БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения в России в конце XIX — начале XX вв.

Политические и правовые учения в России в конце XIX — начале XX вв.

Автор: Maxvel 6-01-2011, 19:23

Политические и правовые учения в России в конце XIX — начале XX вв.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Политико-правовое учение большевиков
Большевизм — наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924 гг.), вождь Великой Октябрьской социалистической революции. Под руко¬водством Ленина была разработана первая советская Конституция, осуществлен переход к НЭПУ. Он явился создателем СССР и III Коммунистического интернационала.
Ленин опубликовал множество работ различного направления по вопросам государства и права, среди которых: «Что делать?» (1902 г.), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917 г.), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.), «Детская болезнь "левизны" в коммунизме» (1920 г.).
Большевизм как идейно-политическое движение возник в 1903 г. и отражал крайне радикальную форму социалистической идеи.
Деятельность Ленина была связана с тем периодом развития цивилизованного общества, который он называл империализмом, представляющим собой последнюю стадию капитализма, обеспечивающую необходимые материальные предпосылки для перехода к социализму. Переход этот мог быть осуществлен только посредством революции. Но она лишь в том случае будет успешной, если появятся необходимые для ее осуществления объективные (наличие революционной ситуации) и субъективные (наличие революционной партии и масс, готовых идти за ней) предпосылки.
Придерживаясь антироссийских, антинациональных установок, большевики стремились воспрепятствовать стабилизации российской экономики (выступали против реформы Столыпина, которая порождала силой крестьян-собственников и сводила на нет идейные позиции большевиков), выдвигали лозунг поражения России в Первой мировой войне, тезис о превращении империалистической войны в гражданскую.
Ленин считал, что победа государства пролетарской диктатуры возможна и должна быть осуществлена первоначально в немногих или даже в одной отдельно взятой стране. Основоположник большевизма полагал, что в России классовая борьба уже достигла того уровня, за которым должна следовать революция. При этом ни о каких реформах, даже радикальных, в духе социал-демократического реформизма, не может быть и речи.
Ленин писал, что после победы социалистической революции, которая уничтожит буржуазное государство, будет установлено государство диктатуры пролетариата. Оно необходимо как централизованная организация силы «для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства».
Этим новым государством диктатуры пролетариата должна была стать Республика Советов. Такое пролетарское социалистическое государство — орудие диктатуры рабочего класса — учреждается не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления противников. Республика Советов должна сочетать черты представительной и непосредственной демократии. Советы одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют их выполнение.
Строится и функционирует такая республика на основе демократического централизма (выборность всех органов снизу доверху, подотчетность и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.). «Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». По мере роста культуры и образования граждан, прекращения сопротивления свергнутых классов должны были отмереть репрессивные функции государства и само государство.
В. И. Ленин полагал, что при социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял.
Большевистская партия в системе диктатуры пролетариата должна была сохранить свои специфические черты и со временем срастись с государством.
Ленин придавал огромное значение партии в делах пролетарского государства. Он исходил из того, что диктатуру призван осуществить организованный в Советы рабочий класс, руководимый Коммунистической партией большевиков, направляемой ее Центральным комитетом во главе с Оргбюро и Политбюро.
Авантюрно-утопические позиции, отражавшие вместе с тем глубинные чаяния и интересы русского народа, социально-политическая демагогия, использование всех возможных средств борьбы позволили большевикам в 1917 г. захватить власть в Петрограде, подавить сопротивление всех иных политических сил, установить свою власть в стране.
Таким образом, марксистско-ленинское учение в отличие от других теорий социализма было реализовано на практике. Однако та модель социализма, которая утвердилась в целом ряде стран Европы, Азии, Америки и прежде всего в СССР как государстве, первом продолжившем путь к социализму и, следовательно, заложившем наиболее типичные его черты, оказалась во многом несостоятельной, а потому отвергнутой большинством стран.

Политико-правовое учение марксизма
Марксизм как политико-правовая теория был создан немецким философом Карлом Марксом (1818—1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895 гг.). Основные положения марксизма нашли отражение в работах, созданных этими мыслителями: «Манифест Коммунистической партии» (Маркс, Энгельс), «Нищета философии» (Маркс), «18 брюмера Луи Бонапарта» (Маркс), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (Маркс), «Капитал» (Маркс), «Гражданская война во Франции» (Маркс), «Критика Готской программы» (Маркс), «К критике политической экономии. Предисловие» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс).
Марксизм представляет собой оригинальную и целостную систему философских, экономических и политических взглядов на развитие общества, способы его преобразования, место в нем человека, цели исторического прогресса.
Маркс разработал принципы материалистического понимания истории, в соответствии с которыми основу общественного развития составляют производительные силы, уровень которых определяет наличие тех или иных производственных отношений, образующих базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка (государство, право, мораль, идеология, политика). Причем экономика, по Марксу, всегда остается первичной. Но базис оказывает решающее воздействие на надстройку косвенно и лишь в «конечном счете» через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни.
Общественно-экономическая формация непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости. Переход от одной формации к другой происходит в ходе классовой борьбы господствующих и угнетенных классов, которая является движущей силой исторического развития. Капитализм — это последняя эксплуататорская формация. С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия между производительными силами и буржуазными производственными отношениями, а также между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения. Однако Маркс и Энгельс в своих работах говорили о том, что капитализм нельзя усовершенствовать и необходимо революционное переустройство капиталистического общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, — писал Маркс в работе «Критика Готской программы», — лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
Установив политическое господство, пролетариат, по мнению Маркса, осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения, сосредоточит все орудия производства в руках государства, введет одинаковую обязательность труда для всех.
Идея насилия пронизала марксизм. «Коммунисты», — указывали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», — открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».
Марксизм ставил перед пролетариатом как политически господствующим классом следующие задачи:
1) вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал;
2) централизовать все орудия производства в руках государства;
3) конфисковать имущество эмигрантов;
4) централизовать кредит в руках государства посредством создания национального банка с государственным капиталом;
5) централизовать весь транспорт в руках государства;
6) увеличить число государственных фабрик;
7) ввести одинаковую обязательность труда для всех;
8) создать промышленные армии;
9) соединить земледелие с промышленностью, содействовать постепенному устранению различия между городом и деревней;
10) обеспечить общественное и бесплатное воспитание всех детей.
Сущность государства и права К. Маркс и Ф. Энгельс непосредственно выводили из теории классов и классовой борьбы.
Государство интерпретировалось основоположниками марксизма как политическая организация экономически господствующего класса. К. Маркс отмечал, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
Под политической властью марксисты понимали организованное насилие одного класса для подавления другого. Маркс считал, что после ликвидации классов «публичная власть потеряет свой политический характер».
Марксистское политико-правовое учение построено на признании антагонизма между классами, который выступает движущей силой истории.
Социальным идеалом марксизма является коммунизм —- общество, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Коммунизм — безгосударственный строй, основу которого составят добровольные самоуправляющиеся союзы.
Коммунистическое общество согласно марксизму состоит из двух фаз: низшей (социализм) и высшей (коммунизм). Низшая фаза, т. е. социализм, по Марксу, — это такое общество, которое развивается не на собственной основе, а выходит из капитализма, а потому еще сохраняет во всех отношениях его пережитки. Высшая фаза, т. е. коммунизм, характеризуется марксизмом как общество, в котором станет излишним деление последнего на различные классы, существующие в силу разделения труда.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии