БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Социология » Общество как социально-экономическая и социокультурная система

Общество как социально-экономическая и социокультурная система

Общество как социально-экономическая и социокультурная система

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Понятие об обществе как системном образовании
Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
При всем многообразии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:
• экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
• политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
• духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
• социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Рассмотрим отличительные признаки общества.
1. Социальность (от лат. socialis – совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
3. Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).
4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.
6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.
7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.
8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:
• социальные институты;
• социальные общности;
• социальные группы, классы, слои;
• социальные организации;
• человеческие индивиды.
Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса).

2.Культура как социальное явление
Одним из важнейших факторов развития общества является культура.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Культура – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Рассмотрим основные элементы культуры.
Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Нормы – образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:
• привычки – поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом;
• обычаи – массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений;
• традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени;
• институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые;
• законы – усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).
Убеждения и верования – субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.
Язык – объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющийся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.
Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т.д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах.
Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.
В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.
Некоторые социологи выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:
• образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;
• интегративная-дезинтегративная – чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т.д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;
• регулирующая – установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам.

3.Социокультурные процессы современного общества
Культура не стоит на месте. Происходящие в обществе социокультурные изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества, меняют системы ценностей, норм, образцов поведения людей.
Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни, привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии – являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.
На рубеже второго и третьего тысячелетий в спектре интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.
Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:
• неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран;
• глобализации нищеты как результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций глобализация, делающих богатых еще богаче, а бедных беднее;
• глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы;
• игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма;
• глобализации информационных процессов, создающей новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах;
• усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита – кинематограф, музыка и телевидение, испытывает.
В социокультурном измерении процесс глобализации проявляется в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, космополитизма, а также появлении глобальных социокультурных гибридов, складывающихся их причудливого смешения прежде несовместимых культурных феноменов.

ГЛОССАРИЙ

Виртуализация (от лат. virtus – воображаемый, мнимый) – процесс развития глобальных компьютерных сетей, перевода в киберпространство человеческой деятельности и, в конечном счете, подмены социальной реальности виртуальной.
Глобализация (от англ. global – мировой, всемирный) – постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.
Доминирующая культура – сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
Коллективное сознание – коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе (термин Э. Дюркгейма).
Контркультура – совокупность символов, ценностей и образцов поведения, которые противостоят доминирующей культуре.
Концепция «информационного общества» – научная концепция, идущая на смену концепции «постиндустриального общества» в западной науке (Ю. Хаяши, У. Мартин, Д. Белл). Информационное общество – историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства.
Концепция «общества знания» – концепция, созданная во второй половине ХХв. и ставящая во главу угла социального развития человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации.
Концепция «постиндустриального общества» – создана во второй половине ХХв. трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, З. Бжезинского, О. Тоффлера. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:
• доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество – определяющей является сельскохозяйственная сфера, главные структуры – церковь, армия;
• индустриальное общество – определяющей является промышленность, главные структуры – корпорация, фирма;
• постиндустриальное общество – определяющими являются теоретические знания, главные структуры – университеты, как места производства и накопления знаний.
Космополитизм (от др.-греч. кοσμοπολίτης – гражданин мира) – мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Массовая культура – создаваемая профессионалами, общедоступная и ориентированная на широкую аудиторию, а также на коммерческий успех культура. Предполагает стандартизированность формы и содержания. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.
Материальная культура – произведенные человеком предметы: инструменты, мебель, автомобили, здания и других физические субстанции, которые постоянно изменяются и используются людьми.
Народная культура – создаваемая анонимными творцами культура, чье функционирование практически неотделимо от повседневной жизни. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.
Нематериальная культура – создаваемые и используемые людьми слова, идеи, привычки, обычаи и верования.
Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Поп-культура – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Ее содержании обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).
Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Социальная структура – относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов.
Социальное время – ритм социальной жизни. Единица измерения – интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности (эпоха, сезон и т.д.).
Социальное пространство – порядок расположения социальных позиций (не совпадает с физическим пространством). Единица измерения – социальный статус.
Социальное развитие – необратимое направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние.
Социальные взаимодействия – система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Социальные изменения – многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе.
Социальные институты – сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, регулирующая деятельность людей при помощи установленных стандартов поведения
Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Социальные связи – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.
Социокультурные изменения – особая группа социальных изменений, выполняющих важные интеграционные, нормативные, регулятивные функции в обществе.
Социокультурный процесс – процессы, происходящие в социуме, и касающиеся существующих в нем культурных и социальных сфер.
Субкультура – совокупность символов, ценностей и образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
Элитарная культура – ориентированная на определенную подготовленную аудиторию культура. Включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Элементы элитарной культуры создаются профессионалами, а круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии