БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Социология » Личность как система. Процесс социализации личности

Личность как система. Процесс социализации личности

Личность как система. Процесс социализации личности

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Человек как биосоциальная система
Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом. Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различных социальных условий жизнедеятельности. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного и общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Итак, личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Но и понятие личности нуждается в уточнении. Дело в том, что оно может быть применено как к определенному человеку, подчеркивая его индивидуальность (например, личность Бальзака, Пушкина, Толстого), так и для обозначения социального типа личности (личность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника).
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами.
Значительным влиянием в социологии пользуется и ролевая теория личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус – это положение, занимаемое личностью в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется статусным набором. В рамках статусного набора выделяется один особо значимый или ведущий статус. Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с социальным престижем. Престиж определяется традицией и материальным обеспечением.
Каждый человек обладает множеством различных социальных признаков. Например, можно сказать, что Иванов является мужчиной, мужем, отцом, соседом, другом, токарем, работником тракторного завода, членом профсоюза, отличником производства, общественником, спортсменом, горожанином и т.д. В зависимости от того, является ли статусный набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают предписанный и достигаемый статусы.
Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил поведения, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».
Социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.
Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.
Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором. Его элементы не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему ролевому конфликту (например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника).

2.Структура и социальные типы личности
Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность, многоплановость структуры личности в начале ХХ века обратил внимание австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.
Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологические и социальные начала личности.
З. Фрейд выделил в структуре личности три компонента: область подсознательного, сфера биологических процессов и инстинктивных импульсов – «Оно» (Ид); сфера сознания, мыслительной деятельности человека – «Я» (Эго); особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются элементы культуры – «Сверх-Я» (Супер-Эго).
Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются благородством. Тем не менее, они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают: вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия.
У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят и своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты дают о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества, Эрос подвергается эстетической лакировке, общение — идеалом общественной жизни. Если же победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.
Важным вопросом социологического изучения личности является вопрос о ее типологических особенностях. При этом необходимо иметь в виду, что критериев для выделения типов личности существует бесконечное множество, поэтому имеется несколько вариантов типологизаций личности. Например, по психологическому критерию личности подразделяются по типам темпераментов – личность сангвиника, меланхолика, холерика, флегматика; по профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника; по отношению к социальным нормам – толерантный или конформистский типы личности; по отношению к власти – личность управленца и личность подчиненного; в зависимости от своеобразия проявления социальных качеств индивида – модальная и базисная личность; маргинальная личность. Различают также социальный и асоциальный типы личности.
Итак, социологический анализ выделяет в личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся систему. Только такая системность и целостность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная деятельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяют в решающей степени траекторию развития личности.

3.Социализация личности
Личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества.
Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией.
Формы социализации:
• направленная – дошкольное, школьное и специальное образование с соответствующим набором педагогических методик и технологий;
• ненаправленная – социализация в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников, иными словами везде, где есть формальные или неформальные отношения, в рамках непосредственного контакта между людьми.
Факторы социализации:
• биологические (наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные);
• психологические (черты характера, особенности темперамента, качества памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающиеся на легком или затрудненном усвоении социальных норм);
• экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества);
• социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отношения в армии и т.д.);
• политические (господство того или иного политического режима; сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или неподкрепленный экономикой демократизм, анархия или насильственный порядок и т.д.);
• культурологические (общее состояние культурной среды как в рамках ближайшего окружения, так и общества в целом, наличие или отсутствие у индивида культуры общения).
Этапы социализации:
• дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком);
• школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта);
• послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности);
• период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия);
• период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).
Основные институты социализации:
• семья, имеющая двойное социализирующее воздействие (не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют их усваивать новые роли, превращают их из супругов в родителей с соответствующими обязанностями и функциями);
• система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки), в рамках которой осуществляется основной массив социализирующего воздействия, закладываются основы личности как гражданина;
• институты трудовой деятельности (включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д.), вливаясь в которые человек получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя;
• институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).
Выделяют первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию (ресоциализацию), занимающую более длительный временной промежуток и включающую также зрелый и преклонный возраст.
Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

ГЛОССАРИЙ

Асоциальная личность – тип личности, чье поведение идет вразрез с установленными в обществе образцами поведения (например, личность преступника, алкоголика).
Базисная личность – тип личности, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя. Например, когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты этого типа личности, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.д.
Ведущий статус – особо значимый статус в рамках статусного набора.
Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.
Достигаемый статус – социальная позиция, для достижения которой необходимо затратить определенные усилия (учитель, чемпион, президент).
Индивид – отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями – определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п.
Конформистская личность (от позднелат. сonformis – подобный) – тип личности, чье поведение управляется давлением группы (общности, всего общества).
Маргинальная личность (от лат. margo – край, граница) – тип личности человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пытается порвать, а во вторую еще полностью не включился. Чаще всего маргиналами становятся при миграции – из одного населенного пункта в другой, из села в город и т.д.
Модальная личность (от лат. modus – мера, правило, образец) – наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Например, «типичный» американец, «типичный» белорус.
Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Направленная социализация – социально спланированная и организованная социализация.
Ненаправленная социализация – стихийно складывающаяся социализация.
Первичная социализация – период социализации, в значительной степени приходящийся на детство.
Предписанный статус – социальная позиция, приобретаемая при рождении в семье, принадлежащей к определенной социальной общности (титул, пол, национальность).
Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
Ролевой конфликт – ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей одного и того же сектора.
Социализация – продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальная роль – модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.
Социальный престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Социальный статус – позиция (положение) человека в группе или обществе.
Социальная личность – тип личности, чье поведение укладывается в рамки общепринятого в обществе.
Статусно-ролевой набор – совокупность статусов, принадлежащих одному индивиду, и ролей, ассоциируемых этими статусами.
Статусный набор – совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же человека.
Толерантная личность (от лат. tolerantia – терпение) – тип личности, чье поведение отличается терпимостью к установленным в обществе социокультурным образцам,
Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии