БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Социология » История становления и развития социологии

История становления и развития социологии

История становления и развития социологии

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Становление научной социологии в XIXв.
Социология возникает в качестве самостоятельной науки об обществе в середине XIXв. К этому времени складываются основные социальные предпосылки ее возникновения: быстрое развитие капитализма, становление гражданского общества, обострение конкуренции, умножение социальных конфликтов, утверждение права и свободы людей. Одновременно создаются научно-теоретические предпосылки возникновения социологии, обусловленные предшествующими успехами истории, философии, экономики, биологии, физики, статистики.
Основоположником социологии считается французский социальный философ Огюст Конт (1798–1857), впервые употребивший сам термин «социология» в третьем томе своего главного труда «Курс позитивной философии» в 1839 г.
О. Конт разработал классификацию наук, расположив их по восходящей от более общих к более частным и более сложным (и, в силу этого, менее точным): математика, астрономия, физика, химия, биология. Получилась своеобразная пирамида, на вершине которой О. Конт поместил социологию – науку высшего порядка, так как она непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна и опирается на достижения других наук.
О. Конт выделил 3 стадии интеллектуального развития человека, которым соответствуют определенные стадии развития человеческого общества (закон трех стадий):
• на теологической стадии (до 1300 г.) человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, решающую роль в общественной жизни на этой стадии играют военные режимы;
• на метафизической стадии (до 1800 г.) человек анализирует мир с помощью философских абстракций. Этой стадии интеллектуальной эволюции соответствует период феодального господства;
• на позитивной стадии (с 1800 г.) окружающая действительность познается с помощью точных, научных методов. Эта стадия приходится на эпоху промышленной цивилизации.
О. Конт выступал за то, чтобы социология стала точной, позитивной наукой, как, например, физика. Для этого необходимо использовать в социологии общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы.
О. Конт выделил в социологии две части – социальную статику (должна заниматься анализом структуры общества и его функционирования) и социальную динамику (изучает изменения в обществе).
Важную роль в развитии социологии середины – второй половины XIX в. сыграл английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903). Главный его социологический труд – «Основания социологии», в 3-х томах (1876–1896).
Основные социологические идеи Г. Спенсера:
1. Органицизм. Общество, считал Спенсер – это социальный организм, сходный по своей структуре и функциям с природными биологическими организмами. В частности, в обществе, как и у биологического организма, имеются подсистемы, отвечающие за питание, распределение, адаптацию к внешней среде и коммуникацию.
2. Социал-дарвинизм. Г. Спенсер был большим поклонником учения Ч. Дарвина и перенес его взгляды на анализ общества. В частности, он утверждал, что в обществе, как и в природной среде, протекает борьба за существование и естественный отбор. Причем выживают те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.
3. Эволюционизм. Эволюция – универсальный процесс развития природы и общества. В ходе эволюции происходит дифференциация функций социальных организмов, и в то время рост их взаимозависимости, интеграция.
Г. Спенсер предложил оригинальную типологию обществ:
• военные общества, для которых характерны принуждение, дисциплина, коллективизм;
• промышленных общества, основанные на экономике, свободе и индивидуализме.

2 Классический этап развития социологии
Большой вклад в становление социологии внес немецкий ученый Карл Маркс (1818–1883). Наиболее знаменитые работы: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852).
К. Маркс, сформулировав основные идеи диалектического материализма, перенес их на понимание общества, создав исторический материализм. Суть исторического материализма:
• развитие общества носит закономерный характер;
• общественные процессы зависят, прежде всего, от способа производства материальных благ, составляющего базис общества. Базис в свою очередь определяет функционирование надстройки (политика, идеология, мораль, право), хотя надстройка, в свою очередь, способна влиять на базис;
• важную роль в общественном развитии играет взаимодействие производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (базирующихся, прежде всего, на отношениях собственности), которые и составляют в совокупности способ производства. Изменение производительных сил приводит к их конфликту с более стабильными производственными отношениями, что неизбежно требует их корректировки либо коренной ломки;
• развитие человеческого общества носит прогрессивный характер, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической).
Одним из классиков социологии считается французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Его произведения «Правила социологического метода» (1895), «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897) были очень популярны в конце XIX–начале XXв.
Э. Дюркгейм выдвинул очень важный постулат: «Объяснять социальное социальным». Иными словами, причины социальных процессов следует искать не извне, а изнутри общества. Социология должна, прежде всего, изучать социальные факты (коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, законы, верования), которые существуют объективно, как вещи, и оказывают влияние на поведение индивида.
Общество, по Э. Дюркгейму, – целостная система социальных отношений, в основе которых лежит принцип социальной солидарности. В примитивных обществах солидарность носит механический характер, где единство поддерживается репрессиями, религией и подчинением личности коллективу, обществу. Однако в развитом обществе солидарность становится органической, а индивиды скрепляются в единое общество разделением труда, экономической взаимозависимостью.
Э. Дюркгейм изучат не только нормальные, но и патологические состояния общества. К таковым он относил, в частности, аномию. Аномия – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, рост социальной напряженности. В это время наблюдается разлад между человеком и обществом. Старые нормы, и ценности рушатся, а новые не созданы или еще не полностью установились. В этой ситуации человек зачастую не знает, как себя вести, то приводит к росту преступности, наркомании, самоубийств.
Какую бы область социально-гуманитарных наук мы не взяли, обязательно встретимся с именем выдающегося немецкого социолога и политолога конца XIX–начала XXв. Макса Вебера (1864–1920). Широко известны его работы: «Хозяйство и общество» (1921), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913) и др.
М. Вебер большое внимание уделял влиянию на общественное развитие социально-духовных факторов (культурных, правовых и особенно религиозных). Так, например, возникновение капитализма он связывал с появлением новой разновидности христианства – протестантизма.
М. Вебер считал основой социальной жизни социальное действие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей. В соответствии с критерием осознанности он выделил четыре вида социального действия:
• целерациональное действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания цели, средств ее достижения и результатов действия (наиболее развит в экономической сфере);
• ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам;
• традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике;
• аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Основная функция такого социального действия – снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т.д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным.
Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании.
М. Вебер был сторонником понимающей социологии. Он считал, что социолог должен не только описать социальное явление, но и понять смысл, логику, мотивы человеческих поступков. Для этого понимания нужна соответствующая процедура «отнесения к ценностям». Необходимо выяснить, в каком социокультурном контексте возникло и развивалось изучаемое явление, каковы были ценности людей, ставших объектом исследования. При этом сам социолог должен быть ценностно-нейтральным.
Инструментами социологического познания М. Вебер считал так называемые «идеальные типы» – модели, создаваемые учеными (например, «религия», «капитализм», «государство».
Питирим Сорокин (1889–1968) – российско-американский классик социологии XX века, профессор сначала Санкт-Петербургского (до 1922 г.), а потом – Гарвардского университетов, автор всемирно известной 4-томной «Социальной и культурной динамики» (1937–1941)и других исключительно важных работ.
П. Сорокин ввел в социологию понятие «социокультуры» как единства трех элементов – личности, общества и культуры. Ключевой аспект единства социокультуры – определенная система ценностей. Так, например, в средневековье главным элементом системы ценностей был Бог, а в индустриальную эпоху – деньги.
П. Сорокин был сторонником идеи цикличности в общественном развитии. Историю человечества он рассматривал как периодическую смену трех социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и идеалистической.
П. Сорокин – один из основоположников теории социальной стратификации и создатель теории социальной мобильности.

3 Западная социология XXв.
В начале XXв. происходит рост популярности социологии и ее институционализация. Социологию начинают изучать практически во всех университетах по всему миру, возникает большое количество исследовательских центров, кафедр, факультетов, журналов, проводится множество исследований и научных конференций.
В это же время происходит резкое увеличение роли эмпирических исследований в социологии. Этим занималась, в частности, Чикагская школа социологии, представители которой проводили конкретные социологические исследования проблем урбанизации, миграции, преступности, семейных проблем, трудовых конфликтов, национальных и расовых отношений.
С середины XXв. в социологии возрастает интерес к теоретическим обобщениям, складываются две основные макросоциологические парадигмы.
Одна из этих парадигм – структурно-функциональный подход (Толкотт Парсонс, 1902–1979; Роберт Мертон, 1910–2004), в рамках которой общество рассматривается как система. Вторая основная парадигма современной макросоциологии – теория конфликта (Ральф Дарендорф, 1929–2009; Льюис Козер, 1913–2003), сторонники которой утверждают, что основными чертами любого общества являются господство, конфликт, подавление.
Ведущей микросоциологической парадигмой ХХв. является символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, 1863–1931), считающий сущностью социальной реальности взаимодействие (интеракцию) индивидов и групп на основе обмена символами.
В конце ХХв. в рамках концепции постмодернизма выдвинут целый ряд интересных социологических концепций: теория общества как самореферентной системы (Никлас Луман, 1927–1998), теория социального поля (Пьер Бурдье, 1930-2002), теория социальной структурации (Энтони Гидденс, р.1938).

4 Развитие отечественной социологии
В развитии отечественной социологии выделяют три периода:
• социологическая мысль дореволюционного периода (конец ХIХ–начало ХХв.);
• социологическая мысль советского периода (1917–1990);
• современное состояние отечественной социологии.
В дореволюционный период социологическая мысль Беларуси и России развивалась достаточно интенсивно в общем русле европейской культуры, испытывая влияние, с одной стороны, позитивизма (через переводы работ О. Конта и Г. Спенсера), а с другой стороны, идей марксизма (через переводы и популяризацию работ К. Маркса и Ф. Энгельса). Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания (ориентация на методы научного познания), радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества.
Основоположниками российской (т.е. отечественной) социологии считаются Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Николай Константинович Михайловский (1842–1904), Евгений Валентинович де Роберти (1843–1915, Михаил Михайлович Ковалевский (1851–1916), Николай Иванович Кареев (1850–1931) и другие. Эти исследователи не только разработали общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и научные социологические центры.
В 1887 г. вышел в свет учебник Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М. М. Ковалевский совместно с Е. В. де Роберти открыл в Париже русскую Высшую школу общественных наук, ставшую фактически первым российским факультетом социологии. В 1908 г. М. М. Ковалевский при поддержке В. М. Бехтерева открыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество.
В первые послереволюционные годы, как в России, так и в Беларуси прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Так, в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, в состав которого вошел факультет общественных наук, на базе которого была открыта кафедра социологии и первобытной культуры (заведующий – профессор С. З. Каценбоген). Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака.
Однако методологическая база социологических исследований того времени, и особенно их выводы не всегда устраивали новые органы власти.
В связи с этим второй период развития отечественной социологической мысли ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению.
В 30-е гг. истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным. Поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры.
После окончания Второй мировой войны, и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т.д.).
В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.
К концу 60-х–началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР открыт Институт конкретных социологических исследований. С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования».
На фоне изменений в Советском Союзе общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии.
Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления.
Третий период развития отечественной социологической мысли начинается с открытия в 1989 г. в Белорусском государственном университете философско-экономического факультета с отделением социологии и кафедрой социологии. В настоящее время кафедра социологии входит в состав факультета философии и социальных наук БГУ (заведующий – профессор А. Н. Данилов).
С 1997 г. в Беларуси выходит профессиональный журнал «Социология», главным редактором которого является профессор А. Н. Данилов, он же в 2000 г. избран президентом Белорусского социологического общественного объединения.
Таким образом, в период перестройки происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе, и процесс ее институционализации приобретает вполне законченные формы.

ГЛОССАРИЙ

Аномия (от франц. аnomia – отсутствие закона, организации) – состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать (термин Э. Дюркгейма).
Аффективное действие – действие неконтролируемое, эмоциональное, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий (термин М. Вебера).
Базис – совокупность производительных сил и производственных отношений (термин К. Маркса).
Закон трех стадий – историко-социологический закон, предложенный О. Контом, согласно которому знание и общая форма общества проходят через три состояния: 1) знание, пронизанное «теологическими» концепциями, и общество, где живут и господствуют жрецы и монархия; 2) «метафизическое» спекулятивное знание, связанное с эрой социального критицизма, а также политическим переворотом и революцией; 3) современная эра «позитивного» научного знания, в которую, как надеялся О. Конт, произойдет социальная реорганизация, направляемая научным знанием, и получит применение научная социология.
Идеальный тип – осмысление (идеализация) общего или отдельного явления в целях анализа и объяснения, представляющее явление только в абстрактной форме (термин М. Вебера). Примеры «идеальных типов» в науках: «совершенный вакуум», «государство», «бюрократия».
Исторический материализм – общий термин для концепции К. Маркса и Ф. Энгельса об историческом, социальном и экономическом изменении. Базисная идея, лежащая его в основе и заложенная в предисловии к «Политической экономии» (1859), состоит в следующем: «В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил».
Надстройка – совокупность всех общественных отношений (идеологических, политических, религиозных), остающихся «за вычетом» производственных (термин К. Маркса).
Общественно-экономическая формация – исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства (термин К. Маркса).
Позитивизм – социально-философское и социологическое направление (О. Конт, Г. Спенсер и др.), характеризующееся стремлением создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений и основанную на методологии, свойственной естественным наукам (например, физике, астрономии, химии, биологии).
Понимающая социология – социологическая концепция М. Вебера, предполагающая выявление исследователем ценностей, убеждений, мотивов, целей, лежащих в основе социальных действий.
Производительные силы – материальные основы производства, включая сырье, оборудование и инструменты, а иногда – техническое разделение труда.
Производственные отношения – совокупность экономических и неэкономических отношений, в которые вступают люди по поводу производства материальных благ.
Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в социологии (Дж. Г. Мид, Г. Блумер) сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
Социальная солидарность – тип интеграции, проявляемый обществом или группой. Э. Дюркгейм выделил два типа социальной солидарности: механическую солидарность, основанную на отношениях родства, общих ценностях и присущую простым обществам, и органическую солидарность, основанную на разделении труда, идеально подходящую для современных развитых обществ.
Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Согласно М. Веберу, действие становится социальным при двух условиях: 1) рациональной осмысленности; 2) ориентации на поведение других людей.
Социальные факты – образы действия, мышления и ощущения, внешние по отношению к индивиду и обеспечиваемые властью принуждения (термин Э. Дюркгейма).
Структурно-функциональный подход – теоретико-методологическое направление в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), исходящее из приоритета системного видения социальной реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов.
Теория конфликта – теория, подчеркивающая роль конфликта (особенно между группами и классами) в человеческих отношениях (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф).
Традиционное действие – действие, основанное на привычке, и минимально опосредованное целеполаганием. К нему относится большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором существенную роль играет привычка (термин М.Вебера).
Целерациональное действие – действие, предполагающее свободный и осознанный выбор цели (термин М. Вебера).
Ценностно-рациональное действие – действие, базирующееся на вере в безусловную ценность самого этого действия (например, вере в нравственные или религиозные идеалы) (термин М. Вебера).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии