БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Социология права » СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА. МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА. МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА. МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

1. Понятие социальной структуры общества.
2. Социальные нормы.
3. Социальные роли, группы и институты. Общества.
4. Социальные функции права.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Понятие социальной структуры общества. Основоположники марксизма утверждали, что базисная структура общества – экономическая или материальная, она определяет, в основном, остальную часть социальной жизни, духовную или идеологическую. В этой парадигме право производно от человеческой деятельности и от социальных взаимосвязей, возникающих в результате этой деятельности. Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Такая упорядоченность-переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называется социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределений в ней людей.
Элементами социальной структуры могут выступать: группы людей, социальные роли, чаще всего – это функциональные отношения между социальными институтами, которые являются базовыми предпосылками существования общества.
Необходимо учитывать особенности формирования и развития социальных структур конкретных обществ как целостностей, в рамках которых и происходит воспроизводство материальных средств существования и самого человека. В этом смысле подобные целостности называются «социальными организмами», поскольку их основной функцией является обеспечение необходимых условий для воспроизводства людей. В число таких условий входят: единство территории, единство экономического и правового пространства, общность языка (или наличие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей вступать в устойчивые формы взаимодействия, и т. д. Подобными социальными организмами в современном обществе следует считать национально-государственные общности с их правовыми системами.
В обществе имеются нормативные структуры, оказывающие влияние на поведение людей. Различные действующие в обществе нормы существуют не независимо друг от друга, но во взаимосвязи. Так, во-первых, существуют различные по содержанию приоритетные правила (чаще всего, правовые), которые вступают в силу, когда в определенной ситуации возникает конфликт норм. Соответственно, вполне обоснованные, а следовательно, не случайные идеальные отношения между нормами называют «нормативными структурами». Можно было бы рассматривать существующие нормативные структуры (или «структурированные нормы») как часть социальной структуры. К социальной действительности относятся и формы руководящего действиями сознания. Под нормативными структурами подразумевают структурированные содержания сознания, которыми люди обмениваются в процессе коммуникации в обществе и которые транслируются традицией, тем самым, приобретая социальную значимость. Они влияют на действия, но им не тождественны. Взаимосвязь поступков отнюдь не является только результатом действия нормативных установок. На поступки оказывают влияние многие случайные факторы; кроме того, здесь действуют и другие закономерности, которые не определяются действующими нормами.
Итак, в обществе постоянно сосуществуют структурные элементы нормативного и ненормативного характера. Это необходимо учитывать, ибо исходя из структурно-функциональной теории легко прийти к заключению, что можно рассматривать социальную систему, поскольку она является «системой», а, следовательно, обнаруживает регулярность, как систему норм, а события, которые в нее не укладываются, расценить как отклонения. Последние же, в теоретическом отношении, приобретают тогда второстепенное значение.

2. Социальные нормы. Нормы существуют в любом обществе. Это чисто человеческое явление. Они играют чрезвычайно важную роль. Благодаря нормам индивидуальное поведение людей становится предсказуемым для других.
Социальные нормы – это всеобщие постоянно действующие предписания, регламентирующие человеческое поведение, которые прямо или косвенно ориентируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполагают их практическую реализацию. Они формируют социальные ожидания по отношению к поведению каждого члена общества и поддерживаются санкциями.
Как символическая система норма объективна, она так широка и гибка, что позволяет типизировать огромное множество ситуаций на протяжении всей нашей жизни. В той мере, в какой норма типизирует опыт, она делает его анонимным, так как этот опыт может быть воспроизведен любым, кто попадет в рассматриваемую категорию. Например, у меня ссора и развод с мужем. Этот конкретный и субъективно уникальный опыт с помощью нормативно – правовых структур типизируется в категорию «развода». Такая типизация имеет смысл для меня, для других и, вероятно, для моего мужа, но при этом остается анонимной.
Благодаря своей способности выходить за пределы «здесь и сейчас» норма соединяет различные зоны социальной реальности и интегрирует их в единое смысловое целое. Норма может создать эффект присутствия множества ситуаций.
Следует оговориться, что в обществах разных типов преобладают различные формы существования норм, поэтому вполне имеет смысл говорить о различных системах норм, однако:
1. Как правило, нормативные структуры общества не полностью систематизированы и унифицированы. Постоянно возникают конфликты норм, которые проистекают не только из противоречивости отдельных предписаний, но могут и иметь принципиальный характер. Такие расхождения отражают историю нашего общества, в котором слились разные культурные традиции. В Беларуси, например, это традиции христианства и славянского язычества.
2. Нормативные системы разных обществ так сильно отличаются не потому, что в них действуют различные нормы, а потому, что в разных обществах установлены различные приоритеты. Кроме того, в разных обществах разнится степень строгости санкций в случае нарушения норм (сравним, например, санкции за нарушение супружеской верности: в современной Германии неверную супругу уже не топят в болоте, как это бывало у древних германцев).
Наша повседневная жизнь организована в понятиях нормативных релевантностей (правил поведения). Основные релевантные структуры даны уже готовыми в самой правовой системе. В конечном счете, право как целое имеет свою собственную структуру.
Развитое право можно разделить на 6 пластов:
1. Права человека.
Это наиболее общие правовые нормы, составляющие глубинный слой права. Они вытекают из естественного порядка вещей. К ним относят право на жизнь, здоровье, свободу, частную собственность, право ребенка на счастливое детство и т. д.
2. Принципы права.
Это основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права. Являются основой правотворческой деятельности государства, организаций и граждан. Но зачастую они сами приобретают регулирующее значение (суд, не найдя нормы права для разрешения конкретного дела, сам создает ее применительно к рассматриваемому казусу на основе принципов права). К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма принцип равенства всех перед законом и судом.
3. Нормы, принятые на референдуме.
Относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы жизни страны. Как правило, во всех государствах этот пласт права не столь обширен. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с нормами законодательными и зачастую являются основой для их разработки и принятия парламентом.
4. Нормы, изданные государством.
Разрабатываются и принимаются государственными органами. Особое значение здесь имеют законы, но важны и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства). Подзаконные акты издаются на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим.
5. Корпоративные нормы.
Это правила поведения, разрабатываемые в организациях и распространяющиеся на их коллективы. Прослеживается следующая закономерность: чем выше уровень развития экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов, и, следовательно, тем больше распространение получают нормы, позволяющие организациям определять параметры своего поведения самостоятельно. В промышленно развитых странах доля таких норм гораздо выше общегосударственных.
6. Договорные нормы формулируются гражданами, организациями для урегулирования вопросов, по которым закон молчит либо дает субъектам права возможность определяться самостоятельно. Договорные отношения обязательны для сторон их заключивших и, возможно, для суда, который будет рассматривать спор в будущем.
Итак, к частному праву относят: договорные нормы; корпоративные нормы
Публичное право: референдумные нормы; государственные нормы.
Правовые основы: права человека; принципы права.
Следует указать и на социальное распределение права. Перед законом все равны, но эта максима в реальной жизни не всегда выполняется. Социальное распределение права начинается с того простого факта, что мы не обладаем теми же правами, что и другие. Мы можем быть ограничены в своих правах из-за болезни или привлечены к ответственности.
В социологии часто говорится о позитивных (вознаграждающих) и негативных (карающих) санкциях. Негативные санкции – действия, целенаправленно воздействующие на свой объект. Они оправдываются в глазах общества выполняемой им карательной функцией, имеют важное значение, но нельзя себе представить, что все преступники в обществе были бы наказаны.
Системы вознаграждения имеют другую структуру и менее урегулированы. Структура власти отражается и на распределении санкций. В целом господствующие нормы всегда являются нормами господствующих.
Признание норм происходит различными способами. Очень часто нормам следуют только из страха перед санкциями. Кроме того, люди могут выполнять нормы из-за благоразумия. Нормы нередко принимаются на основе понимания, что другая норма или ценность, которая уже признана, подразумевает эту норму (Если люди не хотят подвергать жизнь опасности, нужно внимательно водить автомобиль).
Обычно же нормы усваиваются в процессе интернализации. Интернализация маскирует императивный характер нормы, налагаемый на индивида извне и могущий вызвать протест. Происходит апеллирование к внутреннему голосу совести, поэтому, поэтому следование норме превращается в привычку, влекущую психологический барьер в случае ее нарушения (стыд, отвращение). В этом случае речь идет о табу. Преимущественно сейчас табуирование происходит в сексуальной сфере, например, в отношении многих людей к так называемым перверзиям (извращениям). Наше просвещенное мышление не подходит для табуирования, оно не подходит и для взрослых. Но, может ли социализация, которая ставит своей целью интернализацию норм, осуществляться без «дрессировки» индивида при помощи специфических запретов?
Социальные нормы находятся в неразрывной связи с социальными ролями.

3. Социальные роли, группы и институты. Социальная роль – определенный набор поведения и ожиданий, определямых специаль-ными нормами, обращенными от соответствующей группы, групп к обладателю определенных социальных позиций. Важно то, что, хотя поведения – ожидания обращены к людям, они относятся не к ним самим, а к занимаемым ими позициям. Но это вовсе не означает, что человек должен полностью отказаться от индивидуальности в угоду ожиданиям. Люди, которым постоянно приходится играть определен-ные роли, часто со временем приобретают ролевые привычки. Они способствуют ориентации других людей в процессе социального взаимодействия. Например, не существует специальных предписаний относительно формы одежды доцентов высшей школы. Если молодой ученый, которого пригласили в чужой университет для чтения доклада, оденется точно так же, как и студент, может случиться так, что его никто не заметит. Так возникает дезориентация. Нормативное ядро роли окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже формируют относящиеся к роли поведенческие ожидания.
Анализировать взаимосвязь между ролями и правом можно с двух точек зрения. Если рассматривать ее в перспективе правового порядка, роли оказываются институциональными репрезентациями и звеньями, опосредующими институционально объективированную правовую систему. Если ее рассматривать в перспективе различных ролей, то каждая роль несет в себе часть социально определенных правовых норм. Безусловно, обе перспективы указывают на один и тот же глобальный феномен. Исходя из первой перспективы, можно сказать, что право существует лишь в той мере, в какой индивиды реализуют его; исходя из второй – роли представляют собой правовой порядок, который определяет их характер и придает им объективный смысл. Правовые нормы задают стандарты ролевого исполнения, которые доступны всем членам общества. Следовательно, каждый индивид, исполняя роль «Х» может считаться ответственным за следование данным стандартам, которые служат к тому же в качестве рычагов социального контроля.
Человек – не просто социальное существо. Его своеобразие заключается в том, что в силу своей природы он стремится к отношениям в малых, обозримых группах. Он не только вырастает в семье, но и пытается в течении всей своей жизни искать связи с малыми группами. Если последнее ему не удается, это наносит серьезный ущерб его личности. Ощущение принадлежности к большой массе не компенсирует это. Когда стремительные социальные изменения или возросшая социальная мобильность вырывают людей из связей в малых группах, это приводит к дезинтеграционным явлениям, к отчуждению, аномалиям, увеличению числа психических заболеваний и т.д.
Существуют группы, которые не являются социальными:
1. Статистическая группа (группа лиц с одинаковым доходом, профессиональная группа).
2. Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется в оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой – либо группы, мы принимает групповые стандарты. Мы культивируем в себе соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Иногда может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем и тем, что должны были иметь. Это ощущения часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Можно сделать вывод, что не все референтные группы положительны.
В большинстве групп функционируют всеобщие нормы, но существуют нормы, которые регулируют внутригрупповые отношения. Иногда локальная культура отдельной группы может организовывать субкультуру. Это наблюдается во многих сектах, образовавшихся из религиозных движений, а также в местах лишения свободы.
Итак, под социальной группой понимают совокупность людей, объединившуюся посредством интегрирующего поведения.
Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Институт это устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи строится вокруг проблем воспроизводства рода, социализации и материального обеспечения детей, экономические институты – производства и реализации товаров и услуг, политические институты – защиты граждан друг от друга и от внешних врагов, религиозные институты – усиления социальной солидарности.
Периодически возникает необходимость в институционализации т.е. процессе, возникающим тогда, когда определенная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения поведением предсказуемым, которое ожидается, моделируется. Например, институт права устанавливает правило, согласно которому головы будут рубить определенным способом в определенных обстоятельствах и делать это будут определенные типы людей (скажем, палачи, представители нечистой касты, девственницы определенного возраста или те, кто назначен жрецами).
В процессе институционализации формируются механизмы социального контроля, т.е. в бытие вносится принцип порядка. В современном мире существует огромное множество социальных институтов, которые являются как бы узловыми пунктами ценностно- нормативной структуры общества. Они выполняют важнейшую социальную функцию, которая сводится к установлению и сохранению социального порядка.
Общества. Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности, социальные правовые нормы, характеризующиеся осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) своих членов. Нередко термины «национальное государство» и «общество» употребляют в одинаковом смысле, но они не обязательно взаимозаменяемы. Например, многие европейские государства включают в себя несколько национальных групп. В Великобритании это шотландцы, валлийцы и англичане; в Бельгии – фламандцы и французы. Аналогично в африканских государствах проживают не по одному десятку племен: 250 – в Нигерии, 200 – в Заире, 130 – в Танзании.
В теории выделяют следующие виды обществ:
- общества охотников и собирателей;
- огороднические общества;
- аграрные общества;
- индустриальные общества;
- постиндустриальные общества.
Параллельно с типологией можно выделить типы социальных и правовых структур:
- элементарная социальная структура, главным принципом регулирования социальных отношений которой выступают родственные узы. В качестве нормативного регулятора выступает миф;
- полуэлементарная социальная структура отражает совокупность не только внутриродственных связей, но и внешнегрупповых (брачные союзы.) В таких обществах существуют 2 источника права: миф и обычай;
- полусложная социальная структура. Одновременно существуют три источника права(миф, обычай, закон),наличествует тройная организа ция судебной системы: семейное правосудие, общественное и правосудие политической власти;
- сложная социальная структура. Осуществление правосудия является официальной монополией государства, существует четыре источника права: миф и обычай, закон и государство. Государство стремиться монополизировать закон (таблица).

Таблица

Социальная организация Социальная структура Типы отношений Название юридического аппарата Источники права Концепции юридической системы Организация судебной системы
Устность и общинное устройство Элементарная (родительская власть) Внутренние в родствен-ной группе Мифический Изначаль-ные обычаи
Примири-тельное правосудие внутри группы
Полуэлементарная
(родствен-но-полити-ческая власть) Внутрен-ние, внутренне-внешние через союзы Обычный Изначаль-ные обычаи + приобре-тенные обычаи Накопление источников и техники права Примири-тельное правосудие внутри группы и межсемейный арбитраж
Полуслож-ная (двойствен-ность родствен-ной и поли-тической) Внутрен-ние, внутренне-внешние через договоры или соглашения между сообществами Законный Изначальные обычаи + прио-бретенные обычаи
+ устные законы
+ договорен-ность Примири-тельное правосудие внутри группы, межсемейный арбитраж, политическое судебное разрешение споров
Сложная
(множест-венность властей с уменьшени-ем роли родствен-ной власти) Преоблада-ние внешних отношений
в ущерб внутренним Законный Развитие традицион-ного
закона + договорен-ностей. Обычай переходит в разряд второсте-пенных источников Смешанное использова-ние отношений человек- человек, человек-вещь, человек- Бог
Письмен-ность, индивидуа-лизм или коллекти-визм Сложная
(множест-венность неродствен-ных властей) Частные или обществен-ные, националь-ные или междуна-родные Законно-государствен-ный Закон договор, обычаи (второстепенный источник) Уменьшение роли или замена самых старых источников, использова-ние письменных актов Государственное и межгосудар-ственное правосудие (международные судебные органы)

4. Социальные функции права. В социальном институте можно выделить внешнюю форму проявления и внутреннее содержание. Внешне социальный институт представляет собой совокупность учреждений, финансовых и материальных средств, кадровых ресурсов. Внутренняя же сторона социальных институтов предстает как совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, ответственных за осуществление определенных функций.
Праву свойственны все общие черты социальных институтов. Рассмотрим частные особенности права как социального института.
Право – важнейший фактор социального порядка. Оно обеспечивает социальную стабильность. Право участвует в формировании структуры обществ, контролируя работу государственных учреждений и организаций, а также пределы допустимого в деятельности индивидов и государства. Право тесно связано с политической жизнью общества. Наконец, право выступает составной частью ценностной системы общества, отражая и воплощая ценности, характерные для этого общества.
Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:
1. Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающего его порядка. С помощью правовых норм и соответствующих санкций достигается превалирование в обществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечивая наличие в обществе определенного необходимого уровня комформности, право способствует выживанию и адаптации общества как системы. Не случайно право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию можно считать основной.
2. Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе выполнять определенные обязанности, и пользоваться определенными правами. Тем самым право стимулирует слаженное развитие социального организма, закрепляет существующие социальные отношения и способствует их совершенствованию.
3. Охранительная функция. Связана с регулятивной. Направлена на защиту индивидов, групп и организаций от возможных нарушений их прав и ущемления интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправных. Помимо этого функция проявляется в восстановлении нарушенного права, компенсации причиненного ущерба и реабилитации несправедливо обвиненных.
4. Коммуникативная функция. Право вписано в единое информационное поле, каковым является общество. Все правовые документы являются носителями важной информации. Особенностью правовой информации является ее предписывающий характер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социальному существованию индивидов, которые сами заинтересованы в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.
5. Социализирующая функция. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и оставалась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее поколение глубоко усвоило социальные ценности и нормы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов. В целом процесс социализации личности длится всю жизнь. Конечно, наиболее интенсивно он идет в детстве и юности. Сущность социализации заключается в постепенной интернализации (усвоении) индивидом выработанных обществом ценностей и норм. Ее результатом является появление у него внутреннего императивного саморегулятора – совести, которая без давления внешнего социального контроля, без угрозы санкций способна удерживать его от нежелательных для общества, потенциально дезинтегрирующих его действий. Участие в процессе социализации личности представляет собой одну из важнейших функций института права. Оно реализуется через правовое воспитание, результатом чего становится формирование у индивида правосознания и правовой культуры.
На состоянии социальных институтов отражается уровень стабильности и развития всей общественной системы. В современной белорусской конституции гарантируются права и свободы личности. Но в реальной жизни эти права и свободы постоянно нарушаются со стороны административной власти, органов юстиции и правопорядка, работодателя. Защита своих прав в судах стоит больших денег, так что многие граждане не в состоянии оплатить услуги адвоката. Не является секретом и коррупция в судебных органах: по уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире наряду с некоторыми африканскими республиками. На уровень общенациональной вышла и проблема проникновения криминальных кругов в бизнес. Нелегальный бизнес теперь не ограничивается торговлей оружием, наркотиками и контрабандой. В сферу влияния криминальных структур попадают и предприятия промышленности.
Таким образом, состояние права в Беларуси связано с политическими и экономическими проблемами, стоящими перед страной на переходном этапе развития. Существование таких проблем снижает результативность и потенциал института права. Во многом здесь просматривается вина политической элиты страны, деятельность которой не всегда соответствует правовым нормам.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии