БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » Проверка расчетов с персоналом, поставщиками, покупателями и прочими операциями

Проверка расчетов с персоналом, поставщиками, покупателями и прочими операциями

Проверка расчетов с персоналом, поставщиками, покупателями и прочими операциями

1. Цель, задачи и источники информации проверки расчетных операций.
2 Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций.
3. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.
4. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками. .
5. Проверка расчетов по претензиям.
6. Проверка расчетов с подотчетными лицами.
7. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
8. Проверка операций по расчетам с учредителями.
9. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
10. Проверка расчетов по кредитам и займам.
11 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда
12 Проверка учета ЛИЧНОГО состава и использования рабочего времени
13 Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Цель, задачи и источники информации проверки расчетных операций
Цель проверки расчетных операций — оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
В соответствии с целью предметом проверки являются дебиторская и кредиторская задолженность, их реальное существование, правильное отражение в учете и отчетности.
В ходе ревизии (аудита) расчетных операций должны быть решены следующие задачи:
- проверка состояния учета и контроля расчетных операций в проверяемой организации;
- проверка полноты и правильности расчетов с подотчетными лицами;
- проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с покупателями и заказчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
- проверка учета расчетов по претензиям;
- проверка полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- проверка целесообразности и эффективности использования кредитов и займов;
- обобщение результатов аудита или ревизии расчетных операций.
При проверке расчетных операций ревизор (аудитор) использует:
— основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций;
— приказ об учетной политике;
— бухгалтерскую и статистическую отчетность;
— регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций, составленные организацией;
— первичные документы по отражению в учете расчетных операций.
Оценку состояния учета расчетных операций проводят по видам расчетов. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60, 62, 66, 67, 68, 71, 73, 76, 79, 82.
После предварительного подтверждения сальдо счетов по учету расчетных операций необходимо проверить достоверность оборотов по счетам расчетов, используя приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела.

2 Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками — объект контроля, при проверке которого немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что многие документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.
В процессе проверки состояния бухгалтерского учета внешних расчетных операций необходимо определить:
• установленную в организации степень детализации аналитического учета (по видам расчетов, по поставщикам, по времени возникновения и т.д.);
• ведется ли параллельный учет задолженности, выраженной в иностранной валюте и в белорусских рублях;
• соблюдение требования об отражении в балансе остатков по счетам расчетов в развернутом виде;
• соответствие данных Главной книги по счетам расчетов показателям отчетности и регистров синтетического и аналитического учета;
• создается ли резерв по сомнительным долгам;
• отражены ли в учете (при их наличии) штрафы, пени и неустойки, признанные должниками или подлежащие взысканию но решению суда.
Для оценке состояния внутрихозяйственного контроля расчетных операций проверяющему следует получить информацию по следующим основным вопросам:
• порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов, а также используемые способы урегулирования выявленных расхождений;
• наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
• формы, сроки и исполнители контроля за платежами и состоянием расчетов.
Прежде всего изучаются показатели бухгалтерского баланса и соответствующих учетных регистров для определения состояния, величины и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе расчетов:
• с поставщиками и подрядчиками (счет 60);
• покупателями и заказчиками (счет 62);
• подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям (счет 73);
• разными дебиторами и кредиторами (счет 76);
• бюджетом и органами социальной защиты населения (счета 68 и 69).
Информация из приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5) позволяет выявить наличие, величину просроченной задолженности и получить перечень организаций, имеющих наибольшую задолженность.
Следует учитывать, что при большом числе контрагентов и разнообразии используемых форм расчетов повышается риск искажений (как умышленных, так и случайных) данных бухгалтерского учета.
Проверяющий устанавливает, как отслеживается наступление конечных сроков платежей, какие меры принимаются по взысканию просроченной задолженности и насколько они эффективны. Выявляются случаи списания дебиторской и кредиторской задолженности после истечения сроков исковой давности; изучаются причины несовершения платежей, чтобы исключить подозрения в тайном сговоре.
Выяснив эти вопросы, проверяющий более подготовлено подойдет к основным контрольным процедурам по данному разделу учета, а также определению объемов выборки и способов отбора элементов в проверяемую совокупность.

3. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками
Цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:
— проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии этих расчетов;
— проверка соблюдения расчетно-платежной дисциплины и ее влияние на финансовое состояние организации;
— установление реальности задолженности.
Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, регистры синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (журнал-ордер № 6 или соответствующая машинограмма), Главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.
Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками включает следующие вопросы:
— проверка соответствия учетных и отчетных данных по расчетам с поставщиками, т. е. подтверждение сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками;
— проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении государственных закупок;
— оценка правильности оформления заключенных хозяйственных договоров;
— проверка своевременности поставок товарно-материальных ценностей;
— проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей;
— проверка своевременности и правильности оплаты кредиторской задолженности;
— проверка правильности выделения и возмещения «входного» НДС, налогообложения по расчетам с поставщиками с использованием векселей, взаимозачета и других форм расчета;
— проверка материалов инвентаризации расчетов, обоснованности предъявляемых и уплаченных штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;
— проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с поставщиками.
Подтвердив достоверность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками, ревизор (аудитор) прежде всего изучает договора поставки продукции и другие хозяйственные договора на оказанные организации услуги, выполненные работы и устанавливает их соответствие требованиям норм Гражданского кодекса Республики Беларусь.
К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РБ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Таким образом, проверяющий должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.
Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных
ценностей, а также использования проверяемой организацией своих прав в случаях нарушения условий договоров поставки.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками ревизору (аудитору) необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Это связано с тем, что практически все документы данного раздела поступают в организацию извне, а в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь к организациям применяются меры экономического воздействия за принятие к учету операций по ненадлежаще оформленным первичным документам.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Для этого ревизор (аудитор) проверяет непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.
Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проверяющий получает подтверждение о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).
Обоснованность расчетов с подрядчиками за выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур по НДС.
Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок объемов выполненных СМР могут быть проверены при помощи приемов документального контроля, а так же путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта).
При проверке расчетов с подрядчиками устанавливают:
— включены ли строящиеся объекты в титульный список;
— обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;
— имеется ли проектно-сметная документация по объектам строительства и капитального ремонта зданий и сооружений;
— наличие заключенных договоров подряда на строительство объектов и условия расчетов за выполненные строительно-монтажные работы;
— правильность применения сметных цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ;
— достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами выполненных работ.
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо установить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составляет 3 года).
В ходе проверки следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, (15, 16), 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55, (или 62, 76 при неденежной форме погашения обязательств). Данные синтетического учета подтверждаются данными аналитического учета. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и баланса.

4. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками
Целью проверки расчетов с покупателями и заказчиками является установление полноты, правильности и своевременности данных расчетов.
Источниками информации при проверке данных расчетов являются договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные и товарные накладные, копии платежных документов, акты сверки расчетов, акты (протоколы) о зачете взаимных требований, ведомость № 16 «Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ, услуг)», учетные регистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга, отчетность организации.
Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками включает следующие вопросы:
— подтверждение реальности сальдо задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— установление наличия договоров с покупателями и заказчиками на поставку продукции (работ, услуг) и соответствие их оформления требованиям законодательства;
— проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, суммам, инструментам и валютам платежа;
— установление достоверности учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками;
— установление полноты и своевременности расчетов покупателей за отгруженную продукцию (работы, услуги);
— установление правильности формирования отпускных цен на продукцию;
— подтверждение правильности ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— соблюдение предельных сроков исполнения обязательств по расчетам согласно заключенных договоров;
— соблюдение установленных в законодательном порядке нормативов неденежной формы прекращения обязательств;
— проверка соблюдения принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
— проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
Проверка расчетов с покупателями и заказчиками в части общей последовательности, оценки сальдо и методических приемов аналогична проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Оценив состояние учета, контроля, реальности сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», ревизор (аудитор) выясняет наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. После чего проверяющий по данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» устанавливает достоверность учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками, при этом записи по дебету данного счета сверяются с записями по кредиту счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные
доходы и расходы».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за полученную продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной.
Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливаются правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при взаимозачетах, использовании векселей.
Проверяется также правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, причины неплатежей.
В ходе ревизии (аудита) расчетов с покупателями и заказчиками также проверяется соблюдение принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва по сомнительным долгам или отнесение их на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учета.

5 Проверка расчетов по претензиям
В ходе ревизии (аудита) расчетных операций немаловажное значение имеет проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств.
В организации могут возникать претензии:
- к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.;
- к транспортным организациям за недостачу и порчу груза в пути;
— к банку по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;
— по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом.
Претензии нередко предъявляют также самой организации по различным основаниям.
Учет таких расчетов ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 3 «Расчеты по претензиям».
При их анализе ревизору (аудитору) следует обратить внимание на следующие вопросы:
- своевременность и правильность оформления претензионных документов;
- обоснованность предъявленных претензий к проверяемой организации;
- правильность корреспонденции счетов;
- правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной претензии.
Проверяющий должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требований заявителя, суммы претензии и ее расчета, фактов, на которых основаны требования, доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты, и должны содержать перечень прилагаемых документов.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на претензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на нее заявитель вправе предъявить иск в хозяйственный суд.
При проверке реальности сальдо субсчета 76.3 ревизор (аудитор) выясняет:
- отсутствие в учете сумм по претензиям с истекшим сроком исковой давности;
- наличие претензий, предъявленных с нарушением сроков, предусмотренных в договоре;
- наличие претензий, не подтвержденных документально. Путем изучения первичных документов и учетных регистров
по субсчету 76.3 проверяющему предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных организации в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к организации, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.
При проверке правильности и своевременности отражения в учете расчетов по претензиям следует иметь в виду то, что суммы предъявленных претензий в основном должны быть отражены в учете по факту предъявления (начисления), а в случаях предъявления претензий за брак, простои и по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей и др. виновных лиц только при условии их признания плательщиком или присужденных судом следующей записью:
Д-т 76.3 «Расчеты по претензиям»;
К-т 10, 26, 41, 60, 92.
С сумм штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств, должен быть начислен НДС.
Погашение задолженности по претензиям проверяется по данным платежных документов и выписок банка.

6. Проверка расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с подотчетными лицами.
Основными задачами проверки расчетов с подотчетными лицами являются:
- установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;
- выявление незаконных и экономически нецелесообразных расходов, осуществляемых наличными денежными средствами;
- соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: приказы и распоряжения по организации, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс организации, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами начинают с установления тождества учетных и отчетных данных по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.
Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:
- соблюдение правил выдачи авансов;
- своевременность предоставления авансовых отчетов и документальная обоснованность использования подотчетных сумм;
- целесообразность и законность использования подотчетных сумм;
- соблюдение установленного в законодательном порядке предельного размера расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования;
- порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;
- соблюдение правомерности выделения НДС во всех первичных документах, подтверждающих расходы;
- своевременность возврата неиспользованных сумм;
- обоснованность и правильность авансовых отчетов по служебным командировкам в пределах Республики Беларусь и за границу;
- обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов;
- правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами.
Подтвердив сальдо задолженности по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяющий приступает непосредственно к документальной проверке хозяйственных операций по расчетам с подотчетными лицами.
В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов.
Проверка расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает:
- признание факта служебной командировки;
-проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой.
Проверяя авансовые отчеты по командировкам, ревизор (аудитор) устанавливает наличие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответствующими отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждающих расходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем организации.
Проверка отражения в учете расчетов с подотчетными лицами проводится прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лигами». Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включаются в себестоимость и отражаются на счетах учета затрат с выделением сверхнормативных расходов для налогового учета.
Нарушения, встречающиеся в практике учета расчетов с подотчетными лицами, делятся на две группы:
- допускаемые администрацией организации;
- возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.
К первой группе нарушений относятся:
- отсутствие утвержденного списка лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на хозяйственно-операционные нужды;
- выдача денег в под отчет работникам, не предусмотренным в списке;
- выдача подотчетных сумм работникам, имеющим задолженность по ранее полученным авансам;
- скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов без всякой потребности;
- несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица по невозвращенному в кассу остатку подотчетных сумм и др.
Ко второй группе нарушений относятся:
- несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращение остатка денег в кассу;
- передача денег другому подотчетному лицу;
- расходование аванса не по назначению;
- неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;
- предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.

7. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.
Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;
- проверка местных налогов и сборов;
— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.
По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:
— состояние внутреннего контроля этих расчетов;
— правильность определения налогооблагаемой базы;
— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;
— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;
— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;
— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;
— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;
— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.
При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).
На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким на логам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.
На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.
В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).
При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.
При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.
Типичные ошибки по расчетам с бюджетом:
— неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;
— неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление;
— ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);
— нарушение сроков платежей по налогам.
К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд).
При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить:
— правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;
— правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;
— обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;
- правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;
- полноту и своевременность перечисления причитающихся Фонду средств;
- своевременность предоставления отчетности Фонду.

8. Проверка операций по расчетам с учредителями
Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с учредителями.
Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: учредительные документы, протоколы собрания учредителей (акционеров), платежные инструкции на поступление сумм в счет вкладов в уставный фонд и перечисление дивидендов, накладные (акты) на передачу неденежного вклада, экспертное заключение по оценке неденежного вклада, данные аналитического и синтетического учета по счету 75 «Расчеты с учредителями», Главная книга, бухгалтерский баланс и финансовая отчетность организации.
Проверка расчетов с учредителями проводится по двум направлениям:
— проверка расчетов с учредителями по формированию уставного фонда;
— проверка расчетов с учредителями по дивидендам.
При проверке расчетов с учредителями по формированию уставного фонда необходимо установить:
— соответствие величины уставного фонда, предусмотренной учредительными документами, требованиям законодательства с учетом организационно-правовой формы и видов экономической деятельности субъекта хозяйствования;
— выполнение обязательств каждым учредителем по срокам формирования уставного фонда;
- выполнение обязательств каждым учредителем по полноте формирования уставного фонда;
- выполнение обязательств каждым учредителем по форме формирования уставного фонда.
При проверке расчетов с учредителями по дивидендам проверяющий устанавливает:
- обоснованность начисления и выплаты дивидендов учредителям с учетом финансового положения аудируемого лица;
- обоснованность начисления и выплаты дивидендов учредителям с учетом выполнения обязательств по формированию уставного фонда;
- правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с учредителями.
Кроме того, при проверке расчетов с учредителями по формированию уставного фонда необходимо также убедиться:
- в правильности пересчета валютных вкладов иностранных инвесторов в денежные единицы Республики Беларусь либо иностранной валюты в доллары США;
- правильности определения и отражения в учете курсовых разниц между курсами пересчета денежной единицы Республики Беларусь, иностранной валюты в доллары США, установленными Национальным банком Республики Беларусь на день подписания договора о создании организации с иностранными инвестициями и на день фактического внесения вклада.

9. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами
К прочей дебиторской задолженности организации относится задолженность, возникающая при расчетах с работниками по депонированным суммам; за товары, проданные в кредит; за жилищно-коммунальные услуги; за выполненные работы и оказанные услуги своим работникам, а также населению и др.
При проверке данных видов расчетов следует установить:
- причины и давность возникновения дебиторской задолженности;
- правильность ее документального оформления;
- правильность и своевременность начисления квартирной платы;
- соблюдение установленных норм, тарифов и расценок при оплате коммунальных услуг (освещение, отопление, водоснабжение);
- обоснованность стоимости выполненных работ и оказанных услуг;
— своевременность и полноту погашения задолженности;
- соблюдение сроков исковой давности и меры, принимаемые организацией для ее взыскания.
При проверке расчетов с депонентами необходимо также установить причины и реальность задолженности, законность ее списания. В связи с переходом выплаты заработной платы организациями в основном через учреждения Сбербанка, ситуации с депонированием оплаты труда незначительны или вообще могут отсутствовать. Наличными денежными средствами могут выплачиваться единовременные поощрительные выплаты пенсионерам, оплата труда по договорам гражданско-правового характера, и в таких ситуациях может возникнуть необходимость депонирования этих выплат.
При проверке необходимо сверить депонированные суммы с платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах (расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях, заявлениях, договорах подряда и т.д.), в случае необходимости пригласить отдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм.
В заключение проверки дебиторской задолженности рассматривают обоснованность и законность ее списания на убытки организации. Нереальные ко взысканию долги погашаются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Также проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям.
К прочей кредиторской задолженности организации относится задолженность по расчетам с организациями и лицами по исполнительным документам, по имущественному и личному страхованию и по прочим операциям. При проверке данной кредиторской задолженности необходимо установить:
— документальную обоснованность расчетов с организациями и лицами по исполнительным документам (наличие постановлений судов, протоколов об административных правонарушениях, исполнительных листов на удержание алиментов и т.д.);
— обоснованность определения состава облагаемого фонда оплаты труда по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— правильность применения установленных тарифов по вышеуказанным отчислениям;
- соблюдение порядка и условий страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- обоснованность отражения в учете начисленных страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- полноту и своевременность перечисления кредиторской задолженности по вышеуказанным расчетам.
По всем видам кредиторской задолженности следует установить ее обоснованность и законность отнесения на финансовые результаты. При этом необходимо помнить о том, что на финансовые результаты относятся все виды кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
В составе расчетных операций проверке должны быть подвергнуты и операции по внутренним расчетам, и прежде всего по внутрихозяйственным, к которым относятся расчеты с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, включаемые в общий баланс объединения, в частности, расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по реализации товаров, продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности и т. п.
Эти расчеты целесообразно проверять по отдельным субсчетам счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При проверке устанавливают законность, достоверность и правильность отражения в учете внутренних расчетных взаимоотношений.
Проверяя записи по субсчетам счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», ревизор обращает внимание на соответствие сумм, проведенных на этих субсчетах, оправдательным документам и полученным подтверждениям (авизо) и т.п.
Рассматривая внутрихозяйственные расчеты, выясняют соответствие остатков задолженности и их тождественность по регистрам синтетического и аналитического учета и отчетности.

10. Проверка расчетов по кредитам и займам
Целью проверки расчетов по кредитам и займам является подтверждение целесообразности получения и эффективности использования полученных кредитов и займов.
Источниками информации проверки расчетов по кредитам и займам являются: кредитные договоры, договоры займа, дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредита, других условий кредитных договоров, выписки банка с приложенными к ним первичными документами по ссудным счетам, данные аналитического учета и синтетического учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», бухгалтерская отчетность.
Проверку расчетов по кредитам целесообразно проводить по видам получаемых и используемых кредитов. Поэтому в начале проверки ревизору (аудитору) необходимо установить, в каких банках и какие кредиты получены проверяемой организацией. Также следует выяснить в учреждениях банков, не было ли случаев нарушения правил кредитования со стороны проверяемой организации. Для этого следует ознакомиться с актами проверок, которые проводились работниками банков, заключениями банков по квартальным и годовым отчетам.
В ходе проверки расчетов по кредитам и займам необходимо выполнить следующие процедуры:
— произвести оценку правильности оформления заключенных кредитных договоров и договоров займа;
— подтвердить величину задолженности по кредитам и займам;
— установить обеспеченность полученных кредитов;
— проверить целевое использование кредитов и займов; полноту и своевременность расчетов по ним;
— подтвердить правильность учета процентов за пользование заемными средствами для целей налогообложения;
— проверить обоснованность отнесения процентов по кредитам и займам на соответствующие источники их возмещения;
— установить правильность отражения в учете курсовых разниц по кредитам, полученным в иностранной валюте;
— проверить правильность корреспонденции счетов по учету кредитов и займов и процентов по ним.
Анализируя договоры, проверяющий устанавливает, предусмотрены ли в них: сумма кредита с указанием валюты кредита; цель кредитования; сроки кредита; порядок и условия выдачи и погашения кредита; способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; процентные ставки, порядок и сроки уплаты процентов; обязательства, права и ответственность
сторон по выдаче и погашению кредита; перечень документов и периодичность их предоставления банку.
Для подтверждения величины задолженности по кредитам и займам необходимо сопоставить данные учетных регистров учета кредитов и займов со счетами Главной книги и данными баланса.
В ходе проверки уточняется целевое использование полученных кредитов и займов. Кредитополучатель не вправе использовать кредит для: покрытия убытков; уплаты взносов в уставные фонды юридических лиц; погашение ранее полученных кредитов либо погашение кредита за другого кредитополучателя; уплаты налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплаты телеграфных и почтовых расходов; иных целей, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.
Полноту и своевременность погашения кредитов проверяющий устанавливает по выпискам банка, при этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:
— имеется ли просроченная задолженность по кредитам;
— причины несвоевременного возврата кредита и какие меры принимаются для их погашения.
При этом при наличии просроченной задолженности по банковским ссудам необходимо определить, как повышались процентные ставки за кредиты, так как это имеет отрицательное влияние на доходы организации.
Кроме кредитов банков организации могут привлекать средства в виде займов и других организаций и физических лиц или путем выпуска и размещения ценных бумаг (облигаций). Учет займов осуществляется на отдельных субсчетах счетов 66 и 67: 66.2 «Расчеты по краткосрочным займам», 67.2 «Расчеты по долгосрочным займам». Аналитический учет ведется по заимодавцам и срокам погашения займов.
При проверке операций с займами следует установить:
— правомочность договоров займа;
— своевременность и полноту погашения займов и процентов по ним;
— достоверность отражения в учете разницы между номинальной стоимостью выпущенных облигаций и ценой, по которой они впервые размещены на рынке ценных бумаг;
— правильность отражения в учете расчетных операций с займами.
Типичные ошибки:
— отсутствие договора займа или составление его с нарушениями ГК РБ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита;
— ненадлежащее ведение учета расчетных операций по кредитам и займам (нарушение методологии их учета, предусмотренной Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, отсутствие аналитического учета и т.п.);
— неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам при включении их в себестоимость и для целей налогообложения;
— нецелевое использование средств кредитов банков.

11. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда
Цель проверки расчетов с персоналом включает контроль соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее.
Основными задачами проверки расчетов по оплате труда являются следующие:,
- проверка состояния нормирования труда (определение удельного веса технически обоснованных норм выработки и нормативов обслуживания, своевременности их пересмотра);
- подтверждение обоснованности и правильности производимых начислений по оплате труда и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
- установление законности и полноты произведенных удержаний из заработной платы;
- проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
- оценка мер, принимаемых руководством организации по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей; возврату ссуд и др.).
Источниками информации служат документы по приему, увольнению и переводу работников организации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., табели учета Использования рабочего времени, наряды, путевые листы, маршрутные листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета работников, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 70, 76, Главная книга, отчетность и др.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, ревизор (аудитор) должен выяснить:
- какие формы и системы оплаты труда применяются в организации;
- имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор;
- списочный и среднесписочный состав работников;
- как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризован ли данный участок работы й т. д.).
Достоверность произведенных работникам начислений заработной плат и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т. д.) проверяется обычно выборочно.
Проверку достоверности обязательств организации по расчетам с персоналом по оплате труда начинают с подтверждения учетных данных сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Для этого кредитовое сальдо по данному счету сверяется с итогом перечня регистрации платежных ведомостей или итогам расчетно-платежной ведомости.
При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и должностных окладов и соблюдение условий контрактов, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.
В ходе проверки следует обратить особое внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочное и др.), выплаты за «проработанное время (оплата трудовых и социальных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и т.д.
На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда отдельно работникам с повременной и работникам со сдельной оплатой труда.
Проверяя правильность и обоснованность начисления премии, ревизор (аудитор) сопоставляет информацию положения о премировании, приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов. Начисление премии должно быть санкционировано приказом руководителя, решением совета директоров и т. п.
В процессе проверки оплаты за время отпуска необходимо установить полноту включения в расчет выплат при определении среднего заработка, правильность определения среднемесячной и среднедневной оплаты труда, суммы оплаты за время отпуска.
Правильность исчисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы (за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные дни, за работу в тяжелых и вредных условиях) устанавливается проверкой соответствия данных расчета табеля учета использования рабочего времени и установленных законодательством размеров доплат.
В процессе контроля проверяется также расходование средств Фонда социальной зашиты населения, и прежде всего на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Процедура контроля начисления пособий по временной нетрудоспособности включает проверку правильности: расчета среднего заработка; ограничения максимального размера пособия; числа дней нетрудоспособности; суммы начисленного пособия.
Аналогично Проверяется оформление других документов, дающих право на получение пособий за счет средств Фонда социальной защиты населения (пособие на новорожденных, пособие на детей, пособие по беременности и родам и др.).
Проверив правильность и обоснованность начисления заработной платы, ревизор (аудитор) проверяет удержания из оплаты труда, как правило, выборочно на основе тех же лицевых счетов, по которым проверялось начисление оплаты труда. Необходимо установить документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников, законность и их санкционирование.
Особого внимания требует проверка правильности удержания подоходного налога и взносов в Пенсионный фонд.
После проверки расчета заработной платы и удержаний из оплаты труда необходимо установить правильность обобщения и группировки расходов по оплате труда по счетам, центрам ответственности, объектам калькулирования.
При проверке обоснованности отнесения оплаты труда на счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 44) следует обратить внимание, нет ли случаев отнесения сумм оплаты труда, связанного с выполнением работ по строительству объектов, выполненных хозяйственным способом на счета учета затрат, а также по нормируемым выплатам, проверить, нет ли случаев включения выплаченных сумм сверх установленных законом размеров. Это может быть установлено методом прослеживания данных первичных документов и учетных регистров, нарядов на сдельные работы, расчетных ведомостей и регистров аналитического и синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Далее устанавливается правильность указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов и сумм начисленной заработной платы и удержаний из нее в отчетном периоде. Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выявленные отклонения фиксируются в рабочей документации ревизора (аудитора) с определением их влияния на показатели себестоимости и налогооблагаемой прибыли организации.

12 Проверка учета ЛИЧНОГО состава и использования рабочего времени
Цель проверки - контроль соблюдения в организации трудовой дисциплины и использования рабочего времени. В ходе контроля необходимо проверить:
- состояние работы по укреплению трудовой дисциплины и организацию учета использования рабочего времени;
- соблюдение законодательства о труде при приеме и увольнении работника;
- наличие трудовых книжек и произведенных в них записей;
- наличие и правильность оформления необходимых документов по учету личного состава (распоряжений, приказов о приеме, перемещении и увольнении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками, трудовых договоров (контрактов);
- наличие деклараций о доходах и имуществе, предоставляемых должностными лицами при приеме на работу в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
- непроизводительные потери рабочего времени за счет простоев и принимаемые организацией меры по их сокращению;
- наличие сверхурочных часов, причин их возникновения и принимаемые организацией меры по их сокращению;
- наличие медицинского освидетельствования вновь поступающих на работу и переосвидетельствования работающих, осмотр которых предусмотрен соответствующими отраслевыми

13 Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям
Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям, учет которых ведется на отдельных субсчетах счета 73 «Расчеты с пер¬соналом по прочим операциям» по видам операций, направлена на установление реальности и достоверности задолженности по этим операциям.
Проверка прочих операций с персоналом ведется по следующим направлениям:
- проверка расчетов по предоставленным кредитам и займам;
- проверка расчетов по возмещению материального ущерба;
- проверка расчетов за форменную одежду.
Источниками информации при проверке данных расчетов являются: договоры займа; протоколы заседаний инвентаризационных комиссий; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; данные аналитического и синтетического учета по отдельным субсчетам счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Проверяя операции по предоставлению займов, необходимо установить:
- реальность задолженности по ссудам за работниками;
- наличие договоров займа на жилищное строительство и другие цели;
- источники выдачи займов;
- предусмотрено ли начисление процентов по предоставленным займам;
- своевременность и полноту погашения предоставленных займов и процентов по ним;
- правильность применяемых схем корреспонденции счетов по операциям, связанным с предоставлением И погашением задолженности по займам.
При проверке расчетов по возмещению материального ущерба следует установить:
- причины возникновения задолженности и ее реальность;
- полноту отнесения на виновных лиц сумм недостач и потерь;
- соблюдение сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, хищений, порчи ценностей и т.п.;
- правильность исчисления суммы ущерба, подлежащего возмещению виновными лицами;
- своевременность и правильность оформления материалов по недостачам, потерям и хищениям, переданным в судебно-следственные органы;
- полноту и своевременность взыскания сумм, числящихся по субсчету 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
- правильность отражения в учете данных операций.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь работникам отдельных отраслей экономики выдается форменная одежда, стоимость которой за вычетом предоставляемой скидки погашается частями в течение установленного срока. В ходе проверки необходимо установить:
- законность выдачи форменной одежды в соответствии с нормами, установленными законодательством;
- правильность предоставления скидки с ее стоимости;
- соблюдение сроков оплаты работниками получаемой одежды. При проверке расчетов за товары, приобретенные в кредит,
прежде всего уточняется порядок учета этих расчетов, полнота и своевременность удержания из заработной платы сумм за товары, приобретенные в кредит.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии