БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Социология права » СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Автор: Maxvel 1-11-2012, 20:36

СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Общественное мнение как социальный институт.
2. Социологические аспекты правотворческого процесса.
3. Проблемы социальной эффективности права.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Общественное мнение как социальный институт. Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем. Именно в общественном мнении проявляется социальная активность большинства населения, прямо не задействованного в политическом и законодательном процессах.
Развитое общество обладает соответствующими институцио-нальными структурами, функционирующими в качестве узаконенных каналов выражения общественного мнения. К ним относят выборы органов власти, разделение властей, наличие гарантированных гражданских свобод, в частности свободы избирательного права, свободы слова печати, собраний, совести, участие масс в законодательном процессе путем проведения референдумов, деятельность средств массовой информации (СМИ).
В гражданском обществе общественное мнение представляет собой полноценный социальный институт, функция которого заключается в эффективном контроле над политической властью, исключающем с ее стороны злоупотребления, нарушения человеческих прав и свобод.
Важнейшим отличием общественного мнения от других социальных феноменов является отсутствие естественного механизма самообнаружения. Поэтому трудно сказать, что все же такое общественное мнение: мнение конкретных и реальных людей, представляющих тот или иной социальный слой или субкультуру, или же это некая абстракция, полученная в результате обобщения их высказываний. Ответы одних и тех же людей на одни и те же вопросы социологических исследований могут меняться под влиянием изменений в формулировке вопросов, тона опрашивающего, настроения опрашиваемого.
Для снижения уровня неопределенности в исследовании общественного мнения существует ряд параметров, позволяющих осуществлять процедуру его измерения. К ним относятся:
- направленность общественного мнения – преобладающая в ответах оценка того или иного социального явления, события, политического решения;
- интенсивность – показатель твердости и определенности выражения общественного мнения. Она проявляется в особенностях формулировки, которая может быть уклончивой, а может быть жесткой и не допускающей толкований;
- степень интеграции – показатель единства общественного мнения, которое может быть почти единодушным, а может характеризоваться значительной расщепленностью, наличием глубоких разногласий.
В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:
- рациональный;
- эмоциональный;
- волевой.
С точки зрения практической реализации общественное мнение имеет два структурных аспекта: общественная оценка (суждение) и общественная воля.
Общественное мнение выполняет ряд функций:
1. Оценочная – включает в себя выражение ценностного отношения массового социального субъекта к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни.
2. Познавательная – общественное мнение выступает как средство и способ социального познания.
3. Адаптационная – связана с ролевыми ожиданиями и реализуется в процессе социализации.
4. Культуронаследования – основывается на способности общественного мнения к социальной трансляции норм, ценностей, народной мудрости, стереотипов.
5. Управленческая – объединяет в себе регулятивную и номенклатурную и состоит в регулятивном воздействии общественного мнения на социальные субъекты и процессы.
Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда имеет ортофлексированный, концептуальный характер и не всегда бывает прогрессивным, т.е. отражает идеалы справедливости и гуманизма.


2. Социологические аспекты правотворческого процесса. Под правотворческим процессом понимают государственную и общественную деятельность, направленную на развитие и совершенствование правовых норм. Процесс правотворчества включает в себя 2 стадии: стадию разработки правового документа и стадию превращения проекта в закон.
1. Правотворческий процесс имеет социальные корни. Ход правотворческого процесса можно представить в виде последовательности ряда этапов: Предварительный этап:
- осознание и осмысление существования социальных, экономических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;
- кристаллизация интересов классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;
- осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а так же распределение политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящегося законопроекта.
2. Этап подготовки текста, заключается в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.
3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется СМИ и доводится до сведения рядовых граждан.
4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в в законопроект вносятся существенные поправки и изменения, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.
5. Этап обсуждения проекта в законодательном органе, в результате чего законопроект приобретает окончательную форму и проходит через процедуру голосования.
6. Этап вступления законодательного акта в силу. С момента своего вступления в силу закон становится обязательным для исполнения для всех.
Правотворческий процесс реализует интересы социальных групп и слоев, а социологии важно понять какие причины социального характера влияют на принятие тех или иных законопроектов и правотворчества в целом.
В рамках социологии выделяют:
- предзаконодательную социологию, которая изучает вопросы, связанные с состоянием общественного мнения перед принятием законопроекта, а также подготовка населения к предстоящим изменениям в законодательстве;
- послезаконодательную социологию, которая исследует отношения общественного мнения к уже вступившим в законную силу законодательным актам, а также эффективность действия последних, занимается выявлением причин малоэффективности законов.
Социология законодательства в собственном смысле слова занимается разработкой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм. Согласно К.Кульчару, социологические исследования в области правотворчества ведутся преимущественно в трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной социальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая корректировка практики нормотворчества.
Социологическое изучение права необходимо для обеспечения гласности в отношении правотворчества и имеющихся в обществе социальных проблем, требующих законодательного решения. Так, в советское время умалчивалось само существование проституции или наркомании в силу этого попыток решить данную проблему не было.
Одна проблема являющаяся немаловажной это лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и оказывающих направленное давление на законотворческий процесс посредством подкупа.
В сфере социологии законодательства особо часто применяются такие методы как опрос и моделирование. Моделирование – разработка условий модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. В основе опроса лежит признание того факта, что если законопроект устраивает общественное мнение, то это свидетельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики.

3. Проблемы социальной эффективности права. Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Согласно В.В.Лапаевой, эффективность закона – это соотношение между целями, содержащимися в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике.
Эффективность определяется взаимодействием трех следующих факторов:
- содержанием самого закона;
- соответствием реальной социально-политической правовой ситуации в обществе;
- общим уровнем правовой культуры граждан и уровнем их правосознания.
С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма – неверия населения в действенность и справедливость права как такового.
Для социальной характеристики нашего общества нужно отметить то, что экономическая и политическая нестабильность и социальная напряженность являются наиболее негативными для формирования демократической правовой культуры.
По мнению И.С.Самощенко и А.Б.Венгерова эффективность правовых норм можно оценить по методу использования показателя частоты применения исследуемых законов. Т.Гейгер и Э.Гирш предлагали использовать пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев противоправного. Согласно этого подхода получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан. Иногда в качестве эффективного критерия выступает степень действенности практической реализации правовой нормы в деятельности правоприменительных органов.
По мнению французского социолога права Ж.Карбонье, неэффективность правовой нормы с точки зрения социологии представляет гораздо больший интерес, чем ее эффективность, так как неэффективность применения закона указывает на наличие скрытых причин и факторов социального порядка, которые в первую очередь интересуют социологию.
Эмпирически верифицируемым индикатором эффективности норм законодательства мог бы служить такой по своей сути правовой показатель как мера конфликтности урегулированных данной нормой общественных отношений. Ведь право – это прежде всего важнейшее средство объективного, общесправедливого для конфликтующих сторон разрешения социальных конфликтов, способ обеспечения устойчивости общественной системы, ее интеграции в качестве единого целого (В.В.Лапаева).
Итак, качество правовых актов – это их соответствие прогрессивным тенденциям развития всей системы социальных отношений нашего общества и оформление согласно научно-обоснованной нормотворческой деятельности: Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8 Конституции Беларуси).
Непродуманность, поспешность и амбициозность в процессе создания правовых актов вредны.

Данные статистики о количестве отмененных и измененных приговоров и решений в кассационном и надзорном порядке

Год Отменено в кассационном порядке Изменено в кассационном порядке Отменено в надзорном порядке Изменено в надзорном порядке Количество работавших судей
приговоров решений приговоров решений приговоров решений приговоров решений число работавших судей
1991 563 1187 640 162 430 1084 473 55 482
1992 650 1182 724 140 553 857 435 57 510
1993 746 1283 921 152 578 1003 324 35 515
1994 876 1254 981 98 564 1012 373 60 517
1995 1055 1251 1047 157 706 1141 284 45 601
1996 946 1374 1258 217 597 1288 425 98 617
1997 769 1335 1407 271 443 1103 460 111 640
За год 801 1267 997 171 554 1068 396 66 565

Из приведенных данных за семь лет следует, что в среднем в год на одного судью приходилось 9,6 отмененных и измененных приговоров и решений в кассационном и надзорном порядке. Это грубейший брак в работе судов первой инстанции. За каждым незаконным и необоснованным постановлением суда стоят незаслуженно обиженные люди. Нарушение правосудия – потеря у многих людей веры в него, в немалой степени обесчещивание судейского корпуса. В связи с этим актуально высказывание Председателя Верховного Суда В.О.Сукало на I съезде судей Республики Беларусь: «По результатам проведенных опросов, доверие населения к правосудию не превышает 35%. Таковы реалии сегодняшнего дня».
В юридической и социологической литературе отсутствует единое мнение о сути правовой деятельности, необходимо повышать ответственность за разработку и применение правовых актов на всех уровнях всех ветвей государственной власти, следует исключить вероятность вторичного дублирования законодательной базы. По данным анкеты только 15% судей районных и городских судов вносили предложения по изменению и дополнению законодательства Республики Беларусь.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии