранящихся в кассе. В описи указываются их наименования, номера и другие отличительные признаки, количество и суммы. Почтовые марки и марки госпошлины принимаются по номинальной стоимости. но лимитированным чековым книжкам целесообразно составить отдельную опись, указав дату получения из учреждения банка, сумму установленного лимита, номера использованных и оставшихся чеков и их сумму. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, для акций — именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Особое внимание при проверке операций с денежными документами обращается на путевки в санатории и дома отдыха, приобретенные за счет соответствующего фонда. Сохранность их проверяется по данным синтетического счета 50, субсчет 3 «Денежные документы».
Остатки бланков строгой отчетности (бланки трудовых книжек, квитанционные книжки и т.п.) сопоставляются с данными забалансового счета 006 «Бланки строгой отчетности».
При инвентаризации кассы необходимо убедиться, что кассовая книга правильно оформлена и соблюден порядок ее ведения. Устанавливается наличие приказа руководители организации, в котором определен круг лиц, имеющих право подписывать кассовые документы, а также есть ли у кассира образцы подписей этих лиц.
Проверяющему следует тщательно осмотреть все отделения и ячейки сейфа (металлического ящика) и все помещения кассы, чтобы не допустить неполного предъявления кассиром денежных средств и ценностей для пересчета. Целесообразно обратить внимание на наличие у кассира подписанных руководителем или главным бухгалтером незаполненных приходных и расходных кассовых ордеров или чеков в чековых книжках.
Кроме того, осуществляя внезапную инвентаризацию кассы, проверяющий сопоставляет номер корешка в чековой книжке от последнего получения суммы в учреждении банка или от квитанции на взнос наличными в учреждение банка с их последними номерами в отчете кассира. При ненадлежащей постановке контроля недобросовестный кассир может предъявить денежные средства, полученные в учреждении банка в день проверки, и тем самым скрыть недостачу, так как выписки из счетов банка, как правило, приходят в организацию на следующий день после совершения операций.
При наличии изолированного помещения кассы доступ в него на время инвентаризации перекрывается для всех, кроме кассира и членов комиссии, но ни один человек не вправе покидать помещение кассы в процессе проверки.
Составленные акт инвентаризации наличных денежных средств и инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности подписывают проверяющий, члены инвентаризационной комиссии и кассир. Последний при этом должен дать расписку в принятии на ответственное хранение всех указанных в акте сумм денежных средств, а также документов и других ценностей. Акт инвентаризации наличных денежных средств составляется обычно в трех экземплярах: один прилагается к материалам проверки, второй передается в бухгалтерию, а третий остается у кассира.
Выявленные в процессе проверки, проводимой государственными контролирующими органами, излишки денежных средств подлежат немедленному оприходованию; не позднее трехдневного срока они должны быть перечислены в доход бюджета. На счетах бухгалтерского учета оприходование денег отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Если обнаруживаются излишки или недостача денежных средств, денежных документов, ценных бумаг, то кассир обязан дать этому письменное объяснение, которое необходимо тщательно проверить.
При выявлении крупной недостачи денежных средств, проверяющий вправе поставить вопрос перед руководителем организации об отстранении кассира от выполнения обязанностей до окончания проверки. В процессе дальнейшей проверки принимаются меры к погашению недостачи.
На сумму недостачи денежных средств в кассе выписывают расходный кассовый ордер и предлагают кассиру немедленно ее погасить, а на счетах бухгалтерского учета производят записи:
дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — кредит счета 50 «Касса»;
дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 2 «Расчет по возмещению материального ущерба») — кредит счета 94.
Проверяющий обязан проверить своевременность и правильность отражения недостач и излишков в бухгалтерском учете, так как в отдельных организациях бухгалтеры относят суммы недостач с кредита счета 94 в дебет производственных или других счетов.
Если по результатам проверки, проведенной государственным контролирующим (надзорным) органом, кассир отказывается погасить недостачу денежных средств, подтвержденную результатами инвентаризации кассы, то проверяющий оформляет материалы для передачи в правоохранительные органы или оказывает помощь организации в оформлении искового заявления в суд общей компетенции. Кроме искового заявления в органы суда и следствия направляются промежуточный акт проверки кассовых операций и прилагающиеся к нему документы: акт инвентаризации денежных средств, письменное объяснение кассира, подлинные расписки, служебные записки и другие документы и материалы, доказывающие обоснованность предъявляемых претензий.

4. Методика проверки движения денежных средств и денежных документов в кассе
В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, зтап их проверки является весьма трудоемким, однако однообразие операций упрощает процедуры проверки.
Изучив фактическое наличие денежных средств и ценностей, хранящихся в кассе, а также обследовав кассовое хозяйство, проверяющий сосредоточивается на кассовых операциях, применяя, как правило, сплошной способ проверки. Он обращает внимание на порядок ведения учета денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе, соблюдение кассовой дисциплины, достоверность и законность операций с наличными денежными средствами в национальной и иностранной валюте. Прежде всего, следует определить, применяются ли в организации для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и заполнены ли все ее обязательные реквизиты. Анализ сведений, содержащихся в учетных регистрах по счету 50 «Касса», позволяет установить объем и характер кассовых операций по поступлению денежных средств и их расходовании за проверяемый период.
Затем изучаются сохранность чеков и корешков к ним в чековых книжках; правильность определения остатков денег в кассе, переноса их да следующий день по кассовой книге и подсчета в ней итоговых сумм по приходу и расходу за отчетный период; полнота отражения в кассовой книге и отчетах кассира всех операций с денежным средствами, их взаимное соответствие; использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению; своевременность и полнота возврата в банк неиспользованных денежных средств; соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе; использование кассовой выручки на текущие нужды в пределах установленных норм.
Одной из задач проверки является определение правильности оформления документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денежных средств. Все кассовые приходные и расходные ордера, другие документы должны быть заполненью четко, ясно, без помарок (никакие подчистки и исправления в этих документах не допускаются), а приложения, являющиеся основанием для приема или выдачи денег, — погашены штампами «Получено» или «Оплачено», датированы и подписаны кассиром. Факты отсутствия штампов погашения необходимо отразить в рабочем документе, так как это создает условия для повторного использования документов. На платежных ведомостях должны стоять разрешительные подписи на выплату денег получателям с указанием срока выплаты, а также подписи лиц, получивших денежные средства, или отметка «Депонировано», если деньги не получены. Проверяющему следует убедиться в том, что кассовые приходные и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и были выписаны в бухгалтерии в момент совершения операции.
Наряду с этим изучаются наличие и подлинность подписей должностных лиц и получателей денег на кассовых ордерах и других денежных документах, законности произведенных из кассы выплат денежных средств. Выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими и выдачи кассиру незаполненных чеков для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.
Необходимо проверить достоверность приходных и расходных кассовых ордеров. Известно, что недобросовестные кассиры могут осуществлять кассовые операции на основании подложных документов или повторно использовать кассовые ордера. Следует установить, кто производит регистрацию выписанных кассовых ордеров в организации. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь приходные и расходные кассовые ордера заполняются и еще до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходные и расходных кассовых ордеров. По усмотрению руководителя и главного бухгалтера организации таких журналов может быть два (отдельно на приходные и расходные ордера) или один общий журнал.
Если регистрация осуществляется посредством технических средств, необходимо установить, имеется ли в выходной форме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях», составляемой за соответствующий день, информация для учета движения наличных денег по целевому назначению. Проверяющий должен ознакомиться с документооборотом по кассовым операциям, с системой кодов, содержанием входной, промежуточной и выходной информации, порядком бухгалтерской обработки кассовых документов.
В каждой чековой книжке (в том числе неиспользованной) подсчитываются листы и проверяется, нет ли дефектов в переплете и креплении отдельных листов. Исследованию подвергаются вклеенные в чековую книжку испорченные чеки, изучается последовательность их номеров. Это позволяет выявить злоупотребления — замену корешка или испорченного чека новым из другой чековой книжки.
Ведение кассовой книги должно осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь. В организации разрешается открывать только одну кассовую книгу, и она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью, а количество листов в ней заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Проверяется регулярность ведения кассовой книги и составления отчета кассира. Следует иметь в виду, что при совершении операций на общую сумму от трех и более базовых величин оплаты труда отчет должен составляться ежедневно, а менее указанной суммы — за период три — пять дней. Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления должны заверяться подписями кассира, главного бухгалтера или лица, его замещающего. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег отдельно по каждому приходному или расходному ордеру. В период выдачи наличных денег на оплату труда, для выплаты стипендий и т.п. остаток кассы выводится по учтенным в кассовой книге приходным и расходным кассовым ордерам. По строке «В том числе на оплату труда» указывается сумма остатка наличных денег, не выплаченная по платежной ведомости. При этом сумма выданных за день наличных денег по платежной ведомости на оплату труда, выплату стипендий и т.п. расходным кассовым ордером не оформляется и не отражается по колонке «Расход» в кассовой книге. Платежная ведомость на оплату труда в обязательном порядке хранится в кассе вместе с остатком наличных денег и является документом, подтверждающим отсутствие недостачи наличных денег в кассе.
Если процесс ведения кассовой книги компьютеризирован, ‘го необходимо установить, как обеспечиваются сохранность кассовых документов и защита программных средств от несанкционированного доступа, проверить наличие выходных форм «Вкладной лис кассовой книги» и «Отчет кассира», которые должны составляться одновременно на конец рабочего дня, иметь одинаковое содержание и все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги н этих выходных формах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. Необходимо проверить, печатается ли в последней выходной форме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц (год) общее количество листов кассовой книги за период и установить их наличие, узнать, сдается ли форма «Отчет кассира» вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами в бухгалтерию под расписку во «Вкладном листе кассовой книги».
Вкладные листы кассовой книги должны храниться кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) они брошюруются в хронологическом порядке, общее количество их листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, и кассовая книга опечатывается.
Проверка подсчета в кассовой книге итоговых сумм оборотов кассовых операций по каждой странице и за день, а также правильности переноса их на другую страницу обусловлена распространенными случаями ошибочного или умышленного искажения в оборотах и перекосах сумм с одной страницы на другую. Наряду с этим изучается соответствие записей в кассовой книге данным отчета кассира и документов, на основании которых производились записи. Сверка приложенных к кассовым ордерам оправдательных документов с отчетом и кассовой книгой, позволяет обнаружить возможные противоречия между ними по приходным и расходным операциям. Полноту отражения в кассовой книге и кассовом отчете документов по приходу и расходу наличных денег проверяющий устанавливает, сопоставляя приходные и расходные кассовые ордера и приложенные к ким оправдательные документы с данными кассовой книги и отчета кассира. Это позволяет выявить факты неполного оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и от работников организации за оказанные услуги, а также факты неполного списания их в расход.
После проверки правильности ведения кассовой книги определяют реальность и достоверность записей об остатках денег в книге и в отчетах кассира на начало и конец изучаемого периода. Остатки денежных средств на отдельные даты устанавливают, используя данные учетных регистров по счету 50 «Касса», Главной книги и балансов.
Для того чтобы убедиться, что в организации не практикуется списание в расход денег по кассе на основании документов, изъятых из архива, проверяющий обращает внимание на цвет бумаги кассовых документов, однородность чернил, однообразие почерка, даты — число, месяц и год составления документов, а при возникновении сомнений выясняет причины значительного расхождения между датами кассовых ордеров в приложенных к ним документов.
Факты пропуска в нумерации кассовых ордеров или отсутствия на них подписей должностных лиц либо отдельных исполнителей являются поводом, чтобы потребовать от кассира и бухгалтера объяснений.
После этого производится исследование документов, приложенных к кассовым ордерам, по существу отраженных в них операций. По всем сомнительным операциям делаются рабочие записи, чтобы более детально их проверить в период изучения соответствующих разделов финансово-хозяйственной деятельности организации. Проверка документов по существу отраженных в них операций предполагает установление адекватности хозяйственных операций действующему законодательству, правилам выполнения этих операций, утвержденным нормативам и прогнозным показателям, а также определение их хозяйственной целесообразности.
Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь лимит остатка наличных денег в кассе, порядок и сроки сдачи наличных денег, норма использования выручки на неотложные нужды устанавливаются учреждениями банка, в котором открыты расчетный и валютный счета. Вся денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в банк для зачисления на счет. Срок сдачи наличных денежных средств считается ежедневным, лимит остатка кассы — нулевым, а не сданные в банк наличные денежные средства — сверхлимитными для клиентов банка, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и на оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступившей в кассу в срок, установленный обслуживающим банком. Наряду с этим юридические лица имеют право хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не более трех рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, — не более пяти рабочих дней), включая день получения денег в обслуживающем банке либо день наступления указанных выплат при использовании по согласованию с обслуживающим банком на эти цели выручки. По истечении этого срока (т.е. на 4-й и 6-й рабочий день соответственно) не использованные по назначению суммы наличных денег должны быть депонированы и сданы в обслуживающий банк.
Для проверки соблюдения указанного порядка используются данные кассовой книги, учетные регистры по счету 50 «Касса», коллективный договор (в нем указываются дни выплаты заработной платы), разрешение банка на определенный лимит остатка денежных средств. Соблюдение лимита проверяется сопоставлением его с фактическими остатками наличных денежных средств в кассе. Сумму оборотов по кассе можно уточнить по учетным регистрам, сверяя при этом одновременно остатки па начало и конец месяца с данными кассовой книги или Главной книги. В случае обнаружения неоднократного несоблюдения остатков денежных средств в кассе проверяющий составляет накопительную ведомость нарушений, установленных при проверке.
Факт использования денежных средств не по целевому назначению устанавливается сличением данных на корешках чеков в чековой книжке с информацией об их расходовании в отчетах кассира, журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также в учетных регистрах по дебету и кредиту счета 50 «Касса». Результаты могут оформляться в соответствующей таблице.
В ходе исследования кассовых операций проверяются полнота и своевременность оприходования денежных средств в кассу, полученных со счетов организации в банке. Сопоставляются суммы, отраженные на корешках чеков или в квитанциях на взнос наличными, в кассовых приходных и расходных ордерах, отчетах кассира, выписках банка, учетном регистре по счету 50 «Касса». Все операции с наличными денежными средствами учреждение банка отражает в выписках под специальным шифром (кодом). С учетом этого необходимо обращать внимание на наличие исправлений, подчисток, случаи обведения шифров операций с наличными денежными средствами чернилами, шариковой ручкой или на принтере (копировальном аппарате). Одновременно сверяются номера чеков, указанные на корешках и в выписках учреждения банка. Наряду с этим можно сличить остатки денег в кассе на первое число месяца с показателями баланса, а также обороты по приходу и расходу счета 50 «Касса» Главной книги с данными о месячных оборотах по дебету и кредиту этого счета. Исходная информация для определения месячных оборотов содержится на корешках чеков (дебет) и в квитанциях на взнос наличными (кредит). Результаты проверки соответствия данных обслуживающего банка записям в кассовой книге оформляются специальной таблицей.
Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам организации за наличный расчет. Проверяющему целесообразно исследовать не только приходные кассовые ордера, но и документы, характеризующие отпуск материальных ценностей на сторону (накладные, счета, товарно-транспортные накладные и др.). Одновременно проводится сопоставление оборотов по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Реализация» (отпуск за наличный расчет).
Проверка документов на поступившую выручку в кассу за выполненные работы и услуги начинается с анализа приложенных к кассовым ордерам расчетов, характеризующих объем выполненных работ или услуг, обоснование цены и общей стоимости. Это могут быть калькуляции выполненных работ, счета-фактуры, справки бухгалтерии, финансового и планового отделов, другие документы. Проверяющий обращает внимание на законность выполнения данных работ или предоставления услуг, объективность причин для выполнения операций, правильность составления сметно-финансовых расчетов или калькуляций, обоснованность цен на материалы и услуги.
В необходимых случаях производится обследование объекта и контрольный обмер выполненных работ или оказанных услуг. При этом важно оценить качество работ, количество и качество израсходованного материала, объем трудовых затрат. По результатам обследования объекта и проведения контрольного обмера составляется соответствующий акт.
В условиях использования ПЭВМ сопоставляются данные машинограмм о поступлении денег в кассу и об отпуске товарно-материальных ценностей со склада, а также их реализации па сторону. Расхождения показателей говорят о возможности отпуска сырья, материалов и других ценностей без оплаты либо о присвоении выручки. Следует проверить отчеты о движении товарно-материальных ценностей и записи по счетам их учета и реализации. Дебетовые записи по счету реализации сверяются с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации — с дебетовыми записями по счету кассы. Наличные денежные средства за проданные населению товарно-материальные ценности должны вноситься в кассу организации, а отпуск со склада материалов производиться только при наличии накладной со штампом кассы «Оплачено».
Особого внимания проверяющего заслуживают операции по выплате заработной платы. Источниками для проверки обоснованности списания денежных средств в расход по кассе служат расчетно-платежные ведомости, документы по промежуточным расчетам в случаях увольнения или ухода в отпуск, выплатам внеплановых авансов и т.д.
При исследовании расчетно-платежных ведомостей проверяющему следует убедиться в наличии и достоверности подписей в получении денег, правильности подсчета итогов сумм выданной и депонированной заработной платы. Достоверность подписей можно установить их сличением с подписями на аналогичных документах, либо в ведомостях прошлых месяцев, либо на документах отдела кадров. В отдельных случаях производится опрос получателей денежных средств.
По ходу проверки кассовых операций, связанных с выплатой заработной платы, целесообразно делать рабочие пометки, чтобы вернуться к возникшим вопросам и основательно изучить их при проверке организации труда и заработной платы.
Сверка расчетно-платежных документов с данными отдела кадров показывает обоснованность включения в ведомости отдельных работников. Выборочным способом по табелям учета рабочего времени устанавливаются лица, работающие в организации и внесенные в расчетно-платежные ведомости на основании приказов о зачислении па работу и увольнении. В платежных ведомостях также проверяются итоги в графе «К выдаче на руки». Ошибки и злоупотребления могут допускаться путем увеличения итога без изменения сумм, отраженных построчно, и с их изменением, т.е. когда искусственно увеличивается сумма одному из получателей денежных средств.
Проверяя документы на выдачу наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе, важно изучить возможные отметки в расходном кассовом ордере, наименование и другие реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя (номер, кем и когда выдан). При необходимости проверяющий принимает меры по установлению места жительства получателей денежных средств и выясняет у них возникшие вопросы.
В процессе исследования кассовых операций по выплате заработной платы временным работникам и совместителям обращается внимание на достоверность документов, подтверждающих количество отработанного времени, правильность оформления трудовых соглашений, реальность факта выполнения работ, обоснованность применяемых расценок. Уточняется объективная возможность выполнения работ данным лицом с учетом его квалификации и места нахождения в период, когда данные работы производились. Проверяющий должен установить, не получают ли штатные работники денежные средства по расходным кассовым ордерам за выполнение разовых работ, которые непосредственно входят в яруг их должностных обязанностей.
Особого внимания требуют операции по депонированным суммам заработной платы и прочей кредиторской задолженности. Следует проверить наличие штампа или записи «Депонировано» в платежной ведомости против фамилий лиц, не получивших заработную плату, убедиться, что реестр депонированных сумм составлен и все суммы в кого записаны. Проверяются также правильность ведения книги депонированной заработной платы и своевременность отражения в ней соответствующих сумм.
Для выявления случаев повторных выплат заработной платы и выплат депонентской задолженности подставным лицам целесообразно провести встречную проверку: сопоставить платежные ведомости, по которым была депонирована сумма, с книгой учета депонентских сумм, расходными кассовыми ордерами на выдачу депонентской задолженности, а также с дебетовыми записями в лицевых счетах работников проверяемой организации. Аналогичные действия производятся, если к расходному кассовому ордеру приложены квитанции, подтверждающие перечисление депонентской задолженности почтовыми переводами, либо есть подозрения, что почтовый перевод выписан подставному лицу, а перечисленная сумма отражена в книге учета депонентских сумм как погашение задолженности. В таких случаях для проверки достоверности, перечисленной получателю суммы делаются письменные запросы или организуется посещение лиц, за которыми числилась депонентская задолженность, или осуществляется встречная проверка в отделениях связи по корешкам почтовых переводов.
Отдельно изучается правильность использования и соблюдения порядка выдачи наличных денег под отчет. Объектом внимания проверяющего является срок, на который выдаются подотчетные суммы: иногда он может свидетельствовать о незаконном авансировании работников организации. Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь руководители организаций вправе распоряжаться выдачей наличных денежных средств под отчет на предстоящие расходы, но сроки, на которые выдаются средства, ограничиваются:
• не более 3 рабочих дней — на расходы, производимые в месте нахождения организации;
• не более 10 рабочих дней — на расходы, производимые вне места расположения организации;
• до 30 рабочих дней — в сумме, не превышающей размера одной базовой величины.
Лица, получившие наличные денежные средства под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки (исключая день прибытия) предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные денежные средства.
Проверка документов на взнос в кассу подотчетным лицом сумм неизрасходованных авансов производится во взаимной связи с операциями, характеризующими сумму утвержденного авансового отчета. Сопоставлением данных авансовых отчетов подотчетных лиц с данными приходных кассовых ордеров, кассовой книги и отчета кассира проверяется правильность и реальность поступивших в кассу денежных средств.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Передача выданных под отчет наличных денежных средств одному лицу другим запрещается. Для проверки этих операций исследуются записи в учетном регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами, в котором ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами.
При проверке кассовых операций отдельно осуществляется контроль по расходу наличных денежных средств, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего представления отчетов и оправдательных документов об использовании денежных средств. Особое внимание проверяющий должен уделить соответствию корреспонденции счетов действующим положениям и правилам ведения бухгалтерского учета. Это осуществляется па основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах с целью выявления хозяйственных операций с неправильной корреспонденцией счетов, которые ведут к искажению учета и отчетности или списанию похищенных сумм.
В завершение проверки кассовых операций необходимо изучить корреспонденцию счетов по каждой кассовой операции, полноту отражения сумм на соответствующих счетах, правильность подсчета итогов построчно и в каждой графе соответствующих регистров бухгалтерского учета по счету 50 «Касса, взаимосвязь с корреспондирующими счетами, отражаемыми в других регистрах.
Каждая итоговая сумма учетного регистра сопоставляется с итогами юго приходу и расходу денег соответствующего кассового отчета, затем проверяется правильность разноски операций из отчета кассира в учетные регистры по корреспондирующим счетам. В случае обнаружения нарушений
кассовой и расчетно-платежной дисциплины проверяющий составляет накопительную ведомость.
Типичные ошибки и недостачи учета, встречающиеся в процессе проверки кассовых операций:
• расчеты с населением осуществляются без применения контрольно-кассовых машин;
• отсутствует договор с кассиром о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности;
• документы, являющиеся основанием для приема или выдачи денег, не погашены штампами «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
• допущены неоговоренные исправления в кассовых документах;
• в приходных и расходных кассовых ордерах отсутствую подписи главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного письменным распоряжением руководителя;
• превышен лимит остатка кассы;
• превышен предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;
• отсутствуют документы, подтверждающие факт инвентаризации кассы;
• движение наличных денежных средств отражается в кассовой книге за несколько дней на одном листе;
• в приходных (расходных) кассовых ордерах не указаны основания получения наличных денежных средств;
• отсутствует журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
• кассовая книга не прошита, ее листы не пронумерованы;
• наличные денежные средства выдаются из кассы под отчет при отсутствии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу;
• не указан документ, удостоверяющий личность получателя при выдаче наличных денежных средств из кассы;
• отсутствуют подписи лиц, получивших наличные денежные средства из кассы;
• отсутствуют доверенности на получение денежных средств из кассы;
• допущены подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге;
• записи в кассовой книге сделаны карандашом.

5. Особенности проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте
Основными направлениями проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте являются:
• определение полноты и своевременности оприходования валюты в кассу организации и ее сдачи в банк;
• проверка соблюдения лимита остатка кассы в разрезе иностранных валют;
• изучение правильности оформления кассовых документов на поступление и выдачу валюты;
• проверка соблюдения установленного порядка отражения операций с наличной иностранной валютой в кассовой книге;
• определение правильности расчета и отражения в учете курсовых разниц;
• установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле расчеты по валютным операциям между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичкой форме. Исключение составляют случаи, предусмотренные отдельными законодательными актами республики и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Так, например, Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей определены допустимые случаи приема наличной иностранной валюты (в кассу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо путем внесения на их счета в банке), которые сгруппированы в зависимости от того, является ли плательщик резидентом Республики Беларусь или нет. Если в процессе проверки будут выявлены случаи поступления иностранной валюты в кассу организации по другим основаниям, то проверяющему следует убедиться в наличии специального разрешения Национального банка. Каждый эпизод поступления наличной иностранкой валюты в кассу организации должен быть изучен на предмет законности ее приема.
По общему правилу наличная иностранная валюта юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей подлежит обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. В то же время допускается наличие ее остатка в кассе в пределах установленного лимита. Обслуживающий банк может устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе в разрезе иностранных валют либо в эквиваленте одного вида иностранной валюты. В первом случае превышение лимита рассчитывается как сумма выявленных превышений установленного лимита; во втором — фактический остаток кассы пересчитывается в эквивалент того вида иностранной валюты, в котором установлен лимит, исходя из официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на проверяемую дату и затем сравнивается с установленным лимитом.
Пример. Фактический остаток денежных средств в кассе ЧП «Агроспектрум» на 20.04.2010 г. в разрезе иностранных валют составил 70 евро, 100 долларов США, 7500 российских рублей. Официальный курс белорусского рубля к соответствующим иностранным валютам на эту дату был установлен следующий:
• евро — 4001,38;
• доллар США — 2975,00;
• российский рубль — 101,89.
Рассмотрим два варианта расчета лимита денежных средств в кассе.
Вариант 1. Банком установлен лимит остатка денежных средств в кассе ЧП «Агроспектрум» в разрезе иностранных валют. Исчисление суммы превышения лимита представлено в табл. 5.1.

Таблица 5.1 - Расчет превышения лимита
Иностранная валюта Сумма установ-ленного лимита Фактический остаток в кассе на конец рабочего дня Сумма превышения лимита в иностран-ной валюте Официальный курс белорусского рубля Сумма превышения лимита в белорусских рублях (гр. 4 * гр. 5)

Евро 80 70 0 4001,38 -
Доллар США 80 100 20 2975 59500
Российский рубль 7000 7500 500 101,89 50945
Итого: - - - - 110445

Вариант 2. Банком установлен лимит остатка денежных средств в кассе ЧП «Агроспектрум» в эквиваленте 330 евро. Исчисление суммы превышения лимита в данном случае представлено в табл. 5.2.

Таблица 5.2 - Расчет превышения лимита
Иностранная валюта Сумма установленного лимита, евро Официальный курс белорусского рубля Фактический остаток в кассе на конец рабочего дня Сумма превышения лимита

в иностранных валютах в евро еевро в белорусских рублях
Евро - 4001,38 70 70 - -
Доллар США - 2975 100 74,35 (2975/4001,38×100) - -
Российский рубль - 101,89 7500 190,98
(101,89/4001,38×7500) - -
Итого: 330 - - 335,33 55,33 21327 (5,33 ×4001,38)

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить наличную иностранную валюту сверх установленного лимита в своих кассах не дольше трех рабочих дней (включая день получения наличной иностранной валюты в обслуживающем банке) только для оплаты труда. По истечении этого срока (на 4-й рабочий день) не использованная по назначению наличная иностранная валюта депонируется и сдается в обслуживающий банк.
Прием наличной иностранной валюты юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, имеющими право не использовать кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, осуществляется по приходным кассовым ордерам формы КО-1в и другим приходным документам в соответствии с законодательством.
Допустимые направления использования наличной иностранной валюты резидентами и нерезидентами Республики Беларусь установлены Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей. В процессе проверки изучается обоснованность каждой выдачи валюты из кассы, а также правильность ее документального оформления. При этом следует иметь в виду, что выдача наличной иностранной валюты из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей может производиться на основании следующих документов:
• расходного кассового ордера формы КО-2в;
• платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченной наличной иностранной валюты по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера ка каждого получателя. На общую сумму выданной наличной иностранной валюты по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости.
Выдача наличной иностранной валюты под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников организации (подразделения) или индивидуального предпринимателя, производится в порядке и размерах, установленных законодательством.
В процессе изучения приходных и расходных кассовых ордеров проверяющий должен убедиться, что все реквизиты правильно заполнены (вручную или с помощью технических средств), а исправления отсутствуют. Если к расходному кассовому ордеру прилагается документ (заявление, счет и др.) с разрешительной надписью руководителя, то подпись последнего на ордере не требуется.
Регистрация приходных и расходных ордеров форм КО-1в и КО-2в осуществляется организацией в отдельном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в иностранной валюте (форма 1 или 1а) либо с использованием программно-технических средств. Выбор формы ведения журнала определяется руководителем, главным бухгалтером юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем. Выходная форма «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров» составляется за соответствующий день и содержит данные учета движения наличной иностранной валюты по целевому назначению.
Все поступления и выдачи наличной иностранной валюты должны учитываться в кассовой книге по форме КО-4в I разрезе видов иностранных валют. В процессе проверки, помимо прочего, следует обратить внимание на правильность исчисления и переноса на следующий день остатков (в иностранных валютах), подсчета итога оборотов валют за день, внесения достоверных курсов иностранных валют и расчета эквивалента в белорусских рублях оборота валют за день.
Заключительным этапом проверки является установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.
В Типовом плане счетов бухгалтерского учета для учета кассовых операций в иностранной валюте предусмотрен субсчет 50-4 «Валютная касса». Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» оценка активов н обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должна производиться в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь. Поэтому все операции на данном субсчете отражаются как в иностранных валютах, так и в белорусских ру6лах.
Курсы иностранных валют по отношению к рублю могут в течение месяца неоднократно меняться, что обусловливает необходимость переоценки остатков иностранных валют в кассе. Она должна проводиться на дату совершения приходной или расходной операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности (т.е. в последний день месяца независимо от того, имело ли место движение средств в течение месяца).
В процессе проверки следует внимательно изучить достоверность используемых курсов иностранных валют, правильность определения курсовых разниц и составления соответствующих бухгалтерских проводок. В соответствии с действующим законодательством рассматриваемые курсовые разницы отражаются по дебету (кредиту) счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом (дебетом) субсчета 50-4 «Валютная касса».

6.2. Проверка движения денежных средств на расчетных счетах
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Реализация» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей регистров бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.
Особое внимание следует уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка. для этого проводят встречную проверку записей в учетном регистре по кредиту счета 50 «Касса». Важно убедиться, что к выписке банка приложена квитанция к приходному кассовому ордеру.
Затем изучается законность списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в ходе проверки расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с точки зрения реальности и обоснованности их использования.
Детальной проверке должны подвергаться записи по кредиту счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат: 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» и т.д. Подобная корреспонденция счетов недопустима, так как за ней может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы или неоказанные услуги.
Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения проверяющий фиксирует в рабочей документации.

6.3. Проверка движения денежных средств на валютных счетах
Направления проверки движения денежных средств на валютных счетах зависят от того, какой именно контролирующий субъект ее проводит. Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает органы валютного контроля и их компетенцию:
Совет Министров Республики Беларусь — определяет круг полномочий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;
Национальный банк Республики Беларусь — осуществляет контроль за совершением валютных операций его агентами — банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;
Комитет государственного контроля Республики Беларусь — на основании информации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции контролирует выполнение данными органами и агентами их обязанностей, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством;
Государственный таможенный комитет — организует контроль за перемещением резидентами и нерезидентами валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь, реализует другие функции, предусмотренные законодательством. Агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету, являются таможни.
Постоянный контроль за проведением валютных операций организациями и индивидуальными предпринимателями ведут банки и небанковские кредитно-финансовые организации, которые вправе:
• осуществлять контроль за полнотой, своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
• следить за соответствием валютных операций клиентов требованиям валютного законодательства;
• получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;
• реализовывать иные функции, предусмотренные валютным законодательством.
Таким образом, основными направлениями государственного валютного контроля являются:
• определение соответствия валютных операций валютному законодательству;
• обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
• предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, недопущение финансирования террористической и иной экстремистской деятельности;
• проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
• анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Вопросы, изучаемые в процессе аудита операций на валютных счетах, определяет его главная цель — подтверждение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В этой связи задача аудитора — установить:
• законность открытия валютных счетов;
• правильность и законность операций по покупке и продаже валюты, полноту их отражения в учете;
• своевременность представления в банк реестра распределения иностранной валюты, платежных поручений на продажу части валютной выручки и на перечисление оставшейся части иностранной валюты с транзитного счета на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которому открыт транзитный счет;
• целевое использование валютных средств;
• правильность расчета и отражения в учете курсовых разниц.
Резиденты и нерезиденты вправе открывать в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь счета в любой иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком.
Текущий валютный счет предназначен для хранения и дальнейшего использования валютных средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи валюты. Порядок открытия текущих валютных счетов в банках такой же, как порядок открытия расчетных счетов.
Транзитный валютный счет открывается банком самостоятельно при первом поступлении иностранной валюты (при наличии в банке текущего валютного счета). Он используется для первичного учета и распределения валютной выручки в соответствии с законодательством. Если банк может достоверно определить, что поступающая на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя иностранная валюта не является выручкой в иностранной валюте, то такая иностранная валюта может быть зачислена банком на соответствующие счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, минуя его транзитный счет, если это предусмотрено заключенным между ними договором.
Специальный счет для аккумулирования открывается в целях накопления иностранной валюты, направляемой на погашение задолженности в иностранной валюте по следующим финансовым операциям:
• кредитам, займам (включая проценты за пользование ими) и ссудам, предоставленным по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь или под гарантию Правительства Республики Беларусь;
• кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства;
• лизингу.
Выручка в иностранной валюте, направляемая на эти цел



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии