БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Социология права » СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРАВА. Социологическое понятие права

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРАВА. Социологическое понятие права

Автор: Maxvel 1-11-2012, 20:30

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРАВА. Социологическое понятие права

1. Смысловые грани понятия права.
2. Право и государство.
3. Проблема власти в социологии права.
4. Право и социальные изменения.
5. Право и другие нормативные системы.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Смысловые грани понятия права. Даже первое поверхностное наблюдение позволяет прийти к выводу, что право используется в настоящее время в двух смыслах – субъективном и объективном. Считается, что субъективное право связано с индивидом или коллективом. Например, право голоса, право на образование. Но в большей степени интересно объективное право – нормы, касающиеся индивидов и подлежащих обязательному соблюдению под страхом наказания. Эта весьма общая формулировка, в какой-то мере противостоит понятию свободного права. Но при помощи этих санкций происходит охрана декларированного субъективного права.
Существует деление на публичное и частное право. К публичному праву относятся нормы, которыми руководствуются государства в своих взаимоотношениях (международное право) или которыми регламентируются взаимоотношения между индивидами и объединяющими их коллективами (конституционное, административное право). К частному праву относятся нормы, регулирующие взаимодействие личных интересов, например, гражданское право или коммерческое. Но реальность очень сложна, поэтому встречаются случаи, когда эти права взаимодополняемы.
Итак, для социологии права право – это совокупность обязательных для исполнения норм, определяющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой момент времени. Вне всякого сомнения, обязанность является фундаментальным элементом права. Это проявляется в сфере договорного права. Структура контрактов устанавливается сообществом посредством юридических или обиходных норм и может быть изменена лишь в той мере, в какой это соответствует изменениям во взглядах сообщества.
Не может быть обязанностей без санкций. Для того, чтобы стать правовыми санкции должны сказываться как на социальном, так и на имущественном положении людей. Можно подразделить санкции в зависимости от отраслей применяющего их права. Гражданское право преимущественно носит реституционный характер, а уголовное – репрессивный.
Вот почему Дюркгейм, используя социологическую терминологию, говорил, что гражданско – правовые санкции соответствуют «низкому уровню коллективного сознания». Напротив, нарушения предписаний уголовного права вызывают у социальной группы сильную реакцию. Санкция в этом случае осложняются эмоциональным элементом, и не может быть просто рестуционной, поскольку преступление возмутило «высокий уровень коллективного сознания».

2. Право и государство. Ubi societas, ibi jus: где общество там и правосудие. Всегда ли это так? Считается, что право неразрывно связано с государством, но.… Существуют два учения: монистическое, сторонники которого считают, что создавать правовые нормы способна только одна группа, политическая, то есть государство, и плюралистическое, приверженцы его утверждают, возможность создания правил функционирования, выходящих за рамки простых постановлений, сколь-нибудь значимыми объединениями. Всегда было и сейчас есть право, не относящееся к компетенции государства. Существует надгосударственное и подгосударственное право.
НАДГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО.
Религиозное право – множественность систем религиозного права (каноническое, мусульманское, право древних евреев, право некоторых религий Древнего Востока.)
Международные организации. Подавляющее большинство – технические или культурные, но есть и чисто юридические. Уже существуют организации, по поводу которых вполне можно задаться вопросом, не носят ли их предписания правового характера несмотря на отсутствие какой-либо политической власти для претворения их в жизнь. Это вечный вопрос о сущности международного права. Нельзя считать надгосударственным римское право.
ПОДГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО.
Группы, подчиненные государству. После падения империи Каролингов в Средневековой Франции возникло множество локальных и региональных правовых обычаев, которые явно не были связаны с политической властью.
Современные государства. Имеется ввиду, что определенная вторичная группа создает для себя правила, отличные от общепринятых, и эти правила применяются заинтересованными лицами, не встречая противодействия, мы имеем дело с правовыми нормами, которые остаются иногда в латентном состоянии, или даже являются тайными, но при других обстоятельствах приобретут широкий размах и будут введены в правовую систему государства.

3. Проблема власти в социологии права. Безусловно то, что право тесно связано с государством и властью, которая наделена полномочиями выражать волю различных слоев и групп. Однако понятие власти намного шире, чем просто государственная власть, так как в процессе эволюции общества многие объединения и структуры влияли и продолжают влиять на развитие социума и закрепление его постоянно развивающихся отношений.
Существуют сотни определений власти и ее содержания. Стоит привести мнение Л.А.Тихомирова: факт власти является неизбежным, как прямое следствие психической природы человека. Цели, которые при этом ставит перед собой властвующий, могут быть самыми разнообразными. Но как только проявление власти получает общественный характер, ее главной целью становится создание и поддержание порядка. За некоторым достижением этой задачи та же власть получает задачу придать порядку нравственный характер, сделать его орудием осуществления «правды».
Понятие «власть» представляет собой не столько государственную власть, сколько власть как таковую – как совокупность лиц и институтов, способных оказывать определяющее влияние на общественные процессы и личные судьбы даже и вне действия законодательного поля. Эта власть с давних времен имела следующие основные сферы проявления, которые проделали свой исторический генезис:
- власть авторитета личности (колеблется в нынешнем мире, но в целом падает, потому что сужен отбор вождей и руководителей);
- власть юридическая (в целом в мире имеет тенденцию к ограничению в пользу надгосударственных структур);
- власть экономическая (ее эпицентры смещаются в сторону мировых монополий);
- власть финансовая (непрерывно усиливается и все более монополизируется);
- власть религиозная (повсюду размывается и подтачивается ради «интернациональной веры», некоего симбиоза псевдознания и мистики);
- власть военная (явное смещение в неконтролируемые мировые блоки);
- власть нравственных заповедей (для конца ХХ–начала ХХI вв. характерно снижение нравственных критериев, их подмена прагматическими установками, но всего более демагогией);
- власть международных институтов (достигла апогея и имеет уже реальную тенденцию к преобразованию в мировое правительство);
- власть СМИ и пропаганды (выросла в ХХв. в чудовищную силу, имеющую глобальный характер, опирается на мощную промышленность, в которой заняты миллионы людей). Эта власть деформирует общественные науки, так что они фактически играют вспомогательную роль в механике принятия властных решений;
- власть общественного мнения (эта форма власти с одной стороны возросла, сделавшись как бы главным инструментом демократического общества, но, с другой, общественное мнение, прежде всего, подвержено манипулированию и программированию);
- власть тайных организаций, к которым можно было бы причислить и разведывательные органы (прежде всего, подвержена процессам глобализации, и нет сомнения в том, что эта власть фантастически огромна);
- власть традиционных культур, где в полной мере проявляется национализм, патриотизм и т.п. (в наибольшей степени воздействует на биологическую природу человека, переживает кризисное состояние).
Властные отношения являются и целью и условием любых социальных преобразований. Они представляют собой целостный феномен, имеющий политические, экономические, социальные, правовые, моральные и философские аспекты.

4. Право и социальные изменения. Наблюдения убедительно показывают, что право подвергается изменению и это следует из самого определения права – если право творится социальной группой, оно не более устойчиво, чем сама эта группа. Даже уголовное право подвержено изменениям. Ни один человеческий поступок не является сам по себе правомерным или преступным. Преступления, кажущиеся нам ужасными, в некоторых группах дозволены, а другие, которые у древних народов сурово наказывались, оставляют нас безразличными.
Но если анализировать существующую реальность, то можно заметить, что со временем некоторые нормы права не в полной мере отражают действительность. Это часто происходит из-за того, что право не успевает за теми изменениями, которые происходят в обществе, и так как процедура принятия нового или отмены старого акта достаточна длительна. Такие проблемы особенно характерны для стран с развивающейся экономикой. Таким образом, нормы, оторванные от исторической реальности, заполоняют правовую базу, население игнорирует их предписания, постепенно происходит переоценка ценностных ориентаций и возникает двойная мораль. Такое явление имеет место и сейчас в некоторых постсовестских странах. Часто поступками людей руководит страх за последующее наказание, которое может воздаться со стороны распространителей «двойной» морали.

5. Право и другие нормативные системы.
Право и миф. Наиболее древней нормативной системой является миф. В совокупности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззренческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений. Ритуальная практика придает нормативный характер жизни каждого индивида и общества в целом, регламентируя повседневные занятия людей, внося в их существования необходимые запреты, налагая преграды индивидуальному произволу.
Право и религия. Религиозные нормы абсолютны, они не допускают альтернатив и разночтений, и нарушающий их человек не подлежит оправданию, они предписывают определенные модели социального поведения на основе особого состояния души – веры. Религия в какой - то мере занимается и вопросами совести. В обществах современного типа проводится различие между авторитетом правосудия и совестью. Впрочем, было бы невозможно отождествить совесть и право как в смысле действия, которое оно регламентирует, так и в смысле применяемых санкций.
Право и мораль. Различие между правом и моралью тоньше, поскольку они находятся в одной плоскости, правда, мораль имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право. Сфера применения правовых оценок к морали гораздо уже, чем моральных к праву.
Польский исследователь А.Подгурецкий выделил три основных вида поведения людей, связанного с правовыми и моральными нормами:
а) поведение, которое подлежит исключительно моральной оценке;
б) поведение, которое подлежит исключительно правовой оценке;
в) поведение, которое подлежит исключительно правовой и моральной оценке одновременно.
Зададим вопрос: должна ли правовая норма уступать норме морали, или следует ратовать за приоритет права? Для социолога и правоведа ответ однозначен. Так как норма права определяет мнение большинства и принята в установленном порядке с соблюдением соответствующей процедуры, тона должна и применяться. Но встречаются случаи узурпации власти и, следуя этому, обязанность подчиняться может и должна нарушаться.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии